План-конспект урока
Тема: «Как стать личностью»
Обществознание,8 класс.
Цели:
Образовательная:
· Познакомить учащихся с научными представлениями об уникальности человеческой личности, доказать влияние природных и социальных условий на формирование личности.
Развивающая:
· Развивать умение работать в группе, с документами, сравнивать, оценивать, использовать знания, полученные на уроках обществознания.
· Развивать умение анализировать иллюстрации, решать проблемные задания.
· Развивать умение выражать свою точку зрения, обосновывать ответ, создавать высказывания в устном виде.
· Развивать умение оценивать изученный материал (с позиции значимости) и свои достижения.
Воспитательная
· Способствовать воспитанию терпимого отношения к личности.
· Формировать познавательный интерес к предмету.
· Воспитывать личностные качества: активность, самостоятельность.
Задачи урока:
1. Знать, что понимается под личностью в социуме.
2. Различать понятия личность, индивид, индивидуальность.
3. Понимать, как природа и общество влияют на становление личности.
Оборудование:
Учебник, рабочая тетрадь.
ПК, проектор.
Основные понятия: индивид, личность, мировоззрения, типы мировоззрения, фазы становления личности, адаптация, индивидуализация, интеграция, социализация, агенты социализации.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Форма урока: урок-исследование.
Формы учебной работы: фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая работа.
Предполагаемый результат:
1. Умение прослеживать причинно-следственные связи, анализировать, сравнивать, участвовать в эвристической беседе, дискуссии.
2. Умение учащихся распознавать и правильно употреблять в различных контекстах основные понятия по теме: индивид, личность, мировоззрения, типы мировоззрения, фазы становления личности, адаптация, индивидуализация, интеграция, социализация, агенты социализации.
3. Умение вырабатывать навыки исследовательской деятельности и работы в парах.
4. Умение работать с информационными текстами, решать проблемные задания.
5. Умение выдвигать аргументы в обоснование собственной позиции.
План урока:
1. Человек, индивид, личность.
2. Жизненные ценности и ориентиры.
3. Становление личности
4.Кто помогает стать личностью?
Ход урока.
1.Организационный момент
Здравствуете ребята, проверьте все ли у вас лежит на парте, приготовьтесь, а теперь закройте глаза, подумайте о чем-нибудь хорошем, откройте глаза и улыбнитесь, пусть эта улыбка будет вас сопровождать весь урок.1 мин
2. Формулирование темы урока
??? Почему людей волнуют вопросы о смысле жизни? Как сделать правильный выбор жизненных целей?
Начну урок с притчи: «Знаменитый древнегреческий мыслитель Диоген средь бела дня зажёг фонарь и стал ходить по самым людным улицам Афин. На вопрос "Что ты делаешь?" он отвечал "Ищу человека!". Хотя он встречал и торговцев, и богатых и бедных, и стариков и женщин и мужчин. Как вы думаете, кого он искал? В каком значении Диоген употреблял слово "человек"? Почему? В то время еще не было определения личностьи.
Как вы думаете, что такое личность? (в тетрадях напишите свое определение)
Личность - совокупность свойств, присущих определенному человеку и составляющих его индивидуальность. Ефремова Т.Ф. Толковый словарь русского языка.(Словарь с 249)
= теперь вы сможете сформулировать и тему нашего урока? (отвечают)
Тема нашего урока: Как стать личностью.
Подумайте, какая цель нашего урока?
=Цель урока: показать сущность и значение личности, жизненных ценностей и ориентиров, также рассмотреть фазы становления личности в процессе социализации.
Проблемный вопрос:
??? Можно ли поставить знак равенства между понятиями «личность», «человек», «индивидуальность»? Обоснуйте свой ответ.
Человек – особое звено в развитии живых организмов на земле.
Как вы думаете, в вас преобладает природное или социальное начало?
ЧЕЛОВЕК – БИОСОЦИАЛЬНОЕ СУЩЕСТВО
Биологическое существо Социальное существо
Скажите, чем человек отличается от животных?
Внешний вид: животные покрыты шерстью, а люди покрыты кожей.
Строение органов: у человека самое большое соотношение веса мозга к весу тела в отличие от животных
Питание: человек готовит продукты (жарит, моет, чистит), а животное ест, не перерабатывая продукты
Общественный строй: люди живут с семьёй или по одиночки, в обществе, а животные могут жить стаей , а могут по отдельности
Творчество: люди занимаются творчеством (рисованием, музыкой, скульптурами...), а животные не занимаются искусством, если только человек не научит.
