Уровни обученности
Одной из важнейших задач, стоящих перед школой, является повышение качества обучения и воспитания учащихся. При этом обучение рассматривается как целенаправленный процесс взаимодействия учителя и учащихся, в ходе которого происходит усвоение знаний, формирование умений и навыков, осуществляется воспитание и развитие учащихся.
«Критериями оценки результатов обучения определены: уровень обученности учащихся, их личностное развитие, здоровье и здоровый образ жизни.
Обученность по математике рассматривается как владение учеником системой заданных учебной программой знаний и умений, приобретенных за определенный период обучения.
Обученность – это результат предшествующего обучения, и условие успешности последующего обучения.
Уровень обученности - количественная характеристика степени усвоения учащимися учебного материала в соответствии с требованиями учебных программ и образовательных стандартов за определённый промежуток времени.
Важным аспектом в работе учителя является организация сбора данных для оценки уровня усвоения учебного материала и выявления пробелов в знаниях учащихся. Для оценки результатов учебной деятельности учащихся выделяется пять уровней усвоения учебного материала.
Первый уровень (низкий, до 16%) — действия на узнавание, распознавание и различение понятий (объектов изучения) – наиболее простые проявления математической памяти, формализованного восприятия математического материала.
Второй уровень (удовлетворительный, 16%-36%) — действия по воспроизведению учебного материала (объектов изучения) - формализованное восприятие математического материала, проявление на более продвинутом уровне математической памяти.
Третий уровень (средний, 36%-64%) — действия по воспроизведению учебного материала (объектов изучения) на уровне понимания; описание и анализ действий с объектами изучения - формализованное восприятие математического материала, обобщение математического материала, математическая память.
На последующих уровнях учащиеся проявляют в той или иной степени все компоненты математических способностей.
Четвертый уровень (достаточный, 64%-90%) — действия по применению знаний в знакомой ситуации по образцу; объяснение сущности объектов изучения; выполнение действий с четко обозначенными правилами; применение знаний на основе обобщенного алгоритма для решения новой учебной задачи.
Пятый уровень (высокий, 90%-100%) — действия по применению знаний в незнакомых, нестандартных ситуациях для решения качественно новых задач; самостоятельные действия по описанию, объяснению и преобразованию объектов изучения.
Одним из способов отслеживания качества обучения является педагогический мониторинг.
Я расскажу про свою систему работы по проведению мониторинга на уроках математики в 10б классах.
Целью проведения мониторинга является улучшение состояния общеучебной подготовки учащихся путем выявления проблем и целенаправленной коррекционной работы.
Для себя я поставила следующие задачи:
Сравнительный анализ мониторинга по математике провожу:
- по итогам текущего контроля;
- по итогам четверти, полугодия;
- по итогам года;
- по итогам промежуточной и итоговой аттестаций.
Результаты мониторинга обрабатываются:
- по каждому ученику;
- по каждому классу;
- по предмету;
- рассматриваются в динамике в течение учебного года, по сравнению с предыдущими годами.
Для проведения мониторинга по итогам текущего контроля я составляю диагностическую карту на основе анализа контрольной работы (Приложение 1). Диагностическая карта представляет собой таблицу, в которой по горизонтали вносятся фамилии учащихся, а по вертикали указана тема и основные понятия и умения, которые должны быть сформированы после её изучения.
В эту таблицу вношу плюсы и минусы по перечисленным понятиям и умениям.
Получив результаты контрольной работы, я могу определить на каком уровне усвоения материала находится ученик и, следовательно, на развитие каких компонентов математических способностей нужно обратить большее внимание при индивидуальной работе с учащимся.
Российским учёным В.П.Симоновым предложена формула расчёта уровня обученности учащихся (УОУ) применительно к пятибалльной системе оценки результатов учебной деятельности учащихся:
УОУ = |
n"5"х 100% + n"4"х64% + n"3"х36% + n"2"х 16%
n
где:
n"5" - количество полученных «пятёрок»;
n"4" - количество полученных «четвёрок»;
n"3" - количество полученных «троек»;
n"2" - количество полученных «двоек»;
n - количество учащихся.
Применительно к одному ученику n – количество контрольных, проверочных, самостоятельных и других работ в четверти (другом периоде обучения).
По этой формуле я рассчитала уровень обученности каждого ученика (Приложение 2) и результаты внесла в таблицу, по которой можно выявить лучших учеников класса. Эту работу целесообразно вести последовательно и постоянно на протяжении различных этапов обучения.
