План-конспект урока по химии в 8 классе "Составление химических формул соединений по валентности"
Оценка 4.8

План-конспект урока по химии в 8 классе "Составление химических формул соединений по валентности"

Оценка 4.8
docx
13.07.2023
План-конспект урока по химии в 8 классе "Составление химических формул соединений по валентности"
12_1.docx

Тема урока: Составление химических формул соединений по валентности

Образовательные:

·         опираясь на знания учащихся, повторить понятия «химическая формула”, «валентность»;

·         способствовать формированию у учащихся  умения составлять химические формулы по валентности элемента;

·         акцентировать внимание школьников на возможности интеграции курсов химии, математики.

Развивающие: 

·         продолжить формирование умений формулировать определения;

разъяснять смысл изученных понятий, объяснять последовательность действий при определении валентности по формулам веществ и составлении химических формул соединений по валентности элемента;

·         способствовать обогащению словарного запаса, развитию эмоций, творческих способностей;

·         развивать умение выделять главное, существенное, сравнивать, обобщать, развивать дикцию, речь.

Воспитательные: 

·         воспитывать чувство товарищества, умение работать коллективно;

·         повысить уровень эстетического воспитания учащихся;

·         ориентировать учащихся на здоровый образ жизни.

Планируемые результаты обучения:

·         Учащиеся должны уметь составлять химические формулы по валентности элементов в бинарных соединениях;

·         Уметь разъяснять последовательность действий при составлении химических формул по валентности элементов.

Организационные формы: беседа, индивидуальные задания, самостоятельная работа.

Методы обучения: Репродуктивный,  проблемно-поисковый.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, самостоятельная

 

ХОД УРОКА

I. ОРИЕНТИРОВОЧНО-МОТИВАЦИОННЫЙ ЭТАП

Психологическая разминка

Слайд 1. Учитель. Добрый день, юные мыслители! Нам предстоит очень необычная работа. Для этого мне понадобиться ваша помощь. Я готова начать работу и надеюсь на ваше сотрудничество и творческий подход к делу. Вы готовы? На доске таблички  с шестью лицами – определите своё эмоциональное состояние. Было бы замечательно, если бы к концу урока каждому удалось переместить галочку хотя бы на одну клеточку влево. 

 

Учитель. Сегодня урок пройдет в виде теоретического похода, из которого вам необходимо принести как можно больше трофеев (оценок). Страну Неорганию населяет более 100 тысяч жителей – неорганических соединений. На вашем пути встретятся и реки, и густые леса, и горы. Поэтому путешествие будет тяжелым, необходимо использовать всю вашу сноровку, умственные способности, знания, полученные на предыдущих уроках. Но я думаю, что все вы не растеряетесь и благополучно вернетесь из похода не с пустыми рюкзаками. Прежде чем отправиться в путь, мы должны сделать разминку, ведь путь очень долгий.

Химическая разминка

·         Разноуровневые задания по пройденным темам

.Игра «Крестики и нолики» Выигрышный путь составляют атомы:

Na

CaO

CuO

FeO

AgCl

Si

S

Ca

K

Найдите «лишнее вещество», т.е. такое, которое не образует с остальными однородную группу: N2     SO2      Ba       O2      P2O5       N2O5   ( Ва – атом среди молекул)

Найдите «лишнее вещество», т.е. такое, которое не образует с остальными однородную группу:  O2   Н2    СО     К     Li     Ca  (CО – сложное вещество, среди простых)

Учитель. Ну а теперь нам необходимо проверить вашу готовность к путешествию и собрать вещи. Кто быстрее соберет рюкзак?

Выбери  названия тел: алюминий,  пластмасса,  стакан,  стекло,  тетрадь, книга, ручка,  дерево, линейка.

Установи соответствие между химическим символом элемента, его произношением и названием элемента

Cu

Феррум

Серебро

Pb

Силициум

Золото

Hg

Плюмбум

Медь

Fe

Аурум

Кремний

Au

Аргентум

Железо

Si

Цэ

Ртуть

Ag

Гидраргирум

Свинец

C

Купрум

Углерод

Учитель. Через речку мы перебрались, а дальше густой лес. Чтобы найти тропинку необходимо произнести волшебные слова – прочитать формулы веществ.

Как произносятся формулы следующих веществ? CuO,  ZnO,  P2O5,  NO2 ,  SO3 ,Al2O3,  Н2О,  SO2.  

Учитель. Если вы легко смогли выполнить все задания, скажите себе: «Я – молодец!»

Физминутка

А теперь все тихо встали,

Дружно руки вверх подняли,

В стороны, вперед, назад,

Повернулись вправо, влево,

Тихо сели, вновь за дело.

II. ОПЕРАЦИОННО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП 

Актуализация опорных знаний

Учитель. Осталось нам преодолеть гору.. Какие закономерности учитываются при составлении химических формул, которым подчиняются элементы, соединяясь между собой? Как называется эта закономерность? (валентность).

