ПЛАН-КОНСПЕКТ занятия на ТЕМУ: «Шахматная партия. Демонстрация важности развития фигур»
Оценка 4.9

ПЛАН-КОНСПЕКТ занятия на ТЕМУ: «Шахматная партия. Демонстрация важности развития фигур»

Оценка 4.9
doc
08.04.2022
ПЛАН-КОНСПЕКТ занятия на ТЕМУ:  «Шахматная партия. Демонстрация важности развития фигур»
Евстигнеев К. С._План-конспект занятия.doc

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ

 

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Центр детского творчества Автозаводского района»

 

 

 

 

 

 

 

 

ПЛАН-КОНСПЕКТ

занятия на ТЕМУ:

«Шахматная партия.

Демонстрация важности развития фигур»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор-составитель:

Евстигнеев Кирилл Сергеевич,

педагог дополнительного образования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

город Нижний Новгород,

2022


ПЛАН-КОНСПЕКТ

ЗАНЯТИЯ

 

 

ТЕМА: Демонстрация важности развития фигур

 

 

ЦЕЛИ:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

- Знакомство учащихся с творчеством сильнейших шахматистов мира, актуализация опорных знаний по структуре партии.

РАЗВИВАЮЩАЯ

- Формирование у учащихся навыков внимания, развитие творческого и логического мышления, работа в группе.

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ

- Воспитание дисциплины и шахматной этики.

 

ТИП ЗАНЯТИЯ: формирование умений и навыков учащихся на примере шахматной партии.

 

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ УРОКА:

• организационный момент

• постановка цели занятия перед учащимися;

• первичная проверка понимания;

• обобщение изучаемого материала на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний;

• контроль за результатами учебной деятельности;

• домашнее задание к следующему уроку;

• подведение итогов урока.

 

ОБОРУДОВАНИЕ И ТСО:

- Демонстрационная доска с комплектом фигур; семь комплектов деревянных шахмат.

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА:

 

1. Симагин В. П. «Лучшие партии»

2. М. Попова, В. Манаенков «30 уроков шахматной тактики»

 

 

 

 

 


ХОД ЗАНЯТИЯ

 

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

 

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКОВ

ПРИМЕЧАНИЯ

(время)

1. Приветствие

- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с Вами познакомимся с творчеством одного из сильнейших шахматистов XIX века, Полом Морфи. Партию, которую мы сегодня рассмотрим была сыграна более 150 лет назад, но не потеряла своей актуальности за это время!

Сегодня мы с вами устроим конкурс: «Найди лучший ход»

Я буду показывать партию, а ваша задача будет смотреть и записывать её в тетрадь. В определённый момент я остановлюсь и предложу вам записать тот ход белых, который на ваш взгляд в позиции будет сильнейшим. Если Ваш ход совпадет с ходом в партии или является хорошим в данной позиции, вы получите определенное количество баллов. В конце мы подсчитаем общее количество баллов и выявим победителя!

Сегодня мы смотрим партию:

Пол Морфи—герцог Карл Брауншвейгский, граф Изуар

Париж (Франция), 1859

Защита Филидора.

 (тренер показывает партию и записывает её на доске для мела)

1.  e

Для чего игроки пошли пешками в центр?

1… e5

Белые развивают лёгкую фигуру (коня)

 2.  Кf3 d6

Как называется это начало в шахматах?

3.  dCg4?!

Не лучшее продолжение. Обычно здесь играют 3...ed

4.  de С:f3

За следующий ход ребята, кто догадается, получит 2 очка.

(педагог запускает время на 2 минуты на ход)

5.  Ф:f3   (по истечении времени педагог проходит по рядам, проверяя ответы учеников)

5… de

За следующий ход ребята, кто догадается, получит 2 очка.

(педагог запускает время на 2 минуты на ход)

6. Сс4 (по истечении времени педагог проходит по рядам, проверяя ответы учеников)

Для чего был сделан этот ход?

