Тема: Предмет химии. Вещества и их свойства
Цели урока:
· Обучающая: сформировать представление о предмете химии. Дать первоначальные понятия о веществе, химическом элементе, о простых и сложных веществах, о трёх формах существования химического элемента.
· Развивающая: развитие логико - смыслового мышления учащихся, памяти, химического языка, а также умения осуществлять самостоятельную деятельность на уроке.
· Воспитывающая: воспитывать культуру умственного труда, развивать коммуникативные качества личности.
Тип урока: изучение новой темы.
Метод обучения: частично-поисковый, исследовательский, проблемный.
Организационные формы: беседа, самостоятельная работа, практическая работа.
Материальное обеспечение урока:
Компьютер, проектор, экран.
На демонстрационном столе: коллекция изделий из стекла и алюминия.
Железные опилки, сера, магнит, лист белой бумаги и стакан с водой.
На столах учащихся: сахар, растительное масло, песок, алюминий – в
пробирках и вода в колбе, заготовки для оформления лабораторного опыта.
Мотивация: Актуализация знаний.
Начинаем с вопроса “ Что вам известно о химии?”
В процессе беседы, подводим разговор в русло значения химии,
используя стенд “ Химия в нашей жизни”.
Химия обладает огромными возможностями, создаёт неизвестные ранее материалы,
Облегчает труд человека, одевает, экономит его время, создаёт уют и комфорт и
даже изменяет внешность людей. Но та же химия может стать опасной для здоровья,
даже смертельно опасной…
Писатель – фантаст и учёный – биохимик Айзек Азимов писал: ” Химия – это
смерть, упакованная в банки и коробки…”Сказанное иногда
справедливо не только по отношению к химии, но и по отношению к электричеству,
бытовой технике, транспорту.
Мы не можем жить без электричества, но оголённый провод смертельно опасен, мы
все любим смотреть телевизор, но за его задней панелью напряжение в
тысячи вольт, нам необходим автомобиль, но под его колёсами часто погибают
люди.
Так и использование людьми достижений современной химии требует высокой общей
культуры, большой ответственности и, конечно, знаний.
Далее подводим учащихся к мысли, что современный человек не может обойтись без того, что даёт ему химия, и чтобы не уподобиться ребенку, который играет с огнём и не понимает, с чем он играет, современный человек должен иметь хотя бы общее представление о предмете химии. Наша задача сегодня выяснить, как возникла эта древняя наука и что же является предметом изучения этой науки?
Изучение нового материала и первичный контроль:
Что же изучает наука химия? Химия изучает: (запись на доске и в тетради):
· Вещества.
· Свойства веществ.
· Превращения веществ.
Демонстрация коллекции изделий из
стекла и отдельно алюминия.
- вопрос: что общего у всех этих предметов (демонстрируются пробирки, колбы,
стакан). Ответ: они - из стекла;
- вопрос: а почему ту же пробирку нельзя сделать из алюминия? Чем отличаются
стекло и алюминий? Ответ – свойствами;
Демонстрация:
действием магнита на железные опилки и на серу,
помещаем железные опилки и серу в стакан с водой.
Фронтальное обсуждение свойств железных опилок и серы.
1. Вещество – это то, из чего состоят физические тела.
2. Химия – это наука о веществах, их свойствах и превращениях.
Вопрос: зачем надо знать свойства тех или иных веществ? Ответ – чтобы применять их с пользой для себя.
Итог этой беседы подводится к схеме:
Вспомним, что мы знаем из физики:
вещества состоят из молекул, а молекулы - из
мельчайших атомов, которые, в свою очередь,
различаются как марки машин : волга, москвич,
жигули и т.д. Всего таких видов атомов около 118.
Дополните схему:
Контроль усвоения:
Тест-самоконтроль с самопроверкой – ответы заранее заготовлены.
Об усвоении судим по числу правильных ответов.
1. Любой предмет, нас
окружающий – это:
а) физическое тело;
б) вещество
2. Стеклянная ваза, стеклянный
стакан, стеклянная колба – это:
а) тела;
б) вещества.
3. Вещество – это:
а) то, из чего состоит физическое тело;
б) любой предмет нас окружающий.
4. В каком из предложений,
приведенном ниже, речь идет о стекле как о физическом теле?
а) он разбил оконное стекло;
б) ваза сделана из стекла.
5. Свойства вещества – это:
а) признаки, по которым вещества сходны или отличаются друг от друга;
б) цвет вещества.
6. Выпишите, какие
качественные прилагательные – хрупкий, короткий, зеркальный, зловонное,
рассыпчатое, симметричный, пористый, изогнутый, серебристый, тающий –
могут быть отнесены:
а) к веществам;
б) к телам;
в) и к телам и к веществам.
Домашнее задание:
§1., в. 1-2 (устно), 3-5 письменно.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.