План-конспект урока русского языка в 10 классе. Тема урока: «Орфоэпические нормы русского литературного языка. Ударение»
Оценка 4.7

План-конспект урока русского языка в 10 классе. Тема урока: «Орфоэпические нормы русского литературного языка. Ударение»

Оценка 4.7
docx
русский язык
10 кл
09.07.2020
План-конспект урока русского языка в 10 классе. Тема урока: «Орфоэпические нормы русского  литературного языка. Ударение»
1. Я проводила урок в 10 классе по теме «Орфоэпические нормы русского литературного языка. Ударение». При разработке данного урока учитывались реальные возможности обучающихся 10 класса, их высокая работоспособность.
урок русскогоязыка в 10 классе.docx

План-конспект урока русского языка в 10 классе.

Тема урока: «Орфоэпические нормы русского  литературного языка. Ударение»

Цель урока:

1)      формирование речевого мастерства учащихся  через практическое усвоение орфоэпических норм.

Задачи:

- обобщить и систематизировать знания учащихся о фонетике, о системе гласных и согласных звуков русского языка

- осмыслить важность соблюдения орфоэпических норм в устных и письменных высказываниях;

- отработать навыки произношения слов «повышенной орфоэпической опасности »;

- добиваться грамотного написания слов, воспитывать стремление быть гармонично развитыми;

- повышать  речевую культуру  обучающихся;

- повышать интерес к учебной дисциплине «Русский язык» через расширение межпредметных связей.

Оборудование и учебные пособия к уроку:

·         Раздаточный материал для индивидуальной и групповой работы.

·         Задания демонстрационных вариантов ЕГЭ-2015.

·         У каждого учащегося на столе Краткий орфоэпический словарик.

 

Ход урока:

1. Организационный момент.

 Приветствие обучающихся (слайд 1)

 ЗдравствУйте, дорОгие учащиЕся.

 РадА приветствОвать вас на Уроке.

Ø  Какие ошибки вы услышали в моем приветствии?

Ø  Какую работу нужно провести, чтобы исправить предложения?

Ø  Измените предложения, правильно выделив ударные гласные в словах. Прочитайте то, что у вас получится.

 

Обучающиеся читают правильный ответ: (слайд 1)

ЗдрАвствуйте, дорогИе учАщиеся.

Рада привЕтствовать вас на урОке.

 

2. Целеполагание.

- Как называется наука, которая изучает нормы произношения литературного языка? (орфоэпия)

Учитель: Постарайтесь сформулировать тему урока.

 

Запись темы урока.  Орфоэпические нормы русского литературного языка. Ударение  (слайд 2)

- Важно ли соблюдать орфоэпические нормы?

- Каких целей мы должны с вами достичь? (слайд 3)

1. Осмыслить важность орфоэпических норм в устных и письменных высказываниях

2. Научиться правильно произносить слова «повышенной орфоэпической опасности»

3. Повышать свою речевую культуру.

 

3. Повторение ранее изученного.

- С каким разделом языкознания тесно связана орфоэпия?  (с фонетикой)

1. ФОНЕТИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА.

* Что является предметом изучения фонетики и орфоэпии? (звук)

*В чем состоит отличие между буквами и звуками?

- Как называется наука, которая изучает состав начертаний, употребляемых на письме, т.е. соотношение между буквами и звуками. (графика)

*На какие группы делятся звуки речи? Чем они отличаются друг от друга?

*Сколько букв в русском языке, звуков?*(33, 6 гласных, 37 согласных).

 

У вас на парте лежат карточки с заданиями. Работаем по карточке №1

2)(слайд 4) *В данных словах измените один согласный звук так, чтобы получилось новое слово. Запишите получившиеся слова в тетрадь.

 

Карточка 1

1 вариант – Ногти (когти),  булка (будка), лапка (лавка, шапка, папка), зубы (губы, дубы), киска (миска, кирка) песок (лесок), галка (палка).

 

2 вариант – орел (осёл), норка (горка), клин (блин), тоска (точка), свет (цвет), полено (колено), рамочка (мамочка, дамочка).

 

(2 человека спросить, (взаимопроверка) (Слайд 5)

- Какие ещё могут быть варианты?

7 правильных ответов

 «5»

5-6 правильных ответов

 «4»

4 правильных ответа

«3»

2-3 правильных ответа

слабо, надо еще поработать

 

 ВОПРОС: Какая функция звуков речи лежит в основе этого задания? (смыслоразличительная функция звуков речи).

Внесите оценку в оценочный лист.

 

4. Робота по теме урока

Повторили вопросы фонетики, теперь переходим к теме нашего урока.  (Слайд 6)

2.      Работа с текстом. Поработаем с текстом. Возьмите карточку №2.

Задание: найдите в тексте ответы на вопросы, занесите их в таблицу.

Ø  Какие ошибки считаются наиболее частыми в произношении?

Ø  Что отражает неразборчивость произношений?

                                Заговори, чтоб я тебя увидел...

                                                         Сократ

Как точно и прозорливо это высказывание Сократа, известного древнегреческого философа. Действительно, речь-показатель эрудированности, интеллекта, внутренней культуры человека. Но часто ли мы задумываемся над тем, как мы говорим.

