План-конспект внеклассного занятия для обучающихся основной ступени «Киберугрозы: основные методы защиты»
Оценка 4.7

План-конспект внеклассного занятия для обучающихся основной ступени «Киберугрозы: основные методы защиты»

Оценка 4.7
docx
14.11.2022
План-конспект внеклассного занятия для обучающихся  основной ступени «Киберугрозы: основные методы защиты»
.План-конспект внеклассного занятия для обучающихся основной ступени.docx

План-конспект внеклассного занятия для обучающихся  основной ступени

«Киберугрозы: основные методы защиты»

Учитель: Хабарова Ольга Яковлевна, учитель физики,

МКОУ «Болоховская ООШ № 2»

Класс: 7, общеобразовательной школы.

Форма проведения: Комбинированное занятие; беседа с использованием презентации и видеофильмов, ученикам предварительно было дано задание, подготовить сообщения о вирусах, спам, фишинге, как можно защитить свой компьютер от угроз, игра.  Класс делится на три команды.

Цель: формирование представления об информационной безопасности и привитие навыков ответственного и безопасного поведения обучающихся путем привития им навыков ответственного поведения в среде Интернета.

Задачи:

Обучающие: познакомить обучающихся с понятием информационной безопасности;

рассмотреть различные угрозы информационной безопасности.

Развивающие задачисовершенствовать коммуникативные навыки через умение излагать мысли, умение вести диалог;

определить план действий для предотвращения угрозы информационной безопасности.

Воспитательные задачи: воспитывать ответственность за свои действия и информационную культуру личности.

Планируемые результаты:

 Предметные - сформировать представление о киберугрозах, развивать умение предотвратить их, формировать навык защиты от киберугроз.

Личностные - понимать социальную, общекультурную роль в жизни современного человека навыков ответственного и безопасного поведения в среде Интернет.

Метапредметные - формировать умения и навыки безопасного использования средств информационных и коммуникационных технологий, развитие и обеспечение информационной грамотности.

Необходимое оборудование и программное обеспечение: Экран, мультимедийный проектор, компьютер с возможностью выхода в интернет. 

 

Ход занятия с кратким описанием этапов и деятельности учащихся и учителя на каждом из них.

Этап выполнения задания, разработки

 

 

Деятельность учителя

 

Деятельность

обучающихся

 

Цифровые ресурсы

Организационный этап

Педагогическая цель: 

создать психологический комфорт;

настроить на внеклассную деятельность

Приветствие.

 

Обучающиеся отвечают на приветствие учителя

 

 

 

 

 

 

Мотивационный этап (определение темы и цели занятия)

Начинает беседу с загадки

  «Есть такая сеть на свете,

   Ею рыбу не поймать,

   В неё входят даже дети,

   Чтоб общаться иль играть.

   Что это?»  (Интернет, соцсеть)

и дальше задает наводящие вопросы для определения темы.

- Говорят, что в этой сети нас может подстерегать «киберугроза», как вы думаете, что это? (ответы детей).

Сеть может принести пользу, а может и навредить. Вот еще одна загадка и я думаю, что вы легко её отгадаете

  «Он знает всё и даже больше,
  И к нам на помощь поспешит.
  Любой вопрос, пусть очень сложный,
  Мгновенно с лёгкостью решит.
  Плетёт свою он паутину,
  Хотя, по сути, не паук.
  Он видит всё. Вы догадались?
  А, ну-ка, что это за друг? (интернет)

А сейчас мы посмотрим видео. Кто больше назовет возможных опасностей от этой сети?

 

Обучающиеся разгадывают загадку, отвечают на вопросы учителя и определяют тему занятия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотр видео #Кибербезопасность для детей #Герееваурокиизо #безопасностьвсети #детскаяанимация - поиск Яндекса по видео (yandex.ru)

 

https://yandex.ru/video/preview/14803151277886928427

 

Деятельностный этап

Мы живем в век информационных технологий, достаточно много времени проводим в сети в поисках информации, готовясь к занятиям, или просто отдыхая. Мы общаемся с друзьями, участвуем в дискуссиях, обсуждаем новости, оставляем комментарии, выкладываем фотографии. Очень важно научиться правильно вести себя в сети Интернет, знать правила безопасности и этичного поведения. Сегодня мы с вами об этом и поговорим. Ребята, как вы думаете, какую опасность может нести интернет?