=Духовный мир человека: в повседневной жизни в окружающих нас людях мы видим внешнюю сторону, то есть красоту, одежду, улыбку, и т.д. У нас в обществе принято говорить: « Встречаем по одежке, а провожаем по уму». Но в человеке главное душа, ум доброта, которые должны направлять человека на хорошие дела и поступки. Такие как помощь близким, помочь бабушке перейти через дорогу, купить хлеба, покормить птиц, помочь родителям и т.д.
Перед каждым человеком встает философский вопрос, КТО Я?
Давайте подумаем, а кто вы?
Ответьте письменно на вопрос «Кто я?» (у доски ученик записывает ответ, а ученики характеризуют его).
Какие признаки вы выделяете?
Каким отдаете предпочтение, ставя их на первое место, какие менее важны для вас?
=все имеют тот или иной цвет глаз, тот или иной рост, членораздельную речь, разум и способность к деятельности с применением искусственно созданных орудий труда.
=признаки, характеризующие человека как одного из многих себе подобных, принято называть индивидными. Человек как один из людей - индивид (от лат. individuum) - отдельный человек).
Попробуйте дать определение понятию «индивид» (выслушиваются версии, подводится итог обсуждения, запись определения в рабочую карту, в таблицу)
Индивид - это представитель рода человеческого, его признаки определены генетически, наследственностью (отпечатки пальцев, тембр голоса и т.д.).
Эти признаки относятся к индивидуальным. Они отличают одного человека от другого, по этим признакам человека нельзя перепутать с другими. Если в своих проявлениях человек самобытен, неповторим, его легко отличить от всех иных, о нем говорят: «Это яркая индивидуальность» (писатели, поэты, художники, актеры, музыканты).
= Индивидуальность — характеристика человека в обществе.
Еще один признак, присущий человеку,— быть личностью. Личность несет в себе определенные ценности, качества, которые общество признает значимыми, важными, необходимыми.
Индивид |
Индивидуальность |
Личность |
- это представитель рода человеческого, его признаки определены генетически, наследственностью.
|
- отпечатки пальцев,поэт, художник, актер, музыкант. - совокупность свойств, присущих определенному человеку. |
для того чтобы стать личностью — нужно обладать важными для общества качествами и проявлять эти качества в разнообразной деятельности (роль труженика, семьянина, творца, защитника справедливости и др.). |
Сейчас, мы посмотрим фрагмент фильма, ваша задача ответить на вопрос: Являлся ли Александр Македонский личностью, индивидом или имел только индивидуальность? Аргументируйте свой ответ.
Молодцы!
Попробуем
создать графическую модель личности
![]() |
|||
![]() |
|||
Давайте назовем качества, которыми должна обладать личность. Таким образом, личность должна обладать не только важными для общества качествами, но и проявлять эти качества в разнообразной деятельности.
В вопросе «КТО Я?» также лежит внутреннее и внешнее открытие самого себя, через жизненные ценности и ориентиры.
Представьте, у вас в руках зеркало, вы смотрите в него и что вы видите?
Представьте , что вы уже взрослые, кто я? Зачем Я?
Вот тут и возникает вопрос о смысле жизни. Вопрос не очень простой. С одной стороны, он свидетельствует о достижении некоторого порога зрелости, а с другой — нередко порождается неудовлетворенностью собой, характером взаимоотношений с окружающими, иногда и чувством одиночества. Человеку свойственно проектировать свою жизнь, сознавать ее нужной, оправданной. Не последнее место среди жизненных ценностей и ориентиров принадлежит профессиональному выбору.
Перед вами профессии, выберите ту, которая вам интересна.
Почему вы выбрали именно ее?
Что вы ждете от будущей профессии.
Какой вывод можно сделать?
= перед вами уже сейчас стоит вопрос - кем быть?
Обратимся к параграфу учебника, п. 2, стр. 37, прочитайте 2 абзац сверху, и ответьте на вопрос, что нужно сделать, если вы не знаете, какую профессию выбрать?
Ответ: нужна осведомленность о профессии, следует учитывать мнение футурологов (специалистов по прогнозированию будущего), важно понимать, что далеко не каждый сможет стать в своей профессии знаменитым, профессиональная консультация специалиста, семья.
= Личность обязательно предполагает наличие своего взгляда на мир. Другими словами, невозможна личность без мировоззрения.
Как вы думаете, что такое мировоззрение?
