План конспект урока по истории на тему : «Россия на рубеже веков».
Оценка 4.8

План конспект урока по истории на тему : «Россия на рубеже веков».

Оценка 4.8
doc
13.04.2021
План конспект урока по истории  на тему : «Россия на рубеже веков».
12-13._rossiya_na_rubezhe_vekov.doc

Тема урока: «Россия на рубеже веков».

После смерти Алексея Михайловича на русский престол 29 января 1676 г. вступил 14-летний Федор Алексеевич (1676—1682). Ведущее место при дворе заняли Милославские, родственники нового царя по матери, и их сторонники. Нарышкины, родственники второй жены царя Алексея Михайловича, были удалены от двора. Федор, с детства болезненный мальчик, активного участия в государственных делах не принимал. Ученик знаменитого просветителя, богослова и ученого Симеона Полоцкого, он знал латынь, польский язык, любил чтение, сочинял музыку, отдавая этим занятиям свое время.

Правительству царя Федора в 70-е гг. пришлось решать сложные вопросы в области внешней политики, связанные с украинскими делами, отношениями с Польшей, Турцией и Крымом. В результате Чигиринских походов 1677—1678 гг. удалось отбить претензии турецкого султана на Левобережную Украину.

При Федоре Алексеевиче с целью упорядочить, упростить взимание налогов в 1676 г. по всему государству провели общую перепись населения, а в следующем году ввели новое обложение — налоги стали брать не с земли, а с каждого двора.

В 1682 г. было отменено местничество. «Разрядные книги», в которых фиксировались родословие и назначение на должности, были торжественно сожжены; стал выдвигаться принцип служебного соответствия. Был открыт доступ к управлению страной выходцам из дворян и приказных людей.

Федор Алексеевич был крестным царевича Петра, любил его, заботился о его воспитании и образовании. Но после смерти Федора ситуация изменилась.

По традиции наследовать бездетному Федору должен был его брат Иван. Однако 15-летний царевич был болезненным, хилым, полуслепым и мало годился для роли царя. Собравшиеся во дворце патриарх Иоаким и бояре решили, что царем следует провозгласить сына второй жены Алексея Михайловича, Натальи Кирилловны Нарышкиной Петра, который в отличие от Ивана был здоровым, крепким и смышленым мальчиком. Опираясь на стрельцов, группировка Милославских, среди которых наиболее активно и решительно выступала сестра Ивана Софья, не желала уступать и решительно повела борьбу за власть.

Стрельцы не только несли военную службу, но и активно занимались хозяйственной деятельностью. В конце XVII века в связи с созданием полков нового строя роль стрельцов упала, они потеряли многие свои привилегии. Обязанность платить налоги и пошлины с промыслов и лавок, частая задержка жалованья, самоуправство стрелецких полковников, рост имущественного неравенства среди самих стрельцов вызывали их резкое недовольство.

По Москве был пущен слух, что Иван задушен. С барабанным боем вооруженные стрельцы вступили в Кремль. Мать Петра Н. К. Нарышкина вывела на дворцовое крыльцо обоих царевичей Петра и Ивана. Однако это не успокоило стрельцов. Три дня бушевало восстание, власть в Москве находилась в руках стрельцов.

15 мая 1682 года стрельцы ворвались в Кремль и убили близких родственников Петра по линии Нарышкиных. Причем 10-летний Петр был свидетелем некоторых кровавых расправ. Пережитое сказалось на его здоровье: при сильном волнении у него начинались конвульсивные движения лица. На всю жизнь он возненавидел стрельцов и Москву.

По требованию стрельцов, первым царем был провозглашен Иван, вторым — Петр, а до их совершеннолетия назначалась регентша — царевна Софья. Возникло двоецарствие. Это был единственный случай в истории России. В Оружейной палате Кремля сохранился двухместный трон для молодых царей с маленьким окошечком в спинке, через которое Софья и приближенные подсказывали им, как вести себя и что говорить во время дворцовых церемоний.

Власть перешла к царевне Софье. Правление Софьи продолжалось семь лет. Все эти годы Петр и Иван оставались номинально царями, принимали участие в церемониях — приемах послов, церковных шествиях и прочих. Но Петр и его мать никакой роли в политических делах не играли.

Фактическим правителем при Софье (1682—1689) стал ее фаворит князь Василий Васильевич Голицын, о тайном браке которого с Софьей шла молва. Царевна поддерживала распространение в России знаний, образования. При ней открыли Славяно-греко-латинскую академию (1687 г.).

