Открытое занятие по русскому языку.
«Музыка в нашей жизни. Главные члены предложения. Способы выражения подлежащего и сказуемого».
Тип урока: комбинированный.
Форма урока: творческая-мастерская.
Цели урока:
Обучающие - на основе произведения Паустовского «Старый повар» показать воздействие музыки на героев рассказа; обратить внимание на то, как литература и музыка могут дополнять друг друга.
Развивающие - развивать умение воспринимать музыку, размышлять о ней, высказывать своё мнение
Воспитательные - воспитывать любовь к классической музыке, акцентировать внимание на том, что настоящее искусство выступает за распространение идей добра, гармонии, взаимопомощи.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютерная презентация к уроку, текст с рассказом К. Г. Паустовского, фонограммы с музыкальными композициями В. А. Моцарта.
Эпиграф: “Музыка побуждает нас красноречиво мыслить”.
Ход урока:
1. Оргмомент.
Приветствие.
Настрой на урок. «Кувшин счастья».
Ребята, поднимите руки верх, образно представьте, что вы держите над головой огромный кувшин, этот кувшин наполнен счастьем, добром, позитивом, хорошим настроением, а сейчас вылейте его на себя. Соберитесь с мыслями, настройтесь на хороший и плодотворный урок. Надеюсь что настроение у вас хорошее. Улыбнитесь своему соседу справа и слева. Теперь настроение у всех хорошее и мы можем приступать к работе.
Звучит музыка Моцарта «Марш Турецкого»
Музыка побуждает нас красноречиво мыслить (синтаксический разбор предложение)
1. Индуктор. Группа делится на 3 подгруппы. (До, ре, ми).
Мы продолжаем открывать для себя виды искусства. (На классной доске записано слово М У З Ы К А.
Запишите слово “музыка ” и постройте ряд слов – ассоциаций.
2. Социализация – обсуждение процесса явления
Работа с художественным текстом. Алгоритм работы следующий:
-чтение текста от «остановки до остановки»;
-вопрос-прогноз по поводу развития сюжетной линии в отрывке;
-ответ-предположение, его обоснование.
Словарная работа.
Сторожка- помещение для сторожа.
Флорин- старинная западноевропейская золотая или серебряная монета.
Клавесин– (от фр.clavecin;итал.cembalo,clavicembalo; англ.harpsichord) — клавишный струнный музыкальный инструмент, предшественник фортепиано
Исповедник– священник, принимающий исповедь.
Чахотка– туберкулёз лёгких.
Жабо – кружевная оборка у ворота мужской сорочки.
Константин Георгиевич Паустовский – известный русский писатель. Много писал о природе, о животных, но главный предмет его творчества – человек. Героев Паустовского отличает нравственная чистота и скромность.
Чтение первого отрывка (до слов «…с тёмного неба падали холодные капли дождя»).
Первая остановка.
В один из зимних вечеров 1786 года на окраине Вены в маленьком деревянном доме умирал слепой старик — бывший повар графини Тун. Собственно говоря, это был даже не дом, а ветхая сторожка, стоявшая в глубине сада. Сад был завален гнилыми ветками, сбитыми ветром. При каждом шаге ветки хрустели, и тогда начинал тихо ворчать в своей будке цепной пёс. Он тоже умирал, как и его хозяин, от старости и уже не мог лаять.
Несколько лет назад повар ослеп от жара печей. Управляющий графини поселил его с тех пор в сторожке и выдавал ему время от времени несколько флоринов.
Вместе с поваром жила его дочь Мария, девушка лет восемнадцати. Всё убранство сторожки составляли кровать, хромые скамейки, грубый стол, фаянсовая посуда, покрытая трещинами, и, наконец, клавесин — единственное богатство Марии.
Клавесин был старый, струны его пели долго и тихо в ответ на все возникавшие вокруг звуки. Повар, смеясь, называл клавесин «сторожем своего дома». Никто не мог войти в дом без того, чтобы клавесин не встретил его дрожащим, старческим гулом.
