Министерство труда и социального развития Краснодарского края
Государственное казенное учреждение социального обслуживания
Краснодарского края «Славянский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»
План-конспект занятия по теме:
«Мы дружим с физкультурой!»
Воспитатель Катенева С.В.
пос. Совхозный
Славянский район
Тема: «Мы дружим с физкультурой!»
Цель: формирование представления о физкультуре, спорте, о здоровом образе жизни.
Задачи:
образовательная: формировать понятие о том, что физкультура и здоровый образ жизни - основа нашего здоровья; познакомить с зимними и летними видами спорта;
развивающая: развивать внимание, быстроту, умение выполнять движения согласно тексту;
воспитательная: воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
Оборудование: ноутбук, тематическая презентация «Виды спорта», мяч.
Форма проведения: познавательно- игровая программа
Ход занятия.
Вводная часть:
Воспитатель: Здравствуйте, ребята!
Чтоб успешно развиваться,
Нужно спортом заниматься.
От занятий физкультурой
Будет стройная фигура.
Чтоб здоровым быть сполна
Физкультура всем нужна.
Для начала по порядку -
Утром делаем зарядку!
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, о чем мы сегодня поговорим?
-Почему вы так решили? (Высказывания, рассуждения детей).
Воспитатель: Да, сегодня мы поговорим о здоровье, о физкультуре и спорте.
Основная часть:
Воспитатель: Ребята, мы часто слышим слова «физкультура» и «спорт». Как вы думаете, чем они отличаются? (Предположения детей).
- Физкультурой может заниматься и маленький, и старенький, и больной. Спортом занимаются самые сильные, крепкие и здоровые. Каждый физкультурник мечтает стать сильным, крепким, здоровым. Как вы думаете, что для этого необходимо делать? (Ответы детей).
Воспитатель: Правильно, надо каждое утро делать зарядку, выполнять упражнения на открытом воздухе или при открытой форточке. А какими бывают дети, которые не любят делать зарядку, не любят физкультуру? (Ответы детей).
Воспитатель: Они слабые, часто болеют, грустные, многое у них в жизни не получается. Как вы думаете, физкультура важна для здоровья? (Ответ детей).
-Ребята, запомните, физкультура – основа нашего здоровья.
Я хочу вам показать интересное упражнение для физкультуры ваших
пальчиков «Дружные пальчики»:
Эти пальчики щипают
(большими и указательными пальцами щиплем ладонь другой руки),
Эти пальчики гуляют (указательный и средний «идут» по другой руке),
Эти любят поболтать
(средний и безымянный шевелятся, трутся друг об друга, «шурша»),
Эти-тихо подремать (безымянный и мизинец прижимаем к ладони),
А большой с мизинцем-братцем могут чисто умываться
(крутим большим пальцем вокруг мизинца).
-Каждый физкультурник мечтает стать спортсменом.
Спорт, ребята, очень нужен! Мы со спортом крепко дружим!
Спорт-помощник, спорт-успех и здоровье крепче всех.
Воспитатель: А что же такое спорт? (Ответы детей).
Воспитатель: Да, спорт - это занятие физическими упражнениями, регулярные тренировки, спортивные соревнования. Достижения высоких результатов, желание победить.
Воспитатель: Как называются люди, которые занимаются спортом?
Дети: Спортсмены!
Воспитатель: А что нужно делать, что бы стать спортсменом? (Ответы детей).
Воспитатель: Да, нужно заниматься физкультурой, делать каждое утро
зарядку, закаляться. Давайте сейчас и мы с вами сделаем разминку и укрепим свои мышцы.
Физкультминутка:
Солнце встало за окошком,
Протяни к нему ладошки. (Потянуться руками вверх).
Руки выше поднимаем,
А потом их опускаем. (Руки вверх-вниз 5-7 раз).
Чтоб была красивой спинка, надо сделать нам разминку:
Повернутся вправо, влево, (повороты вправо, влево),
Руки в стороны, по швам
И согнулись пополам. (Наклон вниз, руками до пола).
