Областное государственное казённое общеобразовательное учреждение
«Барановская школа-интернат»
Рассмотрено и «Утверждаю»
принято на заседании Директор ОГКОУ «Барановская
педагогического совета школа-интернат»__________Е.В. Вирясов
протокол № ___ от __________ Приказ №______ от _______________
ПЛАН ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В СООТВЕТСТВИИ С БАЗОВЫМ
УРОВНЕМ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОГО МИНИМУМА
ОГКОУ «БАРАНОВСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ»
НА 2023 - 2024 УЧЕБНЫЙ ГОД
Барановка
2023год
Областное государственное казённое общеобразовательное учреждение
«Барановская школа-интернат»
Базовый уровень Профориентационного минимума
Цель: формирование готовности к профессиональному самоопределению обучающихся 6-9 классов общеобразовательной организации. Задачи основного уровня: построение системы содействия профессиональному самоопределению обучающихся общеобразовательных организаций, основанной на сочетании мотивационно- активизирующего, информационно-обучающего, практикоориентированного и диагностико-консультационного подходов к формированию ГПС и вовлечении всех участников образовательного процесса;
систематизация и обогащение инструментами и практиками региональных моделей профессиональной ориентации обучающихся; разработка плана профориентационной работы для групп, обучающихся с ОВЗ по нозологиям и возрастам (6 - 7, 8 - 9 классы);
выявление исходного уровня сформированности внутренней (мотивационноличностной) и внешней (знаниевой) сторон готовности к профессиональному самоопределению у обучающихся, а также уровня готовности, который продемонстрирует обучающийся после участия в профориентационной программе; формирование индивидуальных рекомендаций для обучающихся по построению образовательно-профессиональной траектории в зависимости от уровня осознанности, интересов, способностей, доступных им возможностей; информирование обучающихся о специфике рынка труда и системе профессионального образования (включая знакомство с перспективными и востребованными в ближайшем будущем профессиями и отраслями экономики России) посредством различных мероприятий, в т.ч. профессиональных проб;
формирование у обучающихся профориентационных компетенций, необходимых для осуществления всех этапов карьерной самонавигации, приобретение и осмысление профориентационно значимого опыта, активного освоения ресурсов территориальной среды профессионального самоопределения, самооценки, успешности прохождения профессиональных проб, осознанного конструирования индивидуальной образовательнопрофессиональной траектории и ее адаптации с учетом имеющихся компетенций и возможностей среды;
совершенствование профессиональных компетенций специалистов, ответственных за профориентационную работу в образовательной организации (педагогов-навигаторов) по формированию осознанности обучающихся и их готовности к профессиональному самоопределению через прохождение программы дополнительного профессионального образования
(повышения квалификации); повышение активности и ответственности родителей (законных представителей) в целях содействия обучающимся в формировании навыка осознанного выбора.
Планируемые результаты:
для обучающихся 6 - 9 классов - развитие всех компонентов готовности к профессиональному самоопределению (в т.ч. повышение осознанности и самостоятельности в планировании личных профессиональных перспектив), построение индивидуальной образовательно-профессиональной траектории; для родителей (законных представителей) - получение рекомендаций по возможной помощи самоопределяющимся подросткам, получение современной и актуальной информации о рынке образования и рынке труда (регионального и федерального уровней), включая информацию о наиболее перспективных и востребованных в ближайшем будущем профессиях и отраслях экономики Российской Федерации; для педагогов и специалистов - повышение квалификации в области методов и технологий профессиональной ориентации обучающихся. Применение методик, направленных на активизацию профессионального самоопределения, понимание
возможностей и ограничений диагностических инструментов. Освоение новых, современных, научно обоснованных методик и технологий; для работодателей - привлечение мотивированных обучающихся к производственным задачам, повышение интереса к организации. Реализация плана предусматривает активное участие педагогов, родителей (законных представителей), обучающихся ОГКОУ «Барановская школаинтернат», сотрудников центра занятости населения, ЦОПП и иных заинтересованных лиц в проведении профориентационных мероприятий, направленных на подготовку востребованных в регионе профессиональных кадров.
Профессиональная ориентация в школе - это система учебно-воспитательной работы, направленной на усвоение учащимися необходимого объѐма знаний о социально- экономических и психофизических характеристиках профессий. Для благополучия общества необходимо, чтобы каждый выпускник школы находил, возможно, более полное применение своим интересам,
склонностям, не терял напрасно время, силы, средства в поисках своего места в системе общественного производства, на котором мог бы принести наибольшую пользу и получить глубокое удовлетворение от своего труда. В школе профориентационная работа проводится администрацией учреждения, классными руководителями, учителями-предметниками, педагогом- психологом, социальным педагогом, педагогом – организатором.