1. Какое настроение создаётся в начале рассказа?
(описание сада, дома, старика, собаки)
Настроение грустное, унылое, безнадёжное. Оно создаётся повтором слов «старый», «холодный».
2. Какой предмет в интерьере дома выделяет писатель?
-Клавесин.
3. С каким чувством пишет о музыкальном инструменте Паустовский?
-Описывает клавесин с любовью, используя олицетворение: в доме старика к нему относятся как к живому существу.
Чтение второго отрывка
Когда Мария умыла умирающего и надела на него холодную чистую рубаху, старик сказал:
— Я всегда не любил священников и монахов. Я не могу позвать исповедника, между тем мне нужно перед смертью очистить свою совесть.
— Что же делать? — испуганно спросила Мария.
— Выйди на улицу, — сказал старик, — и попроси первого встречного зайти в наш дом, чтобы исповедать умирающего. Тебе никто не откажет.
Мария надела платок и выбежала через сад на улицу. Улица была пуста, ветер нес по ней листья, а с темного неба падали холодные капли дождя. Мария долго ждала. Наконец, она увидела какого-то человека. Девушка подбежала к нему и схватила его за руку. Незнакомец оглянулся.
-Что вы хотите? - спросил он.
-Я хочу что-то сказать вам-, - и она дрожащим голосом передала ему просьбу отца.
-Хорошо, - сказал человек спокойно. – Хотя я не священник, но это не важно. Пойдёмте.
Они вошли в дом. При свече Мария увидела худого маленького человека. Он сбросил на скамейку мокрый плащ. Он был одет с изяществом и простотой — огонь свечи поблёскивал на его чёрном камзоле, хрустальных пуговицах и кружевном жабо.
Он был ещё очень молод, этот незнакомец. Совсем по-мальчишески он тряхнул головой, поправил напудренный парик, быстро придвинул к кровати табурет, сел и, наклонившись, пристально и весело посмотрел в лицо умирающему.
— Говорите! — сказал он. — Может быть, властью, данной мне не от бога, а от искусства, которому я служу, я облегчу ваши последние минуты и сниму тяжесть с вашей души.
1. Как меняется настроение рассказа с появлением в сторожке незнакомца?
Минорное звучание повествования меняется на мажорное.
2. В чём, по-вашему, хочет покаяться старый человек?
3-я остановка
- Я работал всю жизнь, пока не ослеп,- тихо сказал старик. – Я никогда в жизни не делал ничего плохого. Но когда заболела моя жена Марта, и у меня не осталось никаких денег на лекарства, я украл маленькое золотое блюдце и продал его. И мне тяжело теперь вспоминать об этом и скрывать от дочери. Я научил ее не брать ничего чужого.
— А кто-нибудь из слуг графини пострадал за это? — спросил незнакомец.
— Клянусь, сударь, никто, — ответил старик и заплакал. — Если бы я знал, что золото не поможет моей Марте, разве я мог бы украсть!
— Как вас зовут? — спросил незнакомец.
— Иоганн Мейер, сударь.
— Так вот, Иоганн Мейер, — сказал незнакомец и положил ладонь на слепые глаза старика, — вы невинны перед людьми. То, что вы совершили, не есть грех и не является кражей, а, наоборот, может быть зачтено вам как подвиг любви.
— Аминь! — прошептал старик.
— Аминь! — повторил незнакомец. — А теперь скажите мне вашу последнюю волю.
— Я хочу, чтобы кто-нибудь позаботился о Марии.
— Я сделаю это. А еще чего вы хотите?
Тогда умирающий неожиданно улыбнулся и громко сказал:
— Я хотел бы ещё раз увидеть Марту такой, какой я встретил её в молодости. Увидеть солнце и этот старый сад, когда он зацветет весной. Но это невозможно, сударь. Не сердитесь на меня за глупые слова.
