Тамбовское областное государственное бюджетное учреждение
"Центр поддержки семьи и помощи детям "Аистенок"
ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
Разработала:
учитель-логопед
Т.В. Лысенко
Мичуринск 2021
Тема: Использование здоровьесберегающих технологий в системе логопедического сопровождения детей с нарушениями речи
Актуальность: От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. В последние годы выявилась устойчивая тенденция к существенному снижению показателей здоровья и темпов развития детей дошкольного возраста, что обусловлено ухудшением социально-экономических и экологических условий. В связи с этим в настоящее время все более востребованными становятся такие педагогические технологии, которые помимо педагогического эффекта предполагают сбережение здоровья детей.
Логопедическая практика показывает, что с каждым годом увеличивается количество детей с дизартрией, моторной, сенсорной алалией, заиканием. Дети с речевыми недостатками, особенно имеющими органическую природу, как правило, отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно-психического здоровья.
Особенности физического развития:
§ нарушение дыхания и голосообразования;
§ нарушения общей и мелкой моторики;
§ расторможенность и заторможенность мышечного напряжения;
§ повышенная утомляемость;
§ заметное отставание в показателях основных физических качеств: силы, скорости, ловкости;
§ нарушение темпоритмической организации движений.
Особенности психического развития:
§ нарушения оптико-пространственного праксиса;
§ неустойчивость внимания;
§ расстройство памяти (особенно слуховой);
§ несформированность мышления;
Соответственно возникает необходимость проведения комплексной оздоровительно-коррекционной работы с данными детьми, а использование здоровьесберегающих технологий способствует интегрированному воздействию, а также достижению устойчивого, стабильного результата в более короткие сроки. Эффект их применения зависит от профессиональной компетенции педагога, умения использовать новые возможности, включать действенные методы в систему коррекционно-развивающего процесса, создавая психофизиологический комфорт детям во время занятий, предусматривающий «ситуацию уверенности» их в своих силах. Новые стимулы, служат для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций. Таким образом, терапевтические возможности здоровьесберегающих технологий содействуют созданию условий для речевого высказывания и восприятия.
Цель: выявление эффективных способов использования здоровьесберегающих технологий в работе логопеда с целью оптимизации процесса коррекции речи и формирования у детей основ здорового образа жизни.
Задачи:
— изучить и проанализировать педагогическую, психологическую, методическую и специальную литературу по современным здоровьесберегающим технологиям.
-формировать предпосылки к полноценному освоению образовательных программ воспитанниками, путём коррекции речевых нарушений с использованием здоровьесберегающих технологий;
— создать условия для сохранения и укрепления здоровья детей, на основе комплексного и системного использования доступных для детского сада средств физического воспитания – (охрана нервной системы, снятие психического и нервного напряжения; формирование орального праксиса; совершенствование общей, мелкой моторики и зрительно – пространственного гнозиса; повышение резервов дыхательной системы)
— обобщить и распространить педагогический опыт;
Ожидаемые результаты:
§ познавательная и речевая активность;
§ правильное речевое дыхание у детей;
§ сформированные движения пальцев рук, общая моторика;
§ положительная динамика в развитии всех сторон речи воспитанника;
§ отсутствие напряжения и скованности у детей;
§ улучшение соматического здоровья детей-логопатов;
§ использование педагогами здоровьесберегающих технологий в занятиях с детьми.
План работы
Раздел |
Сроки |
Содержание работы |
Практические выходы |
Изучение методической литературы и других источников |
Сентябрь — май |
1. Изучение методической литературы по данной проблеме: — Павлова М. А., Лысогорская М. В. Здоровьесберегающая система ДОУ. Модели программ. Рекомендации. Разработки занятий. — Ильякова Н.Е. Постановочные зонды в коррекции звукопроизношения: пособие для логопедов дошкольных, школьных и медицинских учреждений. — Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников.
Психогимнастика. — Бушлякова Р.Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой.
1. http://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2014/05/14/zdorovesberegayushchie-tekhnologii-v-logopedicheskoy-rabote-s 2. http://planetadetstva.net 3. http://dohcolonoc.ru 4. http://www.maam.ru/detskijsad/plan-po-samobrazovaniyu-76460.html 5. http://podsnezhniksad.ucoz.com 6. http://www.logolife.ru/logopedy 7. http://www.books.ru/books/artikulyatsionnaya-gimnastika-s-bioenergoplastikoi-1530463/ 8. http://logoped18.ru/logopedist/konspekt-defektologas-primeneniyem-zdorov-yesberegayushchikh-tekhnologiy.php |
Анализ изученных источников. |
Работа с детьми |
Сентябрь- май |
1. Проведение мониторинговых исследований. 2. Проведение практических занятий: 3. Организация предметно-развивающей среды, способствующей укреплению здоровья детей. |
Диагностика Конспекты. |
Октябрь Май |
Разучивание артикуляционных упражнений |
Сказка о Веселом язычке
Картотека упражнений |
|
Развитие речевого дыхания |
Сказка о Ветерке
Картотека упражнений |
||
Разучивание пальчиковых игр |
Пальчиковый театр
Картотека упражнений |
||
Кинезиологические упражнения |
Картотека |
||
Зрительная гимнастика |
Изготовление тренажеров |
||
Элементы арттерапии, логоритмики, песочной терапии, су-джок терапии |
Продукты деятельности |
||
Самореализация |
Сентябрь -май |
Сбор материалов, конспектов по теме самообразования. |
Оформление папки с материалами по теме самообразования |
Сентябрь |
Составление плана работы |
План работы по самообразованию. |
|
Октябрь |
Консультация «Здоровьесберегающие технологии в коррекции речевых нарушений» |
Индивидуальные консультации для воспитателей |
|
Ноябрь |
Практикум «Изготовление дидактических игр, для развития речевого дыхания». |
Продукты деятельности |
|
Февраль |
«Использование логоритмики на занятиях по развитию речи со старшими дошкольниками» |
Индивидуальные консультации для воспитателей |
|
Май |
Подготовка отчёта о проделанной работе по теме самообразования. |
Отчёт. |
|
В течение года |
Прослушивание вебинаров, прохождение курсов повышения квалификации. |
Сертификаты |
Предполагаемый результат:
§ Повышение показателей результатов коррекционной работы.
§ Формирование комплекта дидактических материалов.
§ Формирование педагогических разработок НОД с использованием здоровьесберегающих технологий.
§ Обобщение опыта работы.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.