Использование внеурочной деятельности для противодействия ксенофобии и экстремизму.
Василатий Е.А. руководитель ШМО классных руководителей.
Март
2022-2023 учебный год
ЭКСТРЕМИЗМ
Основные понятия
Основные понятия
Ксенофо́бия (от греч. ξένος — чужой + φόβος — страх) — страх или ненависть к кому-либо или чему-либо чужому; восприятие чужого, как опасного и враждебного. Возведённая в ранг мировоззрения, может стать причиной вражды по принципу национального, религиозного или социального деления людей;1. Болезненный, навязчивый страх перед незнакомыми лицами.2. Ненависть, нетерпимость к чему-н. чужому, незнакомому, иностранному.
Общий посыл при ксенофобии:
ДРУГИЕ виноваты в наших бедах
Причины и условия возникновения агрессивных настроений в молодёжной среде нам хорошо известны:
Это и изменение ценностных ориентаций в обществе,
И социальное неравенство,
и снижение авторитета правоохранительных органов,
и повышенная внушаемость, агрессивность подростков,
и снижение социальной и политической активности молодёжи;
и массовое распространение, доступность для детей и подростков алкоголя и наркотиков;
и негативное влияние СМИ, которые сплошь и рядом рассказывают о насилии и преступности;
и, конечно, наличие сети Интернет, которая дает радикальным организациям доступ к широкой аудитории.
Кроме осуществления обще профилактических мероприятий, особое внимание нам с вами нужно уделять детям, находящимся в ситуации возможного «попадания» в поле экстремистской активности. К таким категориям могут быть отнесены:
дети, находящиеся в сложной жизненной ситуации, из семей с низким социально-экономическим статусом, имеющих склонность к алкоголизму, наркомании, физическому и морально-нравственному насилию;
так называемая «золотая молодёжь», склонная к безнаказанности, вседозволенности, экстремальному досугу;
дети, подростки, молодёжь, имеющие склонность к агрессии, силовому методу решения проблем и споров.
В связи с этим наши действия должны быть направлены на:
стимулирование у детей положительных эмоций от участия в реализации социальных проектов, от анализа достижимых перспектив;
создание условий для снижения агрессии, напряжённости, экстремистской активности в среде детей;
создание условий для воспитания успешной, толерантной, патриотичной, социально ответственной личности;
развитие просоциальных молодёжных общественных объединений, движений, групп.
Можно выделить такие направления воспитательной работы в школе по противодействию экстремизму :
проведение классных часов с целью освоения учащимися общечеловеческих норм нравственности и поведения;
рассмотрение вопросов профилактики правонарушений, правового воспитания, формирования законопослушного поведения учащихся на педагогических советах, советах профилактики, классных собраниях;
проведение круглых столов по актуальным вопросам правового воспитания и формирования законопослушного поведения учащихся с привлечением правоохранительных органов;
проведение родительских собраний по проблеме формирования законопослушного поведения учащихся;
привлечение детей и учащейся молодёжи к изучению истории родного края, краеведению посредством проектной деятельности;
оказание социально-психологической и педагогической помощи несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии или поведении, либо проблемы в обучении;
проведение индивидуальных консультаций для учащихся и их родителей социальным педагогом, педагогом-психологом по вопросам правового воспитания и формирования законопослушного поведения учащихся.
Задачи:
формирование у обучающихся знаний о сущности экстремистской и террористической деятельности;
формирование знаний об ответственности за совершение преступлений экстремистского и террористического характера;
развитие у обучающихся умений и навыков правильных действий при поступлении угрозы террористических актов
В рамках воспитательной работы по профилактике экстремизма среди учащихся в школе проводятся следующие формы работы:
тренировочные занятия «Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях» (тренировки по эвакуации детей и сотрудников из здания образовательной организации при чрезвычайных ситуациях);
проведение диагностики с целью оценки уровня социально-политической толерантности молодёжной среды в образовательной организации;
мониторинг по определению уровня взаимоотношений среди учащихся в классном коллективе;
проведение инструктажей с учащимися по противодействию экстремизму и терроризму;
распространение тематических памяток и методических инструкций;
организация в рамках воспитательно-профилактической работы мероприятий по формированию правовой культуры, гражданской и уголовной ответственности учащихся;
использование педагогами школы современных активных форм обучения и воспитания с применением потенциала технологий социального проектирования, совместной продуктивной деятельности;
организация участия учащихся в реализации социально значимых проектов, конкурсов, акций муниципального, республиканского, международного уровня, направленных на формирование гражданско-правового сознания учащихся;
организация библиотекарем школы циклов выставок, посвящённых роли и месту различных культур и религий в становлении и развитии ПМР;
привлечение к работе с детьми и молодёжью органов правопорядка;
проведение опросов, анкетирования обучающихся и их родителей по основам правовых знаний, законопослушного поведения в рамках профилактики и противодействия терроризму и экстремизму;
проведение тренингов, круглых столов, экскурсий, тематических вечеров, спортивных мероприятий и т. д.;
регулярный анализ состояния подростковой безнадзорности и её последствий, оценка эффективности системы профилактики;
своевременное выявление семей, попавших в сложные жизненные обстоятельства, выявление несовершеннолетних, нуждающихся в социальной профилактике и реабилитации;
разработка специфических форм и средств приобщения девиантных подростков к активному, полезному, развивающему досугу.