— Хорошо, — сказал незнакомец и встал. — Хорошо, — повторил он, подошёл к клавесину и сел перед ним на табурет. — Хорошо! — громко сказал он в третий раз, и внезапно быстрый звон рассыпался по сторожке, как будто на пол бросили сотни хрустальных шариков.
— Слушайте, — сказал незнакомец. — Слушайте и смотрите.
1. Как назвал незнакомец грех старика? Почему это подвиг любви?
Цель кражи не корысть, а спасение жизни жены. Другой возможности раздобыть денег на лекарства у старого повара не было.
2.Каким был старик?
3. В чём смысл слов «Слушайте и смотрите», обращённых к старику?
Незнакомец понимает, что звуки музыки способны воскресить в памяти картины былого, вспомнить счастливое прошлое, любимую жену.
4-ая остановка (звучит отрывок из аудиорассказа «Старый повар», время: 8.35 – 11.57).
Он заиграл. Клавесин пел полным голосом впервые за многие годы. Он наполнял своими звуками не только сторожку, но и весь сад. Старый пёс вылез из будки, сидел, склонив голову набок, и, насторожившись, тихонько помахивал хвостом. Начал идти мокрый снег, но пёс только потряхивал ушами.
— Я вижу, сударь! — сказал старик и приподнялся на кровати. — Я вижу день, когда я встретился с Мартой и она от смущения разбила кувшин с молоком. Это было зимой, в горах. Небо стояло прозрачное, как синее стекло, и Марта смеялась. Смеялась, — повторил он, прислушиваясь к журчанию струн.
Незнакомец играл, глядя в чёрное окно.
— А теперь, — спросил он, — вы видите что-нибудь?
Старик молчал, прислушиваясь.
— Неужели вы не видите, — быстро сказал незнакомец, не переставая играть, — что ночь из чёрной сделалась синей, а потом голубой, и тёплый свет уже падает откуда-то сверху, и на старых ветках ваших деревьев распускаются белые цветы. По-моему, это цветы яблони, хотя отсюда, из комнаты, они похожи на большие тюльпаны.
— Я вижу всё это! — крикнул старик.
Тихо проскрипела педаль, и клавесин запел торжественно, как будто пел не он, а сотни ликующих голосов.
Читает преподаватель.
— Открой окно, Мария, — попросил старик.
Мария открыла окно. Холодный воздух ворвался в комнату. Незнакомец играл очень тихо и медленно.
Старик упал на подушки, жадно дышал и шарил по одеялу руками. Мария бросилась к нему. Незнакомец перестал играть. Он сидел у клавесина не двигаясь, как будто заколдованный собственной музыкой.
Мария вскрикнула. Незнакомец встал и подошёл к кровати. Старик сказал, задыхаясь:
— Я видел всё так ясно, как много лет назад. Но я не хотел бы умереть и не узнать… имя. Имя!
1. Что меняется вокруг? Как звучит клавесин?
Смерть отступила; зиму сменила весна, к клавесину вернулось былое звучание, ожил старый пёс, а его слепой хозяин смог увидеть тот день, когда он впервые встретился со своей будущей женой.
2. Что вернуло старику утраченное счастье?
Паустовский пишет о великой силе искусства, которому подвластно то, что кажется невероятным, об огромных возможностях, таящихся в музыке, звучание которой возродило, казалось бы, навсегда утраченное.
2. Почему старик не хотел умереть, не узнав имени музыканта?
Музыка помогла старику ещё раз увидеть Марту и старый сад с распустившимися белыми цветами. Музыка воссоздала реально ощутимую, «зримую» картину. Старик потрясён силой музыки, поэтому перед смертью ему хочется узнать имя Мастера. Сила музыки – в необычайном эмоциональном воздействии на человека.
4. Как вы думаете, кто бы это мог быть? Есть предположения?
5-ая остановка
— Меня зовут Вольфганг Амадей Моцарт, — ответил незнакомец.
Мария отступила от кровати и низко, почти касаясь коленом пола, склонилась перед великим музыкантом.