Друг на друга поглядим и все снова повторим.
Воспитатель: Каждый спортсмен занимается определенным видом спорта. Давайте встанем в круг. Я буду бросать мяч, и называть вид спорта, а вы возвращая мне мяч, называете спортсмена, который занимается этим видом спорта:
- футбол – футболист;
- хоккей – хоккеист;
- фигурное катание – фигурист;
- гимнастика – гимнаст, гимнастка;
- плавание – пловец;
- бег – бегун;
- прыжки – прыгун;
- бокс – боксер;
- лыжный спорт – лыжник.
Воспитатель: Существуют зимние и летние виды спорта. Сегодня мы познакомимся с некоторыми из них.
«ЗАГАДКИ»
Два березовых коня
По снегам несут меня.
Кони эти рыжи,
А зовут их... (лыжи).
-В какое время года можно кататься на лыжах? (Ответы детей).
-Первый зимний вид спорта — лыжные гонки! Задача спортсмена – лыжника, как можно быстрее преодолеть дистанцию на лыжах. Слайд № 1
Воспитатель: Посмотрите и скажите, какое снаряжение нужно спортсмену,
участнику лыжных гонок? (Ответы детей).
Мчусь, как пуля, я вперед,
Лишь поскрипывает лед
И мелькают огоньки.
Кто несет меня? (Коньки).
Воспитатель: Есть много разных видов спорта на коньках. Например - конькобежный спорт, фигурное катание, хоккей. Слайд № 2
Все лето стояли,
Зимы ожидали.
Дождались поры —
Помчались с горы. (Санки).
Воспитатель: Вы любите кататься на санках? Что вы при этом испытываете? (Ответы детей). Слайд №3
-Взрослые тоже любят кататься на санках. И это они делают не ради забавы, а для того, чтобы побить спортивный рекорд. Называется этот спорт: санный -соревнования по скоростному спуску с гор по специальным трассам.
Воспитатель: Мы познакомились с зимними видами спорта. Ребята, а как вы думаете, как называются виды спорта, которыми занимаются летом? (Ответы детей).
-Ребята, отгадайте загадку.
Ногами все бьют мяч, пинают,
Как гвоздь в ворота забивают.
Кричат от радости: «Гол!»
Игру с мячом зовут (футбол). Слайд №4
-У нас все очень любят футбол, и с удовольствием в него играют. Цель игры – забить мяч в ворота противника. А как называется спортсмен, который играет в футбол? (футболист).
В этом спорте игроки
Все ловки и высоки.
Любят в мяч они играть
И в кольцо его кидать.
Мячик звонко бьет об пол, Значит это… (баскетбол).
- Правильно, баскетбол. Цель игры - забросить мяч в кольцо соперника. А как называется спортсмен, который играет в баскетбол? (Баскетболист.)
- Правильно, ребята. Молодцы! Следующая загадка.
Не пойму, ребята, кто вы птицеловы, рыболовы, что за невод во дворе?
- Не мешал бы ты игре. Ты бы лучше отошел! Мы играем в (волейбол).
Цель игры - ударами рук направить мяч на сторону соперников и там приземлить. А как называется спортсмен, который играет в волейболом? (волейболист). Слайд №5
Воспитатель: И снова загадка. Слайд №6
Турнир идет, турнир в разгаре. Играем мы с Андреем в паре.
На корт выходим мы вдвоем. Ракетками мы мячик бьем. (Теннис).
- Правильно. Молодцы! В теннис играют и мужчины и женщины. Цель игры – отбить поданный мяч. А как называется спортсмен, который играет в теннис? (Теннисист.)
- Давайте поиграем в игру, становитесь в круг, я буду бросать мяч и описывать игру, а вы должны узнать, какой вид спорта. Игра «Узнай вид спорта по описанию»:
*Мяч пинают, он летит и в ворота гол забит.
*Красивая пара танцует на льду, может и я туда попаду?