6…Кf6

Лучше 6...Фf6, но и там после 7. Фb3 у белых хорошие шансы на выигрыш.

7. Фb3 Фe7

8. Кс3

Белые продолжают развивать свои фигуры, продолжая давит на пункт b7

8… c6

9. Cg5 b5?

За следующий ход ребята, кто догадается, получит 5 очков

(педагог запускает время на 2 минуты на ход)

10. К:b5! (по истечении времени педагог проходит по рядам, проверяя ответы учеников)

Решающая ошибка консультантов. Теперь спасения нет. Морфи начинает каскад жертв.

10… cb

11. C:b5+ Кbd7

Сколько фигур белых сейчас в атаке? Кого ещё можно подключить к атаке?

За следующий ход ребята, кто догадается, получит 3 очка.

(педагог запускает время на 2 минуты на ход)

12. 0-0-0 (по истечении времени педагог проходит по рядам, проверяя ответы учеников)

12… Лd8

13. Л:d7 Л:d7

14. Лd1

Ребята, давайте посмотрим на получившуюся позицию. Все фигуры белых находятся в атаке, у них нет фигур, которые до сих пор не получили хорошее расположение на доске. У чёрных же все фигуры в кучу, координация фигур нарушена, королевский фланг до сих пор не развит, а король застрял в центре.

14… Фe6

Чёрные из последних сил пытаются хоть как-то упростить позицию, по пропускают решающую атаку на короля.

15. С:d7+ К:d7

 За следующий ход ребята, кто догадается, получит 10 очков.

(педагог запускает время на 2 минуты на ход)

 

 

16. Фb8+ (по истечении времени педагог проходит по рядам, проверяя ответы учеников)

16… К:b8

17.  Лd8x

Ребят, кокой вывод можно сделать из увиденной вами партии?

 

 

 

 

 

Абсолютно верный вывод. Именно от положения ваших фигур зависит хороша ваша позиция или нет.

Ребята подсчитайте количество ваших очков.

 

Давайте похлопаем «ученик с наибольшим количеством баллов или несколько учеников, если у них одинаковое количество очков». Вы все молодцы

 

Учащиеся здороваются с педагогом, и внимательно его слушают.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся записывают в тетради.

 

 

Учащиеся отвечают: «Чтобы занять пешкой центр».

 

 

Учащиеся отвечают: «Защита Филидора».

 

 

 

 

 

Учащиеся обдумывают ход и записывают его на полях тетради

 

 

 

Учащиеся обдумывают ход и записывают его на полях тетради.

 

Учащиеся отвечают: «Развивают лёгкую фигуру (слона) и нападают на мат на поле f7».

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся обдумывают ход и записывают его на полях тетради.

 

 

 

 

 

 

Учащиеся отвечают: «Две белые ладьи ещё не участвуют в атаке».

Учащиеся обдумывают ход и записывают его на полях тетради.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся обдумывают ход и записывают его на полях тетради.

 

 

 

 

 

 

Учащиеся отвечают: «Для того, чтобы выигрывать партии нужно чтобы все наши фигуры были активны, подвижны и занимали хорошее положение на доске».

 

 

 

Учащиеся считают, сколько очков они получили

 

 

 

 

 

 

 

10 мин

 

 

 

 

 

3 мин

 

 

 

 

 

1 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 мин

2 мин

 

 

 

 

 

1 мин

2 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 мин

2 мин

 

 

 

 

 

1 мин

 

 

 

2 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 мин

 

 

 

 

3 мин

 

 

 

 

2 мин

 

 

 

2 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 мин

1 мин

 

Педагог дополнительного образования                                               Евстигнеев К. С.


АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА

ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

ХОД ЗАНЯТИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ХОД ЗАНЯТИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

За следующий ход ребята, кто догадается, получит 2 очка

За следующий ход ребята, кто догадается, получит 2 очка

Приветствие - Здравствуйте, ребята!

Приветствие - Здравствуйте, ребята!
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.04.2022