Когда она выпрямилась, старик был уже мёртв. Заря разгоралась за окнами, и в её свете стоял сад, засыпанный цветами мокрого снега.
1. Как заканчивается рассказ?
Старик умирает, но он умирает счастливым: с его души снят мучивший его грех, он снова смог увидеть Марту, он знает, что о его дочери есть кому позаботиться.
2. Паустовский называет Моцарта великим композитором. В чём его величие?
Он написал музыку, которая делает людей счастливыми. Старик умер спокойно: с души снят мучивший его грех, он знает, что о дочери есть кому позаботиться. Музыка утешила его, принесла облегчение. Не всё и не всегда можно выразить словами, да и не всегда нужны слова, чтобы передать то, что лежит на душе. И тогда на помощь приходит музыка..
Моцарт служит искусству, которое утверждает добро.
3. Что можно сказать о Моцарте? Каким он предстает перед вами?
Добрый, благородный, проявляет милосердие к старому, умирающему человеку.
Дополнительные сведения о композиторе.
Моцарт обладал феноменальными способностями. У него был абсолютный слух. В 3 года под руководством отца научился играть на клавесине. В возрасте 5 лет он сочинял музыкальные произведения. За свою очень короткую жизнь написал более 600 произведений. Дмитрий Шостакович сказал: «Моцарт – это молодость музыки, вечно юный родник, несущий человечеству радость весеннего обновления и душевной гармонии».
3. Социоконструкция – создание продуктов в группе
Задание 1-ой группе:
Дайте название музыкальному произведению, услышанному в рассказе «Старый повар». Почему выбрали именно такое название?
Задание 2-ой группе:
Диаграмма Венна
Она представляет из себя два круга, которые частично совмещаются так, чтобы посредине возникло общее пространство. В центре, внутри пересекающихся кругов, отмечается то общее, что объединяет литературу и музыку, в пространстве за пересечением – то, что является особенностью их.
Задание 3-ой группе
Буриме – рифмованные концы строк. Придумать осмысленное стихотворение
музыка
наслаждение
улыбка
пробка
Презентация работ студентов.
4. Разрыв – кульминация мастерской. Создание собственного продукта.
Музыка Моцарта «Мелодия дождя».
Ассоциация
Ассоциация ( лат. Associatio — соединение, взаимосвязь) — связь, возникающая в процессе мышления между отдельными событиями, фактами, предметами или явлениями — появление одного элемента вызывает образ другого, связанного с ним.
Аудиальная ассоциация
Специфика текста — аудиальной ассоциации:
1. Небольшой объем.
2. Субъективность – описание личных впечатлений, переживаний.
3. «Поток сознания» – цепочка ассоциаций-образов, сменяющих друг друга, связанных друг с другом субъективной логикой.
4. Фрагментарность.
Виды текстов в жанре аудиальной ассоциации:
1. Воспоминание.
2. Мечты.
3. «Здесь и сейчас» — описание того, что актуально для Вас в данный момент, рассуждение о насущной проблеме.
Этапы создания текста — аудиальной ассоциации:
1. Прослушайте музыкальное произведение.
2. Определите эмоциональную реакцию на прослушиваемое (поднимает настроение, погружает в печальные размышления, воспоминания, радует и пр.
3. Определите центральный образ-ассоциацию, который рождается при прослушивании произведения.
4. В любой удобной для Вас форме опишите чувства, эмоции, мысли, связанные с этим образом (это может быть сюжетное повествование о чем-то/ ком-то конкретном либо просто абстрактное рассуждение о чем-либо).
6. Рефлексия – самоанализ движения собственной мысли, чувства, действий..
Рефлексия в форме анкетирования.
1. На уроке русского языка я
узнал(а)
понял(а)
научился (-лась)
2. Лучше всего у меня выходило _____________________________
Основные трудности у меня были __________________________
Подведение итога занятия. Задание на дом: Моя любимая музыка.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.