*Маленький, круглый, упругий мяч, он от ракетки прыгает вскачь.
*Клюшкой спортсмен шайбу ведет, ее в ворота сейчас он забьет.
*Как хорошо на лыжи встать, быстрее всех на них бежать.
*Вот на старт спортсмены встали, по дорожке побежали.
Воспитатель: А сейчас давайте проведем подвижные игры, ведь они, тоже часть физического развития. В играх можно бегать, прыгать, играть со спортивными атрибутами.
Первая игра на развитие внимания и умения
имитировать движения «Как живешь?»:
Как живешь? Вот так, вот так!
Как идешь? Вот так, вот так!
Как бежишь? Вот так, вот так!
Ночью спишь? Вот так, вот так!
Как берешь? Вот так, вот так!
Как даешь? Вот так, вот так!
Как шалишь? Вот так, вот так!
Как грозишь? (Движения в соответствии с текстом).
Поиграем еще в одну игру, которая называется «Зайка серенький».
Дети стоят в кругу и вместе с воспитателем произносят стихи, совершая движения, по тексту.
Зайка серенький сидит, он ушами шевелит. (Дети сидят).
Вот так, вот так он ушами шевелит (от слов «Вот так» и до конца четверостишья дети шевелят кистями рук, подняв их к голове).
Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть,
Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп, надо лапочки погреть (Хлопают в ладоши).
Зайке холодно стоять, надо зайке поскакать,
Скок-скок, скок-скок, надо зайке поскакать. (Прыгают на месте).
Кто-то зайку испугал, зайка прыг и убежал. (Воспитатель хлопает в ладоши и дети разбегаются по своим «домам-стульчикам»).
Практическая часть.
Воспитатель: Очень много разных подвижных игр, в них мы поиграем на прогулке. А сейчас давайте выучим правила новой малоподвижной игры, которая называется «Затейники».
Цель: формировать умение идти ровным кругом, совершать игровые действия в соответствии с текстом.
Ход игры: Выбирается водящий — затейник, который встает в центр круга, образованного детьми. Взявшись за руки, дети идут по кругу вправо (влево) и произносят:
«Ровным кругом друг за другом
Мы идем за шагом шаг.
Стой на месте! Дружно вместе
Сделаем вот так...» дети останавливаются, опускают руки, а затейник показывает какое-нибудь движение, и все должны его повторить. Игра повторяется с другим водящим (2 раза).
Воспитатель: Молодцы! А как вы понимаете смысл пословицы "Кто со спортом дружен - врач тому не нужен". (Ответы детей).
- Физкультура и здоровый образ жизни очень важны в жизни человека.
Если человек будет много ходить, бегать, прыгать, играть с мячом, он реже будет болеть и долго будет жить. Для того, чтобы человек был здоровым - он должен закаляться, заниматься физкультурой, соблюдать правила личной гигиены, правильно питаться.
Заключительная часть:
Воспитатель: Что нового вы узнали на занятии?
- Каким видом спорта вы хотели бы заниматься? (Ответы детей).
- Если каждое утро делать зарядку, выполнять физические упражнения не только в спортивном зале, но и на прогулке, то в будущем сможете стать великими спортсменами. В народе говорят: «Кто со спортом дружит – никогда не тужит!» Желаю вам быть здоровыми, крепкими, сильными, ловкими и всегда дружить со спортом! На этом наше занятие окончено.
Министерство труда и социального развития Краснодарского края
Государственное казенное учреждение социального обслуживания
Краснодарского края «Славянский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»
План-конспект занятия по теме
«Учимся правильно вести себя за столом»
Воспитатель Катенева С.В.
пос. Совхозный
Славянский район
ДАТА
Тема: «Учимся правильно вести себя за столом»
Цель: формирование правил этикета при приёме пищи.
Задачи:
образовательная: расширять знания о правилах поведения за столом; учить правильно пользоваться столовыми приборами; познакомить с культурой чаепития;
развивающая: развивать умение
правильно пользоваться салфеткой;
воспитательная: воспитывать умение благодарить за гостеприимство и
приготовленную пищу.
