Тема урока: Водород
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Цели урока: изучить состав, строение, свойства водорода как химического элемента простого вещества. Ознакомиться со способами получения водорода и его применением.
Задачи урока:
3. Воспитательные: воспитывать личностные качества, обеспечивающие успешность исполнительной деятельности (дисциплинированность, ответственность), творческой деятельности (активность, увлечённость, наблюдательность, сообразительность, способность к самооценке).
Оборудование: штатив, пробирка, гранулы цинка, соляная кислота, раздаточный дидактический материал, таблица химических элементов Д.И. Менделеева, компьютер, медиапроектор;
Опорный конспект по теме «Водород».
Методы, методические приёмы. Беседа с учащимися, работа с инструктивными картами и материалами слайдов, демонстрационный эксперимент, частично-поисковый метод.
Ход урока
I. Мотивация. Актуализация знаний
Учитель: Сколько всего известно химических элементов?
Ученик: 110.
Учитель: Теперь я задам вам загадку про одного химического элемента
Я,
газ легчайший и бесцветный,
Неядовитый и безвредный.
Соединяясь с кислородом,
Я для питья даю вам воду.
Учитель: Итак, тема урока: Водород.
II. Изучение нового материала
Учитель: Сегодня мы с вами будем изучать простое вещество водород – элемент номер один, самый распространенный во Вселенной. Для этого нам нужно знать, кто впервые открыл водород.
Начнем же список с водорода
поскольку первый элемент.
Внимательно послушайте сообщение и ответьте на вопрос: “Кто и когда открыл водород?”
Открытие водорода:
Английский ученый Генри Кавендиш в 1766 г. получил водород действием металлов на кислоты. Водород до Кавендиша получали и другие ученые, но они и не пытались изучить его свойства. Большинство исследователей, в том числе и Кавендиш, называли его “горючий газ”. Кавендиш первым подробно описал способы получения, а так же физические и химические свойства водорода.
Он установил, что при смешивании водорода с воздухом образуется взрывчатая смесь. Поэтому Кавендиш новому газу дал название “горючий воздух”.
При горении горючего воздуха на стенках пробирки осаждались капельки росы. Кавендиш собрал капельки и провел исследование полученной жидкости. Результат поразил его – это была вода.
В 1787г. Лавуазье установил, что горючий воздух Кавендиша – это самостоятельное вещество, и дал ему название водород.
Учитель: давайте послушаем, где в природе мы встречаемся с водородом.
“Распространение водорода”
По распространенности в нашей Вселенной водород занимает первое место. Водород – основная составная часть звезд и межзвездного газа. Массовая доля водорода в земной коре составляет 1% – это девятый по распространенности элемент. В отличие от кислорода, существующего на Земле и в связанном, и в свободном состоянии, практически весь водород на Земле находится в виде соединений; лишь в очень незначительном количестве водород в виде простого вещества имеется в атмосфере. Основным соединением водорода является вода. Кроме того, большое его количество входит в состав многочисленных соединений с углеродом (органических веществ), составляющих основу нефти, природного газа, угля и др.
“Визитка химического элемента”
Учитель: Итак, вы послушали сообщения о водороде, а теперь обратимся к его изучению.
Молекулу его представим
Удобной формулой Н2
Давайте определим молярную массу водорода
М(Н2) =2 г/моль
Определите место положения элемента в Периодической системе. Сделайте записи в тетради:
Порядковый
номер:
Период:
Группа:
Подгруппа:
“Физические свойства простого вещества”
Учитель: А сейчас настало время получить водород и испытать его свойства.
Запишите в тетради физические свойства простого вещества по рисунку на слайде:
Вкус:
Цвет:
Запах:
Температура кипения:
Растворение в воде:
Оно без цвета и не пахнет,
Не растворяется в воде,
А поджигать его опасно:
взорвется газ, и быть в беде
“Получение водорода”
Водород легче воздуха, поэтому соберем его в пробирку перевернутую верх дном, затем обязательно проверим водород на чистоту. Если водород чистый, то при поджигании мы услышим глухой звук «пах», а если он смешан с воздухом – звук свистящий.
Запишите в тетради получение водорода. Расставьте коэффициенты в уравнениях реакций.
1) В лаборатории:
Zn + HCl = ZnCl2 + H2
2) В промышленности:
СН4
+ Н2О = СО + Н2
Н2О = Н2 + О2
“Химические свойства простого вещества”
Запишите в тетради химические свойства водорода. Допишите реакции.
Химические свойства водорода:
1) + неметалл:
2Н2 + О2 = ____ Смесь
двух объёмов водорода и одного объёма кислорода называется гремучим газом.
Н2
+ Сl2
= ____
H2 + __= H2S
2) + металл:
____+ 2Na = 2NaH
H2 + Ca = ______
“Применение водорода”
Учитель: А теперь послушаем, где применятся водород.
Братья – французы Монгольфье первые осуществили идею подняться на воздушном шаре, наполненном горячим воздухом. В 1783 году совершил полет на воздушном шаре, наполненном водородом французский физик Ж. Шарль. Воздушные шары нашли практическое применение в военном деле. Потом дирижабли были постепенно вытеснены успехами авиации и вертолетостроения.
Другое универсальное свойство водорода – самая высокая теплопроводность среди всех газов – находит применение в современной энергетике для охлаждения электрических машин. Водород - это топливо будущего. Водород используется в:
III. Закрепление
Что мы узнали на уроке о водороде. Давайте ответим на вопросы:
1.Водород относится к:
а) неметаллам
б) металлам
2. Молекулярная формула водорода:
а) Н
б) Н2
3. Водород:
а) тяжелее воздуха
б) легче воздуха
4. Установите правильную последовательность слов:
можно, в перевернутый, вытеснением, вверх, сосуд, дном, или, водород, воды, собирать.
5.Как называют:
а) смесь водорода с воздухом
б) соединения водорода с металлами
Ученики: выполнив задание, меняются тетрадями друг с другом, проверяют и выставляют оценки.
V. Подведение итогов урока.
Выставление оценок.
VI. Информация о домашнем задании
Учитель: Ответить на вопросы 2-5 с. 76
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.