Наиболее заметных результатов достигло правительство Софьи во внешней политике. В 1686 г. был заключен «Вечный мир» с Польшей. Россия приняла обязательство в союзе с Польшей, Австрией и Венецией выступить против Крыма и Турции. Русская армия под командованием Голицына предприняла два неудачных похода против Крымского ханства. Крымские походы показали, что Россия еще не располагала достаточными силами для победы над сильным противником. В то же время Крымские походы — свидетельство изменения соотношения сил в этом регионе.

В годы правления Софьи Петр и его мать жили преимущественно в подмосковном селе Преображенском. С пяти лет Петр начал учиться грамоте у дьяка Никиты Зотова, но систематического образования он не получил (в зрелые годы Петр писал с грамматическими ошибками). Но он был любознательным, одаренным, много занимался самообразованием.

Петр рос настоящим уличным мальчишкой. Он был совершенно свободен, нередко дрался, имел грубые манеры. Еще подростком царевич обнаружил склонность к военному делу. Для военных игр Петра в «потешные» полки были собраны ребятишки из двух дворцовых сел — Преображенского и Семеновского, которые впоследствии превратились в одноименные первые гвардейские регулярные полки, представлявшие собой внушительную военную силу.

Под Москвой, недалеко от села Преображенского, располагалась Немецкая слобода  — средоточие иноземцев, мастеров всякого рода, военных специалистов. Немцами – немыми – называли всех иностранцев. Они появились в русской столице уже давно. Петр сближается с иноземцами. Открывает для себя западноевропейский мир. С помощью новых учителей из иностранцев Петр усвоил основы арифметики и геометрии, артиллерии и фортификации. Узнал правила вождения судов, возведения крепостей, мог высчитать полет пушечного ядра, управляться с астролябией. К молодому царю в Слободе относились неизменно приветливо и дружелюбно. Общительный по характеру Петр сразу завел множество друзей среди этих плотников, аптекарей, пивоваров и солдат, из которых он сразу выделил обаятельного и галантного Франца Лефорта.

Итак, мы можем назвать основные факторы, которые повлияли на становление будущего императора.

Но в немецкой слободе он не только учился. Там процветало пьянство, курение запрещенного в России табака и т.д. Молодой Петр окунулся в новые развлечения.

Поэтому мать Петра решила его женить. В 1689 г. Петр женился по совету матери на боярской дочери Евдокии Лопухиной. После женитьбы Петр считался совершеннолетним и имел все права на престол; столкновение с Софьей и ее сторонниками стало неизбежным. Москва была полна слухов о приготовлениях к схватке как стрельцов, так и «потешных».

Августовской ночью 1689 г. Петр был разбужен в Преображенском одним из своих сторонников с сообщением о том, что стрелецкие полки подняты по тревоге и готовы схватить его. Сильны были воспоминания детства. Петр в панике в одной рубашке, оставив мать и беременную жену, ускакал в Троице-Сергиев монастырь. Вскоре в монастырь с развернутыми знаменами пришли вызванные Петром верные Преображенский и Семеновский полки. Петра поддержали многие бояре и дворяне, московский патриарх и даже несколько стрелецких полков. Как вы думаете, почему его поддержали? Устали от неопределенности.

 Софью, оказавшуюся в изоляции, заключили в Новодевичий монастырь в Москве. В. В. Голицын отправлен в ссылку. Трон перешел к Петру. Со смертью царя Ивана (1696) установилось единовластие Петра.

Несколько слов о молодом царе. Он поражал своим ростом – 2 м 4 см, был физически сильным, очень вспыльчивым, любил носить голландское платье.

На начальном этапе своего правления Петр не проявлял интереса к государственным делам. Власть находилась в руках его дяди – Л.К. Нарышкина.

В 1698 году над Петром вновь нависла угроза со стороны стрельцов. При нем стрелецкие войска отошли на 2-й план, уступая потешным полкам. Они вступили в сговор с царевной Софьей и подняли мятеж с целью осуществить переворот в пользу Софьи. Но они были разгромлены. Петр лично занялся расследованием. 800 стрельцов были повешены или обезглавлены. Петр лично принимал участие в казнях. Московские стрелецкие полки были расформированы. А Софью постригли в монахини и установили за ней строгий контроль.

Сильные и слабые стороны характера Петра?

К концу XVII века Россия в экономическом и военном смысле значительно отставала от европейских держав, в том числе и от своих ближайших соседей — Швеции и Речи Посполитой. В передовых европейских странах шло бурное развитие капитализма, расширялось мануфактурное производство, тогда как в России по-прежнему господствовало ремесленное производство, а хозяйство большинства населения (крестьян) носило по преимуществу натуральный характер.

