план-объяснение занятия по теме "Музыка в нашей жизни. Главные члены предложения."

  • docx
  • 04.03.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала план урока - обьяснения.docx

Открытое занятие по русскому языку.

  «Музыка в нашей жизни. Главные члены предложения. Способы выражения подлежащего и сказуемого».

Тип урока: комбинированный.

Форма урока: творческая-мастерская.

Цели  урока:

Обучающие - на основе произведения  Паустовского «Старый повар» показать воздействие музыки на героев рассказа; обратить внимание на то, как литература и музыка могут  дополнять друг друга.

Развивающие - развивать умение воспринимать музыку, размышлять о ней, высказывать своё мнение

Воспитательные - воспитывать любовь к классической музыке, акцентировать внимание на том, что настоящее искусство выступает за распространение идей добра, гармонии, взаимопомощи.

 Оборудование:  мультимедийный проектор, компьютерная          презентация к уроку, текст с рассказом К. Г. Паустовского, фонограммы с музыкальными композициями В. А. Моцарта.

Эпиграф: “Музыка побуждает нас красноречиво мыслить”.                                                  

Ход урока:

1.     Оргмомент.

Приветствие.

Настрой на урок. «Кувшин счастья».

Ребята,  поднимите руки верх, образно представьте, что вы держите над головой огромный кувшин, этот кувшин наполнен  счастьем, добром, позитивом, хорошим настроением, а сейчас  вылейте  его на себя.  Соберитесь с мыслями, настройтесь на хороший и плодотворный урок. Надеюсь что настроение у вас хорошее. Улыбнитесь своему соседу справа и слева. Теперь настроение у всех хорошее и мы можем приступать к работе.

Звучит музыка Моцарта «Марш Турецкого»

Музыка побуждает нас красноречиво мыслить (синтаксический разбор предложение)

1.     Индуктор. Группа делится на 3 подгруппы. (До, ре, ми).

Мы продолжаем открывать для себя виды искусства. (На классной доске записано слово М У З Ы К А.

Запишите слово “музыка ” и постройте ряд слов – ассоциаций.

2.     Социализация – обсуждение процесса явления

Работа с художественным текстом.  Алгоритм работы следующий:

     -чтение текста от «остановки до остановки»;

     -вопрос-прогноз по поводу развития сюжетной линии в отрывке;

     -ответ-предположение, его обоснование.

Словарная работа.

 Сторожка- помещение для сторожа.

Флорин- старинная западноевропейская золотая или серебряная монета.

 Клавесин– (от фр.clavecin;итал.cembalo,clavicembalo; англ.harpsichord) — клавишный струнный музыкальный инструмент, предшественник фортепиано

Исповедник– священник, принимающий исповедь.

Чахотка– туберкулёз лёгких.

Жабо – кружевная оборка у ворота мужской сорочки.

Константин Георгиевич Паустовский – известный русский писатель. Много писал о природе, о животных, но главный предмет его творчества – человек. Героев Паустовского отличает нравственная чистота и скромность.

 Чтение первого отрывка  (до слов «…с тёмного неба падали холодные капли дождя»).

                                                               Первая остановка.

В один из зимних вечеров 1786 года на окраине Вены в маленьком деревянном доме умирал слепой старик — бывший повар графини Тун. Собственно говоря, это был даже не дом, а ветхая сторожка, стоявшая в глубине сада. Сад был завален гнилыми ветками, сбитыми ветром. При каждом шаге ветки хрустели, и тогда начинал тихо ворчать в своей будке цепной пёс. Он тоже умирал, как и его хозяин, от старости и уже не мог лаять.

Несколько лет назад повар ослеп от жара печей. Управляющий графини поселил его с тех пор в сторожке и выдавал ему время от времени несколько флоринов.

Вместе с поваром жила его дочь Мария, девушка лет восемнадцати. Всё убранство сторожки составляли кровать, хромые скамейки, грубый стол, фаянсовая посуда, покрытая трещинами, и, наконец, клавесин — единственное богатство Марии.

