Тема урока: Свойства и применение водорода
Цель урока: продолжить изучение водорода, рассмотреть физические и химические свойства водорода и области его применения.
Задачи урока.
Методы: беседа, сопоставительный анализ, рассказ,
Форма урока: Урок-объяснение нового материала.
ОБОРУДОВАНИЕ: дидактический материал (карточки с заданиями по уровням сложности. таблица на доске, карточки с заданиями (Да – нет)
План урока: (записан на обратной стороне доски)
1. Физические свойства водорода.
2. Химические свойства водорода.
3. Применение водорода.
Ход урока
1. Организационный момент.
Приветствие, психологический настрой.
Затем сообщается тема урока и цель, после чего проверка домашнего задания по пройденным темам «Водород, его общая характеристика и нахождение в природе» и «Получение водорода» Для этого используются карточки с различной степенью сложности (разноуравневые задания).
Приложение 1
2) Изучение нового материала.
Учитель – А теперь давайте рассмотрим физические свойства водорода и воспользовавшись вашими учебниками сделаем схему.
Учащиеся записывают в схему физические свойства водорода стр.74
Физические свойства водорода
n газ, без цвета, без запаха, без вкуса, практически нерастворим в воде.
n водород почти в 14,5 раз легче воздуха (самый легкий из всех газов);
n имеет низкую температуру плавления (-259,10 С) и низкую температуру кипения (-2530 С);
n обладает хорошей теплопроводностью (в 7 раз больше чем воздух).
Кроме водорода с массовым числом 1 существуют изотопы с массовыми числами 2 и 3 — дейтерий D и тритий Т.
Физкультминутка – «Правила: при назывании водорода дети вытягивают руки вверх, встают на цыпочки ( находится высоко во вселенной), кислород – руки разводятся в стороны( вокруг нас) , оксиды – присаживаются на корточки , гидроксиды – прыжки на месте ( реакция бурная с водой)
К нам из космоса пришел водород
Окружает нас кислород
Кислород образует оксиды.
Водород дает гидроксиды.
Химические свойства
Для водорода характерны следующие реакции с простыми веществами
При поджигании
O2 + 2H2 = 2H2O, реакция протекает со взрывом.
Смесь двух объёмов водорода и одного объёма кислорода называется гремучим газом.
При нагревании водород обратимо взаимодействует с серой:
S + H2 ⇔ H2S - сероводород
F2 + H2 = 2HF, реакция протекает со взрывом при любой температуре, фтороводород (удоски)
Cl2 + H2 = 2HCl, реакция протекает только на свету. хлороводород
Водород образует с активными металлами гидриды: (с комментариями)
Na + H2 = 2NaH гидрид натрия
Ca + H2 = CaH2 гидрид кальция
Оксиды восстанавливаются до металлов, т.е водород обладает восстановительными свойствами:
CuO + H2 = Cu + H2O
Fe2O3 + 3H2 = 2Fe + 3H2O (сначала в тетради, проверка у доски)
Применение водорода
Учитель: Применение водорода - обусловлено его физическими и химическими свойствами. Физические свойства водорода имеют место применения в следующих областях:
(работа со схемой учебника) стр.76.
Из-за того, что он легче воздуха им долгое время наполняли аэростаты, воздушные шары и дирижабли.
Учитель или учащиеся, заранее подготовившиеся, рассказывают исторический очерк о применении водорода.
Братья – французы Монгольфье первые осуществили идею подняться на воздушном шаре, наполненном горячим воздухом. В 1783 году совершил полет на воздушном шаре, наполненном водородом французский физик Ж. Шарль. В 1794 году воздушные шары нашли практическое применение в военном деле. В последствии стали применять смесь водорода с гелием. Это было более безопасно, так как водородные шары часто воспламенялись. С 1932 по 1937 год немецкий дирижабль “Граф Цеппелин” совершил 136 полетов из Европы в Южную Америку и 7 полетов – в США и перевез свыше 13 тысяч человек. Потом дирижабли были постепенно вытеснены успехами авиации и вертолетостроения. Сейчас вновь обсуждаются вопросы создания современных дирижаблей. Другое универсальное свойство водорода – самая высокая теплопроводность среди всех газов – находит применение в современной энергетике для охлаждения электрических машин. Водород - это топливо будущего, существует много примеров создания и применения топливных элементов. Например: подобный агрегат служит источником воды и энергии в космических кораблях, двигателях автомобилей, подводных лодках.
