лучшедома
План-конспект урока по русскому языку в 4 классе Обобщающий урок "Имя Прилагательное"

План-конспект урока по русскому языку в 4 классе Обобщающий урок "Имя Прилагательное"

doc
17.03.2020

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

phpTClesE_TK-uroka-russkogo-yazyka-v-4-klasse--po-teme-Imya-prilagatelnoe.doc

 

 

                                                    Урок русского языка

по теме

«Обобщение знаний по теме «Имя прилагательное»

4 класс

 УМК «Школа России»

 

 

2017/2018уч.г.

 

            Конспект и презентация по русскому языку для 4 класса на тему: «Обобщение знаний по теме «Имя прилагательное»( УМК «Школа России»). Урок позволяет закрепить и систематизировать знания о прилагательном, закрепить умение употреблять прилагательное  в устной и письменной речи; учить ребят сравнивать, обобщать, делать выводы.

            На уроке присутствуют все необходимые моменты (творческая работа, физкультминутка, рефлексия, игра и т.д.) и учтены возрастные особенности учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Технологическая карта.

Фамилия, имя, отчество

Каплина Любовь Павловна

Место работы

МБОУ Новомеловатская СОШ

Должность

Учитель начальных классов

УМК

«Школа России»

Тема урока

«Обобщение знаний по теме «Имя прилагательное»

Педагогическая цель

Систематизировать знания учащихся  об имени прилагательном как о части речи.

Тип урока

Уроки отработки умений и рефлексии

Планируемые результаты (предметные)

- повторить морфологические признаки имени прилагательного;
- повторить синтаксическую роль имени прилагательного;

- повторить словообразование имен прилагательных;

- повторить роль имен прилагательных в тексте;

- повторить изученные орфограммы по теме «Имя прилагательное».

Личностные результаты

- развитие положительного отношения к учению, желанию приобретать новые знания;

- развивать умение осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению,

- развивать способность к самооценке своих действий.

Универсальные учебные действия (метапредметные)

-способствовать формированию умения работать в паре, воспитывать чувство товарищества и взаимопомощи;

- побудить учащихся к ведению диалога, изложения своего мнения, аргументации своей точки зрения;

- акцентировать внимание учащихся на контроле и самоконтроле, оценке;

- развитие умения ставить учебную цель, планировать ее реализацию.

Основное содержание темы, понятия и термины

- единственное и множественное число имен прилагательных;

- изменение имен прилагательных по числам и падежам;

 - зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного.

Оборудование

Проектор, компьютер, экран, слайдовая презентация, карточки с заданием для работы в парах, группах и для индивидуальной работы.

 

 

 

Ход урока

Этапы урока

Номер слайда

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

2

3

4

I.Организация начала урока

Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок

 1 мин

 

Приветствие учащихся.

-Девочки, мальчики садитесь, пожалуйста.
-Какой урок сейчас?
-Проверяем готовность.
-Какое нужно настроение, чтобы урок получился удачный?
-Я желаю вам сохранить хорошее настроение на весь урок.

Приветствуют учителя. Организуют своё рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе

II  Актуализация знаний

 

6 мин.

 

 

Работа в группах на карточках.

1. Вставить пропущенные орфограммы. Объяснить.

2. Подчеркнуть прилагательные. 

 

              Шоколадн…  поч…ки.

Поч…ки  раскрываются, шоколадн… с з…лён….  клювиками. И на каждом з..лён… клювике в…сит б…льш… прозрач…н…  светл… капля.

Дети выполняют задание в группах.

Два человека работают на откидной доске.

Объясняют вставленные орфограммы.

              Шоколадные  почки.

Почки  раскрываются, шоколадные (И.п., мн.ч.) с зелёными  (Т.п., ед.ч.) клювиками. И на каждом зелёном (П.п, ед ч.) клювике висит большая прозрачная  светлая (И.п., ед.ч., ж.р.) капля.

III Самоопределение к деятельности

 

2 мин

 

 

 

Слайд 1

- Сформулируйте тему урока.

- Какие цели мы перед собой поставим.

