Технологическая карта урока _ |
|
|
|
||||||||||||
Учитель: |
Ттехнологии |
|
|
|
|
||||||||||
Предмет: |
Технология |
|
|
|
|
||||||||||
Класс: |
7 |
|
|
|
|
||||||||||
|
|
|
|
|
|||||||||||
Тема урока: |
Токарная обработка древесины. |
|
|
|
|
||||||||||
Задачи: |
|
|
|
|
|
||||||||||
Образовательные: |
Создать условия для получения учениками знаний и формирования умений по художественному точению древесины на токарном станке.
Практическое выполнение задания. Подведение итогов и обсуждение работ. |
|
|
|
|
||||||||||
Воспитательные: |
Прививать навыки аккуратности, ответственности, эстетический вкус, стремление к самосовершенствованию. |
|
|
|
|
||||||||||
Развивающие: |
Способствовать развитию навыков работы измерительным и чертежным инструментом, расширять представление о свойствах различных пород древесины и способах её обработки. · научить выбирать инструмент для выполнения чернового и чистового точения с учетом свойств древесины |
|
|
|
|
||||||||||
Планируемые результаты:
|
|
|
|
|
|||||||||||
Личностные: |
чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к ее культуре; формировать заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий. |
|
|
|
|
||||||||||
Предметные: |
Умение использовать свои наблюдения ; формулировать выводы об условиях и правилах необходимых для выполнения задания; выделять характерные особенности наглядных объектов |
|
|
|
|
||||||||||
Метапредметные: |
способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира человека способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач осознание правил и норм взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждение культуры и пр.) |
|
|
|
|
||||||||||
Межпредметные связи: |
Математика, черчение. |
|
|
|
|
||||||||||
Формы деятельности: |
фронтальная индивидуальная |
|
|
|
|
||||||||||
Формы обучения: |
Беседа, рассказ, демонстрация трудовых приемов, практическая работа. |
|
|
|
|
||||||||||
|
|
|
|
|
|
||||||||||
Ресурсы:
|
|
|
|
|
|||||||||||
Основные: |
Верстак, заготовки, рубанки, угольники, линейки, карандаши, компьютер, проектор, экран, презентация, карточки-задания. Школьный токарный станок
|
|
|
|
|
||||||||||
Дополнительные: |
разметочный инструмент, стамески, заготовки |
|
|
|
|
||||||||||
Тип урока: |
урок обучения умениям работы с рубанком |
|
|
|
|
||||||||||
Цель: |
· изучить с учащимися сущность процесса резания; · научить выбирать инструмент для выполнения чернового и чистового точения с учетом свойств древесины
|
||||||||||||||
Этап урока |
Деятельность учителя Деятельность учащихся |
||||||||||||||
Личностные УУД |
Познавательные УУД |
Коммуникативные УУД |
Регулятивные УУД |
||||||||||||
Организационный этап |
Организационный момент. Приветствие учащихся и проверка посещаемости. Проверка рабочей одежды и готовности к уроку. Назначение дежурных. Повторение пройденного материала. Объяснения выполнения практической работы. Самостоятельная работа учащегося.. |
Самоопределение Смыслообразования |
формулирование познавательной цели выдвижение гипотез и их обоснование |
Планирование (определение цели, функций участников, способов взаимодействия) Постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации) |
Целеполагание |
||||||||||
Постановка цели и задачи урока. Мотивация учебной деятельности учащихся |
· изучить с учащимися сущность процесса резания; · научить выбирать инструмент для выполнения чернового и чистового точения с учетом свойств древесины
|
Смыслообразования Самоопределение |
выдвижение гипотез и их обоснование формулирование познавательной цели |
Постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации) Планирование (определение цели, функций участников, способов взаимодействия) |
Целеполагание Планирование Прогнозирование |
||||||||||
Актуализация знаний |
Повторение пройденного материала. - 7 мин.
1. Вводная часть. 1. Назовите назначение передней и задней бабок станка. 2. Для чего служит патрон, трезубец и планшайба токарного станка? 3. Какое движение в станке называют главным, а какое – вспомогательным?
2. Изложение нового программного материала. а) Сущность процесса резания. Виды резцов. Сущность процесса резания при точении заключается в снятии слоя обрабатываемой заготовки в виде стружке. При этом заготовка вращается, стамеска перемещается. Подготовка заготовки к точению в -- отрезку ее по длине; -- осмотр состояния древесины; -- разметку центров вращения; -- придание заготовки формы, близкой к цилиндрической. Разметку квадратной заготовки выполняют с помощью линейки и шила. После разметки с помощью рубанка сострагивают ребра, придавая форму восьмигранника. После заготовку крепят на станке. -- Каким образом и с помощью чего крепится заготовка в зависимости от ее длины и диаметра? Виды стамесок
-- желобчатые (выпуклые и вогнутые) – применяются для черновой обработки ; -- косые – применяются для чистовой обработки, вытачивания конусов и подрезания торцов ; -- крючковая и ложечная применяются для точения внутренней поверхности ; -- прямая подрезает кромки внутренней поверхности; -- фасонная предназначена для точения фасонной поверхности Режущая часть резца (лезвие) имеет клиновидную форму. -- передняя часть предназначена для схода стружки; -- задняя обращена к обрабатываемой заготовке. Угол между передней и задней поверхностями – угол заострения лезвия β Чем острее режущая кромка, тем чище обрабатываемая поверхность. Угол заострения равен от 20є до 40є (20є -- точение мягкой древесины; 40є -- при точении твердой древесины). Заточка поверхностей производиться на наждачном круге. После заточки лезвие правят на наждачном бруске и доводят на оселке.
