План-объяснение занятия по теме "Музыка в нашей жизни. Главные члены предложения."
Оценка 4.8

План-объяснение занятия по теме "Музыка в нашей жизни. Главные члены предложения."

Оценка 4.8
docx
04.03.2020
План-объяснение занятия по теме "Музыка в нашей жизни. Главные члены предложения."
план урока - обьяснения.docx

Открытое занятие по русскому языку.

  «Музыка в нашей жизни. Главные члены предложения. Способы выражения подлежащего и сказуемого».

Тип урока: комбинированный.

Форма урока: творческая-мастерская.

Цели  урока:

Обучающие - на основе произведения  Паустовского «Старый повар» показать воздействие музыки на героев рассказа; обратить внимание на то, как литература и музыка могут  дополнять друг друга.

Развивающие - развивать умение воспринимать музыку, размышлять о ней, высказывать своё мнение

Воспитательные - воспитывать любовь к классической музыке, акцентировать внимание на том, что настоящее искусство выступает за распространение идей добра, гармонии, взаимопомощи.

 Оборудование:  мультимедийный проектор, компьютерная          презентация к уроку, текст с рассказом К. Г. Паустовского, фонограммы с музыкальными композициями В. А. Моцарта.

Эпиграф: “Музыка побуждает нас красноречиво мыслить”.                                                  

Ход урока:

1.     Оргмомент.

Приветствие.

Настрой на урок. «Кувшин счастья».

Ребята,  поднимите руки верх, образно представьте, что вы держите над головой огромный кувшин, этот кувшин наполнен  счастьем, добром, позитивом, хорошим настроением, а сейчас  вылейте  его на себя.  Соберитесь с мыслями, настройтесь на хороший и плодотворный урок. Надеюсь что настроение у вас хорошее. Улыбнитесь своему соседу справа и слева. Теперь настроение у всех хорошее и мы можем приступать к работе.

Звучит музыка Моцарта «Марш Турецкого»

Музыка побуждает нас красноречиво мыслить (синтаксический разбор предложение)

1.     Индуктор. Группа делится на 3 подгруппы. (До, ре, ми).

Мы продолжаем открывать для себя виды искусства. (На классной доске записано слово М У З Ы К А.

Запишите слово “музыка ” и постройте ряд слов – ассоциаций.

2.     Социализация – обсуждение процесса явления

Работа с художественным текстом.  Алгоритм работы следующий:

     -чтение текста от «остановки до остановки»;

     -вопрос-прогноз по поводу развития сюжетной линии в отрывке;

     -ответ-предположение, его обоснование.

Словарная работа.

 Сторожка- помещение для сторожа.

Флорин- старинная западноевропейская золотая или серебряная монета.

 Клавесин– (от фр.clavecin;итал.cembalo,clavicembalo; англ.harpsichord) — клавишный струнный музыкальный инструмент, предшественник фортепиано

Исповедник– священник, принимающий исповедь.

Чахотка– туберкулёз лёгких.

Жабо – кружевная оборка у ворота мужской сорочки.

Константин Георгиевич Паустовский – известный русский писатель. Много писал о природе, о животных, но главный предмет его творчества – человек. Героев Паустовского отличает нравственная чистота и скромность.

 Чтение первого отрывка  (до слов «…с тёмного неба падали холодные капли дождя»).

                                                               Первая остановка.

В один из зимних вечеров 1786 года на окраине Вены в маленьком деревянном доме умирал слепой старик — бывший повар графини Тун. Собственно говоря, это был даже не дом, а ветхая сторожка, стоявшая в глубине сада. Сад был завален гнилыми ветками, сбитыми ветром. При каждом шаге ветки хрустели, и тогда начинал тихо ворчать в своей будке цепной пёс. Он тоже умирал, как и его хозяин, от старости и уже не мог лаять.

Несколько лет назад повар ослеп от жара печей. Управляющий графини поселил его с тех пор в сторожке и выдавал ему время от времени несколько флоринов.

Вместе с поваром жила его дочь Мария, девушка лет восемнадцати. Всё убранство сторожки составляли кровать, хромые скамейки, грубый стол, фаянсовая посуда, покрытая трещинами, и, наконец, клавесин — единственное богатство Марии.