Очень занимательное – имя прилагательное.
Трудно будет без него, если пропадёт оно.
Будем спорить, говорить, веселиться и шутить.
Что тогда получится? Стоит разве мучиться?
Не скажем мы “прекрасное”, не скажем “безобразное”,
Не скажем маме: милая, красивая, любимая.
Отцу, и брату, и сестре не сможем говорить нигде
Эти замечательные прилагательные,
Чтобы всем отлично стало, разных признаков немало.
Будем всюду замечать и к месту в речи их вставлять.

 

- Ребята, что такое имя прилагательное? 

- Имя прилагательное

- Обобщить знания  ……

- Повторить….

- Отработать …

- Развивать умения ……

 

 

 

 

 

 

 

Повторяют правило.

Это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы:  какой? какая? какое? какие?

IV Физкультминутка

1 мин

 

Хлопок, если слышим имя прилагательное. Тишина, если слышим другую часть речи.

Замечательный, я, говорить, цветной, тихо, как, скромное, пенал, небосклон, книжные, овощную, мы, свет, берёза, белизна, белый, белить, беспокойная, беспокоен, сто, компьютер, тишина.

Выполняют физкультминутку

V Закрепление знаний и способов действия

 

 

1) 5 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2) 2 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3) 1 мин

 

 

 

 

 

4)  5 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 4

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Прочитайте хором буквосочетания на доске:

              -ая, -яя, -ий, -ый, -ой, -ое, -ее, -ые, -ие

 -  Что они напоминают?

 -  Запишите эту строчку к себе в тетрадь, простым карандашом с помощью замкнутой линии разделите эти буквосочетания на группы.

- На какие вопросы отвечает прилагательное каждого рода? Допишите табличку. 

 -ая, -яя,           -ий, -ый, -ой,       -ое, -ее,          -ые, -ие

 

 

     ж.р.                  м.р.                  ср.р.             мн.ч.

   (какая?)        (какой?)             (какой?)      (какие?)

 

- Найдите в тексте (на карточке) словосочетание:

 прил. + сущ. в И.п.

- В какой столбик запишем это словосочетание?

- Запишите это прилагательное в остальные столбики, подбирая подходящее существительное.

 

- Какой вывод можно сделать? Как изменяется имя прилагательное?

 

2. Работа в парах  

Составьте словосочетания,  где возможно определите род, выделите окончания.

(широкий)

      река

  (голубая)

подснежник

(тёплый)

 куртка

(яркий)

солнце

(красивая)

люди

(широкая)

поля

- Проверить, исправить ошибки.

- У каких прилагательных вы не определили род? Почему?
- Расскажите об изменении имён прилагательных по родам  (правило с примерами)
В каком падеже стояли прилагательные, которые мы с вами сейчас писали?

 

3. Посмотрите внимательно на слайд. О чём говорит эта запись?

    Красный мак

    Красного мака

    Красному маку

    Красный мак

    Красным маком

    О красном маке

- Какой вывод можно сделать?  

4.  Практическая работа. 

 - Определи падеж словосочетания зелёный лист, выделите окончание. Записываем в столбик.

Как-то раз с большого клёна оторвался лист зеленый
И пустился вместе с ветром путешествовать по свету.
Закружилась голова у зелёного листа.
Ветер нёс его и нёс, бросил только на мосту.
В тот же миг весёлый пёс шмыг - к зелёному листу,
Лапой - хвать зелёный лист, дескать, поиграем.
“Не хочу” - парашютист головой качает…
Ветер вмиг с листом зелёным над землёй взметнулся снова,
Но шалун - листок упал…
Я пишу в саду под клёном стих о том листе зелёном.

Сверить задание с доской, исправить ошибки.

- Просклоняйте это словосочетание рядом с вашей записью, но во мн. ч.

 

- Окончания имен прилагательных.

Один человек выполняет задание на доске.

 

 

 

 

Первые три группы – это окончания прилагательных женского рода, мужского рода, среднего, и четвертая группа – это окончания прилагательных множественного числа.

 

 

- Светлая капля

 

- В первый столбик.

 

- Светлая капля, светлый день, светлое небо, светлые мысли

Вывод: Имя прилагательное изменяется по родам в ед. ч. Изменяется по числам.

