План конспект урока: токарная обработка древесины.

  • doc
  • 26.02.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ТОД 7 класс.doc

 

Технологическая карта урока _

 

 

 

Учитель:

Ттехнологии

 

 

 

 

Предмет:

Технология

 

 

 

 

Класс:

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема урока:

 Токарная обработка древесины.

 

 

 

 

Задачи:

 

 

 

 

 

Образовательные:

 Создать условия для получения учениками знаний и

 формирования  умений  по художественному точению древесины на   токарном станке.

 

 Практическое выполнение задания.

 Подведение итогов и обсуждение работ.

 

 

 

 

Воспитательные:

Прививать навыки аккуратности, ответственности, эстетический вкус,     стремление к самосовершенствованию.

 

 

 

 

Развивающие:

Способствовать развитию навыков работы измерительным и чертежным   инструментом, расширять представление о свойствах различных пород древесины и способах её обработки.

·        научить выбирать инструмент для выполнения чернового и  чистового точения с учетом  свойств  древесины   

 

 

 

 

Планируемые результаты:

 

 

 

 

 

Личностные:

чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к ее культуре; формировать заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.

 

 

 

 

Предметные:

Умение использовать свои наблюдения  ;

 формулировать выводы об условиях и правилах необходимых для выполнения задания; выделять характерные особенности наглядных объектов

 

 

 

 

Метапредметные:

способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира человека способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач осознание правил и норм взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждение культуры и пр.)

 

 

 

 

Межпредметные связи:

Математика, черчение.

 

 

 

 

Формы деятельности:

фронтальная индивидуальная

 

 

 

 

Формы обучения:

Беседа, рассказ, демонстрация трудовых приемов, практическая работа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ресурсы:

 

 

 

 

 

Основные:

Верстак, заготовки, рубанки, угольники, линейки, карандаши, компьютер, проектор, экран, презентация, карточки-задания. Школьный токарный станок

 

 

 

 

 

Дополнительные:

  • Наглядные пособия: презентация .

разметочный инструмент, стамески, заготовки

 

 

 

 

Тип урока:

урок обучения умениям работы с рубанком

 

 

 

 

 

Цель:

·        изучить с учащимися сущность процесса резания;

·        научить выбирать инструмент для выполнения чернового и                                

чистового точения с учетом  свойств  древесины   

                             

 

 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Личностные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД

Организационный этап

Организационный момент.

Приветствие учащихся и проверка посещаемости.

 Проверка рабочей одежды  и готовности к уроку.  Назначение дежурных.

Повторение пройденного материала.

Объяснения выполнения практической работы.

Самостоятельная работа учащегося..

Самоопределение Смыслообразования

формулирование познавательной цели выдвижение гипотез и их обоснование

Планирование (определение цели, функций участников, способов взаимодействия) Постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации)

Целеполагание

Постановка цели и задачи урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

·        изучить с учащимися сущность процесса резания;

·        научить выбирать инструмент для выполнения чернового и  чистового точения с учетом  свойств  древесины   

 

 

 

Смыслообразования Самоопределение

выдвижение гипотез и их обоснование формулирование познавательной цели

Постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации) Планирование (определение цели, функций участников, способов взаимодействия)

Целеполагание Планирование Прогнозирование

Актуализация знаний

Повторение пройденного материала.                                                                  - 7 мин.

 

1.   Вводная часть.

1.     Назовите назначение передней и задней бабок станка.

2.     Для чего служит патрон, трезубец и планшайба токарного станка?

3.      Какое движение в станке называют главным, а какое – вспомогательным?

 

2.          Изложение нового программного материала.

   а) Сущность процесса резания. Виды резцов.

Сущность процесса резания при точении заключается в снятии слоя обрабатываемой заготовки в виде стружке.  При этом заготовка вращается, стамеска перемещается.

  Подготовка заготовки к точению в

-- отрезку ее по длине;

-- осмотр состояния древесины;

 -- разметку центров вращения;

   -- придание заготовки формы, близкой к цилиндрической.

 Разметку квадратной заготовки выполняют с помощью линейки и шила. 

После разметки с помощью рубанка сострагивают ребра, придавая

    форму восьмигранника.

                       После заготовку крепят на станке.

     -- Каким образом и с помощью чего крепится заготовка в зависимости

           от ее длины и диаметра?                

Виды стамесок         

 

  -- желобчатые (выпуклые и вогнутые) – применяются для черновой обработки ;

  -- косые – применяются для чистовой обработки, вытачивания  конусов и подрезания торцов ;                                                                                                                            

  -- крючковая и ложечная применяются для точения внутренней  поверхности ;

 -- прямая подрезает кромки внутренней поверхности;                                       -- фасонная предназначена для точения фасонной поверхности

    Режущая часть резца (лезвие) имеет клиновидную форму.

-- передняя часть предназначена для схода стружки;

 -- задняя обращена к обрабатываемой заготовке.

 Угол между передней и задней поверхностями – угол заострения лезвия β

     Чем острее режущая кромка, тем чище обрабатываемая поверхность. Угол

 заострения равен от 20є до 40є (20є -- точение мягкой древесины; 40є -- при точении твердой древесины).