Лучший в классе по математике ученик имеет рейтинг 1 (Приложение 3). Полученные цифры могут быть закрытой информацией для коллектива обучающихся и станут известны только родителям ученика по их просьбе.
Для наглядности составила диаграмму, которая позволяет визуально отследить подвижки в степени обученности обучающихся в ту или иную сторону (Приложение 4). По этой диаграмме видно, что в классе преобладает средний уровень, и этот показатель практически не меняется на протяжении всех лет обучения.
Ведется также и мониторинг успеваемости класса по предмету за несколько лет (Приложение 5). Мониторинг также представляется в виде диаграмм качества знании учащихся, которые наглядно показывают диагностику качества знаний по математике. (Приложение 6)
Результаты мониторинга показывают стабильное качество знаний обучающихся 10б класса по математике.
Я также провожу мониторинг результатов контрольных работ. Контрольные работы по математике в школе по плану. (Приложение 5)
Мониторинг результатов контрольных работ показывает, что в классе качество знаний по алгебре в третьей четверти падает, что вероятнее всего связано с тем, что третья четверть в школе самая длинная и ребята к концу четверти устают больше, чем в остальных четвертях.
В течение всего учебного года веду мониторинг вычислительных навыков, ежемесячно провожу проверку техники вычисления. (Приложение ) Полученные данные вносятся в личную карточку каждого обучающегося и строится график значений, где четко отслеживается картина за весь год.
Мониторинг вычислительных навыков показывает, что вычислительные навыки развиваются в 5 - 6 классах, в 7 – 9 классах идет спад значений вычислительной техники, значит на уроках алгебры и геометрии есть смысл уделять большее внимание на развитие вычислительных навыков.
В этом учебном году я начала применять тематический мониторинг в 10 классе. При завершении каждой большой темы, за несколько уроков до контрольной работы я провожу самостоятельную работу на 10 – 15 минут с ключевыми задачами этой темы. Проверка этих работ показывает, над чем нужно еще поработать, на что уделить внимание. После отработки возникших проблем у учащихся провожу контрольную работу и сравниваю результаты. Внося полученные результаты в таблицу, отслеживаю учащихся у которых данная тема вызывает затруднения.(Приложение 8)
Хотя обработка данных и требует большого количества времени, но полученные результаты помогают в работе учителя.
Для меня мониторинг является еще и диагностикой, на основании которой можно наблюдать развитие мотивации учения у каждого ученика и класса в целом.
И в заключении хотелось бы отметить, что мониторинг – инструмент управления учебно-воспитательным процессом. Проводя мониторинговые исследования, необходимо помнить, что главная цель – помощь, а не оценить, выявить недостатки, а не успехи.
Данная система работы позволила мне:
1. Определить уровень обученности и обучаемости по предмету;
2. Разработать методические материалы по устранению пробелов и коррекции знаний.
3. Выявить факторы и условия, влияющие на качество обучения.
4. Проводить своевременно обработку полученных результатов.
Если использовать мониторинговую систему определения достижения обучающихся, то процесс обучения становится более осмысленным и целенаправленным, что приведет к повышению качества знаний обучающихся, повлияет на рост творческой активности.
Приложение 1.
