Тема урока: «Образование и культура в 17 веке».
Смутное время принесло разорение и упадок Московскому царству, но в то же время стимулировало возникновение новых тенденций во всех сферах российской жизни, в том числе и в культурной. Разрушение всех привычных традиций и устоев, традиционного образа жизни, неожиданные повороты в ходе событий, взлет и падение многих ярких и неординарных личностей, появление в стране большого количества иностранцев — все это способствовало обмирщению культуры, усилению личностного начала во всех ее сферах, проникновению западного влияния. Расширение территории государства, международных связей, усложнение экономической жизни – все это меняло представление об окружающем мире и требовало от людей больших знаний и умений.
1. Образование. Возникла потребность в широком распространении грамотности и просвещения (грамотных: горожане – 24 %, крестьяне – 1 %).Еще в 1621 г. в Немецкой слободе — той части Москвы, где жили иностранцы, была создана школа, где изучались латинский и немецкий языки, что было совершенно необычно для России. Характерно, что учениками в этой школе были не только жители Немецкой слободы, но и русские люди. Изучение иностранных языков.
После присоединения Украины к России в Москву переехало много церковных и культурных деятелей, находившихся под влиянием польской культуры, которая для России XVII века была главным проводником западных идей. Многие дворянские и боярские семьи привлекают их и поляков для обучения своих детей. Появление учителей-иностранцев.
В 1687 г. в Москве было основано первое высшее учебное заведение — Славяно-греко-латинская академия, где готовили священников и чиновников. Здесь преподавался весь цикл школьных наук — от грамматики до философии. Во главе Академии находились греки - братья Лихуды, получившие образование в университете в Италии.
2. Научные знания. Находились еще на начальной стадии развития. Как вы думаете, что способствовало развитию географии? По мере освоения новых территорий уточнялись границы территории России. Появились первые сводные карты страны, пояснения к ним. Сведения о зарубежных странах стали появляться в отчетах русских послов.
Развивалась и историческая наука. В 1678 году была издана первая печатная история Русского государства с древнейших времен до 70-х годов 17 века – «Синопсис», по ней изучалась история нашей страны.
О русских первопроходцах прочитаете самостоятельно и сделаете задание в рабочей тетради.
3. Литература. Какие жанры преобладали в русской литературе до 17 века? Церковные. Теперь появляются светские произведения, новые жанры.
Раньше наиболее популярным жанром были жития святых, из него формируется новый жанр – биографическая повесть и автобиографическая повесть («Житие протопопа Аввакума»).
Светские элементы в литературе проявились в возникновении жанра сатирической повести, где действовали вымышленные герои и высмеивались пороки церковников и приказных («Повесть о Горе-Злочастье», «Повесть о Шемякином суде», «Повесть о Ерше Ершовиче»).
Появляются поэтические произведения, например, вирши Симеона Полоцкого. Он был придворным поэтом. Симеон Полоцкий писал стихи в форме креста, восьмиконечной звезды, сердца.
Большой популярностью у образованных людей пользовалась зарубежная художественная литература, переведенная на русский язык: рыцарские романы, юмористические рассказы.
В целом, литература 17 века стала носить светский характер и была направлена на широкий круг читателей.
4. Архитектура. В XVII столетии русская архитектура осваивала новые формы и декоративные решения. Элементы светскости выразились в появлении многоцветных, изобилующих декоративными деталями зданий. Эти новые мотивы парадности и праздничности, которые называли «дивным узорочьем», можно видеть в Теремном дворце Алексея Михайловича (Кремль). Для повседневной жизни царя. Дворец был богато украшен многоцветными изразцами, золоченой кровлей, сказочными узорами.
Другим выдающимся памятником архитектуры был загородный летний деревянный дворец Алексея Михайловича в селе Коломенском под Москвой. В нем было 270 комнат и 3 000 окон. Дворец называли «восьмое чудо света». Но через 80 лет он был разобран из-за ветхости. Восстановлен недавно, но не полностью деревянный – металлические и железобетонные перекрытия.
Продолжала развиваться церковная архитектура. Патриарх Никон, стремясь воплотить в камне идеи превосходства «священства» над «царством», повелел построить единый православный центр – Новоиерусалимский монастырь. Строительство шло почти 40 лет.
В конце 17 века появился новый стиль – нарышкинское или московское барокко. Черты: многоярусность, многоцветная богатая отделка (декоративная резьба, раскраска фасадов). Т.о. церковные здания все больше украшаются декоративными элементами, приобретают светский облик. Церковь Покрова в Филях, колокольня Новодевичьего монастыря.
5. Живопись. Живописные произведения представлены в основном иконами. Но происходят изменения. Освобождение от канонов и превращение иконописца в живописца. Это можно проследить на примере Симона Ушакова, центральное место в творчестве которого занимало изображение лица. Наиболее известное произведение – «Спас нерукотворный».
17 век – время зарождения русской светской живописи. Появляются самые первые портреты с натуры, их называли парсунами. Изображения Федора Иоанновича и Скопина-Шуйского. Оба портрета написаны в иконописной манере яичными красками на липовых досках. Но уже можно заметить, что на смену лику, характерному образу святых, приходит лицо – узнаваемое, со своими индивидуальными чертами, появляется портретное сходство.
В 17 веке проявилось заметное уменьшение зависимости русской культуры от церкви, в ней активно развиваются светские элементы.
Заполняем кластер.
Д.з. § 10,11. Р.т. § 10 № 3, 4, 5, 7. § 11 № 1,2,3.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.