Учитель. Дайте определение валентности.

Валентность – это свойство атомов удерживать определённое число других атомов в соединении.

Учитель. Как обозначается валентность? (Валентность обозначается римскими цифрами)

Учитель. Какие виды валентности вы знаете? (постоянная и переменная)

Учитель. Чему равна валентность водорода? кислорода? ( I, II)

Учитель. Какое правило вы должны знать при определении валентности атомов элементов в соединениях? (Правило определения валентности: число единиц валентностей всех атомов одного элемента равно числу единиц валентности всех атомов другого элемента).

 

Учитель. Перед трудным подъёмом в гору, давайте сделаем ещё одну разминку.

 Упражнение: определить валентность элементов в веществах (тренажёр: ученики цепочкой выходят к доске). SiH4, CrO3, H2S, CO2, SO3, Fe2O3.

Учитель. Как вы думаете, зачем нам необходимо знать валентность элементов? (чтобы составлять химические формулы соединений).  Запишем тему урока в тетрадь. Какую цель мы поставим перед собой?

Учитель.  Чтобы преодолеть нашу гору без травм, вы должны пройти инструктаж, как составлять химические формулы по валентности элемента. Для этого удобно воспользоваться следующей таблицей.

Объяснение учителя.

Алгоритм составления химической формулы по валентности элемента.

Алгоритм составления формулы по валентности элемента

Пример

1. Запиши рядом знаки химических элементов, которые входят в состав вещества.

В О

2. Над знаками химических элементов поставь их валентность.

III  II

В  О

3. Определи  Н.О.К (наименьшее общее кратное -  это число, которое делится на исходные числа без остатка) чисел, выражающих валентность этих элементов.
Запиши Н.О.К. над формулой.

6

III  II

В  О

4. Раздели Н.О.К. на валентность каждого элемента.
Запиши полученный индекс.

6

III  II

В  О

6: III= 2

6:II=3

6

III  II

В2  О3

5. Сделайте проверку, то есть подсчитайте число единиц валентностей каждого элемента

6

III  II

В2  О3

( 6=6)

Учитель. А теперь начинаем наше восхождение. Если у вас возникнут трудности, то у вас есть подсказка ( алгоритм).

III. ОЦЕНОЧНО-РЕФЛЕКСИВНЫЙ ЭТАП

Учитель. Молодцы. Мы благополучно добрались до места назначения. А теперь привал. Нам необходимо подкрепиться, каждый вправе выбрать блюдо на свой вкус.

 

Первичная проверка усвоения знаний. 

В течение трёх минут необходимо выполнить одно из трёх заданий по выбору. Выбирайте только то задание, с которым вы справитесь.
Репродуктивный уровень (“3”). Составьте химические формулы по валентности элементов: NH (III), AlO (III), CH (IV), CuO (II).
Прикладной уровень (“4”). Составьте формулы оксидов: Mn (VII), Fe (III) , Cr (VI), Cu (I), К (I).
Творческий уровень (“5”). Исправьте ошибки, допущенные в некоторых формулах: AlO3,  BO3, NaO, КО.  

Работа над ошибками. Ответы

Репродуктивный уровень (“3”). 
NH3, AL2O3, CH4, CuO.
Прикладной уровень (“4”). 
Mn2O7, Fe2O3 , CrO3, Cu2O, K2O.

Творческий уровень (“5”). 
 Al2O3,  B2O3, Na2O, К2О.

IV. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

Учитель. Все путешественники собрали   хорошие знания  в свои рюкзаки и заслуживают отличных оценок и наград. Оцените своё эмоциональное состояние в конце урока.

Объявить оценки за урок отвечавшим ученикам, поблагодарить всех за работу на уроке. Провести оценку эмоционального состояния по шкале. Учитель еще раз напоминает вопросы, над которыми необходимо подумать для эффективной работы на следующем уроке.

·         Что нужно знать, чтобы составить химическую формулу вещества?

·         Как можно найти число атомов в биэлементных соединениях, если валентности элементов известны?

·         Как проверить правильность составленной формулы биэлементных соединений?

Учитель: Во время путешествия к вашим рюкзакам прицепились паразиты. Необходимо будет от них избавиться, выполнив домашнее задание.

V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ  Упр. 4-7 задача 1-2 с.37

Учитель. Благодарю за урок. До свидания


 

Скачано с www.znanio.ru

Тема урока: Составление химических формул соединений по валентности

Тема урока: Составление химических формул соединений по валентности

Учитель. Сегодня урок пройдет в виде теоретического похода, из которого вам необходимо принести как можно больше трофеев (оценок)

Учитель. Сегодня урок пройдет в виде теоретического похода, из которого вам необходимо принести как можно больше трофеев (оценок)

Как произносятся формулы следующих веществ?

Как произносятся формулы следующих веществ?

Над знаками химических элементов поставь их валентность

Над знаками химических элементов поставь их валентность

Творческий уровень (“5”).

Творческий уровень (“5”).
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.07.2023