Начальная школа
усвоение основ базовых национальных ценностей своего народа, знакомство с историческим и культурным наследием совей страны и других стран и народов;
формирование личностных качеств,
формирование представлений о добре и зле, чести и совести, справедливости и несправедливости, взаимоуважении
формирование толерантных отношений между детьми;
формирование умений конструктивно вести себя во время конфликта, завершать его справедливо и без насилия, расширить представления детей о правах человека.
«Я и другой»;
«Всегда ли я хороший»;
«Единство разных»;
« Легко ли быть особенным»;
«Умей дружить»;
«Волшебная страна Дружба»;
«Мир дому твоему»;
«Небо общее для всех»;
«Пусть дети земли не знают войны»;
«Свеча памяти» (урок памяти, посвящённый бесланской трагедии);
«Правила безопасности».
Основная школа
формирование культуры взаимодействия, непримиримости к нарушителям закона, общественной морали ;
воспитание ответственности, уважения друг к другу, культуры взаимопонимания ;
воспитания у подростков толерантного отношения, уважительного отношения ко всем людям, вне зависимости от национальности, религии., социального и имущественного положения
«Быть принятым другими не значит быть как все»;
«Что такое экстремизм?»;
«Мы разные, но мы вместе!»;
«В единстве наша сила»;
«Мир без конфронтаций. Учимся решать конфликты»;
«Скажем «НЕТ!» национализму»;
«Терроризм: истоки и последствия»;
«Мир без насилия»;
«Нам нужен мир»;
«Объединимся вместе против террора»;
«Сто народов – одна семья»;
«Толерантность – дорога к миру».
формирование толерантной, ответственной, успешной личности, ориентированной на ценности гражданственности и патриотизма;
формирование представления об экстремизме как об одной из актуальных проблем современного общества, об ответственности, предусмотренной законодательством ПМР за экстремистскую деятельность
«Вандализм: причины и последствия»;
«Провокационная деятельность террористических и экстремистских группировок»;
«Основы конституционного права Приднестровской Молдавской Республики в области межэтнических и межконфессиональных отношений»;
«Экстремизм и терроризм. Административная и уголовная ответственность за проявления экстремизма»;
«Молодёжь против экстремизма»;
«Культурный мир Приднестровской Молдавской Республики»;
«Толерантная и интолерантная личность»;
«Учимся жить в многоликом мире»;
«Международный терроризм»;
«Основы методики расследования терроризма»;
«Терроризм – угроза, которая касается каждого»;
«Свобода быть равными».
Мероприятия по профилактике ксенофобии, экстремизма и терроризма
№ | Наименование мероприятий | Исполнители | Срок исполнения |
1 | Диагностическая работа с целью исследования личностных свойств толерантности у учащихся. | Классные руководители, | В течение года |
2 | Участие в мероприятиях по профилактике экстремизма | ||
3 | Подбор тематической литературы для педагогов и учеников. | ||
4 | Заседания Совета по профилактике правонарушений, случаев экстремизма и употребления ПАВ. | Ежемесячно | |
5 | Конкурс сочинений «Все мы разные – в этом наше богатство» | Учителя литературы | Март-апрель |
6 | Тематические часы общения: | Классные руководители, | В течение года |
7 | Интегрированные уроки по основам правовых знаний, направленных на формирование толерантных установок у учащихся. | ||
8 | МО классных руководителей «Содержание воспитания в современных условиях. Профилактика экстремизма». | . | Апрель |
9 | Родительские собрания «Воспитание толерантности в семье». | Классные руководители | Октябрь Март |
10 | Проведение разъяснительной работы среди учащихся по предупреждению экстремизма с приглашением представителей правоохранительных органов: | Декабрь |
11 | Конкурс «Дружба народов – мир на планете!» | Классные руководители | Ноябрь |
12 | Выпуск газеты на тему толерантности. | По плану | |
13 | Оформление тематических стендов: | . | В течение года |
14 | Фестиваль национальных культур «Цветная карусель». | Классные руководители | Март |
15 | «Мир пословиц-мир народов» (конкурс) | Январь | |
16 | Воспитание межкультурной компетентности | В течение года | |
17 | Вовлечение учащихся «группы риска» в кружки, секции. | Классные руководители | |
18 | Проведение социально-значимых акций: |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.