План-конспект урока "Служебные части речи" 5 класс
Оценка 4.6

План-конспект урока "Служебные части речи" 5 класс

Оценка 4.6
docx
26.02.2022
План-конспект урока "Служебные части речи" 5 класс
Яковлева К.А. Гиназия4 г.Чебоксары.docx

Работа Яковлевой Ксении Анатольевны, учителя русского языка и литературы МБОУ «Гимназия №4» г.Чебоксары.

План-конспект урока «Служебные части речи», 5 класс.

Тема: Служебные части речи.

Тип урока: Урок повторения, обобщения и систематизации знаний, умений и навыков.

Цели урока:

1.      Образовательные:

·         Умение распознавать в предложении самостоятельные и служебные части речи.

·         Закрепление и углубление полученных на прошлых уроках знаний, умений, навыков по теме «Служебные части речи».

·         Диагностика и контроль степени освоения изученного материала.

2.      Развивающие:

·         Формирование и развитие умений и навыков поиска информации, необходимой для приобретения новых знаний.

·         Формирование и развитие исследовательских навыков.

·         Формирование и развитие способности обозначать и аргументировать собственную точку зрения.

3.      Воспитательные:

·         Формирование и развитие личностных качеств.

·         Формирование интереса к предмету, необходимого для успешного и глубокого его изучения.

·         Формирование целеустремленности к приобретению новых знаний, умений, навыков.

Цели урока направлены на достижение обучающимися планируемых результатов:

Ø  Предметных: научиться распознавать служебные части речи по характерным признакам, определять их функцию.

Ø  Метапредметных: применять методы информационного поиска.

Ø  Личностных результатов: формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности

Задачи урока:

§  Развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, речь, способствовать формированию навыков грамотного письма.

§  Воспитывать интерес к изучению русского языка, любознательность, доброжелательное отношение друг к другу.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, раздаточный материал, учебник.

 

 

 

Ход урока

I. Организационный момент. Создание благоприятной атмосферы на уроке (Слайд 1)

– Здравствуйте, дорогие ученики! Присаживайтесь! Для того, чтобы нам начать урок с хорошего настроения, повернитесь к своему соседу по парте и улыбнитесь (кто сидит один — улыбается учителю). Молодцы!

II. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся.

 Фронтальный опрос (слайд 2)

– Давайте вспомним, на какие две группы делятся части речи (самостоятельные и служебные)

– Какие части речи относятся к самостоятельным? (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, имя числительное, наречие)

– Какие части речи — служебные? (предлог, союз, частица). Дадим определение каждой служебной части речи.

III. Мотивация учебной деятельности учащихся. Сообщения темы, цели, задач урока.

– На доске записаны следующие слова, прочитайте их и подумайте, являются ли они предложениями? (Слайд 3). Давайте вспомним, что такое предложение? (Предложение — это единица языка, которая представляет собой грамматически организованное соединение слов, обладающее смысловой и интонационной законченностью).

1) Сидит девица темница коса улица.

2) Труд вынешь рыбка пруд.

– Что необходимо сделать, чтобы данный набор слов стал понятным?

Исправляют устно.

(Предполагаемый ответ: Для того, чтобы составить предложения нужно изменить форму слов и вставить предлог, союз, частицу: 1) Сидит девица в темнице, а коса на улице. 2) Без труда не вытащишь и рыбку из пруда).

–  Как вы думаете, какова тема нашего урока? Какие цели стоят перед нами на сегодняшнем уроке? Что необходимо сделать, чтобы достичь этих целей?

IV. Проверка понимания усвоенного, закрепление усвоенного.

Работа в группе.

 – Посмотрите на слайд, вам предлагаются следующие служебные части речи, распределите их в 3 группы. 1 ряд выписывает все предлоги, 2 ряд – союзы, 3 ряд – частицы. Составьте предложение с одной выписанной вами служебной частью речи.

(Слайд 4): на, из, по, в, к, и, но, или, да, неужели, что за, уж, ведь.

