План-конспект урока русского языка в 10 классе.
Тема урока: «Орфоэпические нормы русского литературного языка. Ударение»
Цель урока:
1) формирование речевого мастерства учащихся через практическое усвоение орфоэпических норм.
Задачи:
- обобщить и систематизировать знания учащихся о фонетике, о системе гласных и согласных звуков русского языка
- осмыслить важность соблюдения орфоэпических норм в устных и письменных высказываниях;
- отработать навыки произношения слов «повышенной орфоэпической опасности »;
- добиваться грамотного написания слов, воспитывать стремление быть гармонично развитыми;
- повышать речевую культуру обучающихся;
- повышать интерес к учебной дисциплине «Русский язык» через расширение межпредметных связей.
Оборудование и учебные пособия к уроку:
· Раздаточный материал для индивидуальной и групповой работы.
· Задания демонстрационных вариантов ЕГЭ-2015.
· У каждого учащегося на столе Краткий орфоэпический словарик.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Приветствие обучающихся (слайд 1)
ЗдравствУйте, дорОгие учащиЕся.
РадА приветствОвать вас на Уроке.
Ø Какие ошибки вы услышали в моем приветствии?
Ø Какую работу нужно провести, чтобы исправить предложения?
Ø Измените предложения, правильно выделив ударные гласные в словах. Прочитайте то, что у вас получится.
Обучающиеся читают правильный ответ: (слайд 1)
ЗдрАвствуйте, дорогИе учАщиеся.
Рада привЕтствовать вас на урОке.
2. Целеполагание.
- Как называется наука, которая изучает нормы произношения литературного языка? (орфоэпия)
Учитель: Постарайтесь сформулировать тему урока.
Запись темы урока. Орфоэпические нормы русского литературного языка. Ударение (слайд 2)
- Важно ли соблюдать орфоэпические нормы?
- Каких целей мы должны с вами достичь? (слайд 3)
1. Осмыслить важность орфоэпических норм в устных и письменных высказываниях
2. Научиться правильно произносить слова «повышенной орфоэпической опасности»
3. Повышать свою речевую культуру.
3. Повторение ранее изученного.
- С каким разделом языкознания тесно связана орфоэпия? (с фонетикой)
1. ФОНЕТИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА.
* Что является предметом изучения фонетики и орфоэпии? (звук)
*В чем состоит отличие между буквами и звуками?
- Как называется наука, которая изучает состав начертаний, употребляемых на письме, т.е. соотношение между буквами и звуками. (графика)
*На какие группы делятся звуки речи? Чем они отличаются друг от друга?
*Сколько букв в русском языке, звуков?*(33, 6 гласных, 37 согласных).
У вас на парте лежат карточки с заданиями. Работаем по карточке №1
2)(слайд 4) *В данных словах измените один согласный звук так, чтобы получилось новое слово. Запишите получившиеся слова в тетрадь.
Карточка 1
1 вариант – Ногти (когти), булка (будка), лапка (лавка, шапка, папка), зубы (губы, дубы), киска (миска, кирка) песок (лесок), галка (палка).
2 вариант – орел (осёл), норка (горка), клин (блин), тоска (точка), свет (цвет), полено (колено), рамочка (мамочка, дамочка).
(2 человека спросить, (взаимопроверка) (Слайд 5)
- Какие ещё могут быть варианты?
7 правильных ответов |
«5» |
5-6 правильных ответов |
«4» |
4 правильных ответа |
«3» |
2-3 правильных ответа |
слабо, надо еще поработать |
ВОПРОС: Какая функция звуков речи лежит в основе этого задания? (смыслоразличительная функция звуков речи).
Внесите оценку в оценочный лист.
4. Робота по теме урока
Повторили вопросы фонетики, теперь переходим к теме нашего урока. (Слайд 6)
2. Работа с текстом. Поработаем с текстом. Возьмите карточку №2.
Задание: найдите в тексте ответы на вопросы, занесите их в таблицу.
Ø Какие ошибки считаются наиболее частыми в произношении?
Ø Что отражает неразборчивость произношений?
Заговори, чтоб я тебя увидел...
Сократ
Как точно и прозорливо это высказывание Сократа, известного древнегреческого философа. Действительно, речь-показатель эрудированности, интеллекта, внутренней культуры человека. Но часто ли мы задумываемся над тем, как мы говорим.
В обыденной жизни мы произносим отдельные звуки, не знаем многих нормативных требований орфоэпии и, тем не менее, произносим звуки правильно. Это происходит потому, что, осваивая в раннем детстве речь, мы автоматически запоминаем вместе со словами и орфоэпические особенности, свойственные языку.