По результатам участия во всех мероприятиях основного уровня реализации Профориентационного минимума для обучающегося формируется индивидуальная рекомендация по построению образовательнопрофессиональной траектории.
Форматы профориентационной работы
Профориентационная работа реализуется в следующих форматах:
На выбор:
- Уроки общеобразовательного цикла, включающие элемент значимости учебного предмета для профессиональной деятельности. Используется интерактивный сервис "Конструктор будущего" в рамках проекта "Билет в будущее" или другие программы.
- Уроки профориентационной направленности в рамках учебного предмета
"Технология". Рекомендованное количество: от 4 часов
Диагностический конструктор (2 этапа): несколько вариантов профориентационных онлайн-диагностик исходя из потребностей обучающихся - 4 часа
Профориентационный урок - 2 часа
Урок "Россия - мои горизонты" (для тех, кто впервые зарегистрирован в Проекте)
Рефлексивный урок - 4 часа Мероприятия на выбор:
- Профориентационные программы внеурочной деятельности;
- Дополнительные профориентационные уроки; - Онлайн-уроки "Шоу профессий";
- Проектная деятельность.
Рекомендованное количество: 34 часа
- Классные часы «Все профессии важны»;
- Экскурсии в образовательные организации СПО;
- Экскурсии на производство;
- Конкурсы профориентационной направленности;
- Образовательные выставки.
Количество часов определяется планом воспитательной работы, но не менее 5 часов
Может быть реализована в рамках внеурочной деятельности.
- Родительское собрание (ознакомительное или итоговое) Рекомендуемое количество: от 2 часов
Профориентационные мероприятия на основном уровне:
Профориентационные уроки;
Диагностика, направленная на выявление интересов и способностей обучающихся, уровня готовности к выбору профессиональнообразовательной траектории, ценностных ориентиров, мотивации обучающихся и получение индивидуальных рекомендаций на этой основе; Групповой разбор результатов профориентационных диагностик (с использованием видеоматериалов), рефлексивный урок; Информационное сопровождение обучающихся и их родителей о возможностях открытого сегмента Платформы базового уровня Профориентационного минимума и организует регистрацию участников; Профессиональные пробы практического и/или моделирующего уровней (в онлайн или офлайн-формате);
Профориентационные мероприятия по выбору: посещение мультимедийной выставки; посещение организаций территориальной образовательной и профессиональной среды (профессиональных образовательных организаций, организаций высшего образования и работодателей); организация проектной деятельности с учетом предпочитаемых обучающимися профессиональных сфер и профилей обучения; участие в профориентационных мероприятиях федерального и регионального уровня.
№ п/п |
Мероприятия |
Участник и |
Сроки проведе ния |
Ответств енный |
1. Организационно-информационная деятельность |
||||
1 |
Оформление стендов, Наглядных пособий, плакатов, методических материалов |
Классные руководит ели |
Сентябрь |
Зам. директора |
2 |
Проведение анализа результатов профориентации за прошлый год, выявление трудоустройства и поступления в учреждения СПО образования выпускников 9- х классов |
Классные руководит ели выпускник ов 9- го класса |
Сентябрь |
Социальн ый педагог, ответстве нный по профорие нтации |
3 |
Координирование работы педагогического коллектива |
Педагогич еский коллектив |
Сентябрь - май |
Зам. директора |
4 |
Осуществление взаимодействия с ЦОПП, ЦЗН, предприятиями, Учреждениями СПО |
Обучающи еся 6- 9 классов |
Сентябрь - май |
Админист рация, социальн ый педагог |
|
5 |
Уточнение и дополнение количества участников проекта «Билет в будущее» |
Обучающи еся 6- 9 классов |
Сентябрь |
Классные руководит ели, педагог – навигатор |
|
2. Информационно-консультационная деятельность с педагогическими работниками |
|||||
1 |
Оказание помощи в разработке, организации и проведении воспитательных мероприятий |
Классные руководит ели |
Сентябрь - май |
Админис трация школы |
|
2 |
Организация консультаций: • «Основные направления работы классного руководителя по знакомству обучающихся с миром профессий»; • «Формула выбора профессии»; • «Изучение личностных Особенностей и способностей учащихся» |
Классные руководит ели |
Сентябрь - май |
Педагог – психолог |