Оборудование: столовая посуда и принадлежности.
Форма проведения: познавательно- практическое занятие
Ход занятия.
Вводная часть:
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Рада видеть вас всех. Давайте с вами поздороваемся необычным способом. Подходите ко мне и становитесь в круг.
Собрались все дети в круг
Я твой друг и ты мой друг
Вместе за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Основная часть:
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами поговорим о правилах поведения и этикета за столом. Если бы мы не ели, то не смогли бы жить, расти, у нас не было бы энергии, и наш организм не мог бы нормально работать. В пище, которую мы едим, содержаться вещества, необходимые нам с самого рождения. Но чтобы пища приносила больше пользы и ребенок рос крепким, сильным, здоровым и красивым, он должен соблюдать следующие правила:
1. Сидеть ровно, с прямой спиной.
2. Не разговаривать и не баловаться.
3. Кушать нужно аккуратно, с закрытым ртом пережёвывать пищу, не размазывать еду по тарелке.
4. Делить кусочки на небольшие, чтобы не набивать рот.
5. Вытирать рот салфеткой.
6. Не тянутся через весь стол за каким-то блюдом, а попросит передать его.
7. Не класть локти на стол.
8. Не брать за стол игрушки.
Воспитатель: Люди бывают в гостях, приглашают гостей к себе на торжество, путешествуют, ходят на работу, в детский сад, в школу. И везде не обойтись без питания, без еды. Чтобы не краснеть, а чувствовать себя свободно за столом, нужно правильно пользоваться столовыми приборами, обращаться с блюдами, культурно вести себя, т. е. соблюдать столовый этикет.
- Что такое этикет?
- А что такое столовый этикет? (Дети отвечают).
Воспитатель: А поможет нам овладеть правилами поведения за столом сказка, а затем игры, на которых вам нужно продемонстрировать свои знания и умения. Слушайте внимательно сказку, чтобы ответить на все вопросы. (Сказкотерапия).
Жил на свете молодой человек по имени Этикет. Очень уж хотелось ему прославиться, чем-то отличиться от других. Думал он, думал, как это сделать, но придумать не мог, и тогда пошёл он к доброму волшебнику: «Помоги мне придумать что-то такое, что сделало бы меня заметным среди людей».
- Тебе надо отправиться в такую страну, где ещё никто не слышал твоего имени. И с первых шагов проявить себя так, чтобы все тебя замечали и спрашивали: «Кто это?» Но чтобы люди такое проявление запомнили, оно должно им понравиться. А значит, оно должно быть красиво и удобно для других. Если ты сумеешь так проявить себя, то люди будут спрашивать: «Кто так красиво делает?», «Кто так привлекательно выглядит?» И услышав в ответ: «Этикет» - запомнят твое имя и тебя.
- Но я ведь не всё умею.
- А ты всякий раз подумай о том, что приятно и привлекательно для других, а потом уже делай. Давай попробуем.
Волшебник взмахнул волшебной палочкой, и на поляне появился стол, покрытый красивой скатертью, и стул.
- Садись, - пригласил волшебник. Юноша подошел к столу, сел на красивый стул, и чтобы было удобнее, облокотился на стол. И вдруг откуда-то сверху раздался требовательный голос …
Воспитатель: Как вы думаете, что услышал юноша? (Дети отвечают).
Воспитатель: Можно только положить руки на край стола, но локти надо прижать к себе.
- Почему нужно помнить про локти?
- А как ещё следует сидеть за столом? (Дети отвечают).
Воспитатель: Следить за своей осанкой. Почему так сидеть красиво и правильно? Такая поза подчеркивает красоту и скромность поведения.
Юноша попробовал, но у него не получалось.
- Придется тебе подарить волшебное зеркало. Оно будет показывать, как правильно это делать. И когда ты это усвоишь, тебе можно будет двигаться дальше.
