План-конспект урока русского языка 3 класс "Однокоренные слова. Корень слова."

  • docx
  • 16.01.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала План конспект урока русского языка 3 класс.docx

 

Русский  язык    3 класс    В.П. Канакина, В.Г. Горецкий      УМК «Школа России»                                        

Учитель: Бондаренко Тамара Ивановна

Тема урока:  Однокоренные слова. Корень слова.

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, работа в парах

Цель:

формирование интереса к изучению русского языка путём актуализации знаний учащихся о корне как части слова, о признаках однокоренных слов .

Планируемые
результаты
(предметные)

Знают определение корня, умеют выделять его в слове; знают, что такое однокоренные слова, их признаки; умеют находить однокоренные слова; находят слова с изученными орфограммами, видят сигналы орфограмм, выполняют орфографический разбор

Личностные
результаты

Ориентируются на развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности; проявляют интерес к изучению русского языка

Универсальные учебные действия
(метапредметные)

Познавательные: 1- находят языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий, 2 - строят несложные рассуждения; 3 - осуществляют анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала как по заданным критериям, так и по самостоятельно выделенным основаниям.

Регулятивные: 1- принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем; 2 -выполняют учебные действия в умственной и громкоречевой форме, 3 - планируют свои действия для решения задачи, учитывают правило в планировании способа решения.

Коммуникативные: 1 - строят монологическое высказывание с учетом поставленной коммуникативной задачи; 2 - участвуют в диалоге, общей беседе, совместной деятельности; 3 -ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии

Основное содержание темы, понятия
и термины

Корень слова, однокоренные слова, признаки однокоренных слов; орфографический разбор, словообразовательный разбор слова

Образовательные
ресурсы

ПК, презентация урока, медиапроектор., учебник, раздаточный материал.

 

Технологическая карта

Этап урока

              Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формирование УУД

Время

(в мин.)

1

2

3

4

5

6

1

Организационный момент

(чтение стихотворения учителем)

-Если хочешь много знать,
Надо потрудиться.
Если хочешь умным стать,
Нужно не лениться. (Слайд№1)

 

-Девиз нашего урока:

Работаем старательно,

Слушаем внимательно

- -А сейчас посмотрите друг на друга и поприветствуйте улыбкой, как это солнышко. (Слайд№2)

Удачного вам дня.

 

Откройте тетради, запишите число, классная работа

 

 

Настроить  учащихся на урок

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

запись в тетради числа и классная работа

Психологическая установка на урок

Познавательные УУД

1. Развиваем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

2

2

    Чистописание.

 

 

(Показ учителем

на доске. Дети

пишут несколько

раз.)

                                                                                             

                                                                                              

Подул Морозко на стекло,

 узор нарисовал.

Его напишите вы легко:

 овал, эр, вновь овал.

 

 Какое буквосочетание сегодня будем

писать? ( оро)

(Показ учителем на доске.

 Дети пишут несколько раз.)

 

Тетрадь с наклоном положу,

   Ручку правильно держу.

   Сяду прямо, не согнусь,

    За работу я возьмусь

                                                                                   

 

 

 

 

 

 

запись в тетради оро ….   …..

 

 

 

 

 

выполнять инструкции учителя

 

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться в  учебнике.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

3

3

Работа со словами из словаря.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(Слайд№3-14)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Что объединяет эти слова?

 

 

1.отгадывают загадки;

2. запись в тетради словарных слов: воробей, ворона, скворец, сорока, попугай канарейка

3.отмечают опасные места

4.проверка выбора букв (по слайдам)

 

Слова из словарика.

 Все слова обозначают 

одушевлённый

 предмет

Название птиц.

 

Обобщать и классифицировать по признакам.

 

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

7

 

1.       Проблемная ситуация для изучения нового материала

 

 

 

 

 

 

Постановка учебной задачи

 

-а как живут птицы? В одиночку или семьями?

(Слайд№15)

( таблица «СЕМЬЯ») 

-А как называются по отношению друг к другу члены семьи?

( таблица «РОДСТВЕННИКИ»)

-Все птицы, звери, люди живут семьями. И у них есть родственники.

(Слайд№16)

Нам предстоит открыть новую тайну нашего языка.

     - Сегодня на уроке мы должны исследовать

следующие вопросы:

- Бывают ли у слов родственники?

- Как называются такие  слова?

- Как их распознать?

 

  - Это исследование и есть цель нашего  урока.

