План-конспект урока по химии в 8 классе "Вода - растворитель. Растворы"

  • docx
  • 06.01.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 27.docx

Тема урока: Вода — растворитель. Растворы

Цель  урока: Обеспечить в ходе урока формирование понятия о растворе, растворителе, растворимости, насыщенных и ненасыщенных растворах, объяснение процесса растворения веществ в воде с точки зрения атомно-молекулярного учения.

Задачи:

- обучающие: Сформировать понятия о растворе, растворителе, растворимости, насыщенных и ненасыщенных растворах, суспензиях и эмульсиях. Научить отличать растворы от суспензий и эмульсий. Научить классифицировать вещества по растворимости.

-развивающие: Развитие общеучебных навыков, логического мышления, смысловой памяти и творческих способностей.

-воспитательные: Показать роль воды для всего живого, ее значение в природе как растворителя. Формирование умений работать  в малых группах способствует развитию навыков само- и взаимоконтроля, сотрудничества и чувства ответственности.

Тип урока: урок формирования новых знаний

1.      Формы работы учащихся: фронтальная беседа, групповая работа

2.      Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный  проектор, интерактивная доска Interwrite.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

 

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием  порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

1

Организационный  момент

 

Приветствует учеников, отмечает отсутствующих

Приветствуют учителя, называют отсутствующих

2.      Самостоятельная работа

3

Сообщение  темы, мотивация

 

Читает стихотворение о воде, задает вопрос ученикам о теме урока.

Слушают стихотворение, предлагают тему урока. Записывают тему урока.

4

Актуализация опорных знаний

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физические свойства воды (ЭОР-1)

Актуализирует знания о химической формуле воды.

Предлагает учащимся записать химическую формулу в тетрадь.

 

Открывает интерактивное задание ЭОР -1, в котором необходимо указать  физические свойства воды.

Вместе с учащимися в ходе фронтальной беседы вспоминает физические свойства воды и вызывает одного учащегося к доске для выполнения задания.

 

В ходе фронтальной беседы рассматривает агрегатные состояния и распространение воды в природе на слайдах презентации к уроку.

 

 

 

 

 

 

Записывают химическую формулу воды.

 

 

 

 

Читают интерактивное задание. В ходе фронтальной беседы актуализируют знания о физических свойствах воды.

 У доски один учащийся выполняет задание.

 

 

 

 

 

 

 

Перечисляют агрегатные состояния воды и  соотношение воды и суши на Земле.

5

Изучение нового материала

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятие  о растворах (ЭОР-2)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Примеры растворов ЭОР-3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Растворы (ЭОР-4, слайд 5)

Сообщает ученикам интересные факты о воде. Для объяснения понятия «раствор» проводит лабораторные опыты по приготовлению растворов, суспензий, эмульсий (Техника безопасности!!)

 

На основе опытов просит учащихся дать определение понятия «раствор»

 

Открывает ЭОР -2 и читает информацию на слайде. Сравнивает определения понятия с учениками и предлагает записать определение в тетрадь.

 

 

 Открывает ЭОР -3. Вместе с учащимися приводит примеры растворов из жизни.

 

 

Учитель объясняет, что растворение – это физико-химический процесс. Демонстрирует  растворение серной кислоты в воде. Отмечает признаки. Вводит понятие «гидрат».

 

Анализирует с учениками содержимое пробирок с мелом и маслом, отмечая особенности.

 

Вводит определения понятий «взвесь», «суспензия», «эмульсия».

 

 

Проводит физминутку с учащимися (гимнастику для глаз, спины)

 

Вводит понятие «растворимость».

 

 

 

Открывает ЭОР -4 (слайд 5)

Рассматривают схему классификации веществ по растворимости

 

 

 

 

 

Задает вопрос о растворимости стекла. Проводит демонстрационный опыт, подтверждающий небольшую растворимость стекла в воде.

 

 

 

Задает вопрос о бесконечности растворения вещества в заданном объеме воды. Вводит понятия насыщенный и ненасыщенный раствор.

Слушают учителя. Выполняют лабораторные опыты по приготовлению растворов, суспензий, эмульсий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На основе опытов дают свое определение понятия «раствор»

 

 

Читают информацию в ЭОР-2 и сравнивают свои определения с определением на слайде. Записывают в тетрадь.

 

 

 

 

 

Изучают иллюстрацию ЭОР-3, приводят примеры растворов из жизни.

 

 

 

Наблюдают за ходом выполнения демонстрационного опыта. На ощупь определяют изменение температуры пробирки.

 

 

 

 

Анализируют  с учителем внешний вид содержимого пробирок с маслом и мелом.

 

Записывают определения понятий «взвесь», «суспензия», «эмульсия».

 

 

Выполняют гимнастику для глаз, спины.

 

 

 

Записывают понятие «растворимость».

 

 

Изучают с учителем ЭОР-4. Зарисовывают схему классификации веществ по растворимости. Приводят примеры веществ с различной растворимостью.

 

Предлагают свои варианты растворимости стекла. Наблюдают за выполнением опыта. Делают вывод о том, что стекло частично растворяется в воде.

 

Предполагают, возможно ли бесконечно растворять вещество в заданном объеме воды.

Записывают понятия насыщенный и ненасыщенный раствор

6

Обобщение  и систематизация

Классификация растворов (ЭОР-5)

Открывает ЭОР-5 и просит учащихся по схеме охарактеризовать растворы по типам. Проверяет правильность ответов, нажимая на горячие зоны модуля.

Отвечают на вопросы учителя, по схеме характеризуя ЭОР-4  каждый вид раствора.

 

 

 

 

 

7

Рефлексивно- оценочный этап

 

Подводит итоги урока. Выставляет оценки с комментариями.

 

8

Организационное окончание урока

 

Прощается с учениками

Прощаются с учителем

 

 

Приложение к плану-конспекту урока

Вода – растворимость. Растворы.

 

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

ЭОР -1

Физические свойства воды

Информационный

Интерактивное задание

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/0ab6ce90-4185-11db-b0de-0800200c9a66/?interface=catalog

ЭОР-2

Понятие о растворах

Информационный

Текст

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/617fb4d8-8cff-11db-b606-0800200c9a66/?

ЭОР-3

Примеры растворов

Информационный

Иллюстрация

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/617fb4d7-8cff-11db-b606-0800200c9a66/?interface=catalog

ЭОР-4

Растворы

Информационный

Схема (Слайд 5)

http://www.fcior.edu.ru/card/24830/rastvory.html

ЭОР-5

Классификация растворов

информационный

Интерактивная схема

http://www.fcior.edu.ru/card/9090/klassifikaciya-rastvorov.html

 


 

Скачано с www.znanio.ru