Но хотя выполнение общих языковых произносительных норм для нас обычно не составляет труда, это не значит, что мы не допускаем ошибок. Наиболее часты ошибки в постановке ударения, также вызывает затруднение произнесение заимствованных слов, которых в последнее время становится все больше, а также молодежного сленга, который проявляется не только в употреблении своеобразной лексики, но и в нарочито небрежном произношении. Неразборчивость произношений сродни неразборчивости в построении письменного текста, так как отражает недостаточный уровень культуры, личностную зрелость.
1 вопрос Какие ошибки считаются наиболее частыми в произношении? |
1.постановка ударения 2. трудность в произношении заимствованных слов 3. произношение молодежного сленга |
2 вопрос Что отражает неразборчивость произношений? |
1. недостаточный уровень культуры 2. личностную зрелость |
Самооценка. Рефлексия:
5 правильных ответов |
отметка «5» |
4 правильных ответа |
отметка «4» |
3 правильных ответа |
отметка «3» |
2 правильных ответа |
слабо, надо еще поработать |
- Что влечёт несоблюдение орфоэпических норм?
Вывод: несоблюдение орфоэпических норм, влечет за собой непонимание в общении, которое может возникнуть в ходе речевой ситуации
Внесите оценки за работу в оценочный лист в графу работа с текстом.
2. Актуализация проблемы. Эвристическая беседа.
Послушаем стихотворение. Слайд 7
Мой дядя выяснял лет сорок,
И все же выяснить не мог-
Как говорить вернее: твОрог?!
А может, правильней – творОг?!
И как-то он в молочной лавке
Его увидел на прилавке,-
Лицо, как роза, расцвело,
Решил купить он полкило.
Но тотчас, на прилавок глядя,
Опять задумался мой дядя:
«Ведь, вероятно, он не дорог,
Пойдет в ватрушку и в пирог….
А как спросить: «Почем творог?
А может, правильнее - творог?»
А в это время у прилавка
И шум, и очередь, и давка,
Но дядя дольше всех стоит.
И сам с собою говорит:
«Н-да… Я к произношенью строг,
Не допускаю оговорок…
Но как же все-таки - творог,
А может, правильнее – творог?!»
Задачу эту смог решить
Мой дядя, лишь дойдя до кассы,-
Сказав: «Прошу вас получить
За полкило … творожной массы».
Кассирша мало разбиралась
В местоименьях, в падеже
И так сказала: «Не осталось,
Она распродата уже!»
Ø А в вашей жизни бывали подобные ситуации, когда вы не были уверены в произношении слова?
Ø Как вы выходили из них? (нужно обращаться к орфоэпическому словарю)
Правила произношения отдельных звуков, их сочетаний, отдельных слов и грамматических форм составляют свойственные языку орфоэпические нормы. Любое отклонение от нормы является речевой ошибкой.
- Так как же правильно: «твОрог» или «творОг»? слайд 8
твОрог и творОг
В пределах литературной нормы имеется значительное количество вариантов ударений: твОрог- творОг
СвЁкла - свеклА
1 вариант – более правильный
3. Работа с орфоэпическим словарём.
- У вас на партах лежат краткие орфоэпические словарики. Поработаем с ними. Найдите слова, которые вы произносили не так, как отражено в словаре; слова, которые вызвали у вас удивление в произношении.
4. Нормы ударения и произношения.
- Что такое ударение? (выделение одного из слогов в слове с помощью усиления голоса или повышения тона)
- Что вы можете рассказать об ударении?
(1. Ударение в русском языке динамическое (силовое), это значит, что гласные под ударением произносятся отчётливо.
(2. Ударение в русском языке разноместное – может падать на любой слог – 1, 2. В других языках, например, в фр., чешском – ударение закреплённое, только на первом слоге.
(3. Ударение в русском языке подвижное – при изменении формы, может менять место. – гОрод – городА)
- Какие правила постановки ударения знаете?
1) В словах на - провОд – на последнем слоге – газопровОд, нефтепровОд,
2) В одуш. сущ. на -олог – на середину слова – психОлог, дерматОлог, филолОг
В неодуш. – на посл. слог – каталОг, эпилОг, пролОг.
