План-конспект урока
по географии
в 7 классе Муниципального общеобразовательного учреждения
на тему «Океания»
Тема урока: «Океания»
Тип урока - комбинированный
Цель урока:
- углубить и конкретизировать знания о взаимодействии суши и океана;
- осознание обучающимися важной мировоззренческой идеи целостности природы Земли, необходимости ее сохранения и бережного отношения к ней
Задачи:
- показать особенности географического положения и раскрыть особенности природы Океании;
- раскрыть причины своеобразия органического мира, состава населения этой островной области;
- сформировать у учащихся представление о хозяйственной деятельности и образе жизни населения Океании;
- продолжить формирование умения работать с картой;
- развивать кругозор учащихся, интерес к учению.
Планируемые образовательные результаты.
Предметные:
-смогут назвать и показать по карте наиболее крупные острова и архипелаги
-смогут рассказать об открытии и исследовании островов Океании
-смогут определить происхождение островов Океании с помощью различных источников информации: космических снимков, карт, учебника
-укажут различия в природе островов Океании в зависимости от происхождения
-смогут назвать и показать три основные области Океании: Полинезию, Меланезию, Микронезию
-опишут виды хозяйственной деятельности человека на островах Океании и их влияние на природу островов
Метапредметные:
Познавательные:
-смогут анализировать и обобщать текст
-смогут делать выводы и строить логически обоснованные рассуждения
-смогут использовать для поиска необходимой информации учебник, ресурсы Интернет, космические снимки и использовать их для решения задач
-смогут сравнивать и классифицировать
Регулятивные:
-ставить учебную задачу под руководством учителя
-самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности, выдвигать версии решения проблемы
-выявлять причинно-следственные связи
-самостоятельно осознавать причины своего успеха или неудачи, уметь оценить степень успешности своей образовательной деятельности
Коммуникативные:
-организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность
-уважительно относиться к другому человеку, различать в его речи мнение(точку зрения), доказательство(аргументы), факты, гипотезы, аксиомы, теории
-уметь вести диалог, вырабатывая общее решение
-учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать его ошибочность
Личностные:
-сформировать у обучающихся личное отношение к вопросу сохранения природы Океании
-аргументированно оценивать свои и чужие поступки
-осознавать свои эмоции, адекватно выражать и контролировать, понимать эмоциональное состояние других людей
Основные термины, понятия. Остров, Архипелаг, о- ва Новая Гвинея и Новая Зеландия, Соломоновы острова, Новая Каледония, Фиджи; острова Марианские, Каролинские, Маршалловы, Пилау, острова Гилберта, Туамоту, Самоа, острова Общества, Микронезия, Полинезия, Меланезия, кокосовая пальма, Агатис южный, птица киви,такахе, гаттерия, папуасы, маори.
Оборудование: карты атласа для 7 класса, презентация «Океания», учебник Коринская В.А., и.в. Душина География материков и океанов. 7 класс. М.: Дрофа, 2009., раздаточный материал- таблицы, смайлики (три вида)
План урока:
1. Организационный момент. 2 мин.
2. Проверка домашнего задания.5 мин.
3. Актуализация знаний.3 мин.
4. Изучение нового материала.20 мин.
5. Закрепление.5 мин
6. Домашнее задание.1 мин
7. Рефлексия.4 мин.
Ход урока.
Слайд №1
1. Организационный момент.
Приветствие учащихся, создание доброжелательной и рабочей атмосферы в классе. Проверка готовности рабочих мест учащихся к уроку.
Ребята, я предлагаю вам отправиться в географическое путешествие.
С добрым утром, начнем мы день,
Первым делом гоним лень,
На уроке не зевать, а работать и искать.
2. Проверка домашнего задания.
А чтобы старт прошел успешно, давайте вспомним, какие материки вы уже изучили? (Африка и Австралия)
Прошу выйти и показать на карте материки: Африка и Австралия. Какими океанами и морями они омываются?
Давайте повторим, что же вам известно об этих материках.
Слайд 2-5.
Соотнесите животных и растения к природным зонам Африки.
Слайд 6.
Ответьте на вопросы об Австралии.
3. Актуализация знаний.
Слайд 7.
Вспомним
· Что называют островом? (сравнительно небольшие участки суши)
· Что называют архипелагом? (группа островов, лежащих недалеко друг от друга)
4. Изучение нового материала.