|
3 |
Педсовет «Воспитание как приоритет государственной политики» - роль профориентационной работы учителя в создании современной личности |
Педагогич еский коллектив |
29.01.202 4 |
Социальн ый педагог, педагог– психолог |
|
4 |
Теоретический семинар «Организация работы с детьми «группы риска» и семьями, состоящими на различных видах профилактического учета» |
Педагогич еский коллектив |
19.02.202 4 |
Социальн ый педагог, педагог– психолог |
|
3. Профориентационные мероприятия с обучающимися |
|||||
1 |
Курс профессионального самоопределения |
1- 4 классы |
Каждый четверг |
Классные руководи |
|
|
школьников «Знакомство с миром профессий» |
|
сентябрь- май
|
тели 1- 4 классов |
2 |
Курс внеурочной деятельности "Россия – мои горизонты". |
6- 9 классы |
Каждый четверг сентябрь май
|
Классные руководи тели 6-х – 9 классов |
3 |
Участие во Всероссийском проекте по профориентации «Билет в будущее» |
6- 9 классы |
Сентябрь май
|
Классные руководи тели, педагог – навигатор |
4 |
Участие обучающихся во Всероссийском проекте открытые онлайн-уроки «ПроеКТОриЯ» |
8-9 классы |
Сентябрь май
|
Классные руководи тели, Социальн ый педагог, учителя технолог ии |
5 |
Школьный профориентационный Марафон (беседы, дискуссии, мастер-классы, коммуникативные и деловые игры) |
2 – 9 классы |
Апрель |
Учителя технолог ии, социальн ый педагог |
6 |
Организация и проведение - классных часов по профориентации |
1 – 9 классы |
Сентябрь май
|
Классные руководи тели, Педагогорганизат ор, ПДО |
7 |
Уроки профориентационной направленности в рамках учебного предмета «Технология» |
1 – 8 классы |
Сентябрь май |
Учителя – технолог ии |
8 |
Уроки общеобразовательного цикла, включающие элемент |
1 – 9 классы |
Сентябрь май |
Учителя – |
|
значимости учебного предмета для профессиональной деятельности |
|
|
технолог ии |
9 |
Участие обучающихся в днях открытых дверей учреждений ЦОПП, СПО |
8-9 классы |
Сентябрь май |
Классные руководи тели, социальн ый педагог |
10 |
Участие обучающихся в работе ярмарки вакансий ЦЗН с целью знакомства с учреждениями СПО и рынком труда |
8-9 классы |
Март - апрель |
Классные руководи тели, Социальн ый педагог |
11 |
Организация деятельности по созданию портфолио выпускников школы |
8-9 классы |
Сентябрь май
|
Классные руководи тели |
12 |
Вовлечение учащихся в общественно-полезную деятельность в соответствии с познавательными и профессиональными интересами |
1 – 9 классы |
Сентябрь май |
Учителя – технолог ии, классные руководи тели |
13 |
Онлайн-уроки профессий"
|
7-9 классы |
Сентябрь май
|
Классные руководи тели |
14 |
Проектная деятельность |
4-9 классы |
Сентябрь май
|
Учителя технолог ии, классные руководи тели |
4. Профориентационная деятельность с родителями |
||||
1 |
Проведение индивидуальных консультаций с родителями по проблемам выбора учебных предметов, курсов, модулей формируемой части учебного плана, внеурочной деятельности |
1-9 классов |
Май |
Зам. директор а, классные руководи тели |
2 |
Родительские собрания |
Родители обучающи хся 1-9 классов |
Сентябрь май |
Админис трация школы, классные руководи тели |
3 |
Привлечение родителей к участию в проведении мероприятий классно-урочной системы |
Родители обучающи хся 1-9 классов |
Сентябрь май |
Админис трация школы, классные руководи тели |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Тематика рекомендуемых классных часов
по профориентации на 2023-2024 учебный год |
1 – 4 классы |
1 |
Профессии моих родителей |
2 |
В гостях у писателя |
3 |
В мире книг (в библиотеке) Как рождается книга |
4 |
Вкусная профессия – кондитер |
5 |
Путешествие в мир театра |
6 |
Профессия –пожарный |
7 |
Такие разные профессии |
8 |
Профессия – военный |
9 |
Моя мама работает…. |
10 |
Все работы хороши, выбирай на вкус |
11 |
Кто делает хлеб |
12 |
Труд и человек |
13 |
Кто делает праздник |
14 |
Электричество и труд |
5 – 9 классы |
|
1 |
Мир моих увлечений |
2 |
Труд кормит, а лень портит |
3 |
Как правильно выбирать профессию |
4 |
Профессия – Родину защищать! |
5 |
Женщина в космосе |
6 |
В мире профессий. Популярные профессии |
7 |
Хорошо, что мы такие разные |
8 |
Хочу – Могу - Надо! |
9 |
Возможности человека |
10 |
Вверх по лестнице жизни или мои жизненные ценности |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.