 

1 человек  выполняют задание за доской.

 

Широкая река – ж.р., тёплая куртка – ж.р., красивые люди – мн.ч., голубой подснежник – м.р., яркое солнце – ср.р., широкие поля – мн.ч.

 

 

За верно выполненное задание дети ставят на полях  тетради (+)

 

Повторяют правило изменения прилагательного по родам. Приводят свои примеры.

 

 

 

Имя прилагательное изменяется по падежам.

 

 

 

 

 

 

 

2 человека выполняют задание за доской

 

лист зеленый- И.

у зелёного листа – Р.

к зелёному листу – Д.

зелёный лист – В.

с листом зелёным – Т.

о листе зелёном – П.

 

 

 

За верно выполненное задание дети ставят на полях  тетради (+)

 

 

С комментированием

VI Физкультминутка.

2 мин.

 

Если я произнесу словосочетание, в котором слова мужского рода, то приседает первый ряд. Если я произнесу словосочетание, в котором слова женского рода, то приседает второй ряд. Если я произнесу словосочетание, в котором слова среднего рода, то приседает третий ряд ряд.

Белая берёза, яркое солнце, холодный ветер, хитрая лиса, хорошее здоровье, солнечный зайчик, морозное утро, сильная буря, высокий дом.

Выполняют физкультминутку

1 ряд – м.р.

2 ряд – ж.р.

3 ряд – ср.р.

VII Продолжение работы по теме урока.

 

1) 8 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  2) 5 мин

 

Слайд 5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Обобщение знаний о роде, числе и падеже имен прилагательных.

Игра «Третий лишний». 

- Вы любите, и, наверное, хорошо знаете сказки.

Попробуйте догадаться, какие сказки я загадала. Определите: что общего и чем различаются эти словосочетания.

 

На слайде:

1. великолепного бала, хрустальной туфельки, доброй феи.

 

 

2. белыми лошадьми, отважной девочкой, снежной королевой.

 

 

 

3. в пышных нарядах, в лягушачьей коже, о мудрой царевне.

 

 

 

 

- Спишите «лишнее» словосочетание из каждой группы. Определите род, число, падеж (если это возможно).

 

 

 

 

 

 

Вывод: Как может изменяться имя прилагательное?  

- От чего зависит род, число и падеж имени прилагательного?

 

 

2. Работа в парах.

 

- Ребята, а с какой же целью мы вводим в нашу речь имена прилагательные? 
Творческая работа.  (Карточка 2)

1в.

                           ______________________ папочка!

  Поздравляю тебя с ___________________ праздником! Пусть в этот ______________ день сбываются _________________мечты, и радуют _________________ цветы. Пусть не смолкает _______________ смех и _________________поздравленья и будет у тебя _____________________ настроенье.

Тво. _______________ ……………..

 

2в. 

                       ___________________ дедушка!

 От всей души поздравляю тебя с _________________________ праздником! Желаю много ________________ дней, ___________________здоровья, __________________ счастья, __________________ радости. Живи на свете долгий век _________________, _________________ человек.

Тво. _______________ ……………..

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

("Золушка" Шарль Перро)

общ. – ед. ч., Р.п.

отлич. м.р. – ж.р.

("Снежная королева" Г.Х. Андресен)

общ. – Тв.п

отлич. – мн.ч – ед.ч.

 

("Царевна – лягушка", русская народная сказка)

общ. – П.п.

отлич. – мн.ч. – ед.ч

 

Один человек работает у доски:  

Р    Ч     П

 великолепного бала                           м.р. ед.  Р.

 белыми лошадьми                              -    мн.  Т.

 в пышных нарядах                               -   мн.  П.

Сверяют с доской.

 За верно выполненное задание дети ставят на полях  тетради (+)

- по числам, родам и падежам

- от рода, числа и падежа имени  существительного

Работа в парах.

Прилагательные делают нашу речь более яркой, выразительной.

 

 

 

Зачитывают свои варианты

 

За верно выполненное задание дети ставят на полях  (+)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

VIII Рефлексия.