Возможности Интернета

}  Доступ к информационным ресурсам (источник дополнительной информации для повышения эрудированности и выполнения учебных проектов);

}  Доступ к системам тестирования (контроль знаний школьников или тренажер при подготовке к ГИА);

}  Доступ к учебно-методическим материалам научного, познавательно характера;

}  Доступ к энциклопедическим и справочным ресурсам;

}  Доступ к средствам Интернет - вещания;

}  Информационное взаимодействие (процесс приема-передачи информации, коммуникационные сервисы)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Действительно, жизненно важной для общества становится проблема информационной безопасности действующих систем хранения, передачи и обработки информации.

Что вы знаете об угрозах, которые исходят из Интернета?

}  Вирусы

}  Мошеннические письма

}  Получение доступа к аккаунтам в социальных сетях и других сервисах

 

1395.jpgkiberugrozy-.jpg

 

Информационная безопасность – совокупность мер по защите информационной среды общества и человека.

Какие воздействия могут нанести ущерб информации или владельцу, то есть что

представляет угрозу информационной безопасности?

Информационная безопасность - это защищенность информации от любых

случайных или злонамеренных воздействий, результатом которых может явиться нанесение ущерба самой информации или ее владельцам

Посмотрим, как рассказывают сотрудники лаборатории Касперский

 

 

А сейчас посмотрим, что пишут о киберугрозах на Образовариуме (образовательный сетевой ресурс)  (сообщения детей).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На самом деле некоторые вирусы во время запуска зараженного файла становятся резидентными (постоянно находятся в оперативной памяти компьютера) и могут заражать другие загружаемые файлы и программы. Другая разновидность вирусов сразу после активизации может быть причиной серьезных повреждений, например, форматировать жесткий диск. Действие вирусов может проявляться по разному: от разных визуальных эффектов, мешающих работать, до полной потери информации.

 

Уязвимость программного обеспечения - это код, который выполняет правильные действия с точки зрения требуемого функционала, но его исполнение имеет побочный эффект, о наличии которого программист зачастую может не знать.

Кто расскажет, как защитить себя от спама и фишинга?

 

Советы от команды экспертов «Лаборатории Касперского»

Заведите себе несколько адресов электронной почты .

Лучше всего иметь по крайней мере два адреса электронной почты.

Личный адрес электронной почты.

Этот адрес должен использоваться только для личной корреспонденции.

 

Ребята, как вы думаете, откуда может исходить опасность ?

загруженное.jpgзагруженное (2).jpgзагруженное (1).jpg

 

- А Как не испортить себе настроение при общении в сети?

- А как защитить себя о грубости в интернете?

- Если вы замечаете, что вам грубят, провоцируют на ссору или намеренно злят, самым верным решением будет немедленно закончить разговор или игнорировать сообщения данного пользователя на форуме/сайте. Не доставить грубияну удовольствия видеть ваш гнев или обиду будет лучшим наказанием для него, ибо его цель не достигнута.

- Ребята, представьте ситуацию. Вы в сети, на форуме обсуждаете определенную интересующую вас тему, вдруг на ваши добропорядочные комментарии обрушивается с грубостью оппонент. Ваши действия?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Возможные ответы детей:

(1) лишиться денег на картах и счетах,

2) получать неприятные сообщения от других людей, злость и негатив,

3) привлекать к себе интерес опасных личностей,

4) если долго без перерывов заниматься гаджетами, портится зрение, ухудшаются память и внимание, появляется излишняя тревожность,

5) появляется зависимость от интернета как болезнь,

6) можно потерять связь с реальностью и уже не понимать, что происходит на самом деле, а что в фантазиях,

7) видеть то, что не предназначено для конкретного возраста (нецензурная брань, издевательства, порнография, азартные игры и пр.)

8) потерять свой аккаунт и данные, связанные с ним,

9) схватить вредоносный вирус для своего оборудования, повредить или совсем потерять его,

10) поддавшись рекламе, приобретать совсем ненужные вещи.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сообщения.

Компьютерный вирус - это небольшая программа способная к саморазмножению и выполнению разных деструктивных действий. Вирусы действуют только программным путем. Они, как правило, присоединяются к файлу или проникают в тело файла. В этом случае говорят, что файл заражен вирусом. Вирус попадает в компьютер только вместе с зараженным файлом. Для активизации вируса нужно загрузить зараженный файл, и только после этого, вирус начинает действовать самостоятельно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Спам – это массовая рассылка на большое число адресов, содержащие рекламу или коммерческое предложение.

 

Фишинг - это обман пользователя с целью получения его личных данных, таких как логин, пароль, номер телефона или банковской карты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ученики высказывают  свои мнения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

https://youtu.be/Ik3KAwULJ8o

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель. Ребята, а сейчас у вас будет следующее задание. У нас три команды и каждая команда должна будет разобрать свою ситуацию (проведение игры-соревнования «Киберзащита»  и разбор ситуаций).

