Статья "Уровни обученности математике"
Оценка 4.9

Статья "Уровни обученности математике"

Оценка 4.9
Педсоветы
docx
математика
5 кл—9 кл
21.11.2020
Статья "Уровни обученности математике"
Уровни обученности.docx

Уровни обученности

Одной из важнейших задач, стоящих перед школой, является повышение качества обучения и воспитания учащихся. При этом обучение рассматривается как целенаправленный процесс взаимодействия учителя и учащихся, в ходе которого происходит усвоение знаний, формирование умений и навыков, осуществляется воспитание и развитие учащихся.

«Критериями оценки результатов обучения определены: уровень обученности учащихся, их личностное развитие, здоровье и здоровый образ жизни.

Обученность по математике рассматривается как владение учеником системой заданных учебной программой знаний и умений, приобретенных за определенный период обучения.

Обученность – это результат предшествующего обучения, и условие успешности последующего обучения.

 Уровень обученности -  количественная характеристика степени усвоения учащимися учебного материала в соответствии с требованиями учебных программ и образовательных стандартов за определённый промежуток времени.

Важным аспектом в работе учителя является организация сбора данных для оценки уровня усвоения учебного материала и выявления пробелов в знаниях учащихся. Для оценки результатов учебной деятельности учащихся выделяется пять уровней усвоения учебного материала.

Первый уровень (низкий, до 16%) — действия на узнавание, распознавание и различение по­нятий (объектов изучения) – наиболее простые проявления математической памяти, формализованного восприя­тия математического материала.

Второй уровень (удовлетворительный, 16%-36%) — действия по воспроизведению учебного мате­риала (объектов изучения) - формализованное восприя­тие математического материала, проявление на более продвинутом уровне математической памяти.

Третий уровень (средний, 36%-64%) — действия по воспроизведению учебного материала (объек­тов изучения) на уровне понимания; описание и анализ действий с объектами изучения - формализованное восприя­тие математического материала, обобщение математического материала, математическая память.

На последующих уровнях учащиеся проявляют в той или иной степени все компоненты математических способностей. 

Четвертый уровень (достаточный, 64%-90%) — дей­ствия по применению знаний в знакомой си­туации по образцу; объяснение сущности объектов изучения; выполнение действий с четко обозначенными правилами; применение знаний на основе обобщенного алгоритма для решения новой учебной задачи.

Пятый уровень (высокий, 90%-100%) — действия по применению знаний в незнакомых, нестандар­тных ситуациях для решения качественно но­вых задач; самостоятельные действия по опи­санию, объяснению и преобразованию объек­тов изучения.

Одним из способов отслеживания качества обучения является педагогический мониторинг.       

Я расскажу про свою систему работы по проведению мониторинга на уроках математики в 10б классах.

Целью проведения мониторинга является улучшение состояния общеучебной подготовки учащихся путем выявления проблем и целенаправленной коррекционной работы.

Для себя я поставила следующие задачи:

  • определение достижений учащихся по темам изучаемого курса математики;
  • реализация индивидуальных возможностей учащихся;
  • отслеживание результатов учебной деятельности по предмету.

Сравнительный анализ мониторинга   по математике провожу:

- по итогам текущего контроля;

- по итогам четверти, полугодия;

- по итогам года;

- по итогам промежуточной и итоговой аттестаций.

Результаты мониторинга обрабатываются:

- по каждому ученику;

- по каждому классу;

- по предмету;

- рассматриваются в динамике в течение учебного года, по сравнению с предыдущими годами.

Для проведения мониторинга по итогам текущего контроля я составляю диагностическую карту на основе анализа контрольной работы (Приложение 1). Диагностическая карта представляет собой таблицу, в которой по горизонтали вносятся фамилии учащихся, а по вертикали указана тема и основные понятия и умения, которые должны быть сформированы после её изучения.

В эту таблицу вношу плюсы и минусы по перечисленным понятиям и умениям.

Получив результаты контрольной работы, я могу определить на каком уровне усвоения материала находится ученик и, следовательно, на развитие каких компонентов математических способностей нужно обратить большее внимание при индивидуальной работе с учащимся.

Российским учёным В.П.Симоновым предложена формула расчёта уровня обученности учащихся (УОУ) применительно к пятибалльной системе оценки результатов учебной деятельности учащихся:

 

УОУ =

n"5"х 100% + n"4"х64% + n"3"х36% + n"2"х 16%

                                     n

где:

 n"5" - количество полученных «пятёрок»;

n"4" - количество полученных «четвёрок»;

 n"3" - количество полученных «троек»;

n"2" - количество полученных «двоек»;

n - количество учащихся.

 

Применительно к одному  ученику n – количество контрольных, проверочных,   самостоятельных и других работ  в четверти (другом периоде обучения).

         По этой формуле я рассчитала уровень обученности каждого ученика (Приложение 2) и результаты внесла в таблицу, по которой можно выявить лучших учеников класса. Эту работу целесообразно вести последовательно и постоянно на протяжении различных этапов обучения.