1) 1 мин

 

 

 

 

 

 

2) 2 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 6

 

 

 

 

 

 

 

1) Т . у 67   (Р/Т «Русский язык» №2, авт. Канакина В.П.)

 

2) Игра «Верно ли…» 

1. Верно ли, что имя прилагательное обозначает предмет?

2. Верно ли, что прилагательное женского рода имеет окончания –ая, -яя?

3. Верно ли, что чтобы определить падеж прилагательного нужно определить падеж у существительного, с которым связано это прилагательное?

4. Верно ли, что у прилагательного во множественном числе всегда можно определить род?

5. Верно ли, что среди слов белила, беленький, белить нет имени прилагательного?

6. Верно ли, что безударное окончание прилагательного можно проверить по окончанию вопроса, заданного к этому прилагательному?

7. Верно ли, что прилагательное в предложении является второстепенным членом – определением?

Проверить.  

За верно выполненное задание дети ставят на полях  тетради (+)

 

 

Один человек выполняет задание за откидной доской

 

Взаимопроверка.

 

1.  2.  3.  4.  5.  6.  7.

-    +  +   -    -    +  +

 

За верно выполненное задание дети ставят на полях  тетради (+)

 

IX Подведение итогов

 

1 мин

 

 

 

 

 

Слайд 7

- О какой части речи мы говорили сегодня?

- Как мы можем определить род имени прилагательного?

- Как мы можем определить падеж имени прилагательного?

- Как мы проверяем написание безударного окончания прилагательного?

Продолжите фразу:

Я узнал…

Я повторил…

Я запомнил…

Мне было трудно…

За что вы можете себя похвалить?

Подсчитывают количество + за урок. Оценивают сами себя смайликами на полях.

 

5-6 плюсов

 4 плюса 

 

3 и менее

 


Карточка 1

Шоколадн…  поч…ки.

Поч…ки  раскрываются, шоколадн… с з…лён….  клювиками. И на каждом з..лён… клювике в…сит б…льш… прозрач…н…  светл… капля.

 

Карточка 1

Шоколадн…  поч…ки.

Поч…ки  раскрываются, шоколадн… с з…лён….  клювиками. И на каждом з..лён… клювике в…сит б…льш… прозрач…н…  светл… капля.

 

Карточка 1

Шоколадн…  поч…ки.

Поч…ки  раскрываются, шоколадн… с з…лён….  клювиками. И на каждом з..лён… клювике в…сит б…льш… прозрач…н…  светл… капля.

 

Карточка 1

Шоколадн…  поч…ки.

Поч…ки  раскрываются, шоколадн… с з…лён….  клювиками. И на каждом з..лён… клювике в…сит б…льш… прозрач…н…  светл… капля.

 

Карточка 1

Шоколадн…  поч…ки.

Поч…ки  раскрываются, шоколадн… с з…лён….  клювиками. И на каждом з..лён… клювике в…сит б…льш… прозрач…н…  светл… капля.

 

Карточка 1

Шоколадн…  поч…ки.

Поч…ки  раскрываются, шоколадн… с з…лён….  клювиками. И на каждом з..лён… клювике в…сит б…льш… прозрач…н…  светл… капля.

 

 

 

 

 

 

Карточка 2

 

1в.

                                                                                 ______________________ папочка!

 

  Поздравляю тебя с ___________________ праздником! Пусть в этот ______________ день сбываются _________________мечты, и радуют

 

 _________________ цветы. Пусть не смолкает _______________ смех и _________________поздравленья и будет у тебя

 

 _____________________ настроенье.

 

Тво. _______________ ……………..

 

 

 

Карточка 2

 

2в. 

                                                                                               ___________________ дедушка!

 

 От всей души поздравляю тебя с _________________________ праздником! Желаю много ________________ дней,

 

 ___________________здоровья, __________________ счастья, __________________ радости. Живи на свете долгий век _________________,

 

 _________________ человек.

 

Тво. _______________ ……………..

 

 


скачать по прямой ссылке
Заполните анкету и получите свидетельство финалиста.
Опубликуйте свои методические разработки в официальном издании.
Бесплатные материалы для классных часов и грамота организатора.
Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)