- А тема урока: Собираем родственников

 (Слайд №17)

 

 

 

 

 

 

ответы детей

 

 

ответы детей

 

 

 

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

 

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

 

4

Объяснение нового материала

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Давайте побываем в гостях у одной семьи,

даже в двух.            (Слайд №18)

- Итак, жил-был тигр. (Слайд картинка и слово)

У него был маленький сынок …(тигренок).

 А у тигренка была мама … (тигрица).

Вот и  получилось две семьи: в одной живут

 звери, а в другой слова, которые их

 называют.

-   Какие это слова? Прочитайте.             

 

 В семье зверей никого больше нет, а в семье

 слов есть ещё одно слово. Как называется

 звук, который издают тигры? ( РЫК)

 Мы можем  услышать тигриный рык.

    

 Посмотрите на семью слов.

     - Какое слово здесь самое главное? тигр.

Почему?

(Живет во всех словах, с его помощью можно

объяснить значение всех слов в семье.

Тигренок – маленький тигр, Тигрица – тигр

женского рода. Тигриный – звук, который

 издает тигр.)Все эти слова, можно объяснить

 с помощью одного и того же слова.

- Сравните все слова. Что в них ещё общего?

 (у всех у них есть одна общая часть.)

  - как можно назвать животных из одной семьи? (родственники)

- а слова из одной семьи? (родственные)

- Так бывают ли у слов родственники?

- Какие слова называются родственными?

 Сделаем вывод. (Слайд №20)

(Слайд №19)

 

 

 

 

 

 

дети читают слова

 

 

 

 

 

 

 

дети отвечают на вопросы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рассуждения детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обобщать и классифицировать по признакам.

 

5

5

Работа с учебником

 

 

 

 

 

 

физкультминутка

 

 

 

Работа со словами

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

знакомство с корнем

-откройте учебник прочитайте правило

Прочтите вопрос Антона(Слайд №21)

-итак, какие слова называются родственными?

 Составим схему (Слайд №22)

- а чтобы правильно узнавать родственные

слова составим памятку? (Слайд №23)

 

 

 

перед выполнением задания, сделаем упражнения для глаз (Слайд №24)

 

(Слайд №25)

 

запись слов с диктовкой уч-ся (пользуясь памяткой) (Слайд №26)

 

проверим, как справились с заданием

(Слайд №27)

выполняем остальные задания к упражнению

 

- в каждом столбике, в родственных словах

 есть общая часть. А  как она называется мы

узнаем из правила

 

 

 

 

Рассуждения детей.

 

 

 

 

водят глазками за снежинкой

 

 

читают задание

выбор и запись слов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самостоятельная работа

 

 

 

 

 

 

 

                           

- Графически корень будем выделять особым знаком – дугой.

Отметим корень в записанных вами словах.

 

  - Выделите аккуратно корень во всех

родственных словах. Начинать надо перед

 первой буквой корня, а заканчивать после

последней буквы корня.

                          Корень в домике живет,

                         Главный смысл в себе несет.

(Слайд №27)

Как называется общая часть родственных слов? (Слайд №28)

 

давайте составим памятку, как найти в слове корень? (Слайд №29)

 

самостоятельно  по вариантам (Слайд №30) самостоятельная работа

проверяем по слайду № 30

   проверим с помощью сигнальных карточек-

 у кого выполнено упр. без ошибок?

 

работаем с 3-ей группой слов устно

 

(Слайд №31) Будут ли родственники: гусь, гусыня, гусята и гусеница? Почему?

 

Тренинг на нахождение родственных слов 269, 270

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

.

 

  

Закрепление

нового материала

Развитие умений – применение знания.

 

Итог урока.

 

      Рефлексия

 

 

 

Домашнее задание

 

 

а вот ещё одно слово: ГУСЬКОМ.

а вы знаете значение этого слова?

(Слайд №32)

 

Игра « Третий лишний»

проверяем (Слайд №36)

 

- Какую цель ставили в начале урока?

(Слайд №38)

- Как считаете, мы достигли поставленной цели?

- Что было трудно на уроке?

- Что нового узнали для себя на уроке?

- Какое задание было для вас самым интересным?

- Пригодятся ли в жизни эти знания? Где?

 

 

(Слайд №39)

Записать 5 словарных слов, подобрать к ним родственные слова

 

(Слайд №40)

 

 

 

 

 

работают в парах

 

 

 

 

Выбирают правильную формулировку, оценивают свою работу на уроке.

 

 

 

 

 

 

Работа в парах

Проверка

 

 

 

 

 

 

 

3