«Терпение и труд всё перетрут»
Задачи:
1) на примерах героев литературных произведений, а также реальных героев показать, что всё в жизни достигается через труд;
2) сформировать понятия «прилежный», «старательный» как синонимы, дать положительную оценку данным качествам;
3) воспитывать трудолюбие и терпение, целеустремлённость.
УУД:
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
- строить сообщения в устной форме;
- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи.
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- строить понятные для партнёра высказывания.
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- строить монологическое высказывание.
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- осуществлять пошаговый контроль по результатам под руководством учителя;
- различать способ и результат действия.
- контролировать и оценивать свои действия при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную.
Оборудование: пословицы о труде, тексты с произведениями.
Ход занятия:
I. Знакомство с пословицами о труде
- Вся жизнь человека наполнена трудом. На свете всё добывается трудом. Даже маленькую рыбку из пруда не вытащишь без труда. Русские народные пословицы во главу угла всегда ставили труд
- Терпение и труд всё перетрут - такова тема нашего занятия (на доске)
- Какие пословицы о труде вы знаете? (дети называют)
- «Собери пословицу» (2 команды)
-Терпенье и труд все перетрут.
-По труду и награда.
-Дело мастера боится.
-Как ты к работе, так и работа к тебе.
-По работе и работника знают.
-Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.
-К большому терпенью придет и уменье.
(По ходу значение некоторых пословиц объясняют.)
II. Чтение и анализ текстов из литературных произведений.
Л.Н.Толстой «Две лягушки»
Попали две лягушки в кувшин с молоком.
Тонуть неохота. Чтобы не погибнуть, стали грести лапками. Гребут, гребут, а толку никакого. Устали лягушки, и одна решила, что грести бесполезно - всё равно не выбраться! Отчаялась она, тут силы её и покинули. Бедная лягушка утонула.
А вторая решила грести дальше. Билась, билась и вдруг чувствует - стоит на чем-то твердом! Оказалось, что она сбила молоко в масло. Так и выбралась.
- Благодаря чему лягушке удалось выбраться? (терпению и труду)
- К сожалению, сегодня с экранов то и дело слышится: «Выиграй миллион!», «Как стать миллионером?», то есть нам всячески дают понять, что в жизни все богатства лежат на блюдечке с голубой каёмочкой, стоит лишь протянуть руку или заявить о своём желании. Увы, это ничего не имеет общего с настоящей жизнью.
-Только трудом и терпением человек может достичь желаемого результата. В этом вы сами, наверное, не раз убеждались. Расскажите.
( Рассказ детей, как им пришлось убедиться в этом.)
- А надо ли учиться? Почему? ( Ответы детей)
- Учение – это большой труд. От человека требуется быть терпеливым, старательным, усидчивым. Ведь не всегда всё легко даётся. Если математика даётся вам без труда, то каллиграфия требует от вас определённых усилий. Или, к примеру, никак не запоминается стихотворение. Что вы предпримите?
Со временем труд должен стать привычкой, к которой быстро привыкаешь.
(Пример учителя - проверка тетрадей, подготовка к урокам и т.д.
Дочь - школьница: привычка учиться, выполнять всё заданное до конца и качественно).
IV. Работа с Толковым словарём С. И. Ожегова.
( 2 человека)
- Старательный - делающий что- либо хорошо и добросовестно;
- Прилежный - отличающийся усердием в труде, учении.
- Каким вы представляете себе прилежного, старательного человека? Опишите его. (Ответы детей).
- Часто учителя обращаются к ученику с просьбой: старайся.
- Что это значит?
(Значит, выполнить задание так, чтобы результат имел высокую оценку и доставил радость).
- Старательный человек бережёт время своё и чужое. У него в жизни всё чётко распределено. Такие люди планируют свои дела на день, на неделю.
Когда человек придерживается в жизни определённого режима, то у него всегда хватает времени и на отдых.
Ф и з м и н у т к а « Тик-так» (наклоны вправо и влево)
Бьют часы на старой башне: тик-так, тик-так,
А стенные побыстрее: тики-таки, тики-таки,
А карманные спешат: тик-так, тик-так,тик-так.
Стихотворение С.Баруздина «О человеке и его часах».
Ведут часы секундам счёт,
Ведут минутам счёт.
Часы того не подведут,
Кто время бережёт.
Кто жить умеет по часам
И ценит каждый час,
Того не надо по утрам
Будить по 10 раз.
И он не станет говорить,
Что лень ему вставать,
Зарядку делать, руки мыть
И застилать кровать.
Успеет он одеться в срок,
Умыться и поесть,
Успеет встать и за станок,
За парту в школе сесть.
С часами дружба хороша!
Работай, отдыхай,
Уроки делай не спеша
И книг не забывай!
Чтоб вечером, ложась в кровать,
Когда наступит срок,
Ты мог уверенно сказать:
«Хороший был денёк!»
-Часто слышишь от людей: « Я ничего не успеваю делать!»
Таких людей, как правило, удача не посещает.
-Как вы думаете, почему это происходит? (Ответы детей)
-Пословица: «Кто рано встаёт, тому Бог подаёт». Можно её посоветовать тем, кто ничего не успевает.
О б о б щ е н и е.
-Чтобы любое начатое вами дело приносило радость, давайте вместе сформулируем Правила, которые будем соблюдать.
(на доске составляют)
Подведение итогов.
- Закончите предложение: « Я буду терпеливым и трудолюбивым, потому что……….».(Разные ответы детей)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.