Государственное профессиональное образовательное автономное учреждение Ярославской области
Любимский аграрно-политехнический колледж
Методическая разработка
Конспект урока по русскому языку
«Слово о русском языке»
Преподаватель: Смирнова К. В.
г. Любим
2020 г.
Слово о русском языке
Цели: ознакомить с учебником; раскрыть смысл понятий «современный русский литературный язык», «родственные языки», «языковая норма»; развивать навыки конспектирования и составления плана ответа.
Ход урока
I. Вступление. Знакомство с учебником
- Перед вами учебник русского языка за 10-11 классы, его авторы известные исследователи русского языка Нина Григорьевна Гольцова и Игорь Викторович Шамшин.
Наши уроки будут особыми. Учиться можно ещё очень многому: дополнять уже полученные знания, чтобы повысить грамотность, языковую культуру, достойно сдать экзамен по русскому языку.
Откройте оглавление на с. 442. Скажите, что в содержании учебника для вас уже знакомо, а что является новым. (Новые разделы: «Культура речи», «Стилистика», «Лексикография», «Из истории русского языкознания».)
А теперь откройте учебник на с. 424. Как видите, в конце учебника есть приложения. Приложение 1 «Говорите правильно» - это ваша памятка по образцовому произношению слов. Приложение 2 «Пишите правильно» на с. 428 – это памятка по орфографии. Обе эти памятки наверняка не раз вам помогут.
Если же слова, правописание или произношение которых вас интересует, нет в приложениях, где вы найдете сведения о них? (В словарях.)
Откройте учебник на с. 435. Здесь дан список, в который включены различного рода словари, справочники и учебники по русскому языку. Они помогут вам добыть дополнительные сведения о языковых явлениях, которые вас заинтересуют.
А теперь откройте учебник на с. 438. Вы видите здесь сокращения и условные обозначения.
Обратите внимание на то, какими значками в учебнике будут отмечаться наиболее важные сведения о языке, исторические комментарии.
Откройте учебник на с. 4. Чтобы пользоваться учебником было удобно и эффективно, в нем введены условные обозначения упражнений по стилистике, по развитию речи, а также диктантов и информации, на которую следует обратить внимание.
II. Работа по теме урока
Тема урока «Слово о русском языке» записывается на доске (в тетрадях).
Чтение статьи учебника «Слово о русском языке», составление конспекта лекции учителя.
1. Язык – система словесного выражения мыслей, обладающая определённым звуковым и грамматическим строем и служащая средством общения людей. Литературный я. (общенародный язык, грамматика, лексика, произношение и т.п. которого соответствуют принятым нормам). (Современный толковый словарь русского языка. Спб.: Норинт, 2001. С. 957)
2. Русский язык как один из славянских языков
Русский язык входит в группу славянских языков, которые образуют отдельную ветвь в индоевропейской семье языков и делятся на три подгруппы.
Восточная |
Западная |
Южная |
языки |
||
русский украинский белорусский |
польский чешский словацкий лужицкий |
болгарский македонский сербохорватский словенский |
3. Формы русского литературного языка
Высшей формой национального русского языка является русский литературный язык; его отличают обработанность, нормированность, широта общественного функционирования, общеобязательность для всех членов общества, разнообразие речевых стилей. Литературный язык противопоставлен просторечию, диалектам, профессионализмам, жаргонам.
Формы русского литературного языка
Устная |
Письменная |
особенности |
|
слуховое восприятие |
зрительное восприятие |
4. Разделы языкознания
Языкознание, или лингвистика (от лат. lingua – язык) – наука, изучающая язык, его систему, законы, особенности функционирования, историческое развитие и др.
Раздел языкознания |
Предмет изучения |
|
Фонетика |
Звуки речи |
|
Морфемика |
Состав слова, словообразование |
|
Лексика |
Словарный состав языка |
|
Грамматика |
морфология |
Слова как части речи Словосочетания и предложения |
синтаксис |
С названными разделами тесно связаны:
Орфография |
Пунктуация |
Орфоэпия |
Стилистика |
Правила написания слов |
Правила употребления знаков препинания |
Правила произношения |
Стили и стилистические средства языка |
5. Роль русского языка в жизни современного общества
Русский язык является государственным языком Российской Федерации и языком межнационального общения народов России.
Русский язык – один из мировых языков. Он активно функционирует в современном мире, является одним из официальных, рабочих языков ООН и некоторых других межнациональных организаций.
III. Итог урока
Учащиеся перечисляют основные понятия, сведения о языке, которые они получили на уроке.
Домашнее задание
1. Подготовьте связный ответ по конспекту «Слово о русском языке».
2. Найдите высказывания русских писателей о языке. Какова их основная мысль? Согласны ли вы с ними? Постройте свой ответ в виде рассуждения.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.