Ребята, в Тихом океане расположено великое множество островов. Географы выделяют их в особую часть света, какую? (Океания)
Тема сегодняшнего урока – Океания.
Слайд 8.
Слайд 9.
Ребята, по ходу моего рассказа вы заполните таблицу, которая лежит у вас на столах, она послужит вам конспектом при подготовке к домашнему заданию.
И так, мы начинаем.
Слайд 10-12.
Что такое Океания?
Океания – острова, лежащие в центральной и юго-западной части Тихого океана к северо-востоку от Австралии. Этот островной мир состоит почти из 7000 островов, часть из которых образуют архипелаги. S=1,3 млн. км2. Самыми крупными островами являются Новая Гвинея и Новая Зеландия.
Найдите эти острова на физической карте мира (работа с атласом и настенной физической картой мира).
Слайд 13 (таблица)
Слайд 14.
Состав Океании.
Океания подразделяется на:
· Меланезию – «Мелас» в переводе с греческого означает «черный». Меланезия – «черные острова». Островная дуга на юго-западе Тихого океана, включающая о. Новая Гвинея, Соломоновы острова, Новая Каледония, Фиджи;
· Микронезию – «микро» в переводе с греческого означает «малый». Островная дуга в западной части Тихого океана, включает множество мелких островов, разбросанных на огромном пространстве Тихого океана к северу от экватора : острова Марианские, Каролинские, Маршалловы, Пилау, а также частично заходящие в южное полушарие острова Гилберта. Все они расположены в пределах Тихоокеанской плиты;
· Полинезию – «поли» переводится с греческого как «много». Островная дуга в Океании центральной части Тихого океана от Гавайских островов до Новой Зеландии: Туамоту, Самоа, острова Общества и др.
Слайд 15.
Слайд 16-21.
Особенности природы – происхождение островов.
· Материковое - Новая Гвинея и Новая Зеландия;
· Вулканическое - Гавайские острова, Новая Каледония, Фиджи, Самоа, Новые Гибриды и др.
· Коралловое - острова Гилберта, Туамоту, Рождества.
Слайд 22 (таблица)
Слайд 23.
Природа – каковы особенности климата.
Само название Океания свидетельствует о том, что океан играет решающую роль в формировании климата. По климатической карте определите, в каких климатических поясах она располагается (в субтропиках, тропиках, субэкваториальных и экваториальных широтах).
Климат теплый, ровный, мягкий, особенно благоприятный для жизни человека. Из-за положения островов по обе стороны от экватора температуры воздуха высоки, но ветры с океана значительно смягчают жару. Колебания температуры по сезонам и в течение суток незначительны. Смена давления воздуха над просторами океана приводит к возникновению частых ураганов.
Слайд 24-28.
Растительный мир.
Хотя вся Океания покрыта вечнозеленой растительностью, наиболее богата она только на островах материкового происхождения. Здесь размещаются тропические леса, саванны и луга.
Кокосовая пальма: распространение происходит морским путем по островам Тихого океана. Кокосовые орехи водонепроницаемы и свободно держатся на воде. Всхожесть плодов сохраняется в морской воде до 110 дней. За это время они могут проплыть до 3000 миль.
Новозеландская сосна – каури или Агатис южный – это один из древнейших видов хвойных деревьев, переживший динозавров и встречавшийся уже во время юрского периода (примерно 150 миллионов лет назад).
Кодиеум пестролистный, кротон – комнатное растение родом из Меланезии.
Циатея арборея – самый крупный папоротник в мире, высотой до 20 м. и листьями по 3 м.
Слайд 29 (таблица)
Слайд 30-34.
Животный мир.
Животный мир Океании тоже беден, здесь нет хищных животных и ядовитых змей.
Киви – птица, имеющая самые маленькие (выродившиеся) крылья.
Такахе, бескрылая султанка – нелетающая редкая птица до 60 см. в высоту.
Гаттерия – самое древнее пресмыкающееся (представители этого рода жили на Земле 250 млн. лет назад) с самой низкой температурой тела + 11̊̊̊С.
Самая большая дневная бабочка – самка птицекрыла королевы Александры. Размах ее крыльев достигает 26-28 см. Обитает на острове Новая Гвинея.
Слайд 35 (таблица)
Слайд 36.
Население.
Население составляет 10 млн. человек. Представлено оно коренными народами и пришлым населением – потомки выходцев из Европы, Азии, Америки.
Слайд 37.
Меланезийцы – группа народов, населяющая острова Меланезии. Говорят на меланезийских языках. Сегодня меланезийцы ходят в церковь - католическую или протестантскую.