Дальнейшее отставание угрожало России ослаблением обороноспособности, а возможно, и потерей независимости. Необходимость модернизации понимали и предшественники Петра, начиная со Смутного времени, однако никто до Петра не мог решиться принести в жертву прогрессу традиционные устои русской жизни. В течение всего XVII века, особенно в его второй половине, в России предпринимались шаги по преобразованию различных сторон жизни общества. Так, появились полки «нового строя», являвшиеся предтечей регулярной армии, основывались мануфактуры, открывались школы и т. д. Однако стояла задача резкого рывка вперед во всех этих сферах. Это было невозможно без более тесных экономических, политических и культурных связей с Западной Европой, что в те времена требовало свободного выхода к морским торговым путям. К началу XVIII века единственным морским портом России оставался Архангельск, который, во-первых, слишком далеко отстоял от центральных районов страны и, во-вторых, был доступен для торговых кораблей не более шести месяцев в году.

Итак, перед Россией к началу правления Петра I стояли две взаимосвязанные задачи: ускоренная модернизация и выход к европейским морям. Одно стимулировало другое, и решить эти задачи по отдельности было невозможно.

Выход нужно было иметь либо к Балтийскому, либо к Черному морю. Но борьба за выход к Балтике означала борьбу с сильными противниками – Речью Посполитой и Швецией, с которыми Россия и так воевала весь 17 век. Петр посчитал, что бороться с Турцией и Крымом будет легче.

В январе 1695 года царь издал указ о походе на Крым. Главной целью было взятие турецкой крепости Азов, закрывавшей России выход из Дона в Азовское море. Это мощная каменная крепость, окруженная рвами и земляными валами.

Читаем с. 103. Объяснить разницу между первым и вторым Азовским походами.

Первая осада Азова затянулась на три месяца и закончилась неудачей. Со стороны моря Азов снабжался силами турецкого флота. Русские войска действовали несогласованно. Не хватало опыта и артиллерии.

Петр ясно видел причины поражения: слабая обученность войск, отсутствие флота.

Собираясь создать флот, Петр построил верфи в Воронеже.

Апрель 1696 г. – 2-й Азовский поход. Вниз по Дону двинулись 2 крупных корабля, 23 галеры, более 1000 стругов (плоскодонное парусно-гребное судно). Крепость была блокирована и с моря, и с суши. После недолгой осады турки сдались. Россия закрепилась на азовских берегах, но борьбу нужно было продолжать, за выход в Черное море.

Было решено строить флот. Но денег на это не было. Петр 1 повелел всем дворянам, монастырям и купечеству объединиться в кампании и на свои средства строить морские суда. На верфях Воронежа началась работа.

Но для успешной борьбы нужны были союзники. Для создания общеевропейской антитурецкой коалиции Петр решил направить в Европу посольство.

Во главе посольства были поставлены генерал-адмирал Лефорт, руководитель Посольского приказа Головин. Сам царь поехал под именем простого бомбардира Петра Михайлова. Кроме поиска союзников, целью Петра было и знакомство с жизнью и порядками западноевропейских стран. Петр объехал пол-Европы, посетил Австрию, Курляндию, Бранденбург, Голландию, Англию, Польшу. Посетил он и Кенигсберг, но об этом мы поговорим в курсе ИЗР.

Русские добровольцы из солдат и дворян в ходе поездки изучали военные науки, морское дело, кораблестроение. В Голландии Петр получил аттестат плотника. В Англии он посетил театр, монетный двор, был в Оксфордском университете. Петр хотел посетить Италию, но из Москвы пришли тревожные вести – стрелецкий мятеж 1698 г.

Петр осознавал уровень отставания России от стран Европы в хозяйстве, культуре, военной области. Посещение Европы обогатило Петра новыми знаниями и впечатлениями. Для русской армии в Европе закупили 10 тыс. ружей, 5 тыс. мушкетов, корабельные принадлежности. На российскую службу наняли много офицеров, инженеров, матросов и др. специалистов.

Но Великое посольство не решило главной задачи – создание антитурецкого союза. В Европе – начиналась война за испанское наследство.

Петр понял, что создать антитурецкую коалицию не получится. На обратном пути в Россию встретился с саксонским курфюрстом и королем Речи Посполитой. Монархи пришли к выводу, что их общий враг – Швеция.

Какие цели преследовала Россия в Азовских походах? Цели Великого посольства? Что удалось достигнуть?

Д.з. § 12-13. § 12 № 4, § 13, № 1, 2, 4.


Тема урока: « Россия на рубеже веков »

Тема урока: « Россия на рубеже веков »

В годы правления Софьи Петр и его мать жили преимущественно в подмосковном селе

В годы правления Софьи Петр и его мать жили преимущественно в подмосковном селе

Однако стояла задача резкого рывка вперед во всех этих сферах

Однако стояла задача резкого рывка вперед во всех этих сферах
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.04.2021