3) В сущ. на -ота, образов. от глаголов на середину слова, на О –
ломОта – ломать, икОта – икать
В сущ. на -ота, образов. от прилагательных - на последний слог, на А
немотА – от немой , красотА – от красивый, глухотА – от глухой)
Слайд 9
Давайте обратимся к некоторым трудным случаям постановки ударения в словах:
Рассмотрим глаголы: Звать – звАл, звАло, НО звалА
Брать – брАл, брАли, НО бралА
Звонить –
Образуйте форму глагола 1 лица, 2лица, 3 лица.
Я звонЮ, мы звонИм
Ты звонИшь, вы звонИте
Он звонИт, они звонЯт
- Какие ошибки часто мы здесь допускаем? (ЗвОнит – ударение на первом слоге)
- Какой вывод можно сделать? Т.е. всегда на последнем слоге.
Так как у нас урок - практикум, и цель нашего занятия – отработка навыков правильной речи через практическое усвоение орфоэпических норм литературного языка, я предлагаю выполнить небольшую работу на отработку норм произношения и ударения. В трудных для вас случаях вы можете обратиться к ним.
5. Орфоэпическая разминка:
1. Задание: прочитайте выразительно словосочетания, написанные на карточках, соблюдая нормы произношения и ударения, А теперь прочтите эти словосочетания вслух.
Карточка №3 1в. Карточка №3 2в.
спелые арбУзы без дрожжЕй
два блинА нет киселЯ
вкусные блЮда вкусные тОрты
много груздЕй произносить тОсты,
зажарить гУся без фАрша
Проверим себя Слайд 10
Это была разминка, а сейчас поработаем на оценку.
2.Задание: расставьте в данных словах ударение, произнесите в соответствии с литературными нормами.
Слайд 11. Способ деятельности: индивидуальная работа.
Метод проверки: взаимопроверка.
Не забывайте о том, что точность постановки ударения и произнесения отдельных звуков или их сочетаний можно уточнить по словарю.
Карточка 4 Карточка 4
1 вариант |
2 вариант |
Агент |
баловать |
черпать |
диктор |
звонит |
красивее |
плясать |
процент |
столяр |
каталог |
обеспечение |
диспансер |
выкрала |
ломота |
алфавит |
израильский |
омоним |
повторить |
прислала |
монолог |
Слайд 12. Проверка Слайд 13. Оценки за работу
- Какие оценки вы себе поставили? Внесите оценки в оценочный лист
5. Фронтальная беседа на закрепление материала.
На данном этапе можно сделать следующие выводы:
Ø ударение может быть подвижным;
Ø нормы ударения можно проверить по орфоэпическому словарю.
6. Проверка усвоения материала. Слайд 14
Сейчас мы с вами закрепим то, что изучали на уроке
Тест по теме «Орфоэпия»
1. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена
ВЕРНО?
1) Эксперт; 2) кухОнный; 3)
ходатАйство; 4) закУпорить.
2. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена ВЕРНО?
1) Посадить ирИс; 2) знамЕние; 3) балОванный; 4)
звОнит.
3. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена
ВЕРНО?
1) КвАртал; 2) катАлог; 3) укрАинский; 4)
премировАть.
4. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена
ВЕРНО?
1) ОблЕгчить; 2) кухОнный; 3) икОнопись; 4)
кладовАя.
5.
В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена ВЕРНО?
1) ХристианИн; 2) апОстроф; 3) генЕзис; 4)
танцовщИк.
6. Выберите правильный вариант произношения слова:
1) Фонетика [н’]; 2) кортеж [тэ]; 3) рандеву
[д’]; 4) интервью [т’].
7. Выберите правильный вариант произношения слова:
1) Дезинфекция [дэ]; 2) свитер [т’]; 3) кашне [нэ];
7. Самостоятелтная работа с учебником. Упражнение 52.
8. Самопроверка. Слайд 15
- Внесите оценку за работу в оценочный лист.
- Какие трудности возникли при выполнении работы?
9. Подведение итогов урока. Рефлексия.
Что вы вспомнили сегодня об ударении? (в р.я ударение динамическое (силовое), разноместное, подвижное; может быть подвижным, в трудных случаях нужно обращаться к словарю)
- что нового для себя открыли?
Оцените свою деятельность. Слайд 16.
- Какие оценки за работу вы себе поставили?
9. Домашнее задание. П.14. упр53. Слайд 17
Мы говорили с вами об ударении. А правильная постановка ударения относится к термину «говорить правильно» или «говорить красиво»?
В.Г. Белинский писал, «говорить правильно» и «говорить красиво» - не одно и то же. А вы согласны с его мнением? Задание: напишите мини-сочинение, согласны вы или не согласны с мнением Белинского.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.