         Лучший в классе по математике ученик имеет рейтинг 1 (Приложение 3). Полученные цифры могут быть закрытой информацией для коллектива обучающихся и станут известны только родителям ученика по их просьбе.

         Для наглядности составила диаграмму, которая позволяет визуально отследить подвижки в степени обученности обучающихся в ту или иную сторону (Приложение 4). По этой диаграмме видно, что в классе преобладает средний уровень, и этот показатель практически не меняется на протяжении всех лет обучения.

 

Ведется также и мониторинг успеваемости класса по предмету за несколько лет (Приложение 5).  Мониторинг также представляется в виде диаграмм   качества знании учащихся, которые наглядно показывают диагностику качества знаний по математике. (Приложение 6)

 Результаты мониторинга показывают стабильное качество знаний обучающихся 10б класса по математике.

Я также провожу мониторинг результатов контрольных работ.    Контрольные работы по математике в школе  по плану.  (Приложение 5)

 Мониторинг результатов контрольных работ показывает, что в классе качество знаний по алгебре в третьей четверти  падает,   что вероятнее всего связано с тем, что третья четверть в школе самая длинная и ребята к концу четверти устают больше, чем в остальных четвертях.

В течение всего учебного года веду мониторинг  вычислительных навыков, ежемесячно провожу проверку техники вычисления.  (Приложение ) Полученные данные вносятся в личную карточку каждого обучающегося и строится график значений, где четко отслеживается картина за весь год.

  Мониторинг вычислительных навыков показывает, что вычислительные навыки развиваются в 5 - 6 классах, в 7 – 9 классах идет спад значений вычислительной техники, значит на уроках алгебры и геометрии есть смысл уделять большее внимание на развитие вычислительных навыков.  

В этом учебном году  я начала применять  тематический мониторинг в 10 классе. При завершении каждой большой темы, за несколько уроков до контрольной работы я провожу самостоятельную работу на 10 – 15 минут с ключевыми задачами этой темы.  Проверка этих работ показывает, над чем нужно еще поработать, на что уделить внимание.    После отработки возникших проблем у учащихся провожу контрольную работу и сравниваю результаты. Внося полученные результаты в таблицу, отслеживаю учащихся у которых данная тема вызывает затруднения.(Приложение 8)

Хотя обработка  данных и требует большого количества времени, но полученные результаты помогают в работе учителя.

Для меня  мониторинг является еще и диагностикой, на основании которой можно наблюдать развитие  мотивации учения у каждого ученика и класса в целом.

И в заключении хотелось бы отметить, что мониторинг – инструмент управления учебно-воспитательным процессом. Проводя мониторинговые исследования, необходимо помнить, что главная цель – помощь, а не оценить, выявить недостатки, а не успехи.

Данная система работы позволила мне:

1.     Определить уровень обученности и обучаемости по предмету;

2.     Разработать методические материалы по устранению пробелов и коррекции знаний.

3.     Выявить факторы и условия, влияющие на качество обучения.

4.     Проводить своевременно обработку полученных результатов.

Если использовать мониторинговую систему определения достижения обучающихся, то процесс обучения становится более осмысленным и целенаправленным, что приведет к повышению качества знаний обучающихся, повлияет на рост творческой активности.

 

 

 

Приложение 1.

1. Диагностическая карта

Проверяемые знания, умения и навыки

 

Ануфриева О.

Барышников М.

Воробьёва Е.

Кадарметов В.

Катафеев А.

Кафарский П.

Тихонов В.

Шипунов Д.

Система линейных неравенств

Раскрытие скобок

+

+

+

+

+

+

+

+

Умножение «+» на «-»

+

+

+

+

+

+

+

+

Перенос слагаемых в левую и правую части

+

+

+

+

+

+

+

+

Приведение подобных слагаемых

+

+

+

+

+

+

+

+

Нахождение неизвестного множителя

+

+

+

+

+

+

+

+

Изображение решение неравенств на числовой прямой

+

+

+

+

+

+

+

+

Нахождение пересечения решений

+

+

+

+

+

+

+

+

ответ

+

+

+

+

+

+

+

+

Квадратные корни

Правильно выставить порядок действий

+

+

+

+

+

+

+

+

Умножение квадратных корней

+

+

+

+

+

+

+

+

Извлечение квадратного корня

+

+

+

+

+

+

+

+

Вынесение за знак корня

-

+

+

-

+

+

+

+

Упрощение выражения, содержащего квадратные корни

-

+

+

-

+

+

+

+

 

Задача на движение

Понимание текста задачи, выделение условия и вопроса задачи, построение логической цепочки по решению задачи

-

-

-

+

+

-

+

+

Знание математического смысла фразы: «на больше, на раньше, задержан на»

-

-

-

+

+

-

+

+

Составить уравнение

-

-

-

+

-

-

+

+

Решить уравнение

-

-

-

-

-

-

-

+

Ответить на вопрос задачи

-

-

-

-

-

-

-

+

Функции

Понимание смысла «принимает положительные (отрицательные) значения»

+

+

+

+

+

-

+

+

Решение неравенства

-

+

+

+

+

-

+

+

Ответить на вопрос

-

-

+

-

-

-

+

+

Оценка

3

4

4

4

4

3

4

5

 

 

 

 

Приложение 2

 

п/п

Ф.И.