Клавесин был старый, струны его пели долго и тихо в ответ на все возникавшие вокруг звуки. Повар, смеясь, называл клавесин «сторожем своего дома». Никто не мог войти в дом без того, чтобы клавесин не встретил его дрожащим, старческим гулом.

1. Какое настроение создаётся в начале рассказа?

(описание сада, дома, старика, собаки)

Настроение грустное, унылое, безнадёжное. Оно создаётся повтором  слов «старый», «холодный».

2. Какой предмет в интерьере дома выделяет писатель?

-Клавесин.

3. С каким чувством пишет о музыкальном инструменте Паустовский?

-Описывает клавесин с любовью, используя олицетворение: в доме старика к нему относятся как к живому существу.

Чтение второго отрывка

Когда Мария умыла умирающего и надела на него холодную чистую рубаху, старик сказал:

— Я всегда не любил священников и монахов. Я не могу позвать исповедника, между тем мне нужно перед смертью очистить свою совесть.

— Что же делать? — испуганно спросила Мария.

— Выйди на улицу, — сказал старик, — и попроси первого встречного зайти в наш дом, чтобы исповедать умирающего. Тебе никто не откажет.

Мария надела платок и выбежала через сад на улицу. Улица была пуста, ветер нес по ней листья, а с темного неба падали холодные капли дождя. Мария долго ждала. Наконец, она увидела какого-то человека. Девушка подбежала к нему и схватила его за руку. Незнакомец оглянулся.

-Что вы хотите? - спросил он.

-Я хочу что-то сказать вам-, - и она дрожащим голосом передала ему просьбу отца.

-Хорошо, - сказал человек спокойно. – Хотя я не священник, но это не важно. Пойдёмте.

Они вошли в дом. При свече Мария увидела худого маленького человека. Он сбросил на скамейку мокрый плащ. Он был одет с изяществом и простотой — огонь свечи поблёскивал на его чёрном камзоле, хрустальных пуговицах и кружевном жабо.

Он был ещё очень молод, этот незнакомец. Совсем по-мальчишески он тряхнул головой, поправил напудренный парик, быстро придвинул к кровати табурет, сел и, наклонившись, пристально и весело посмотрел в лицо умирающему.

— Говорите! — сказал он. — Может быть, властью, данной мне не от бога, а от искусства, которому я служу, я облегчу ваши последние минуты и сниму тяжесть с вашей души.

1. Как меняется настроение рассказа с появлением в сторожке незнакомца?

Минорное звучание повествования меняется на мажорное.

2.  В чём, по-вашему, хочет покаяться старый человек?    

 

3-я остановка

 

- Я работал всю жизнь, пока не ослеп,- тихо сказал старик. – Я никогда в жизни не делал ничего плохого. Но когда заболела моя жена Марта, и у меня не осталось никаких денег на лекарства, я украл маленькое золотое блюдце и продал его. И мне тяжело теперь вспоминать об этом и скрывать от дочери. Я научил ее не брать ничего чужого.

— А кто-нибудь из слуг графини пострадал за это? — спросил незнакомец.

— Клянусь, сударь, никто, — ответил старик и заплакал. — Если бы я знал, что золото не поможет моей Марте, разве я мог бы украсть!

— Как вас зовут? — спросил незнакомец.

— Иоганн Мейер, сударь.

— Так вот, Иоганн Мейер, — сказал незнакомец и положил ладонь на слепые глаза старика, — вы невинны перед людьми. То, что вы совершили, не есть грех и не является кражей, а, наоборот, может быть зачтено вам как подвиг любви.

— Аминь! — прошептал старик.

— Аминь! — повторил незнакомец. — А теперь скажите мне вашу последнюю волю.

— Я хочу, чтобы кто-нибудь позаботился о Марии.

— Я сделаю это. А еще чего вы хотите?

Тогда умирающий неожиданно улыбнулся и громко сказал:

— Я хотел бы ещё раз увидеть Марту такой, какой я встретил её в молодости. Увидеть солнце и этот старый сад, когда он зацветет весной. Но это невозможно, сударь. Не сердитесь на меня за глупые слова.

— Хорошо, — сказал незнакомец и встал. — Хорошо, — повторил он, подошёл к клавесину и сел перед ним на табурет. — Хорошо! — громко сказал он в третий раз, и внезапно быстрый звон рассыпался по сторожке, как будто на пол бросили сотни хрустальных шариков.