И перед юношей на поляне появилось чудесное зеркало, которое заговорило: «Смотри на меня внимательно и запоминай». Перед юношей появилась девушка, которая легкой походкой прошла к столу, села прямо, естественно, расправив плечи, и легко положила руки на край стола, держа при этом локти, прижатыми к себе.
- Это действительно красиво, - воскликнул юноша и тоже легко прошел и красиво сел к столу.
Воспитатель: А вы правильно сидите за обеденным столом?
(Дети показывают умение сидеть за обеденным столом. Игра-тренинг «Как правильно сидеть за столом»).
Воспитатель: Правильно. Молодцы.
Волшебник пожелал юноше доброго пути и хороших, добрых поступков. С этими словами напутствия Этикет отправился в путь. А у нас физкультминутка.
Физкультминутка:
Поднимаем руки все – это раз.
Повернулась голова – это два.
Руки вниз, вперед смотри – это три.
Руки в стороны пошире, развернули на четыре.
С силой их к плечам прижать – это пять.
Всем ребятам тихо сесть – это шесть.
Воспитатель: Долго ли, коротко ли он шел, но привела его дорога в невиданный им ранее город.
- Здравствуйте, люди добрые, - сказал юноша. – Не разрешите ли вы мне посетить ваш город?
- Добрый день, юноша, - отвечали ему жители. – Скажи нам свое имя и отведай нашего кушанья.
Представился Этикет, подошел к столу и сел так, как запомнилось ему отражение в волшебном зеркале.
- Красиво и хорошо ты сидишь. Скажи, какие кушанья тебе подать, и какие приборы тебе поставить?
Воспитатель: Юноша растерялся. Поможем юноше Этикету?
- Какие блюда вы заказали бы?
- Какие столовые приборы вам понадобятся для этих блюд?
(Дети называют блюда и говорят, какие столовые приборы нужны).
Первое едят из глубокой тарелки ложкой, второе – из мелкой; вилку держат в левой руке, а нож – в правой (если, конечно, малыш не левша).
Чтобы что-то резать, нож в руку правую берешь,
Вилку в руку левую, сидишь, ты, королевою.
Кто дома есть научится, в гостях не будет мучиться.
Воспитатель: В какой руке всегда нож и вилка?
- Как правильно держать вилку?
- Как правильно держать вилку и нож?
(Игра-тренинг «Как правильно держать столовые приборы». Педагог демонстрирует, как пользоваться столовыми приборами).
Жители города рассказали сказку Этикету «Королевство столовых приборов» (Сказка). Было это или не было, а если было, то очень давно. В королевстве столовых приборов среди всякой посуды жили не тужили ложки, вилки, ножи. А королевством тем правил король Беспорядок и королева Ленивица. В таком королевстве, где правит беспорядок, как правило, нет никакого порядка. Поэтому вилки, ножи, ложки располагались на столе как хотели. Но однажды они так перемешались, что не нашли себе места и перепугались. Стали спорить и кричать, где кому из них лежать. Долго спорили они и решили идти за советом к тарелке.
Вилка, нож, ложка подошли и с поклоном обратились: «Ты, тарелка, умна. Рассуди нас, кому какое место занимать на столе?» И, конечно же умная тарелка дала им совет:
Для вас центром буду я.
Место справа дам ножу?
Рядом ложку положу,
Вилку положу я слева,
Чтоб зубцами вверх смотрела.
Вилки, ложки и ножи поблагодарили умную тарелку и разошлись. И с тех пор из королевства исчезли король Беспорядок и королева Ленивица. Там воцарились порядок и уют. Ложки и ножи всегда лежат справа от тарелки, а вилки зубцами вверх слева. (Обыгрывание сказки).
Воспитатель: Послушал Этикет сказку и понял как пользоваться столовыми приборами. А жители города спрашивают: Если ты ел и измазался, что надо сделать?
Растерялся Этикет и не смог ответить на этот вопрос.
- Что надо сделать, ребята? (Ответы детей).
