План-конспект урока литературы в 7 классе
по теме «Автобиографический характер повести М. Горького «Детство»
Учитель: Тулпарова Ф.Р.
Цель: продолжить изучение творчества М. Горького, познакомиться с его повестью «Детство».
Задачи:
Образовательная: отработка термина «автобиографическая повесть», работа с текстом и словом писателя, анализ ключевых сцен, эпизодов.
Развивающя: учить анализировать прочитанное, составлять вопросы, различные творческие задания исследовательского характера.
Воспитательная: привлечь внимание к теме детства, умению оставаться человеком в любой жизненной ситуации, понимать других и себя.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные. Научиться анализировать текст повести
Метапредметные.
Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника, определять понятия, создавать обобщения
Регулятивные: выбирать способ действия в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные: уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе.
Личностные. Формирование мотивации к индивидуальной и коллективной творческой деятельности
Оборудование: учебник
Ход урока
1. Организационный момент
2. Проверка домашнего задания
3. Словарная работа.
Биография, автобиография, автобиографический.
Псевдоним.
- Кто обычно использует псевдоним?
(Творческие люди: писатели, художники, музыканты и т. д.)
- С какой целью они берут псевдоним?
(Для того чтобы скрыть настоящее имя)
- У кого из известных вам писателей были псевдонимы?
4. Работа по теме урока
Мини-исследование «Псевдонимы Горького»
Псевдоним себе Алексей Максимович придумал сам. Впоследствии он говорил: «Не писать же мне в литературе — Пешков…».
Максим Горький- это псевдоним, который характеризует не только судьбу Алексея Максимовича, но и направление его творчества. Так, жизнь молодого Алеши Пешкова «в людях» была горькой, и писал он про горькую участь обездоленных. Максим Горький - эта глубоко символичная подпись впервые появилась под рассказом «Макар Чудра» в Тифлисской газете «Кавказ» 12.09.1892 г. 24-летний автор служил тогда конторщиком в железнодорожных мастерских. Это был литературный дебют Алексея Пешкова. Своим литературным именем Алексей сделал имя отца, которого очень любил и рано потерял. Этим же именем он назвал своего сына, которого тоже потерял очень рано. Интересно, что когда псевдоним Максим Горький употреблялся с отчеством, то использовалось настоящее имя и отчество – Алексей Максимович.
Впоследствии писатель пользовался еще целым рядом псевдонимов, но мировую славу принес самый первый из них.
Будущий писатель родился в Нижнем Новгороде. В 3 года потерял отца, а в 10 – мать. Детство его прошло в доме деда, в мещанской среде с грубыми и жестокими нравами. Жизнь мальчика скрашивала бабушка, прекрасный портрет которой Горький оставил в автобиографической повести «Детство» (1914г.) Учился он всего 2 года. Получив похвальную грамоту, вынужден был по бедности оставить учёбу и пойти «в люди»: на заработки в качестве ученика, подмастерья, прислуги.
Подростком Горький полюбил книги и пользовался каждой свободной минутой, чтобы читать запоем всё, что попадалось под руку. Это беспорядочное чтение, при необыкновенной природной памяти, определило многое в его взгляде на человека и общество.
В 1900 г. Горький познакомиться с Л. Толстым, и тот запишет в дневнике: «…он мне понравился. Настоящий человек из народа». В литературу вошёл новый человек – не из «верхних», образованных слоёв, а «снизу», из народа.
Информация учителя « Повесть «Детство» в творчестве писателя»
Детство- важный период в жизни человека. В эту пору закладываются все нравственные основы . Поэтому в литературе тема детства приобретает широкое осмысление.
Иван Бунин Детство
Чем жарче день, тем сладостней в бору
Дышать сухим смолистым ароматом,
И весело мне было поутру
Бродить по этим солнечным палатам!
Повсюду блеск, повсюду яркий свет,
Песок — как шелк... Прильну к сосне корявой
И чувствую: мне только десять лет,
А ствол — гигант, тяжелый, величавый.
Кора груба, морщиниста, красна.
но так тепла, так солнцем вся прогрета!
И кажется, что пахнет не сосна,
А зной и сухость солнечного света.
-Какова тема стихотворения?
-Какие слова выражают основную мысль стихотворения?
Динамическая пауза.
Назовите произведения, в названиях которых есть слова “дети, детский, детство”
С.Т.Аксаков “Детские годы Багрова-внука”;
Н.А.Некрасов “Крестьянские дети”;
Л.Н. Толстой “Детство”;
Н.Г.Гарин-Михайловский “Детство Тёмы”;
В.Г. Короленко “Дети подземелья”;
Саша Чёрный стих. “Детский остров”;
Ф. Искандер “Детство Чика”;
И.А.Бунин стих. “Детство” и др..
Вспомните, какие произведения о детстве вы читали.
“Васюткино озеро”, «Фотография, на которой меня нет»
В.Астафьева; “Великие путешественники” М.Зощенко;
“Уроки французского” В.Распутина; “Скворцы” В.Белова и т.д.
- Каждый писатель задаётся вопросом: как помочь детям увидеть этот прекрасный мир, удивиться ему, почерпнуть живой воды из душевных глубин детства.
В 1913 году, в середине своего творческого пути, Алексей Максимович решил осмыслить отдельные этапы своей жизни, и в печати появились главы из автобиографической повести “Детство”. Однако подход к изображению формирования человека писатель определил так: «Не про себя я рассказываю».
(Учитель читает отрывок из 12 главы повести).
Несмотря на то, что эти высказывания даны писателем лишь в 12 главе, они являются своеобразным эпиграфом ко всей повести.
- Текст повести прочитан заранее. Заполняя таблицу, вы еще раз окунулись в мир детских впечатлений писателя. Поэтому необходимо сформулировать основную мысль повести.
После высказываний ребят читаю слова самого Горького, записывают в тетрадь:
“Главная тема повести говорит о том, что в недрах старого , отмирающего мира зарождается новое, светлое, жизнеутверждающее начало, и это новое прекрасно.»
-Согласны ли вы со словами самой повести?
5. Итог урока. Выставление оценок. Выявление самого активного участника урока.
6. Домашнее задание.
стр. 23-40 чит.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.