— Слушайте, — сказал незнакомец. — Слушайте и смотрите.

1. Как назвал незнакомец грех старика? Почему это подвиг любви?

Цель кражи не корысть, а спасение жизни жены. Другой возможности  раздобыть денег на лекарства у старого повара не было.

2.Каким был старик?

3. В чём смысл слов «Слушайте и смотрите», обращённых к старику?

Незнакомец понимает, что звуки музыки способны воскресить в памяти картины былого, вспомнить счастливое прошлое, любимую жену.

 

4-ая остановка (звучит отрывок из аудиорассказа «Старый повар», время: 8.35 – 11.57).

 

 Он заиграл. Клавесин пел полным голосом впервые за многие годы. Он наполнял своими звуками не только сторожку, но и весь сад. Старый пёс вылез из будки, сидел, склонив голову набок, и, насторожившись, тихонько помахивал хвостом. Начал идти мокрый снег, но пёс только потряхивал ушами.

— Я вижу, сударь! — сказал старик и приподнялся на кровати. — Я вижу день, когда я встретился с Мартой и она от смущения разбила кувшин с молоком. Это было зимой, в горах. Небо стояло прозрачное, как синее стекло, и Марта смеялась. Смеялась, — повторил он, прислушиваясь к журчанию струн.

Незнакомец играл, глядя в чёрное окно.

— А теперь, — спросил он, — вы видите что-нибудь?

Старик молчал, прислушиваясь.

— Неужели вы не видите, — быстро сказал незнакомец, не переставая играть, — что ночь из чёрной сделалась синей, а потом голубой, и тёплый свет уже падает откуда-то сверху, и на старых ветках ваших деревьев распускаются белые цветы. По-моему, это цветы яблони, хотя отсюда, из комнаты, они похожи на большие тюльпаны.

— Я вижу всё это! — крикнул старик.

Тихо проскрипела педаль, и клавесин запел торжественно, как будто пел не он, а сотни ликующих голосов.

Читает преподаватель.

— Открой окно, Мария, — попросил старик.

Мария открыла окно. Холодный воздух ворвался в комнату. Незнакомец играл очень тихо и медленно.

Старик упал на подушки, жадно дышал и шарил по одеялу руками. Мария бросилась к нему. Незнакомец перестал играть. Он сидел у клавесина не двигаясь, как будто заколдованный собственной музыкой.

Мария вскрикнула. Незнакомец встал и подошёл к кровати. Старик сказал, задыхаясь:

— Я видел всё так ясно, как много лет назад. Но я не хотел бы умереть и не узнать… имя. Имя!

1. Что меняется вокруг? Как звучит клавесин?

Смерть отступила; зиму сменила весна, к клавесину вернулось былое звучание, ожил старый пёс, а его слепой хозяин смог увидеть тот день, когда он впервые встретился со своей будущей женой.

2. Что вернуло старику утраченное счастье?

Паустовский пишет о великой силе искусства, которому подвластно то, что кажется невероятным, об огромных возможностях, таящихся в музыке, звучание которой возродило, казалось бы, навсегда утраченное.

2. Почему старик не хотел умереть, не узнав имени музыканта?

Музыка помогла старику ещё раз увидеть Марту и старый сад с распустившимися белыми цветами. Музыка воссоздала реально ощутимую, «зримую» картину. Старик потрясён силой музыки, поэтому перед смертью ему хочется узнать имя Мастера. Сила музыки – в необычайном эмоциональном воздействии на человека.

4. Как вы думаете, кто бы это мог быть? Есть предположения?

5-ая остановка

— Меня зовут Вольфганг Амадей Моцарт, — ответил незнакомец.

Мария отступила от кровати и низко, почти касаясь коленом пола, склонилась перед великим музыкантом.

Когда она выпрямилась, старик был уже мёртв. Заря разгоралась за окнами, и в её свете стоял сад, засыпанный цветами мокрого снега.

1.     Как заканчивается рассказ?

Старик умирает, но он умирает счастливым: с его души снят мучивший его грех, он снова смог увидеть Марту, он знает, что о его дочери есть кому позаботиться.

2. Паустовский называет Моцарта великим композитором. В чём его величие?