Клавесин был старый, струны его пели долго и тихо в ответ на все возникавшие вокруг звуки. Повар, смеясь, называл клавесин «сторожем своего дома». Никто не мог войти в дом без того, чтобы клавесин не встретил его дрожащим, старческим гулом.

1. Какое настроение создаётся в начале рассказа?

(описание сада, дома, старика, собаки)

Настроение грустное, унылое, безнадёжное. Оно создаётся повтором  слов «старый», «холодный».

2. Какой предмет в интерьере дома выделяет писатель?

-Клавесин.

3. С каким чувством пишет о музыкальном инструменте Паустовский?

-Описывает клавесин с любовью, используя олицетворение: в доме старика к нему относятся как к живому существу.

Чтение второго отрывка

Когда Мария умыла умирающего и надела на него холодную чистую рубаху, старик сказал:

— Я всегда не любил священников и монахов. Я не могу позвать исповедника, между тем мне нужно перед смертью очистить свою совесть.

— Что же делать? — испуганно спросила Мария.

— Выйди на улицу, — сказал старик, — и попроси первого встречного зайти в наш дом, чтобы исповедать умирающего. Тебе никто не откажет.

Мария надела платок и выбежала через сад на улицу. Улица была пуста, ветер нес по ней листья, а с темного неба падали холодные капли дождя. Мария долго ждала. Наконец, она увидела какого-то человека. Девушка подбежала к нему и схватила его за руку. Незнакомец оглянулся.

-Что вы хотите? - спросил он.

-Я хочу что-то сказать вам-, - и она дрожащим голосом передала ему просьбу отца.

-Хорошо, - сказал человек спокойно. – Хотя я не священник, но это не важно. Пойдёмте.

Они вошли в дом. При свече Мария увидела худого маленького человека. Он сбросил на скамейку мокрый плащ. Он был одет с изяществом и простотой — огонь свечи поблёскивал на его чёрном камзоле, хрустальных пуговицах и кружевном жабо.

Он был ещё очень молод, этот незнакомец. Совсем по-мальчишески он тряхнул головой, поправил напудренный парик, быстро придвинул к кровати табурет, сел и, наклонившись, пристально и весело посмотрел в лицо умирающему.

— Говорите! — сказал он. — Может быть, властью, данной мне не от бога, а от искусства, которому я служу, я облегчу ваши последние минуты и сниму тяжесть с вашей души.

1. Как меняется настроение рассказа с появлением в сторожке незнакомца?

Минорное звучание повествования меняется на мажорное.

2.  В чём, по-вашему, хочет покаяться старый человек?    

 

3-я остановка

 

- Я работал всю жизнь, пока не ослеп,- тихо сказал старик. – Я никогда в жизни не делал ничего плохого. Но когда заболела моя жена Марта, и у меня не осталось никаких денег на лекарства, я украл маленькое золотое блюдце и продал его. И мне тяжело теперь вспоминать об этом и скрывать от дочери. Я научил ее не брать ничего чужого.

— А кто-нибудь из слуг графини пострадал за это? — спросил незнакомец.

— Клянусь, сударь, никто, — ответил старик и заплакал. — Если бы я знал, что золото не поможет моей Марте, разве я мог бы украсть!

— Как вас зовут? — спросил незнакомец.

— Иоганн Мейер, сударь.

— Так вот, Иоганн Мейер, — сказал незнакомец и положил ладонь на слепые глаза старика, — вы невинны перед людьми. То, что вы совершили, не есть грех и не является кражей, а, наоборот, может быть зачтено вам как подвиг любви.

— Аминь! — прошептал старик.

— Аминь! — повторил незнакомец. — А теперь скажите мне вашу последнюю волю.

— Я хочу, чтобы кто-нибудь позаботился о Марии.

— Я сделаю это. А еще чего вы хотите?

Тогда умирающий неожиданно улыбнулся и громко сказал:

— Я хотел бы ещё раз увидеть Марту такой, какой я встретил её в молодости. Увидеть солнце и этот старый сад, когда он зацветет весной. Но это невозможно, сударь. Не сердитесь на меня за глупые слова.

