План опытно-исследовательской деятельности муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада «Мозайка» с.Тополево
на 2022 год для детей старшей группы
1.Опыт с водой
№ |
Тема |
Цель опыта |
Ход опыта |
Оборудование |
1 |
Способность воды отражать окружающие предметы |
Выявить с детьми свойство воды отражать в себе разнообразные предметы. |
Внести в группу таз с водой. Предложить детям рассмотреть, что отражается в воде. Попросить найти свое отражение. Вспомнить, где еще они могут его увидеть. |
Таз с водой
|
2 |
Фонтанчики |
Развить любознательность, самостоятельность, создать радостное настроение |
Дети выходят на прогулку. Воспитатель показывает детям картинки с изображениями разных фонтанов. Можно ли фонтанчик изготовить самим? Из чего его можно смастерить? Воспитатель обращает внимание детей на принесенные бутылки, спички и предлагает с помощью этих материалов изготовить фонтан. Воспитатель заранее проделывает дырочки в бутылках, а дети затыкают их спичками, наполняют бутылки водой, выдергивают спички, и получается фонтанчик. Почему вода не выливается, когда в отверстиях стоят спички? |
Пластиковые бутылки, спички, вода |
3 |
Почему осенью много луж? |
Познакомить детей со свойствами воды, развивать любознательность, воспитывать самостоятельность |
Небольшими порциями наливать воду в чашку с землей. Сначала вода впитывается, а потом – перестает, и тогда образуется лужа.
|
Лейка с водой, миска с землей.
|
4 |
Вода-растворитель |
Развивать познавательный интерес ребенка в процессе экспериментирования с жидкостями, познакомить детей со свойствами жидкостей на примере воды, показать, что вода имеет свойство растворить некоторые вещества |
1. Предложить одному ребенку размешать в воде сахар, другому-соль, третьему-аскорбиновую кислоту и попробовать воду на вкус. У воды появился вкус. Вода стала сладкой, соленой, кислой. А вещества растворились и изменили вкус воды. 2. А теперь растворим в воде муку и подсолнечное масло. Мука не растворилась полностью, а осадок спустился на дно стакана. Так же не растворяется масло, оно плавает на поверхности |
Сахар, соль, аскорбиновая кислота, растительное масло, мука, емкость для воды, ложка. |
5. |
Можно ли пить талую воду? |
Показать, что даже самый чистый снег грязнее водопроводной воды. |
Взять две тарелки белого цвета: в одну положить снег в другую налить водопроводную воду. Через некоторое время рассмотреть воду в тарелках, сравнить ее и выяснить, в какой из них был снег (определить по мусору на дне). Убедитесь в том, что из снега получилась грязная, темная вода непригодная для питья человека. |
Снег, две тарелки, вода |
6. |
Можно ли склеить бумагу водой? |
Показать, что вода обладает склеивающим действием, развивать познавательный интерес ребёнка в процессе экспериментирования с жидкостями, познакомить детей со свойствами жидкостей на примере воды |
Берем два листа бумаги, зажимаем их между ладонями и двигаем их: один-в одну сторону, другой-в другую. Смачиваем водой, слегка прижимаем, выдавливаем лишнюю воду, пробуем сдвигать листы. Они не двигаются |
Два листа бумаги, вода |
2. Опыты с воздухом.
№ |
Тема |
Цель опыта |
Ход опыта |
Оборудование |
1. |
Есть ли запах у воздуха? |
Показать, что воздух не имеет запаха, но способен передавать запахи |
Давайте проверим-имеет ли воздух запах. Предложить детям понюхать воздух-нет запаха. Теперь обрызгиваем комнату туалетной водой или разрежем в комнате апельсин |
Туалетная вода, апельсин, чеснок, стакан с водой, соль |
2. |
Куда дует ветер? |
Познакомить детей определением направления ветра, проявлять интерес к явлениям природы, воспитывать внимательность. |
Воспитатель выносить на прогулку палочки с ленточками. Дети наблюдают, в какую сторону они летят на ветру |
Ленточки., привязанные к палке |
3. |
Поиск воздуха |
Обнаруживать воздух. |
Предложить детям самостоятельно показать наличие воздуха. Например, подуть в трубочку, надуть воздушный шарик и т.д. Если дуть на флажок и ленточку, они начинают двигаться под струей воздуха; если дуть в трубочку, опущенную в воду, в воде появляются пузырьки; при надувании шарика в него попадает воздух. |
флажки, ленточки, пакет, воздушные шары, соломинки, емкость с водой, карта-схема. |
3.Органы чувств
№ |
Тема |
Цель опыта |
Ход опыта |
Оборудование |
1. |
Чудесный мешочек |
Учить детей сравнивать различные овощи, отмечать их особенности, развивать тактильные ощущения, сенсорное восприятие, воспитывать внимательность |
Воспитатель приносит на занятие непрозрачный мешок с различными овощами И предлагает детям, которые, по очереди опуская руку в мешок, узнают овощи на ощупь. Каждый правильно угаданный овощ достается из мешка. Дети рассматривают овощи, определяют цвет, форму и размер каждого. Воспитатель моет овощи, разрезает их и предлагает детям сначала понюхать овощи, а потом попробовать на вкус. Нарисуйте овощи и геометрические фигуры. Определите форму овощей и соедините каждый овощ с фигурой, на которую этот овощ похож. |
Мешочки, различные овощи. |
2. |
Ушки на макушке |
Продолжать знакомить детей с особенностями своего организма, развивать интерес к своему организму, воспитывать культурно-гигиенические навыки. |
Воспитатель предлагает детям послушать разные звуки, издаваемые при помощи разных предметов, а потом попробовать сделать то же самое, закрыв уши. Нарисуйте предметы, которые издают разные звуки. Обведите зеленым карандашом то, что шуршит, синим - то, что гремит, желтым - то, что звенит, коричневым - то, что свистит. |
Погремушки, барабан, ксилофон, аудиозаписи звуков природы (журчит ручей, гремит гром и т. д.).
|
3. |
Руки-помощники |
Продолжать знакомить детей с человеческим организмом, развивать желание узнать о себе что-то новое, воспитывать культурно-гигиенические навыки. |
Воспитатель предлагает рассмотреть разные предметы, отметить их цвет, форму, величину и попробовать сделать то же самое, закрыв глаза. Нарисуйте подушку, большое одеяло, большой торт, маленький флажок, большое зеркало. И нарисуйте геометрические фигуры: красный треугольник, зелёный круг, синий прямоугольник, фиолетовый овал, жёлтый квадрат. Назовите геометрические фигуры, определите их цвет, соедините каждую фигуру с предметом такой же формы. Обведите красным карандашом большие предметы. |
Разнообразные предметы, различные по форме, цвету, величине. |
4. |
Для чего нужны глаза? |
Продолжать знакомить детей с человеческим организмом, развивать желание узнать о себе что-то новое, воспитывать культурно-гигиенические навыки. |
Воспитатель предлагает рассмотреть разные предметы, отметить их цвет, форму, величину и попробовать сделать то же самое, закрыв глаза. Нарисуйте подушку, большое одеяло, большой торт, маленький флажок, большое зеркало. И нарисуйте геометрические фигуры: красный треугольник, зелёный круг, синий прямоугольник, фиолетовый овал, жёлтый квадрат. Назовите геометрические фигуры, определите их цвет, соедините каждую фигуру с предметом такой же формы. Обведите красным карандашом большие предметы.
|
Разнообразные предметы, различные по форме, цвету, величине. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.