– Проверим правильность распределения на группы: обменяйтесь тетрадью с соседом по парте и поставьте + над каждым правильно выписанным словом. У кого все +? Молодцы!

– Кто хочет прочитать свои предложения?

Работа с учебником.

– Откройте учебники на страницу 55, упражнение 164. На уроках литературы мы с вами изучаем басни. Посмотрите на предложения и постарайтесь вспомнить, из каким басен эти строчки? Выполним устно. Прочитайте предложения, вставляя пропущенные частицы. Работаем по цепочке, читаем по одному предложению.

– Какую функцию выполняют частицы в баснях? (Предполагаемый ответ: частицы помогают говорящему выразить или усилить вопрос, сомнение, восклицание, отрицание, уточнение).

Работа с презентацией.

 – Посмотрите на доску (Слайд 5). Перед вами 2 предложения. Спиши, раскрывая скобки. Подчеркните предлоги.

(В)т(о,а)полиную м(е,и)тель (по)т(е,и)рял д(а,о)рогу шмель. (Про)мелькнул (над)огородом, (в)дом (на)кухню (за)л(е,и)тел и (над)син..й чашкой (с)мёдом по-хозяйски (за)гудел.

Ответ: В тополиную метель потерял дорогу шмель. Промелькнул над огородом, в дом на кухню залетел и над синей чашкой с медом по-хозяйски загудел.

– Самопроверка. Проверяем с доски: подчеркнуты все предлоги правильно – 5, одна ошибка – 4, две ошибки – 3, более двух ошибок – 2. Поднимите руки, кто получил отметку «5», кто – «4», кто «3». Молодцы!

Работа в карточках (раздаточный материал).

– Я раздам вам карточки, прочитайте задания, выполните их на карточках. Не забудьте написать свое имя, фамилию и класс.

Задание: Спишите предложения, раскрывая скобки и вставляя недостающие знаки препинания. Найдите служебные части речи и напишите над ними часть речи.

1 вариант.

1)      Мы долго шли и попали (в)лес.

2)      Как прекрасен этот мир!

3)      По улице проехала колонна машин.

4)      Сверкнула молния и послышался удар грома.

5)       Выполнили же мы эту сложную работу!

2 вариант.

1)      (В)огороде росли разнообразные овощи картофель морковь лук огурцы помидоры.

2)      Погода в последние дни (не)менялась.

3)      Мне в понедельник (не)здоровилось.

4)      Я хотел пойти с вами на озеро купаться да мама не разрешила.

5)      Что за красавица!

V. Подведение итогов урока (рефлексия)

–  А теперь давайте сделаем вывод. Вспомните, какая цель была поставлена в начале урока?

– Как вы считаете, она достигнута? Какие получили результаты? Что нужно сделать ещё?

– Где можно применить новые знания?

VI. Домашнее задание.

– Откройте ваши дневники и запишите домашнее задание. Выберите сами одно из предложенных упражнений в учебнике.

1) Упражнение 155

2) Упражнение 159

3) Упражнение 160

– Предлагаю творческие задания дополнительно под *

* Сочинить сказку о служебных частях речи.

* Составить синквейн (предлог, союз, частица).

– Спасибо за урок! Надеюсь, что с урока вы уйдёте не только с хорошими знаниями, но и с хорошим настроением.

 

Литература:

Русский язык : 5 класс. В 2 ч. Ч. 1 : учебник / М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос и др. – 10-е изд., стереотип. – Москва : Просвещение, 2021. – 140 с.


 

Работа Яковлевой Ксении Анатольевны, учителя русского языка и литературы

Работа Яковлевой Ксении Анатольевны, учителя русского языка и литературы

Ход урока I. Организационный момент

Ход урока I. Организационный момент

Кто хочет прочитать свои предложения?

Кто хочет прочитать свои предложения?

А теперь давайте сделаем вывод

А теперь давайте сделаем вывод
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.02.2022