Обратимся к параграфу учебника, п. 3, стр. 38, прочитайте 2 абзац снизу. МИРОВОЗЗРЕНИЕ — СИСТЕМА УСТОЙЧИВЫХ ВЗГЛЯДОВ ЧЕЛОВЕКА НА ТО, ЧТО ПРОИСХОДИТ В МИРЕ ВОКРУГ НЕГО.
Перед вами структура мировоззрения, попытайтесь проанализировать данную схему, к какому выводу вы пришли?
Структура мировоззрения.
идеи принципы Духовные ценности убеждения мировоззрение
В зависимости от того, какую область знаний оно представляет, мировоззрение может быть научным, житейским, религиозным. Этим словом принято определять систему взглядов ни мир, на место человека в нем и на смысл его жизни и деятельности. Это идеи, ценности, взгляды общего характера, которые создают определенную картину мира и человека. Все эти системы взглядов сосуществуют в обществе и дают возможность формированию личности, ее внутреннего мира.
Как же проходит становление личности?
Обратимся к параграфу учебника, п. 3, стр. 39-40, прочитайте 2 абзац снизу и выпишитефазы становления личности:
1) адаптация (от лат. adaptation - приспособление).
|
освоение норм (нравственных, учебных, производственных и др.) и овладение приемами и средствами деятельности, которыми владеют другие члены этой группы. |
2) индивидуализация
|
человек ищет средства и способы для обозначения своей индивидуальности |
3) интеграция (от лат. integratio – востановление)
|
человек стремится найти лучшее применение своим индивидуальным свойствам. |
=Становление личности происходит только в обществе. В этом процессе человеку помогает множество факторов. Ученые называют эти факторы агентами социализации, а сам процесс становления личности — социализацией.
СОЦИАЛИЗАЦИЯ
Первичная социализация
(ближайшее окружение) Вторичная социализация
(формальное окружение)
Семья, друзья, приятели школа, организации, больница, библиотеки
Задание: являются ли агентами социализации следующие лица (если да, то какой именно и какую функцию они выполняют):
1. Почтальон. 2. Надзиратель тюрьмы. 3. Продавец. 4. Диктор телевидения.
5. Домоуправ.
=социализация бывает первичной и вторичной, а в роли агентов социализации выступают люди и учреждения. Процесс социализации продолжается всю жизнь, пока человек осваивает разные роли в обществе и приобщается к нормам, правилам и ценностям этого общества.
Работа в группах (3) , у вас на столах лежат примеры конкретных людей. Ваша задача обсудить в группах и ответить на вопрос: Можно ли назвать этого человека личностью? Аргументируйте свой ответ.
Пока выступают ребята, для каждой группы свое задание:
1. Слушают выступления и кратко заполняют таблицу в рабочей карте.
2.Перед вами набор карточек с чертами характера, выберите для данной личности только положительные. Свой ответ аргументируйте.
3. Перед вами набор карточек с чертами характера, выберите для данной личности только отрицательные. Свой ответ аргументируйте.
Давайте озвучим ваши результаты работы (читают задания и отвечают)
Резюме учителя.
- Предлагаю вспомнить основные моменты урока, используя небольшой тест (в рамках подготовки к ОГЭ):
1. Человек стремится найти лучшее применение своим индивидуальным свойствам в фазе…….(интеграция).
2. Система взглядов на мир, на место человека в нем, на смысл жизни и деятельности называется …(мировоззрением).
3. Самой общей характеристикой человека является термин…… (индивид).
4. Человек от животного отличается:
1) Теплокровной системой кровообращения
2) Членораздельной речью
3) Памятью
4) Навыками ориентации в пространстве. (членораздельной речью)
5. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, характеризуют понятие «личность».
Темперамент, характер, способности, мотивация, физиология. (физиология)
6. Как называется процесс становления личности ….(социализацией).
7. К основным фазам становления личности не относится: адаптация, социализация, интеграция, индивидуализация. (социализация).
8. Какая из названных профессий не относится к сфере экономики? Бухгалтер, экономист, аналитик, инфекционист. (инфекционист)
Проверка теста.
Проблемный вопрос ? ?? Можно ли поставить знак равенства между понятиями «личность», «человек», «индивидуальность»? Обоснуйте свой ответ.
Какой вывод вы можете сделать?
Вывод: чтобы стать личностью, нужно обладать не только важными качествами общества, но и реализовать свои многочисленные роли и функции, а также обладать определенными взглядами на мир, на свою жизнь в данном обществе.
Д/з : п 5, задания 2,5.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.