(По ситуации до, после или во время игры разобрать, как безопаснее себя повести в том или ином случае. Каждой группе достается своя ситуация. Нужно обсудить  доставшуюся ситуацию и рассказать или показать, как безопасно из этой ситуации выйти и что может произойти при плохом развитии сценария)

№ п/п

Ситуация

Риск

Безопасный выход

1

Вам пришло сообщение: «Поздравляем, вам очень повезло – вы выиграли Смартфон Apple IPHONE 13 RED 512GB красный (MLPC3RU/A) – успейте зарегистрировать выигрыш, пройдите по ссылке……(гиперссылка)»

1.     Проследовав по ссылке, можно свои персональные данные сделать доступными для злоумышленников и, например, лишиться средств на счетах или позволить им действовать от вашего имени

2.     Проследовав по ссылке, можно повредить свое программное оборудование или повредить устройство.

3.     Проследовав по ссылке, можно начать общение с нежелательными людьми

Удалить сообщение или заблокировать

 

 

 

 

 

2

В социальной сети VK – под вашим последним видео появились сообщения рода: «какой же ты противный, глупый человек…», угрозы и недостойные предложения

1.     Поверив незнакомцам, можем потерять уверенность в себе и в своих действиях, понизить самооценку

2.     Начав им отвечать, можно разжечь конфликт, который неизвестно чем может закончиться.

3.     Если реагировать на такое, то можно навредить своей нервной системе

Не реагировать, удалять сообщения, банить, блокировать, жаловаться на аккаунт администраторам сети

 

 

 

3

Вы заметили, что ваш младший брат не может легко и свободно прекращать игру на телефоне. Стал нервным, невнимательным и стал плохо видеть.

1.     Зависимость от телефона может навредить здоровью (зрение, нервная система, дефицит движения)

2.     Ослабевает воля, когда следуешь только удовольствиям, через некоторое время ты уже ничего не можешь сделать сам

3.     Долго находясь в виртуальном мире, теряешь связь с действительностью

Показать собственным примером, что выбор нужно всегда делать осознанно, исходя из разумности происходящего.

Показать, как играть в волейбол или кататься на велосипеде, тем самым переключить внимание на подвижную деятельность

Обратить внимание взрослых на данные изменения

 

Учитель.  Ребята, м ы рассмотрели с вами несколько ситуаций, которые наиболее часто встречаются и мне хотелось бы еще раз дать вам несколько советов, для преодоления этой проблем: (https://www.youtube.com/watch?v=TSQN-dMehFA)

1. Не спеши выбрасывать свой негатив в кибер-пространство.

2. Создавай собственную онлайн-репутацию, не покупайся на иллюзию анонимности.

3. Храни подтверждения фактов нападений.

4. Игнорируй единичный негатив

5. Блокируй агрессоров.

6. Не стоит реагировать на агрессивные сообщения. 

         И ещё мне хочется напомнить вам пять советов, которые помогут обеспечить безопасность в Интернете (от Центра безопасности компании Microsoft)

1.Защитите свой компьютер

2. Постоянно обновляйте все программное обеспечение (включая веб-браузер)

3. Установите законное антивирусное программное обеспечение

4. Брандмауэр должен быть всегда включен.

5. Установите на беспроводном маршрутизаторе защиту с помощью пароля.

 

-И не забывайте. Всегда проверяйте флеш-накопители (или USB-накопители)

-Не переходите по ссылкам и не нажимайте кнопки во всплывающих сообщениях, которые кажутся подозрительными.

-Обеспечьте защиту секретной личной информации

-Никогда не отвечайте на просьбы прислать деньги от «членов семьи», на сообщения о розыгрышах лотереи, в которых вы не участвовали, или другие мошеннические сообщения.

-Используйте надежные пароли и храните их в секрете. Придумайте пароли, представляющие собой длинные фразы или предложения и содержащие сочетание строчных, прописных букв, цифр и символов. -

-Используйте на разных сайтах разные пароли.

-Позаботьтесь о своей безопасности и репутации в Интернете

- Более безопасное использование социальных сетей

Никогда не публикуйте информацию, которую вы не хотели бы видеть на доске объявлений.

- Периодически анализируйте, кто имеет доступ к вашим страницам, а также просматривайте информацию, которую эти пользователи публикуют о вас. Настройте список пользователей, которые могут просматривать ваш профиль или фотографии. Подходите избирательно к предложениям дружбы

И всегда помните

«Основные правила защиты от киберугроз»

}  1. Не входите на незнакомые сайты.