Он написал музыку, которая делает людей счастливыми. Старик умер спокойно: с души снят мучивший его грех, он знает, что о дочери есть кому позаботиться. Музыка утешила его, принесла облегчение. Не всё и не всегда можно выразить словами, да и не всегда нужны слова, чтобы передать то, что лежит на душе. И тогда на помощь приходит музыка..

Моцарт служит искусству, которое утверждает добро.

3.  Что можно сказать о Моцарте? Каким он предстает перед вами?

Добрый, благородный, проявляет милосердие к старому, умирающему человеку.

 

Дополнительные сведения о композиторе.

Моцарт обладал феноменальными способностями. У него был  абсолютный слух. В 3 года под руководством отца научился играть на клавесине. В возрасте 5 лет он сочинял музыкальные произведения. За свою очень короткую жизнь написал более 600 произведений. Дмитрий Шостакович сказал: «Моцарт – это молодость музыки, вечно юный родник, несущий человечеству радость весеннего обновления и душевной гармонии».

 

3. Социоконструкция – создание продуктов в группе

Задание 1-ой группе:

Дайте название музыкальному произведению, услышанному в рассказе «Старый повар». Почему выбрали именно такое название?

Задание 2-ой группе:

Диаграмма Венна

Она представляет из себя два круга, которые частично совмещаются так, чтобы посредине возникло общее пространство. В центре, внутри пересекающихся кругов, отмечается то общее, что объединяет литературу и музыку, в пространстве за пересечением – то, что является особенностью их.

Задание 3-ой группе

Буриме – рифмованные концы строк.  Придумать осмысленное стихотворение

музыка

наслаждение

улыбка

пробка

Презентация работ студентов.

4. Разрыв – кульминация мастерской. Создание собственного продукта.

 Музыка Моцарта «Мелодия дождя».

 Ассоциация

Ассоциация ( лат. Associatio — соединение, взаимосвязь) — связь, возникающая в процессе мышления между отдельными событиями, фактами, предметами или явлениями —  появление одного элемента вызывает образ другого, связанного с ним.

 Аудиальная ассоциация

Специфика текста — аудиальной ассоциации:

1.     Небольшой объем.

2.     Субъективность – описание личных впечатлений, переживаний.

3.     «Поток сознания» – цепочка ассоциаций-образов, сменяющих друг друга, связанных друг с другом субъективной логикой.

4.     Фрагментарность.

 Виды текстов в жанре аудиальной ассоциации:

1.     Воспоминание.

2.     Мечты.

3.     «Здесь и сейчас» — описание того, что актуально для Вас в данный момент, рассуждение о насущной проблеме.

Этапы создания текста — аудиальной ассоциации:

1.     Прослушайте музыкальное произведение.

2.     Определите эмоциональную реакцию на прослушиваемое (поднимает настроение, погружает в печальные размышления, воспоминания, радует и пр.

3.     Определите центральный образ-ассоциацию, который рождается  при прослушивании произведения.

4.     В любой удобной для Вас форме  опишите чувства, эмоции, мысли, связанные с этим образом (это может быть сюжетное повествование о чем-то/ ком-то конкретном либо просто абстрактное рассуждение о чем-либо).

6. Рефлексия – самоанализ движения собственной мысли, чувства, действий..

Рефлексия  в форме анкетирования.

1.     На уроке русского языка я

узнал(а)

понял(а)

научился (-лась)

2.     Лучше всего у меня выходило _____________________________

Основные трудности у меня были __________________________

Подведение итога занятия. Задание на дом: Моя любимая музыка.


 

Открытое занятие по русскому языку

Открытое занятие по русскому языку

Работа с художественным текстом

Работа с художественным текстом

Настроение грустное, унылое, безнадёжное

Настроение грустное, унылое, безнадёжное

Я работал всю жизнь, пока не ослеп,- тихо сказал старик

Я работал всю жизнь, пока не ослеп,- тихо сказал старик

Он заиграл. Клавесин пел полным голосом впервые за многие годы

Он заиграл. Клавесин пел полным голосом впервые за многие годы

Почему старик не хотел умереть, не узнав имени музыканта?

Почему старик не хотел умереть, не узнав имени музыканта?

Социоконструкция – создание продуктов в группе

Социоконструкция – создание продуктов в группе

Небольшой объем. 2. Субъективность – описание личных впечатлений, переживаний

Небольшой объем. 2. Субъективность – описание личных впечатлений, переживаний
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.03.2020