— Хорошо, — сказал незнакомец и встал. — Хорошо, — повторил он, подошёл к клавесину и сел перед ним на табурет. — Хорошо! — громко сказал он в третий раз, и внезапно быстрый звон рассыпался по сторожке, как будто на пол бросили сотни хрустальных шариков.

— Слушайте, — сказал незнакомец. — Слушайте и смотрите.

1. Как назвал незнакомец грех старика? Почему это подвиг любви?

Цель кражи не корысть, а спасение жизни жены. Другой возможности  раздобыть денег на лекарства у старого повара не было.

2.Каким был старик?

3. В чём смысл слов «Слушайте и смотрите», обращённых к старику?

Незнакомец понимает, что звуки музыки способны воскресить в памяти картины былого, вспомнить счастливое прошлое, любимую жену.

 

4-ая остановка (звучит отрывок из аудиорассказа «Старый повар», время: 8.35 – 11.57).

 

 Он заиграл. Клавесин пел полным голосом впервые за многие годы. Он наполнял своими звуками не только сторожку, но и весь сад. Старый пёс вылез из будки, сидел, склонив голову набок, и, насторожившись, тихонько помахивал хвостом. Начал идти мокрый снег, но пёс только потряхивал ушами.

— Я вижу, сударь! — сказал старик и приподнялся на кровати. — Я вижу день, когда я встретился с Мартой и она от смущения разбила кувшин с молоком. Это было зимой, в горах. Небо стояло прозрачное, как синее стекло, и Марта смеялась. Смеялась, — повторил он, прислушиваясь к журчанию струн.

Незнакомец играл, глядя в чёрное окно.

— А теперь, — спросил он, — вы видите что-нибудь?

Старик молчал, прислушиваясь.

— Неужели вы не видите, — быстро сказал незнакомец, не переставая играть, — что ночь из чёрной сделалась синей, а потом голубой, и тёплый свет уже падает откуда-то сверху, и на старых ветках ваших деревьев распускаются белые цветы. По-моему, это цветы яблони, хотя отсюда, из комнаты, они похожи на большие тюльпаны.

— Я вижу всё это! — крикнул старик.

Тихо проскрипела педаль, и клавесин запел торжественно, как будто пел не он, а сотни ликующих голосов.

Читает преподаватель.

— Открой окно, Мария, — попросил старик.

Мария открыла окно. Холодный воздух ворвался в комнату. Незнакомец играл очень тихо и медленно.

Старик упал на подушки, жадно дышал и шарил по одеялу руками. Мария бросилась к нему. Незнакомец перестал играть. Он сидел у клавесина не двигаясь, как будто заколдованный собственной музыкой.

Мария вскрикнула. Незнакомец встал и подошёл к кровати. Старик сказал, задыхаясь:

— Я видел всё так ясно, как много лет назад. Но я не хотел бы умереть и не узнать… имя. Имя!

1. Что меняется вокруг? Как звучит клавесин?

Смерть отступила; зиму сменила весна, к клавесину вернулось былое звучание, ожил старый пёс, а его слепой хозяин смог увидеть тот день, когда он впервые встретился со своей будущей женой.

2. Что вернуло старику утраченное счастье?

Паустовский пишет о великой силе искусства, которому подвластно то, что кажется невероятным, об огромных возможностях, таящихся в музыке, звучание которой возродило, казалось бы, навсегда утраченное.

2. Почему старик не хотел умереть, не узнав имени музыканта?

Музыка помогла старику ещё раз увидеть Марту и старый сад с распустившимися белыми цветами. Музыка воссоздала реально ощутимую, «зримую» картину. Старик потрясён силой музыки, поэтому перед смертью ему хочется узнать имя Мастера. Сила музыки – в необычайном эмоциональном воздействии на человека.

4. Как вы думаете, кто бы это мог быть? Есть предположения?

5-ая остановка

— Меня зовут Вольфганг Амадей Моцарт, — ответил незнакомец.