}  2.  Если    к  вам  по почте  пришел  файл  Word  или  Excel,  даже  от  знакомого лица,  прежде чем открыть, обязательно проверьте его  на вирусы.

}  3. Если пришло незнакомое вложение, ни в коем случае не запускайте его, а лучше сразу удалите и очистите корзину.

}  4. Никогда не посылайте никому свой пароль.

}  5. Старайтесь использовать для паролей трудно запоминаемый набор цифр и букв.

}  6. При  общении  в  Интернет  не  указывать  свои  личные  данные,  а использовать псевдоним (ник).

}  7.  Ни  в  коем  случае  не  встречаться  с  людьми,  с которыми познакомились в сети Интернет.

}  8. Если в сети  необходимо пройти регистрацию, то должны сделать  ее так, чтобы в ней не было указано никакой личной информации.

}  9. В настоящее время существует множество программ, которые производят фильтрацию  содержимого  сайтов.  Между  членами  семьи  должны  быть доверительные отношения, чтобы вместе просматривать содержимое сайтов.

}  10. Не всей той информации, которая размещена в Интернете, можно верить.

 

 

 

Итогово-рефлексивный этап.

Ребята, наше занятие подходит к концу и в заключении я хочу предложить каждой команде составить синквейн. Что такое синквейн?

Синквейн — слово французское, в переводе означает «стихотворение из пяти строк».

Синквейн – это нерифмованное стихотворение.
Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.
Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
Пятая строка — одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.

  Вот несколько примеров

 

Интернет
общий, доступный
предоставляет, содержит, объединяет
источник многих материалов
сеть

 

 

Интернет
всемирный, глобальный
развивает, объединяет, развлекает
мировая система передачи информации
помощник

 

Ребята, а что получилось у вас?(  учащиеся предлагают свои варианты)

Ребята, большое спасибо вам за интересную и важную информацию. Я уверена, что вы стали более грамотными в вопросах безопасности, и ваше путешествие по сети будет приносить вам пользу и радость познания в процессе обучения и вашем дальнейшем интеллектуальном развитии. Удачи Вам!

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

План-конспект внеклассного занятия для обучающихся основной ступени «Киберугрозы: основные методы защиты»

План-конспект внеклассного занятия для обучающихся основной ступени «Киберугрозы: основные методы защиты»

Ход занятия с кратким описанием этапов и деятельности учащихся и учителя на каждом из них

Ход занятия с кратким описанием этапов и деятельности учащихся и учителя на каждом из них

Плетёт свою он паутину, Хотя, по сути, не паук

Плетёт свою он паутину, Хотя, по сути, не паук

Доступ к средствам Интернет - вещания; }

Доступ к средствам Интернет - вещания; }

Информационная безопасность – совокупность мер по защите информационной среды общества и человека

Информационная безопасность – совокупность мер по защите информационной среды общества и человека

А сейчас посмотрим, что пишут о киберугрозах на

А сейчас посмотрим, что пишут о киберугрозах на

Кто расскажет, как защитить себя от спама и фишинга?

Кто расскажет, как защитить себя от спама и фишинга?

Ребята, представьте ситуацию. Вы в сети, на форуме обсуждаете определенную интересующую вас тему, вдруг на ваши добропорядочные комментарии обрушивается с грубостью оппонент

Ребята, представьте ситуацию. Вы в сети, на форуме обсуждаете определенную интересующую вас тему, вдруг на ваши добропорядочные комментарии обрушивается с грубостью оппонент

В социальной сети VK – под вашим последним видео появились сообщения рода: «какой же ты противный, глупый человек…», угрозы и недостойные предложения 1

В социальной сети VK – под вашим последним видео появились сообщения рода: «какой же ты противный, глупый человек…», угрозы и недостойные предложения 1

Храни подтверждения фактов нападений

Храни подтверждения фактов нападений

Позаботьтесь о своей безопасности и репутации в

Позаботьтесь о своей безопасности и репутации в

Итогово-рефлексивный этап. Ребята, наше занятие подходит к концу и в заключении я хочу предложить каждой команде составить синквейн

Итогово-рефлексивный этап. Ребята, наше занятие подходит к концу и в заключении я хочу предложить каждой команде составить синквейн

Интернет всемирный, глобальный развивает, объединяет, развлекает мировая система передачи информации помощник

Интернет всемирный, глобальный развивает, объединяет, развлекает мировая система передачи информации помощник
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.11.2022