План конспект урока на тему: "Три состояния вещества"
Оценка 4.9

План конспект урока на тему: "Три состояния вещества"

Оценка 4.9
Лекции +1
docx
физика
8 кл
12.10.2020
План конспект урока на тему: "Три состояния вещества"
Три состояния вещества 8 класс
три состояния вещества 8 класс.docx

Урок: Три состояния вещества.

Цели урока: познакомить учащихся со свойствами твердых тел, жидкостей и газов, и объяснить их с точки зрения молекулярного строения вещества.

Методические цели урока: 

Образовательные: формировать представления о некоторых механических свойствах твердых тел, жидкостей, газов, объяснить эти свойства на основе знаний о различиях в расположении, движении и притяжении молекул; формировать умения применять полученные знания о молекулярном строении вещества для объяснения свойств твердых тел, жидкостей и газов.

Развивающие:  формировать у учащихся навыки самостоятельной исследовательской деятельности и работы с учебником, развивать умения выделять главное, сравнивать и анализировать; развитие речевых навыков учащихся, умений анализировать, умений делать выводы по изученному материалу.

Воспитательные:  способствовать привитию умственного труда, формировать познавательный интерес к предмету, формировать умения использовать теоретические знания для понимания сущности явлений происходящих в природе, в быту, умение излагать свою точку зрения.

 

Тип урока: комбинированный

Ход урока

1. Организационный этап

Приветствие учителя. Проверка наличия учебных принадлежностей. Проверка присутствующих. Запись домашнего задания.

2. Актуализация знаний (блиц-опрос)

1.     В каких веществах при одинаковой температуре диффузия протекает быстрее?

2.     Существуют ли между молекулами вещества какие-либо силы?

3.     От чего зависит скорость протекания диффузии?

4.     Какой вывод о строении вещества можно сделать из явления диффузии?

3. Этап  постановки целей и задач урока

Проблемная ситуация.

На какие три группы можно разделить следующие вещества: вода, камень, воздух, олово, спирт, сахар, природный газ, лед, кислород, растительное масло, алюминий, молоко, азот  (данные вещества даны при комнатной температуре).

Вы разделили вещества по их агрегатным состояниям: твердое, жидкое и газообразное. Многие из них мы привыкли видеть в каком-либо одном состоянии. Например, железо – в твердом, растительное масло – в жидком, водород – в газообразном. Однако есть и такие, которые в нашей жизни встречаются сразу в трех состояниях, например, вода: твердое состояние воды – лед, жидкое – вода, газообразное – водяной пар. Давайте попробуем разобраться, почему в различных состояниях вещества обладают разными свойствами.

Тема нашего сегодняшнего урока «Три состояния вещества. Различие в молекулярном строении твёрдых тел, жидкостей и газов».

-       Как вы думаете, какая цель будет стоять перед нами на этом уроке?

Цель, которую мы ставим сегодня перед собой: получить представление о свойствах твёрдых тел, жидкостей, газов, объяснить эти свойства на основе знаний о различиях в расположении, движении и притяжении молекул.

Откройте свои рабочие тетради и запишите тему сегодняшнего урока «Три состояния вещества. Различие в молекулярном строении твёрдых тел, жидкостей и газов».

4. Этап получения новых знаний

Чтобы систематизировать знания о строении вещества, свойствах тел в разных агрегатных состояниях, вспомним курс 7 класса и устно заполним:

 

 

Агрегатное состояние

 

Свойства

Форма

Объём

Сжатие

Твёрдое

Сохраняет

Сохраняет

Почти невозможно

Жидкое

Не сохраняет

Сохраняет

Почти невозможно

Газообразное

Не сохраняет

Занимает весь предоставленный объём

Достаточно легко сжать

 

 

Критерии сравнения

Газ

Жидкость

Твердое тело

Расположение молекул

«ХАОС»

«ХАОС»

«ПОРЯДОК»

На большом расстоянии друг от друга, хаотично

Плотно упакованы, т.е. на небольшом расстоянии друг от друга

Упорядоченно, образуя кристаллическую решётку

Характер движения молекул

Движутся свободно по всему объему

Колеблются на месте, перескакивая с места на место

Колеблются на месте, около одного положения равновесия

Взаимодействие молекул

Слабое

Сильное

Очень сильное

 

Как вы думаете как называются переходные процессы из твердого в жидкое, из жидкого в газообразное и из твердого в газообразное и наоборот.

Молодцы! Теперь изобразим это схематично.

 


Приведем примеры вместе:

Плавление Таяние льда, плавление металла при высокой температуре

Кристаллизация замерзание воды 

Конденсация Чайник кипит, и из его носика выходит пар

Парообразование Образование облаков, апотевание стёкол, зеркал в помещении с большой влажностью воздуха

сублимация льда (сушка белья на морозе зимой)

десублимация - это образование инея на деревьях

5. Этап обобщения и закрепления  нового  материала

Какие из данных веществ находятся в твёрдом, жидком и газообразном состоянии?

Железо, кислород, молоко, ртуть, уголь, одеколон, бумага. Сахар, стекло, водяной пар, медь, азот.

 

Представьте себе, что каждый ученик вашего класса – молекула, а все вы вместе – совокупность молекул. Что напоминает вам ваш класс:

                   А) во время урока – газ, жидкость, твёрдое тело?

                   Б) после звонка с урока, когда все учащиеся разбегаются по

                       школе?

                   В) Если в центре вашей классной комнаты поставить

                        коробку конфет? Какую форму он примет?

 

Почему, если резко ударить ладонью по поверхности воды, чувство, будто ударил по железу?

6. Заключительный  этап

1.     Что мы узнали о свойствах тел в различных агрегатных состояниях?

2.     Как можно объяснить эти свойства, учитывая молекулярное строение вещества?

7. Рефлексия

-       Что вам понравилось на сегодняшнем уроке?

-       Что не понравилось?

-       А теперь давайте выставим оценки.

Домашнее задание:  §12; вопросы к параграфу; Л.№ 84, 93…         

 

…отличаются. Промежутки между молекулами газа больше, чем между молекулами жидкости.

При одинаковой температуре размеры промежутков между молекулами в газах и жидкостях…

…отличаются. Промежутки между молекулами газа больше, чем между молекулами твердого тела.

При одинаковой температуре размеры промежутков между молекулами в газах и твердых телах…

…отличаются. Промежутки между молекулами жидкости больше, чем между молекулами твердого тела.

При одинаковой температуре размеры промежутков между молекулами в жидкостях и твердых телах…

…потому что очень малы промежутки между молекулами.

В твердых телах притяжение между молекулами очень большое, ….

…потому что велики промежутки между молекулами.

В газах притяжение между молекулами газа очень мало, …

…меньше.

Скорость движения молекул льда по сравнению с молекулами воды…

…больше.

Скорость движения молекул водяного пара по сравнению с молекулами воды…

… путем охлаждения.

Переход из жидкого состояния вещества в твердое состояние осуществляется….

…путем нагревания.

Переход из твердого состояния вещества в жидкое состояние осуществляется….

 


 

Урок: Три состояния вещества.

Урок: Три состояния вещества.

Откройте свои рабочие тетради и запишите тему сегодняшнего урока «

Откройте свои рабочие тетради и запишите тему сегодняшнего урока «

Кристаллизация замерзание воды

Кристаллизация замерзание воды

Скорость движения молекул водяного пара по сравнению с молекулами воды… … путем охлаждения

Скорость движения молекул водяного пара по сравнению с молекулами воды… … путем охлаждения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.10.2020