Мария отступила от кровати и низко, почти касаясь коленом пола, склонилась перед великим музыкантом.

Когда она выпрямилась, старик был уже мёртв. Заря разгоралась за окнами, и в её свете стоял сад, засыпанный цветами мокрого снега.

1.     Как заканчивается рассказ?

Старик умирает, но он умирает счастливым: с его души снят мучивший его грех, он снова смог увидеть Марту, он знает, что о его дочери есть кому позаботиться.

2. Паустовский называет Моцарта великим композитором. В чём его величие?

Он написал музыку, которая делает людей счастливыми. Старик умер спокойно: с души снят мучивший его грех, он знает, что о дочери есть кому позаботиться. Музыка утешила его, принесла облегчение. Не всё и не всегда можно выразить словами, да и не всегда нужны слова, чтобы передать то, что лежит на душе. И тогда на помощь приходит музыка..

Моцарт служит искусству, которое утверждает добро.

3.  Что можно сказать о Моцарте? Каким он предстает перед вами?

Добрый, благородный, проявляет милосердие к старому, умирающему человеку.

 

Дополнительные сведения о композиторе.

Моцарт обладал феноменальными способностями. У него был  абсолютный слух. В 3 года под руководством отца научился играть на клавесине. В возрасте 5 лет он сочинял музыкальные произведения. За свою очень короткую жизнь написал более 600 произведений. Дмитрий Шостакович сказал: «Моцарт – это молодость музыки, вечно юный родник, несущий человечеству радость весеннего обновления и душевной гармонии».

 

3. Социоконструкция – создание продуктов в группе

Задание 1-ой группе:

Дайте название музыкальному произведению, услышанному в рассказе «Старый повар». Почему выбрали именно такое название?

Задание 2-ой группе:

Диаграмма Венна

Она представляет из себя два круга, которые частично совмещаются так, чтобы посредине возникло общее пространство. В центре, внутри пересекающихся кругов, отмечается то общее, что объединяет литературу и музыку, в пространстве за пересечением – то, что является особенностью их.

Задание 3-ой группе

Буриме – рифмованные концы строк.  Придумать осмысленное стихотворение

музыка

наслаждение

улыбка

пробка

Презентация работ студентов.

4. Разрыв – кульминация мастерской. Создание собственного продукта.

 Музыка Моцарта «Мелодия дождя».

 Ассоциация

Ассоциация ( лат. Associatio — соединение, взаимосвязь) — связь, возникающая в процессе мышления между отдельными событиями, фактами, предметами или явлениями —  появление одного элемента вызывает образ другого, связанного с ним.

 Аудиальная ассоциация

Специфика текста — аудиальной ассоциации:

1.     Небольшой объем.

2.     Субъективность – описание личных впечатлений, переживаний.

3.     «Поток сознания» – цепочка ассоциаций-образов, сменяющих друг друга, связанных друг с другом субъективной логикой.

4.     Фрагментарность.

 Виды текстов в жанре аудиальной ассоциации:

1.     Воспоминание.

2.     Мечты.

3.     «Здесь и сейчас» — описание того, что актуально для Вас в данный момент, рассуждение о насущной проблеме.

Этапы создания текста — аудиальной ассоциации:

1.     Прослушайте музыкальное произведение.

2.     Определите эмоциональную реакцию на прослушиваемое (поднимает настроение, погружает в печальные размышления, воспоминания, радует и пр.

3.     Определите центральный образ-ассоциацию, который рождается  при прослушивании произведения.

4.     В любой удобной для Вас форме  опишите чувства, эмоции, мысли, связанные с этим образом (это может быть сюжетное повествование о чем-то/ ком-то конкретном либо просто абстрактное рассуждение о чем-либо).

6. Рефлексия – самоанализ движения собственной мысли, чувства, действий..

Рефлексия  в форме анкетирования.

1.     На уроке русского языка я

узнал(а)

понял(а)

научился (-лась)

2.     Лучше всего у меня выходило _____________________________

Основные трудности у меня были __________________________

Подведение итога занятия. Задание на дом: Моя любимая музыка.