             В обыденной жизни мы произносим отдельные звуки, не знаем многих нормативных требований орфоэпии и, тем не менее, произносим звуки правильно. Это происходит потому, что, осваивая в раннем детстве речь, мы автоматически запоминаем вместе со словами  и орфоэпические особенности, свойственные языку.

      Но хотя выполнение общих языковых произносительных норм для нас обычно не составляет труда, это не значит, что мы не допускаем ошибок. Наиболее часты ошибки в постановке ударения, также вызывает затруднение произнесение заимствованных слов, которых в последнее время становится все больше, а также молодежного  сленга, который проявляется не только в употреблении своеобразной лексики, но и в нарочито небрежном произношении. Неразборчивость произношений сродни неразборчивости в построении письменного текста, так как отражает недостаточный уровень культуры, личностную зрелость.

1 вопрос

Какие ошибки считаются наиболее частыми в произношении?

1.постановка ударения

2. трудность в произношении заимствованных слов

3. произношение молодежного сленга

2 вопрос

Что отражает неразборчивость произношений?

1. недостаточный уровень культуры

2. личностную зрелость

Самооценка. Рефлексия:

5 правильных ответов

отметка «5»

4 правильных ответа

отметка «4»

3 правильных ответа

отметка «3»

2 правильных ответа

слабо, надо еще поработать

 

- Что влечёт несоблюдение орфоэпических норм?

Вывод: несоблюдение орфоэпических норм, влечет за собой непонимание в общении, которое может возникнуть в ходе речевой ситуации

Внесите оценки за работу в оценочный лист в графу работа с текстом.

 

2. Актуализация проблемы. Эвристическая беседа.

Послушаем стихотворение.  Слайд 7

Мой дядя  выяснял лет сорок,

И все же выяснить не мог-

Как говорить вернее: твОрог?!

А может, правильней – творОг?!

И как-то он в молочной лавке

Его увидел на прилавке,-

Лицо, как роза, расцвело,

Решил купить он полкило.

Но тотчас, на прилавок глядя,

Опять задумался мой дядя:

«Ведь, вероятно, он не дорог,

Пойдет в ватрушку и в пирог….

А как спросить: «Почем творог?

А может, правильнее - творог?»

А в это время у прилавка

И шум, и очередь, и давка,

Но дядя дольше всех стоит.

И сам с собою говорит:

«Н-да… Я к произношенью строг,

Не допускаю оговорок…

Но как же все-таки - творог,

А может, правильнее – творог?!»

Задачу эту смог решить

Мой дядя, лишь дойдя до кассы,-

Сказав: «Прошу вас получить

За полкило … творожной массы».

Кассирша мало разбиралась

В местоименьях, в падеже

И так сказала: «Не осталось,

Она распродата уже!»

 

Ø  А в вашей жизни бывали подобные ситуации, когда вы не были уверены в произношении слова?

Ø   Как вы выходили из них?  (нужно обращаться к орфоэпическому словарю)

Правила произношения отдельных звуков, их сочетаний, отдельных слов и грамматических форм составляют свойственные языку орфоэпические нормы. Любое отклонение от нормы является речевой ошибкой.

 

- Так как же правильно: «твОрог» или «творОг»? слайд 8

твОрог   и  творОг

В пределах литературной нормы имеется значительное количество вариантов ударений: твОрог- творОг

СвЁкла - свеклА

1 вариант – более правильный

 

3.      Работа с орфоэпическим словарём.

- У вас на партах лежат краткие орфоэпические словарики. Поработаем с ними. Найдите слова, которые вы произносили не так, как отражено в словаре; слова, которые вызвали у вас удивление в произношении.

 

4. Нормы ударения и произношения.

-         Что такое ударение? (выделение одного из слогов в слове с помощью усиления голоса или повышения тона)

 

-          Что вы можете рассказать об ударении?

(1.    Ударение в русском языке динамическое (силовое), это значит, что гласные под ударением произносятся отчётливо.

(2.    Ударение в русском языке разноместное – может падать на любой слог – 1, 2. В других языках, например, в фр., чешском – ударение закреплённое, только на первом слоге.

(3.    Ударение в русском языке подвижное – при  изменении формы, может менять место.  – гОрод – городА)

 

- Какие правила постановки ударения знаете?

1)      В словах на - провОд на последнем слоге – газопровОд, нефтепровОд,

2)      В одуш. сущ. на -олог – на середину слова – психОлог, дерматОлог, филолОг

          В неодуш. – на посл. слог – каталОг, эпилОг, пролОг.

3)      В сущ. на -ота, образов. от глаголов на середину слова,   на О

ломОта – ломать, икОта – икать

В сущ. на -ота, образов. от прилагательных  - на последний слог, на А

немотА – от немой , красотА – от красивый, глухотА – от глухой)

 

Слайд 9

Давайте обратимся к некоторым трудным случаям постановки ударения в словах:

Рассмотрим глаголы: Звать – звАл, звАло, НО звалА

                                     Брать – брАл, брАли,  НО бралА

                                     Звонить –

Образуйте форму глагола 1 лица, 2лица, 3 лица.