3) Закрепление изученного материала
Домашнее задание: §27 в.6-11 с.77
Приложение 1.
Задание низкого уровня cложности.
Найдите ошибку в общей характеристике водорода
Найдите ошибку в общей характеристике водорода
1. Н – название водород, гидрогениум. (Hydrogenium).
2. Валентность = 1
3. Аr (Н) = 22.
4. Mr (H2) = 1
5. Самый первый и самый легкий элемент.
Найдите ошибку в общей характеристике водорода
1. Н – название водород, гидрогениум. (Hydrogenium).
2. Валентность = 1
3. Аr (Н) = 1.
4. Mr (H2) = 1
5. Самый первый и самый тяжелый элемент.
Найдите ошибку в общей характеристике водорода
1. Н – название водород, гидрогениум. (Hydrogenium).
2. Валентность = 1
3. Аr (Н) = 1.
4. Mr (H2) = 1.
5. Самый первый и самый тяжелый элемент.
Задания средней сложности:
Из данных соединений выбрать гидроксиды и дать им названия:
NaOH, ZnCl2, Ca(OH)2, KMnO4, MgO, KOH, HCl, LiOH, Al2O3.
Задания повышенной сложности
Получение газов .
. Дописать уравнения реакций получения газов и где используется данная реакция.:
1) KClO3 --t-- KCl + … 3) Zn + HCl --- ZnCl2 + …
2) … --Эл. ток—H2 + O2
Задания средней сложности:
Из данных соединений выбрать гидроксиды и дать им названия:
NaOH, ZnCl2, Ca(OH)2, KMnO4, MgO, KOH, HCl, LiOH, Al2O3.
Задания повышенной сложности
Получение газов .
. Дописать уравнения реакций получения газов и где используется данная реакция.:
1) KClO3 --t-- KCl + … 3) Zn + HCl --- ZnCl2 + …
2) … --Эл. ток—H2 + O2
Приложение 2.
В конце урока химический диктант.
1. Газ без цвета, запаха, вкуса, мало растворимый в воде. (Да)
2. В реакциях, как правило, окислитель. (нет)
4. Используется как восстановитель металлов. (да)
5. Получают из воды. (да)
6. Самый распространённый элемент космоса. (да)
7. Входит в состав воздуха. (нет)
8. Реагирует с неметаллами. (да)
9. Входит в состав оксидов. (нет)
10. Легче воздуха. (да)
2. Подчеркни формулы галогенводородов – одной чертой, гидроксидов- волнистой линией, гидридов – двумя.
HCl, FeO, NaOH, CaH2, CuO, HI, LiH, KH, MgH2, BaH2, P2O5, NaH, НCl.
Взаимопроверка – работа в парах
Подчеркни формулы галогенводородов – одной чертой, гидроксидов- волнистой линией, гидридов – двумя.
HCl, FeO, NaOH, CaH2, CuO, HI, LiH, KH, MgH2, BaH2, P2O5, NaH, НCl.
Взаимопроверка – работа в парах.
Подчеркни формулы галогенводородов – одной чертой, гидроксидов- волнистой линией, гидридов – двумя.
HCl, FeO, NaOH, CaH2, CuO, HI, LiH, KH, MgH2, BaH2, P2O5, NaH, НCl.
Взаимопроверка – работа в парах.
Подчеркни формулы галогенводородов – одной чертой, гидроксидов- волнистой линией, гидридов – двумя.
HCl, FeO, NaOH, CaH2, CuO, HI, LiH, KH, MgH2, BaH2, P2O5, NaH, НCl.
Взаимопроверка – работа в парах.
Подчеркни формулы галогенводородов – одной чертой, гидроксидов- волнистой линией, гидридов – двумя.
HCl, FeO, NaOH, CaH2, CuO, HI, LiH, KH, MgH2, BaH2, P2O5, NaH, НCl.
Взаимопроверка – работа в парах.
Подчеркни формулы галогенводородов – одной чертой, гидроксидов- волнистой линией, гидридов – двумя.
HCl, FeO, NaOH, CaH2, CuO, HI, LiH, KH, MgH2, BaH2, P2O5, NaH, НCl.
Взаимопроверка – работа в парах.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.