Работа Яковлевой Ксении Анатольевны, учителя русского языка и литературы МБОУ «Гимназия №4» г.Чебоксары.
План-конспект урока «Служебные части речи», 5 класс.
Тема: Служебные части речи.
Тип урока: Урок повторения, обобщения и систематизации знаний, умений и навыков.
Цели урока:
1. Образовательные:
· Умение распознавать в предложении самостоятельные и служебные части речи.
· Закрепление и углубление полученных на прошлых уроках знаний, умений, навыков по теме «Служебные части речи».
· Диагностика и контроль степени освоения изученного материала.
2. Развивающие:
· Формирование и развитие умений и навыков поиска информации, необходимой для приобретения новых знаний.
· Формирование и развитие исследовательских навыков.
· Формирование и развитие способности обозначать и аргументировать собственную точку зрения.
3. Воспитательные:
· Формирование и развитие личностных качеств.
· Формирование интереса к предмету, необходимого для успешного и глубокого его изучения.
· Формирование целеустремленности к приобретению новых знаний, умений, навыков.
Цели урока направлены на достижение обучающимися планируемых результатов:
Ø Предметных: научиться распознавать служебные части речи по характерным признакам, определять их функцию.
Ø Метапредметных: применять методы информационного поиска.
Ø Личностных результатов: формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности
Задачи урока:
§ Развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, речь, способствовать формированию навыков грамотного письма.
§ Воспитывать интерес к изучению русского языка, любознательность, доброжелательное отношение друг к другу.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, раздаточный материал, учебник.
Ход урока
I. Организационный момент. Создание благоприятной атмосферы на уроке (Слайд 1)
– Здравствуйте, дорогие ученики! Присаживайтесь! Для того, чтобы нам начать урок с хорошего настроения, повернитесь к своему соседу по парте и улыбнитесь (кто сидит один — улыбается учителю). Молодцы!
II. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся.
Фронтальный опрос (слайд 2)
– Давайте вспомним, на какие две группы делятся части речи (самостоятельные и служебные)
– Какие части речи относятся к самостоятельным? (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, имя числительное, наречие)
– Какие части речи — служебные? (предлог, союз, частица). Дадим определение каждой служебной части речи.
III. Мотивация учебной деятельности учащихся. Сообщения темы, цели, задач урока.
– На доске записаны следующие слова, прочитайте их и подумайте, являются ли они предложениями? (Слайд 3). Давайте вспомним, что такое предложение? (Предложение — это единица языка, которая представляет собой грамматически организованное соединение слов, обладающее смысловой и интонационной законченностью).
1) Сидит девица темница коса улица.
2) Труд вынешь рыбка пруд.
– Что необходимо сделать, чтобы данный набор слов стал понятным?
Исправляют устно.
(Предполагаемый ответ: Для того, чтобы составить предложения нужно изменить форму слов и вставить предлог, союз, частицу: 1) Сидит девица в темнице, а коса на улице. 2) Без труда не вытащишь и рыбку из пруда).
– Как вы думаете, какова тема нашего урока? Какие цели стоят перед нами на сегодняшнем уроке? Что необходимо сделать, чтобы достичь этих целей?
IV. Проверка понимания усвоенного, закрепление усвоенного.
Работа в группе.
– Посмотрите на слайд, вам предлагаются следующие служебные части речи, распределите их в 3 группы. 1 ряд выписывает все предлоги, 2 ряд – союзы, 3 ряд – частицы. Составьте предложение с одной выписанной вами служебной частью речи.
(Слайд 4): на, из, по, в, к, и, но, или, да, неужели, что за, уж, ведь.
– Проверим правильность распределения на группы: обменяйтесь тетрадью с соседом по парте и поставьте + над каждым правильно выписанным словом. У кого все +? Молодцы!
– Кто хочет прочитать свои предложения?
Работа с учебником.
– Откройте учебники на страницу 55, упражнение 164. На уроках литературы мы с вами изучаем басни. Посмотрите на предложения и постарайтесь вспомнить, из каким басен эти строчки? Выполним устно. Прочитайте предложения, вставляя пропущенные частицы. Работаем по цепочке, читаем по одному предложению.
– Какую функцию выполняют частицы в баснях? (Предполагаемый ответ: частицы помогают говорящему выразить или усилить вопрос, сомнение, восклицание, отрицание, уточнение).
Работа с презентацией.
– Посмотрите на доску (Слайд 5). Перед вами 2 предложения. Спиши, раскрывая скобки. Подчеркните предлоги.
(В)т(о,а)полиную м(е,и)тель (по)т(е,и)рял д(а,о)рогу шмель. (Про)мелькнул (над)огородом, (в)дом (на)кухню (за)л(е,и)тел и (над)син..й чашкой (с)мёдом по-хозяйски (за)гудел.
Ответ: В тополиную метель потерял дорогу шмель. Промелькнул над огородом, в дом на кухню залетел и над синей чашкой с медом по-хозяйски загудел.
– Самопроверка. Проверяем с доски: подчеркнуты все предлоги правильно – 5, одна ошибка – 4, две ошибки – 3, более двух ошибок – 2. Поднимите руки, кто получил отметку «5», кто – «4», кто «3». Молодцы!
Работа в карточках (раздаточный материал).
– Я раздам вам карточки, прочитайте задания, выполните их на карточках. Не забудьте написать свое имя, фамилию и класс.
Задание: Спишите предложения, раскрывая скобки и вставляя недостающие знаки препинания. Найдите служебные части речи и напишите над ними часть речи.
1 вариант.
1) Мы долго шли и попали (в)лес.
2) Как прекрасен этот мир!
3) По улице проехала колонна машин.
4) Сверкнула молния и послышался удар грома.
5) Выполнили же мы эту сложную работу!
2 вариант.
1) (В)огороде росли разнообразные овощи картофель морковь лук огурцы помидоры.
2) Погода в последние дни (не)менялась.
3) Мне в понедельник (не)здоровилось.
4) Я хотел пойти с вами на озеро купаться да мама не разрешила.
5) Что за красавица!
V. Подведение итогов урока (рефлексия)
– А теперь давайте сделаем вывод. Вспомните, какая цель была поставлена в начале урока?
– Как вы считаете, она достигнута? Какие получили результаты? Что нужно сделать ещё?
– Где можно применить новые знания?
VI. Домашнее задание.
– Откройте ваши дневники и запишите домашнее задание. Выберите сами одно из предложенных упражнений в учебнике.
1) Упражнение 155
2) Упражнение 159
3) Упражнение 160
– Предлагаю творческие задания дополнительно под *
* Сочинить сказку о служебных частях речи.
* Составить синквейн (предлог, союз, частица).
– Спасибо за урок! Надеюсь, что с урока вы уйдёте не только с хорошими знаниями, но и с хорошим настроением.
Литература:
Русский язык : 5 класс. В 2 ч. Ч. 1 : учебник / М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос и др. – 10-е изд., стереотип. – Москва : Просвещение, 2021. – 140 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.