1. Диагностическая карта
Проверяемые знания, умения и навыки |
|
Ануфриева О. |
Барышников М. |
Воробьёва Е. |
Кадарметов В. |
Катафеев А. |
Кафарский П. |
Тихонов В. |
Шипунов Д. |
Система линейных неравенств |
Раскрытие скобок |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Умножение «+» на «-» |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
Перенос слагаемых в левую и правую части |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
Приведение подобных слагаемых |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
Нахождение неизвестного множителя |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
Изображение решение неравенств на числовой прямой |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
Нахождение пересечения решений |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
ответ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
Квадратные корни |
Правильно выставить порядок действий |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Умножение квадратных корней |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
Извлечение квадратного корня |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
Вынесение за знак корня |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
Упрощение выражения, содержащего квадратные корни |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
Задача на движение |
Понимание текста задачи, выделение условия и вопроса задачи, построение логической цепочки по решению задачи |
- |
- |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
Знание математического смысла фразы: «на больше, на раньше, задержан на» |
- |
- |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
|
Составить уравнение |
- |
- |
- |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
|
Решить уравнение |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
|
Ответить на вопрос задачи |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
|
Функции |
Понимание смысла «принимает положительные (отрицательные) значения» |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
Решение неравенства |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
|
Ответить на вопрос |
- |
- |
+ |
- |
- |
- |
+ |
+ |
|
Оценка |
3 |
4 |
4 |
4 |
4 |
3 |
4 |
5 |
Приложение 2
№ п/п |
Ф.И. |
Уровень обученности |
||||||||||
5 кл. |
6 кл. |
7 кл. |
8 кл. |
|
9 кл. |
|
10 кл. |
|||||
1 |
Ануфриева О |
55,6% |
3у |
45,2% |
3у |
55,6% |
3у |
57% |
3у |
54,7% |
3у |
3у |
2 |
Барышников М. |
48,4% |
3у |
48% |
3у |
57,8% |
3у |
53,5% |
3у |
60,9% |
3у |
3у |
3 |
Воробьёва Е. |
64% |
4у |
51% |
3у |
55,6% |
3у |
60,9% |
3у |
64,9% |
4у |
3у |
4 |
Кадарметов В. |
48,7% |
3у |
60,4% |
3у |
45,3% |
3у |
48% |
3у |
68,7% |
4у |
3у |
5 |
Катафеев А. |
64,7% |
4у |
64,9% |
4у |
64% |
4у |
46,5% |
3у |
76% |
4у |
4у |
6 |
Кафарский П. |
34,9% |
2у |
44% |
3у |
38,8% |
3у |
34,5% |
2у |
36,9% |
3у |
3у |
7 |
Тихонов В. |
50% |
3у |
41,1% |
3у |
40,9% |
3у |
45,3% |
3у |
38,4% |
3у |
3у |
8 |
Шипунов Д. |
64% |
4у |
59,2% |
3у |
64% |
4у |
64% |
4у |
64% |
4у |
4у |
Приложение 3.
№ п/п |
Ф.И. |
Уровень обученности 5 кл. |
Рейтинг
|
1 |
Ануфриева О |
55,6% |
3 |
2 |
Барышников М. |
48,4% |
6 |
3 |
Воробьёва Е. |
64% |
2 |
4 |
Кадарметов В. |
48,7% |
5 |
5 |
Катафеев А. |
64,7% |
1 |
6 |
Кафарский П. |
34,9% |
7 |
7 |
Тихонов В. |
50% |
4 |
8 |
Шипунов Д. |
64% |
2 |
Приложение 4
Приложение 5.
Мониторинг успеваемости по математике обучающихся 10б класса
№ |
Ф.И. |
5 кл. |
6 кл |
7 кл |
8 кл |
9 кл |
10 кл |
уровень |
2013-2014 |
2014-2015 |
2015- 2016 |
2016-2017 |
2017-2018 |
2018-2019 |
|||
1 |
Ануфриева О. |
4 |
4 |
3 |
4 |
4 |
|
3у |
2 |
Барышников М. |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
|
3у |
3 |
Воробьёва Е. |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
|
3у |
4 |
Кадарметов В. |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
|
3у |
5 |
Катафеев А. |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
|
3у |
6 |
Кафарский П. |
4 |
4 |
3 |
3 |
3 |
|
2у |
7 |
Тихонов В. |
4 |
3 |
3 |
3 |
4 |
|
2у |
8 |
Шипунов Д. |
4 |
3 |
4 |
4 |
4 |
|
3у |
Приложение 6.
Приложение 7
Мониторинг результатов контрольных работ по алгебре обучающихся 10б класса за 2017-2018 учебный год
Приложение 8.
Мониторинг трудных тем
|
Квадратичная функция |
Уравнения с одной переменной |
Неравенства с одной переменной |
|||
|
с/р |
к/р |
с/р |
к/р |
с/р |
к/р |
Ануфриева О. |
3 |
4 |
3 |
4 |
3 |
4 |
Барышников М. |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
5 |
Воробьёва Е. |
4 |
5 |
3 |
4 |
3 |
4 |
Кадарметов В. |
3 |
4 |
3 |
4 |
3 |
4 |
Катафеев А. |
4 |
5 |
4 |
5 |
4 |
5 |
Кафарский П. |
2 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
Тихонов В. |
3 |
3 |
3 |
4 |
2 |
3 |
Шипунов Д. |
3 |
4 |
4 |
4 |
3 |
4 |
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.