Я звонЮ, мы звонИм

Ты звонИшь, вы звонИте

Он звонИт, они звонЯт

- Какие ошибки часто мы здесь допускаем? (ЗвОнит – ударение на первом слоге)

- Какой вывод можно сделать? Т.е. всегда на последнем слоге.

            Так как у нас урок - практикум, и  цель нашего  занятия – отработка навыков  правильной речи через практическое усвоение орфоэпических норм литературного языка, я предлагаю выполнить небольшую работу на отработку норм произношения и ударения. В трудных для вас случаях вы можете обратиться к ним.

 

5. Орфоэпическая разминка:

1. Задание:  прочитайте выразительно словосочетания,  написанные на карточках, соблюдая  нормы произношения и ударения,  А теперь прочтите эти словосочетания вслух.

Карточка №3  1в.                                               Карточка №3 2в.

спелые арбУзы                                                    без дрожжЕй

два блинА                                                            нет киселЯ

вкусные блЮда                                                   вкусные тОрты

много груздЕй                                                     произносить тОсты,

зажарить гУся                                                     без фАрша

Проверим себя Слайд 10

Это была разминка, а сейчас поработаем на оценку.

 

2.Задание: расставьте в данных словах ударение, произнесите в соответствии с литературными нормами.

 Слайд 11. Способ деятельности:  индивидуальная работа.

Метод проверки: взаимопроверка.

  Не забывайте о том, что точность постановки ударения и произнесения отдельных звуков или их сочетаний можно уточнить по словарю.

Карточка 4                                                  Карточка 4

1 вариант

2 вариант

Агент

баловать

черпать

диктор

звонит

красивее

плясать

процент

столяр

каталог

обеспечение

диспансер

выкрала

ломота

алфавит

израильский

омоним

повторить

прислала

монолог

Слайд 12.  Проверка Слайд 13.  Оценки за работу

- Какие оценки вы себе поставили? Внесите оценки в оценочный лист

5. Фронтальная беседа на закрепление материала.

На данном этапе можно сделать следующие выводы:

Ø  ударение может быть подвижным;

Ø  нормы ударения можно проверить по орфоэпическому словарю.

 

6.  Проверка усвоения материала. Слайд 14

Сейчас мы с вами закрепим то, что изучали на уроке 

                                          Тест по теме «Орфоэпия»
1.  В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена ВЕРНО?
1) Эксперт;    2) кухОнный;                        3) ходатАйство;        4) закУпорить.

2.  В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена ВЕРНО?

1) Посадить ирИс;    2) знамЕние;             3) балОванный;                    4) звОнит.


3.  В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена ВЕРНО?
1) КвАртал;   2) катАлог;    3) укрАинский;         4) премировАть.

4.  В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена ВЕРНО?
1) ОблЕгчить;           2) кухОнный;            3) икОнопись;           4) кладовАя.

5.  В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена ВЕРНО?
1) ХристианИн;        2) апОстроф;             3) генЕзис;                4) танцовщИк.

6.  Выберите правильный вариант произношения слова:
1) Фонетика [н’];                  2) кортеж [тэ];           3) рандеву [д’];          4) интервью [т’].

7.  Выберите правильный вариант произношения слова:
1) Дезинфекция [дэ];            2) свитер [т’];            3) кашне [нэ]; 

7. Самостоятелтная работа с учебником. Упражнение 52.

 

8.  Самопроверка. Слайд 15

- Внесите оценку за работу в оценочный лист.

- Какие трудности возникли при выполнении работы?

 

9.  Подведение итогов урока. Рефлексия.

Что вы вспомнили сегодня об ударении? (в р.я ударение динамическое (силовое), разноместное, подвижное; может быть подвижным, в трудных случаях нужно обращаться к словарю)

- что нового для себя открыли?

Оцените свою деятельность. Слайд 16.

- Какие оценки за работу вы себе поставили?

 

9. Домашнее задание. П.14. упр53. Слайд 17

Мы говорили с вами об ударении. А правильная постановка ударения относится к термину «говорить правильно» или «говорить красиво»?

В.Г. Белинский писал, «говорить правильно» и «говорить красиво» - не одно и то же. А вы согласны с его мнением?  Задание: напишите мини-сочинение, согласны вы или не согласны с мнением Белинского.


 

План-конспект урока русского языка в 10 классе

План-конспект урока русского языка в 10 классе

В данных словах измените один согласный звук так, чтобы получилось новое слово

В данных словах измените один согласный звук так, чтобы получилось новое слово

Что влечёт несоблюдение орфоэпических норм?

Что влечёт несоблюдение орфоэпических норм?

У вас на партах лежат краткие орфоэпические словарики

У вас на партах лежат краткие орфоэпические словарики

Задание: расставьте в данных словах ударение, произнесите в соответствии с литературными нормами

Задание: расставьте в данных словах ударение, произнесите в соответствии с литературными нормами

Подведение итогов урока. Рефлексия

Подведение итогов урока. Рефлексия
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.07.2020