б) Приемы точения на деревообрабатывающем станке. Контроль размеров детали. Перед началом работ необходимо надеть рабочую одежду и защитныочки. -- Какая одежда используется при работе на деревообрабатывающем станке? Вначале выполняется черновое точение полукругло стамеской, ее серединной частью, а затем, перемещая влево и вправо, левой и право частьюлезвия. Для чистового точения используют припуск 3 – 6 мм и выполняют косой стамеской Стружку срезают только серединной частью режущей кромки
! Не допускается врезание в заготовку острого угла. Возможен выброс стамески и, как следствие, травма.
Контроль размеров заготовки осуществляется: шаблоном; кронциркулем; штангенциркулем; линейкой
! Замеры производятся только после полной остановки станка.
Прямолинейность контролируется путем накладывания линейки
При необходимости деталь обрабатывают шлифовальной шкуркой или бруском из более твердого дерева
Отрезание заготовки: линейкой и карандашом делают разметку отрезаемой заготовки; острым углом стамески делают надрез 2 – 3 мм; Режущей кромкой срезают на конус концевую часть до диаметра 8 – 10 мм; после остановки станка снимают заготовку и мелкой ножовкой отрезают; торцы зачищают напильником или шлифовальной шкуркой |
Нравственно-этического оценивания |
моделирование анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных) подведение под понятие, выведение следствий построение логической цепи рассуждений |
Планирование (определение цели, функций участников, способов взаимодействия) Постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации) Управление поведением партнёра точностью выражать свои мысли (контроль, коррекция, оценка действий партнёра умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли)
|
Целеполагание Планирование Контроль Коррекция Оценка |
||||||||||
Первичное усвоение новых знаний |
3. Практическая часть. 1. Предложить учащимся произвести разметку квадратной заготовки и придать ей форму восьмигранника. 2. Подобрать стамеску для черновой обработки заготовки. 3. Предложить учащимся произвести контроль размеров детали. |
Нравственно-этического оценивания Самоопределение Развитие навыков сотрудничества со взрослыми, сверстниками |
построение логической цепи рассуждений анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных) подведение под понятие, выведение следствий установление причинно-следственных связей построение логической цепи рассуждений доказательство выдвижение гипотез и их обоснование |
Планирование (определение цели, функций участников, способов взаимодействия) Постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации) |
Целеполагание Планирование Коррекция |
||||||||||
Первичная проверка понимания |
|
|
|
||||||||||||
Первичное закрепление |
Закрепление нового материала. Вопросы к группе: 1.Приемы точения на деревообрабатывающем станке? 2.Контроль размеров детали? 3.Какие инструменты применяют при точении? 4. Какие меры безопасности следует соблюдать при работе на станке токарном?
|
Умение использовать различные способы , сбора, обработки, анализа, интерпретации и передачи информации Владение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, построения рассуждений |
Управление выражать свои мысли (контроль, коррекция, оценка действий, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли) Умение определять общую цель и пути ее достижения |
Целеполагание Планирование Прогнозирование Контроль Коррекция Оценка |
|||||||||||
Контроль усвоения, обсуждения допущенных ошибок и их коррекция |
|||||||||||||||
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению |
Домашнее задание: - 5 мин 1. 1.Повторить § 10 стр. 31-34. Ответить на вопросы 1-5 на стр.34. 2. Нарисуйте рубанок, назовите его основные части. 3. Придумайте предложения со словами: рубанок, строгание, строгальный инструмент, колодка, нож, клин, лоток.
|
Смыслообразования |
Планирование (определение цели, функций участников, способов взаимодействия) |
Целеполагание Планирование Контроль Оценка |
|||||||||||
Рефлексия (подведение итогов занятия) |
Подведение итогов: - 10 мин Оценить практическое задание, выполненное учащимися. Отметить характерные ошибки. Провести уборку рабочего места и мастерской.
|
|
Анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных) поиск и выделение информации |
К концу урока должны знать, что : · Замеры производятся только после полной остановки станка. · Прямолинейность контролируется путем накладывания линейки · При необходимости деталь обрабатывают шлифовальной шкуркой или бруском из более твердого дерева Отрезание заготовки: линейкой и карандашом делают разметку отрезаемой заготовки; острым углом стамески делают надрез 2 – 3 мм; Режущей кромкой срезают на конус концевую часть до диаметра 8 – 10 мм; после остановки станка снимают заготовку и мелкой ножовкой отрезают; торцы зачищают напильником или шлифовальной шкуркой
Уметь: выполнять разметку заготовок, освоить приемы работы на токарном станке и способы контроля выполнения работы. |
Целью урока было научиться: 1.выполнять разметку заготовок, освоить приемы работы за станком и способы контроля выполнения работы. 2.развивать творческую и познавательную активность . Дети с интересом отнеслись к работе и она была выполнена успешно |
||||||||||
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.