План-конспект урока литературы в 7 классе по теме «Автобиографический характер повести М. Горького «Детство»
Оценка 4.9

План-конспект урока литературы в 7 классе по теме «Автобиографический характер повести М. Горького «Детство»

Оценка 4.9
docx
02.05.2021
План-конспект урока литературы в 7 классе по теме «Автобиографический характер повести М. Горького «Детство»
Горький Детство.docx

План-конспект урока литературы в 7 классе

по теме «Автобиографический характер повести М. Горького «Детство»

Учитель: Тулпарова Ф.Р.

Цель: продолжить изучение творчества М. Горького, познакомиться с его повестью «Детство».

Задачи:

Образовательная: отработка термина «автобиографическая повесть», работа с текстом и словом писателя, анализ ключевых сцен, эпизодов.

Развивающя: учить анализировать прочитанное, составлять вопросы, различные творческие задания исследовательского характера.

Воспитательная: привлечь внимание к теме детства, умению оставаться человеком в любой жизненной ситуации, понимать других и себя.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Предметные. Научиться анализировать текст повести

Метапредметные. 

Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника, определять понятия, создавать обобщения

Регулятивные: выбирать способ действия в соответствии с поставленной задачей. 

Коммуникативные: уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе.

Личностные. Формирование мотивации к индивидуальной и коллективной творческой деятельности

Оборудование: учебник

Ход урока

1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания

3. Словарная работа.

Биография, автобиография, автобиографический.

Псевдоним.

- Кто обычно использует псевдоним?

(Творческие люди: писатели, художники, музыканты и т. д.)

- С какой целью они берут псевдоним?

(Для того чтобы скрыть настоящее имя)

- У кого из известных вам писателей были псевдонимы?

4. Работа по теме урока

Мини-исследование «Псевдонимы Горького»

Псевдоним себе Алексей Максимович придумал сам. Впоследствии он говорил: «Не писать же мне в литературе — Пешков…».

Максим Горький- это псевдоним, который характеризует не только судьбу Алексея Максимовича, но и направление его творчества. Так, жизнь молодого Алеши Пешкова «в людях» была горькой, и писал он про горькую участь обездоленных. Максим Горький - эта глубоко символичная подпись впервые появилась под рассказом «Макар Чудра» в Тифлисской газете «Кавказ» 12.09.1892 г. 24-летний автор служил тогда конторщиком в железнодорожных мастерских. Это был литературный дебют Алексея Пешкова. Своим литературным именем Алексей сделал имя отца, которого очень любил и рано потерял. Этим же именем он назвал своего сына, которого тоже потерял очень рано. Интересно, что когда псевдоним Максим Горький употреблялся с отчеством, то использовалось настоящее имя и отчество – Алексей Максимович.

Впоследствии писатель пользовался еще целым рядом псевдонимов, но мировую славу принес самый первый из них.

Будущий писатель родился в Нижнем Новгороде. В 3 года потерял отца, а в 10 – мать. Детство его прошло в доме деда, в мещанской среде с грубыми и жестокими нравами. Жизнь мальчика скрашивала бабушка, прекрасный портрет которой Горький оставил в автобиографической повести «Детство» (1914г.) Учился он всего 2 года. Получив похвальную грамоту, вынужден был по бедности оставить учёбу и пойти «в люди»: на заработки в качестве ученика, подмастерья, прислуги.

Подростком Горький полюбил книги и пользовался каждой свободной минутой, чтобы читать запоем всё, что попадалось под руку. Это беспорядочное чтение, при необыкновенной природной памяти, определило многое в его взгляде на человека и общество.

В 1900 г. Горький познакомиться с Л. Толстым, и тот запишет в дневнике: «…он мне понравился. Настоящий человек из народа». В литературу вошёл новый человек – не из «верхних», образованных слоёв, а «снизу», из народа.

Информация учителя « Повесть «Детство» в творчестве писателя»

Детство- важный период в жизни человека. В эту пору закладываются все нравственные основы . Поэтому в литературе тема детства приобретает широкое осмысление.

Иван Бунин Детство

Чем жарче день, тем сладостней в бору

Дышать сухим смолистым ароматом,

И весело мне было поутру

Бродить по этим солнечным палатам!

Повсюду блеск, повсюду яркий свет,

Песок — как шелк... Прильну к сосне корявой

И чувствую: мне только десять лет,

А ствол — гигант, тяжелый, величавый.

Кора груба, морщиниста, красна.

но так тепла, так солнцем вся прогрета!

И кажется, что пахнет не сосна,

А зной и сухость солнечного света.

-Какова тема стихотворения?

-Какие слова выражают основную мысль стихотворения?

Динамическая пауза.

Назовите произведения, в названиях которых есть слова “дети, детский, детство”

С.Т.Аксаков “Детские годы Багрова-внука”;
Н.А.Некрасов “Крестьянские дети”;
Л.Н. Толстой “Детство”;
Н.Г.Гарин-Михайловский “Детство Тёмы”;
В.Г. Короленко “Дети подземелья”;
Саша Чёрный стих. “Детский остров”;
Ф. Искандер “Детство Чика”;
И.А.Бунин стих. “Детство” и др..

Вспомните, какие произведения о детстве вы читали.

“Васюткино озеро”, «Фотография, на которой меня нет» В.Астафьева; “Великие путешественники” М.Зощенко;
“Уроки французского” В.Распутина; “Скворцы” В.Белова и т.д.

- Каждый писатель задаётся вопросом: как помочь детям увидеть этот прекрасный мир, удивиться ему, почерпнуть живой воды из душевных глубин детства.

В 1913 году, в середине своего творческого пути, Алексей Максимович решил осмыслить отдельные этапы своей жизни, и в печати появились главы из автобиографической повести “Детство”. Однако подход к изображению формирования человека писатель определил так: «Не про себя я рассказываю».

(Учитель читает отрывок из 12 главы повести).

Несмотря на то, что эти высказывания даны писателем лишь в 12 главе, они являются своеобразным эпиграфом ко всей повести.

- Текст повести прочитан заранее. Заполняя таблицу, вы еще раз окунулись в мир детских впечатлений писателя. Поэтому необходимо сформулировать основную мысль повести.

После высказываний ребят читаю слова самого Горького, записывают в тетрадь:

Главная тема повести говорит о том, что в недрах старого , отмирающего мира зарождается новое, светлое, жизнеутверждающее начало, и это новое прекрасно.»

-Согласны ли вы со словами самой повести?

5. Итог урока. Выставление оценок. Выявление самого активного участника урока.

6. Домашнее задание.

стр. 23-40 чит.


 

План-конспект урока литературы в 7 классе по теме «

План-конспект урока литературы в 7 классе по теме «

Подростком Горький полюбил книги и пользовался каждой свободной минутой, чтобы читать запоем всё, что попадалось под руку

Подростком Горький полюбил книги и пользовался каждой свободной минутой, чтобы читать запоем всё, что попадалось под руку
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.05.2021