Слайд 38.
Папуасы – древнейшее население острова Новая Гвинея. Основное занятие – ручное земледелие тропического пояса. Второстепенные – охота и собирательство. Важную роль играет свиноводство.
Слайд 39.
Микронезийца – группа народов, проживающих в Микронезии. Общая численность – 115000 человек. В быту островитян главное место занимали суда – лодки. Микронезийцы умели изготовлять навигационные карты. Они были секретны, зашифрованы.
Слайд 40.
Полинезийцы – группа родственных народов, населяющих острова Полинезии в Тихом океане. Языки относятся к полинезийской группе. Расовый тип – смешанный, во внешности полинезийцев просматриваются черты монголоидной и австралоидной рас. Общая численность полинезийцев – 1 млн. 20 тыс. человек. Наиболее крупные народы Полинезии: гавайцы, самоанцы, таитяне, маори.
Слайд 41.
Маори – коренной народ, основное население Новой Зеландии до прибытия европейцев. Число маори в Новой Зеландии составляет 500 тыс. человек. На языке маори « маори обозначает «нормальные», «естественные», «обычные».
Слайд 42.
Слайд 43.
Хозяйственная деятельность.
Какой хозяйственной деятельностью занимаются жители Океании?
(по щелчку мыши появляются иллюстрации к ответу)
Главное занятие – это земледелие. На плантациях выращивают кокосовые пальмы, какао, кофе. Развито рыболовство, туризм, занимаются разведением овец.
Слайд 44.
Страны Океании.
Политическая карта Океании сложилась в результате захвата островов странами Европы и США. Еще 40 лет назад здесь было только одно государство – Новая Зеландия. Сейчас независимых государств более 10. Часть островов – до сих пор колонии.
Слайд 45 (таблица)
5. Закрепление.
- Выполнение заданий теста. Слайд 47-49 (приложение 1)
А сейчас, ребята, мы выполним творческое задание, составим синквейн.
Слайд 50-51.
Составление синквейна.
Синквейн – это творческая работа, которая имеет форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.
Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:
1-я строка – название, тема (существительное)
2-я строка – описание (два прилагательных)
3-я строка – действие (три глагола)
4-я строка – фраза выражающая отношение к теме (четыре слова)
5-я строка – синоним первой строки (существительное)
Я приведу пример:
1- География
2- Древняя, научная
3- Открывает, описывает, картографирует
4- Изучает природные комплексы и их компоненты
5- Наука о Земле
ТЕМА НАШЕГО СИНКВЕЙНА – ОКЕАНИЯ
1- Оеания
2- Волшебная, необычная
3- Увлекает, завораживает, очаровывает
4- Архипелаги, расположенные в Тихом океане
5- Острова.
6. Домашнее задание.
Слайд 52.
§39, творческое задание – составить синквейн.
7. Рефлексия.
А сейчас предлагаю вам выразить свое настроение о сегодняшнем уроке. А помогут вам в этом смайлики, которые лежат у вас на столах.
Слайд 53.
Ребята, мы не говорим прощай, Океания, мы говорим до свидания! Ведь может кому-то из вас предстоит побывать на этих островах в качестве туриста, ученого, а может, кто-то из вас будет капитаном корабля, и вы будете плавать в водах Тихого океана, среди этих островов.
Спасибо, ребята за сотрудничество, мне было приятно с вами работать.
Приложение 1.
Тест.
Задание №1.
1.Климатические пояса, в которых расположены острова Океании:
А. Экваториальный, субэкваториальный
Б. Экваториальный, субэкваториальный, тропический, субтропический
В. Экваториальный, субэкваториальный, тропический, субтропический, умеренный
Г. Экваториальный, субэкваториальный, тропический
2.Острова Океании расположены в:
А. Северном Ледовитом океане
Б. Тихом океане
В. Индийском океане
Г. Атлантическом океане
3.Остров Новая Гвинея и острова Новая Зеландия имеют:
А. материковое происхождение
Б. вулканическое происхождение
В. Коралловое происхождение
4.Главное занятие жителей Океании:
А. земледелие
Б. животноводство
В. Туризм
Задание №2.
Установи соответствие:
Части Океании Острова
1.Полинезия а) о. Фиджи, Соломоновы острова
2.Меланезия б) Марианские, Каролинские, Маршалловы острова
3.Микронезия в) Гавайские острова, острова
Общества
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.