Уровень обученности

5 кл.

6 кл.

7 кл.

8 кл.

 

9 кл.

 

10 кл.

1

Ануфриева О

55,6%

45,2%

55,6%

57%

54,7%

2

Барышников М.

48,4%

48%

57,8%

53,5%

60,9%

3

Воробьёва Е.

64%

51%

55,6%

60,9%

64,9%

4

Кадарметов В.

48,7%

60,4%

45,3%

48%

68,7%

5

Катафеев А.

64,7%

64,9%

64%

46,5%

76%

6

Кафарский П.

34,9%

44%

38,8%

34,5%

36,9%

7

Тихонов В.

50%

41,1%

40,9%

45,3%

38,4%

8

Шипунов Д.

64%

59,2%

64%

64%

64%

 

Приложение 3.

 

п/п

Ф.И.

Уровень обученности

5 кл.

 

Рейтинг

 

1

Ануфриева О

55,6%

3

2

Барышников М.

48,4%

6

3

Воробьёва Е.

64%

2

4

Кадарметов В.

48,7%

5

5

Катафеев А.

64,7%

1

6

Кафарский П.

34,9%

7

7

Тихонов В.

50%

4

8

Шипунов Д.

64%

2

 

 

 

Приложение 4


Приложение 5.

Мониторинг успеваемости по математике обучающихся 10б класса

Ф.И.

5 кл.

6 кл

7 кл

8 кл

9 кл

10 кл

уровень

2013-2014

2014-2015

2015- 2016

2016-2017

2017-2018

2018-2019

1

Ануфриева О.

4

4

3

4

4

 

2

Барышников М.

4

4

4

4

4

 

3

Воробьёва Е.

4

4

4

4

4

 

4

Кадарметов В.

4

4

4

4

4

 

5

Катафеев А.

4

4

4

4

4

 

6

Кафарский П.

4

4

3

3

3

 

7

Тихонов В.

4

3

3

3

4

 

8

Шипунов Д.

4

3

4

4

4

 

 

 

Приложение 6.

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 7

Мониторинг результатов контрольных работ по алгебре обучающихся 10б класса за 2017-2018 учебный год

 

Приложение 8.

Мониторинг трудных тем

 

Квадратичная функция

Уравнения с одной переменной

Неравенства с одной переменной

 

с/р

к/р

с/р

к/р

с/р

к/р

Ануфриева О.

3

4

3

4

3

4

Барышников М.

4

4

4

4

4

5

Воробьёва Е.

4

5

3

4

3

4

Кадарметов В.

3

4

3

4

3

4

Катафеев А.

4

5

4

5

4

5

Кафарский П.

2

3

3

3

3

3

Тихонов В.

3

3

3

4

2

3

Шипунов Д.

3

4

4

4

3

4

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Уровни обученности Одной из важнейших задач, стоящих перед школой, является повышение качества обучения и воспитания учащихся

Уровни обученности Одной из важнейших задач, стоящих перед школой, является повышение качества обучения и воспитания учащихся

Пятый уровень (высокий, 90%-100%) — действия по применению знаний в незнакомых, нестандар­ тных ситуациях для решения качественно но­вых задач; самостоятельные действия по опи­санию, объяснению и…

Пятый уровень (высокий, 90%-100%) — действия по применению знаний в незнакомых, нестандар­ тных ситуациях для решения качественно но­вых задач; самостоятельные действия по опи­санию, объяснению и…

Российским учёным В.П.Симоновым предложена формула расчёта уровня обученности учащихся (УОУ) применительно к пятибалльной системе оценки результатов учебной деятельности учащихся:

Российским учёным В.П.Симоновым предложена формула расчёта уровня обученности учащихся (УОУ) применительно к пятибалльной системе оценки результатов учебной деятельности учащихся:

В течение всего учебного года веду мониторинг вычислительных навыков, ежемесячно провожу проверку техники вычисления

В течение всего учебного года веду мониторинг вычислительных навыков, ежемесячно провожу проверку техники вычисления

Приложение 1. 1. Диагностическая карта

Приложение 1. 1. Диагностическая карта

Ф.И. Уровень обученности 5 кл

Ф.И. Уровень обученности 5 кл

Приложение 5. Мониторинг успеваемости по математике обучающихся 10б класса №

Приложение 5. Мониторинг успеваемости по математике обучающихся 10б класса №

Приложение 7 Мониторинг результатов контрольных работ по алгебре обучающихся 10б класса за 2017-2018 учебный год

Приложение 7 Мониторинг результатов контрольных работ по алгебре обучающихся 10б класса за 2017-2018 учебный год
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.11.2020