- Салфетки, какие бывают? (Бумажные, тканевые).
Использование салфеток:
Не вытирай свой рот рукой-
Салфетка есть перед тобой.
Облизывать не стоит пальцы,
Которые за все хватальцы.
Учитесь ЭТИКЕТУ, детки:
Для рук положены салфетки.
(Воспитатель предлагает продемонстрировать, как использовать салфетки). Воспитатель: Отгадайте загадки:
Стоит толстячок,
Подбоченивши бочок,
Шипит и кипит,
Всем чай пить велит. (Самовар).
Я пыхчу, пыхчу,
Больше греться не хочу.
Крышка громко зазвенела:
«Пейте чай, вода вскипела». (Чайник).
- А что такое чаепитие? (Дети отвечают).
Я хочу открыть секрет
И полезный дать совет:
Если хворь с кем приключится –
Чаем можете лечиться.
Чай всех снадобей полезней,
Помогает от болезней.
2. Чай в жару нас освежает,
А в морозы согревает,
И сонливость переборет,
И с усталостью поспорит,
Сокрушит любой недуг,
Чай здоровью – лучший друг.
Воспитатель: Приготовление вкусного чая требует соблюдения ряда условий. Чай подается в чайных чашках либо в стаканах из стекла в подстаканниках, которые расставляются на блюдцах таким образом, чтобы ручки находились справа от сидящего, и чайная ложка кладется на блюдце ручкой вправо. Рядом с чайной чашкой за тарелкой под торт (или хлебной тарелкой) ставится розетка для варенья. Наливая чай в чашки или стаканы, не следует наполнять их до краев. Уровень чая должен быть на 1–1,5 см ниже края чашки или стакана. К чаю подают кусковой сахар (к чаю с лимоном – сахар-песок), варенье или мед, различные бутерброды, сладкое и соленое печенье, пончики и пирожки, кексы, торты, пирожные и т. д. Чай можно подавать с легко перемещаемого столика-каталки или на кухне: ставят чайник для заварки, большой чайник с водой или самовар, сахар, варенье, печенье, сдобы и потом выкатывают его в гостиную.
Ещё одно важное правило! За каким столом, и с кем бы вы не сидели, после приема пищи, обязательно надо поблагодарить тех людей, которые приготовили и накрыли для вас стол. Даже если вам не понравились угощения, воспитанный человек должен сказать слова благодарности за гостеприимство.
Заключительная часть:
Воспитатель: Чему мы сегодня научились? (Ответы детей).
- Давайте повторим правила поведения за столом:
1. Что необходимо сделать перед едой? (Перед едой нужно вымыть руки).
2. Как мы должны усаживаться за стол и начинать кушать? (Все вместе).
3. Что нужно сделать в начале трапезы? (Пожелать всем присутствующим за столом приятного аппетита).
4. Как мы сидим за столом? (Сидим ровно, спинка прямая, локти на стол не кладем).
5. Можно ли брать руками пищу из тарелки? (Для приема пищи следует использовать специальные столовые приборы).
6. Можно ли разговаривать и баловаться за столом во время еды? (Кушаем молча, запрещается чавкать, громко хрустеть, доставать пальцами застрявшую в зубах пищу, запрещается баловаться за столом. Кушать с закрытым ртом)
7. Что нужно сделать, если попался большой кусочек еды? Можно его целиком запихивать в рот? (Набивать едой полный рот нельзя, если попались большие кусочки пищи –разделить на маленькие, используя столовые приборы).
8. Можно ли облизывать тарелку, даже если было очень вкусно? (Нет, тарелку облизывать нельзя).
9. Если кто – то испачкался, что нужно сделать? (По мере необходимости, следует пользоваться салфеткой).
10. И последний вопрос, когда мы покушали, что мы делаем? (Нужно вытереть рот и руки салфеткой, подождать всех, и вставая из-за стола сказать «спасибо!»)
Воспитатель: Молодцы! Вы усвоили простые правила поведения за столом.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.