     Заточка поверхностей производиться на наждачном круге.

     После заточки лезвие правят на наждачном бруске и доводят на оселке.

 

  б) Приемы точения на деревообрабатывающем станке. Контроль

      размеров детали.

      Перед началом работ необходимо надеть рабочую одежду и защитныочки.

 -- Какая одежда используется при работе на деревообрабатывающем  станке?

  Вначале выполняется черновое точение полукругло стамеской, ее

 серединной частью, а затем, перемещая влево и вправо, левой и право  частьюлезвия.

Для чистового точения используют припуск 3 – 6 мм и выполняют косой стамеской

                      Стружку срезают только серединной частью режущей кромки

                       

                  ! Не допускается врезание в заготовку острого угла. Возможен выброс

                      стамески и, как следствие, травма.

                      

 Контроль размеров заготовки осуществляется:

     шаблоном;

     кронциркулем;

     штангенциркулем;

     линейкой

 

               ! Замеры производятся только после полной остановки станка.

                       

    Прямолинейность контролируется путем накладывания линейки

                   

  При необходимости деталь обрабатывают шлифовальной шкуркой   или бруском из более твердого дерева

 

                           Отрезание заготовки:

   линейкой и карандашом делают разметку отрезаемой заготовки;

  острым углом стамески делают надрез 2 – 3 мм;

   Режущей кромкой срезают на конус концевую часть до диаметра  8 – 10 мм;

   после остановки станка снимают заготовку и мелкой ножовкой отрезают;

       торцы зачищают напильником или шлифовальной шкуркой

Нравственно-этического оценивания

моделирование анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных) подведение под понятие, выведение следствий построение логической цепи рассуждений

Планирование (определение цели, функций участников, способов взаимодействия) Постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации) Управление поведением партнёра точностью выражать свои мысли (контроль, коррекция, оценка действий партнёра умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли)

 

Целеполагание Планирование Контроль Коррекция Оценка

Первичное усвоение новых знаний

     3.   Практическая часть.  

1.  Предложить учащимся произвести разметку квадратной заготовки и придать ей форму восьмигранника.

2.  Подобрать стамеску для черновой обработки заготовки.

 3.  Предложить учащимся произвести контроль размеров детали.

Нравственно-этического оценивания Самоопределение Развитие навыков сотрудничества со взрослыми, сверстниками

построение логической цепи рассуждений анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных) подведение под понятие, выведение следствий установление причинно-следственных связей построение логической цепи рассуждений доказательство выдвижение гипотез и их обоснование

Планирование (определение цели, функций участников, способов взаимодействия) Постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации)

Целеполагание Планирование Коррекция

Первичная проверка понимания

 

 

 

 

Первичное закрепление

Закрепление нового материала.

Вопросы к группе:

1.Приемы точения на деревообрабатывающем станке?

2.Контроль  размеров детали? 

    3.Какие инструменты применяют при точении?

    4. Какие меры безопасности следует соблюдать при работе на станке токарном?

 

Умение использовать различные способы , сбора, обработки, анализа, интерпретации и передачи информации Владение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, построения рассуждений

Управление  выражать свои мысли (контроль, коррекция, оценка действий, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли) Умение определять общую цель и пути ее достижения

Целеполагание Планирование Прогнозирование Контроль Коррекция Оценка

Контроль усвоения, обсуждения допущенных ошибок и их коррекция

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Домашнее задание:                                                                                                                        - 5 мин

1.                           1.Повторить § 10 стр. 31-34. Ответить на вопросы 1-5 на стр.34.

2.          Нарисуйте рубанок, назовите его основные части.

3.     Придумайте предложения со словами:  рубанок, строгание, строгальный инструмент, колодка, нож, клин, лоток.

 

Смыслообразования

Планирование (определение цели, функций участников, способов взаимодействия)

Целеполагание Планирование Контроль Оценка

Рефлексия (подведение итогов занятия)

  Подведение итогов:                                                                                                                       - 10 мин

 Оценить практическое задание, выполненное учащимися.

Отметить характерные ошибки.

Провести уборку рабочего места и мастерской.

             

 

 

 

Анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных) поиск и выделение информации

К концу урока должны знать,  что :                 

·        Замеры производятся только после полной остановки станка.

·        Прямолинейность контролируется путем накладывания линейки

·        При необходимости деталь обрабатывают шлифовальной шкуркой  или бруском из более твердого дерева

Отрезание заготовки:

   линейкой и карандашом делают разметку отрезаемой заготовки;

   острым углом стамески делают надрез 2 – 3 мм;

   Режущей кромкой срезают на конус концевую часть до диаметра   8 – 10 мм;

   после остановки станка снимают заготовку и мелкой ножовкой отрезают;

   торцы зачищают напильником или шлифовальной шкуркой

 

 Уметь:   выполнять разметку заготовок, освоить приемы работы на токарном станке и способы контроля выполнения работы.

Целью урока было   научиться:

1.выполнять разметку заготовок, освоить приемы работы за станком и способы контроля выполнения работы.

2.развивать творческую и познавательную активность .   Дети с интересом отнеслись к работе и она была выполнена успешно