Русский язык 3 класс В.П. Канакина, В.Г. Горецкий УМК «Школа России»
Учитель: Бондаренко Тамара Ивановна
Тема урока: Однокоренные слова. Корень слова.
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, работа в парах
Цель: |
формирование интереса к изучению русского языка путём актуализации знаний учащихся о корне как части слова, о признаках однокоренных слов . |
Планируемые |
Знают определение корня, умеют выделять его в слове; знают, что такое однокоренные слова, их признаки; умеют находить однокоренные слова; находят слова с изученными орфограммами, видят сигналы орфограмм, выполняют орфографический разбор |
Личностные |
Ориентируются на развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности; проявляют интерес к изучению русского языка |
Универсальные учебные действия |
Познавательные: 1- находят языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий, 2 - строят несложные рассуждения; 3 - осуществляют анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала как по заданным критериям, так и по самостоятельно выделенным основаниям. Регулятивные: 1- принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем; 2 -выполняют учебные действия в умственной и громкоречевой форме, 3 - планируют свои действия для решения задачи, учитывают правило в планировании способа решения. Коммуникативные: 1 - строят монологическое высказывание с учетом поставленной коммуникативной задачи; 2 - участвуют в диалоге, общей беседе, совместной деятельности; 3 -ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии |
Основное содержание темы, понятия |
Корень слова, однокоренные слова, признаки однокоренных слов; орфографический разбор, словообразовательный разбор слова |
Образовательные |
ПК, презентация урока, медиапроектор., учебник, раздаточный материал.
|
Технологическая карта
№ |
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Формирование УУД |
Время (в мин.) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
Организационный момент |
(чтение стихотворения учителем) -Если хочешь
много знать,
-Девиз нашего урока: Работаем старательно, Слушаем внимательно - -А сейчас посмотрите друг на друга и поприветствуйте улыбкой, как это солнышко. (Слайд№2) Удачного вам дня.
Откройте тетради, запишите число, классная работа
|
Настроить учащихся на урок
запись в тетради числа и классная работа |
Психологическая установка на урок Познавательные УУД 1. Развиваем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. |
2 |
2 |
Чистописание.
(Показ учителем на доске. Дети пишут несколько раз.)
|
Подул Морозко на стекло, узор нарисовал. Его напишите вы легко: овал, эр, вновь овал.
Какое буквосочетание сегодня будем писать? ( оро) (Показ учителем на доске. Дети пишут несколько раз.)
Тетрадь с наклоном положу, Ручку правильно держу. Сяду прямо, не согнусь, За работу я возьмусь
|
запись в тетради оро …. …..
|
выполнять инструкции учителя
5. Обобщать и классифицировать по признакам. 6. Ориентироваться в учебнике. 7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации. |
3 |
3 |
Работа со словами из словаря.
|
(Слайд№3-14)
- Что объединяет эти слова?
|
1.отгадывают загадки; 2. запись в тетради словарных слов: воробей, ворона, скворец, сорока, попугай канарейка 3.отмечают опасные места 4.проверка выбора букв (по слайдам)
Слова из словарика. Все слова обозначают одушевлённый предмет Название птиц.
|
Обобщать и классифицировать по признакам.
Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |
7 |
|
1. Проблемная ситуация для изучения нового материала
Постановка учебной задачи
|
-а как живут птицы? В одиночку или семьями? (Слайд№15) ( таблица «СЕМЬЯ») -А как называются по отношению друг к другу члены семьи? ( таблица «РОДСТВЕННИКИ») -Все птицы, звери, люди живут семьями. И у них есть родственники. (Слайд№16) Нам предстоит открыть новую тайну нашего языка. - Сегодня на уроке мы должны исследовать следующие вопросы: - Бывают ли у слов родственники? - Как называются такие слова? - Как их распознать?
