План открытого урока для 5 класса
Тема урока: «Мы друзья»
Цели урока: способствовать углубленному осмыслению понятия «дружба», «друг», осознанию своих обязанностей перед друзьями.
Задачи урока: 1) способствовать успешному протеканию процессов самопознания и самосовершенствования личностей учащихся, 2) формировать умения вести рассуждение и аргументировать свою точку зрения, умение дружить, беречь дружбу, 3) воспитывать любовь и дружеские отношения друг к другу.
Тип урока: изучение новой темы.
Оборудование: компьютер, песенки о дружбе, песня «Если с другом вышел в путь», песня «Крылатые качели», плакаты, ладошки из бумаги, волшебный цветок из разноцветной бумаги, кружочки из бумаги, цветы.
Ход урока
1. Организационный момент (1м)
2. Вызов (14м)
Уч: Посмотрите на столы, что вы нашли? (Кружочки). Поднимите тот кружок, цвет которого соответствует вашему настроению. Я рада, что у всех отличное настроение. Улыбнитесь друг другу и давайте начнем наш урок. Желаю всем новых открытий.
Послушайте один рассказ, внимательно вслушайтесь, и мы вместе определим тему нашего сегодняшнего урока.
«Как-то два друга шли в пустыне. Однажды они поспорили, и один из них сгоряча дал пощечину другому. Его друг, почувствовал боль, но ничего не сказал. Молча, он написал на песке: «Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощечину». Друзья продолжали идти, и через много дней нашли оазис с озером, в котором они решили искупаться. Тот, который получил пощечину, едва не утонул и его друг его спас. Когда он пришел в себя, то высек на камне: «Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь». Первый спросил его: – Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему? И друг ответил: – Когда кто-либо нас обижает, мы должны aнаписать это на песке, чтобы ветры могли стереть это. Но когда кто-либо делает что-либо хорошее, мы должны высечь это на камне, чтобы никакой ветер не смог бы стереть это. Научись писать обиды на песке и высекать радости на камне. Оставь немного времени для жизни! И пусть тебе будет легко и светло...»
Догадались, о чем мы будем говорить? Как называется наша тема? (“Дружба”, мы будем говорить о дружбе.)
Правильно, молодцы. Что вы понимаете под словом “дружба”? Какой она может быть? Чему учит рассказ?
Значит мы в классе не только одноклассники, но мы друг другу – друзья.
А вы знаете стихи о дружбе?
(чтение стихов)
Как начну конфеты есть,
У меня друзей не счесть.
А закончились конфеты, и друзей в помине нету.
За конфету каждый друг,
Так и рвет ее из рук.
Ну зачем мне дружба эта?
Я и сам люблю конфеты.
Я свою соседку Олю
За косичку дернул в школе, -
Эта Оля мне опять
Не дала ответ списать.
Ручкой больно ткнул я в спину
Одноклассницу Марину.
Нужно с ней, вообще, построже,
Чтоб не строила мне рожи.
Я стиралкой кинул в Лену,
Ей же, как горох об стену,
А веселую Катюшку
Обозвал я хохотушкой.
.Молодцы! Теперь скажите мне, дружба в рассказе и в стихах одинакова?
(в стихах дружба корыстная, а в рассказе она крепкая, когда друг не обижается, не теряет веру.)
А какие пословицы знаете о дружбе? (Друг познается в беде. Дружбу водить - себя не щадить. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Старый друг лучше новых двух. Нет друга - ищи, а нашёл – береги. Друг дороже денег. Дружба что стекло, сломаешь – не починешь…)
Молодцы. У вас на столе есть листочки. Я задавала каждому написать одно слово, которое обозначит ваше понимание дружбы, и выбрать соответствующий цвет бумаги и объяснить выбор. Давайте прикрепим к доске и посмотрим, какой у нас цветок? (звучит песня «Крепкая дружба»)
А скажите мне какими качествами не должен обладать настоящий друг? (хитрый, злой, хвастливый, завистливый).
3. Осмысление (20м)
Откройте учебник, прочитаем стихотворение о дружбе! Подумайте, какая дружба в этом стихотворении.
Чтение стихотворения «Мы друзья» с попутным комментированием. (объясняются фразеологизмы «закадычный друг» и «водой не разольешь», слова повод, скромничать, ручьем, разлить, выражения даже вместе отстаем, драка вышла хоть куда, находим в тексте синонимы и антонимы, антоним слова честный, метод 4 углов).
Чтение стихотворения учащимися индивидуально, затем по ролям.
Как зовут мальчиков? Какие друзья Петька и Вова? О каком важном событии рассказали нам Петя и Вовка (перечитайте эти строчки)? А известно, почему ребята поссорились? Кто и как помогает понять, что они – настоящие друзья? А у вас есть закадычный друг?
4. Рефлексия (15м)
Я знаю, что вы любите смотреть мультфильмы. А в мультфильмах встречаются настоящие друзья? Назовите их (Крокодил Гена и Чебурашка, Буратино и Мальвина, Винни-Пух и Пятачок, Малыш и Карлсон, Маша и Медведь…)
Ребята, а вы знаете, что такое рукопожатие? (Это когда два человека пожимают друг другу руки.)
РУКОПОЖАТИЕ – это знак дружбы.
У вас на столах лежат не простые ладошки: напишите на каждом пальчике пожелания друг другу и обменяйтесь рукопожатием в знак дружбы.
Ой, а кто это стучится к нам в дверь? (Приходят гости – Знайка и Незнайка.)
Незнайка: Здравствуйте друзья! Вы нас узнали? (Знайка и Незнайка)
Правильно, я Незнайка, а это мой друг Знайка. Мы пришли к вам с острова Дружбы.
Знайка: Все жители нашего острова – наши друзья!
Незнайка: А в чем же секрет, вы спросите?
Знайка: А секрет в правилах, которые мы соблюдаем.
Незнайка: И эти правила мы оставляем вам в подарок.
(На большом листе написаны правила острова Дружба, и гости прикрепляют этото лист к доске).
Знайка: Соблюдайте эти правила и вы тоже будете настоящими, закадычными друзьями!
Незнайка: Ребята, а вы знаете песенку о дружбе? Спойте для всех ваших гостей!!
Дети поют песню «Если с другом вышел в путь» и дарят подарки.
Что нового вы узнали?
Чему научились?
Всем ли было интересно на уроке?
Поднимите круги, посмотрим какое у вас настроение в конце нашего урока!
Спасибо вам всем за этот веселый и познавательный урок!
Пусть не раз слова о дружбе вспомнятся.
Если дружбой всегда дорожить,
То любое желание исполнится!
Хороших и верных друзей всем вам!
До новых встреч!
Домашняя работа: стихотворение наизусть.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.