- Это исследование и есть цель нашего урока. - А тема урока: Собираем родственников (Слайд №17)
|
ответы детей
ответы детей
|
Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. |
|
4 |
Объяснение нового материала
|
- Давайте побываем в гостях у одной семьи, даже в двух. (Слайд №18) - Итак, жил-был тигр. (Слайд картинка и слово) У него был маленький сынок …(тигренок). А у тигренка была мама … (тигрица). Вот и получилось две семьи: в одной живут звери, а в другой слова, которые их называют. - Какие это слова? Прочитайте.
В семье зверей никого больше нет, а в семье слов есть ещё одно слово. Как называется звук, который издают тигры? ( РЫК) Мы можем услышать тигриный рык.
Посмотрите на семью слов. - Какое слово здесь самое главное? тигр. Почему? (Живет во всех словах, с его помощью можно объяснить значение всех слов в семье. Тигренок – маленький тигр, Тигрица – тигр женского рода. Тигриный – звук, который издает тигр.)Все эти слова, можно объяснить с помощью одного и того же слова. - Сравните все слова. Что в них ещё общего? (у всех у них есть одна общая часть.) - как можно назвать животных из одной семьи? (родственники) - а слова из одной семьи? (родственные) - Так бывают ли у слов родственники? - Какие слова называются родственными? Сделаем вывод. (Слайд №20) (Слайд №19)
|
дети читают слова
дети отвечают на вопросы
Рассуждения детей. |
Обобщать и классифицировать по признакам.
|
5 |
5 |
Работа с учебником
физкультминутка
Работа со словами
знакомство с корнем |
-откройте учебник прочитайте правило Прочтите вопрос Антона(Слайд №21) -итак, какие слова называются родственными? Составим схему (Слайд №22) - а чтобы правильно узнавать родственные слова составим памятку? (Слайд №23)
перед выполнением задания, сделаем упражнения для глаз (Слайд №24)
(Слайд №25)
запись слов с диктовкой уч-ся (пользуясь памяткой) (Слайд №26)
проверим, как справились с заданием (Слайд №27) выполняем остальные задания к упражнению
- в каждом столбике, в родственных словах есть общая часть. А как она называется мы узнаем из правила |
Рассуждения детей.
водят глазками за снежинкой
читают задание выбор и запись слов
|
|
5 |
|
Самостоятельная работа
|
- Графически корень будем выделять особым знаком – дугой. Отметим корень в записанных вами словах.
- Выделите аккуратно корень во всех родственных словах. Начинать надо перед первой буквой корня, а заканчивать после последней буквы корня. Корень в домике живет, Главный смысл в себе несет. (Слайд №27) Как называется общая часть родственных слов? (Слайд №28)
давайте составим памятку, как найти в слове корень? (Слайд №29)
самостоятельно по вариантам (Слайд №30) самостоятельная работа проверяем по слайду № 30 проверим с помощью сигнальных карточек- у кого выполнено упр. без ошибок?
работаем с 3-ей группой слов устно
(Слайд №31) Будут ли родственники: гусь, гусыня, гусята и гусеница? Почему?
Тренинг на нахождение родственных слов 269, 270 |
|
|
15 |
6
7 |
.
Закрепление нового материала Развитие умений – применение знания.
Итог урока.
Рефлексия
Домашнее задание
|
а вот ещё одно слово: ГУСЬКОМ. а вы знаете значение этого слова? (Слайд №32)
Игра « Третий лишний» проверяем (Слайд №36)
- Какую цель ставили в начале урока? (Слайд №38) - Как считаете, мы достигли поставленной цели? - Что было трудно на уроке? - Что нового узнали для себя на уроке? - Какое задание было для вас самым интересным? - Пригодятся ли в жизни эти знания? Где?
(Слайд №39) Записать 5 словарных слов, подобрать к ним родственные слова
(Слайд №40)
|
работают в парах
Выбирают правильную формулировку, оценивают свою работу на уроке.
|
Работа в парах Проверка
|
3 |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.