Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Липовская средняя общеобразовательная школа
имени Героя Советского Союза И.Т. Гришина»
Рославльского района Смоленской области
ПЛАН
САМООБРАЗОВАНИЯ
по теме
«Формирование математической грамотности на уроках математики и информатики через применение практико-ориентированных задач»
Разработала:
учитель математики, информатики
Белова Е.А.,
квалификационная категория:
первая
г. Рославль
2021 г.
Актуальность темы. В сегодняшнем стремительно меняющемся мире – на первом месте стоит потребность быстро реагировать на все изменения, умение самостоятельно находить, анализировать, применять информацию. Главным становится функциональная грамотность, так как это «способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни и деятельности на основе прикладных знаний». Одним из ее видов является математическая грамотность.
«Математическая грамотность – способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину».
Под математической грамотностью понимается способность высказывать обоснованные математические суждения и использовать математические средства для решения практических, исследовательских и познавательных проблем.
Выпускник школы стоит сегодня перед проблемой прохождения Государственной итоговой аттестации в основной и старшей школе, и ему необходимы соответствующие умения в математической сфере, такие как:
· владение основными алгоритмами;
· знание и понимание ключевых элементов содержания (математических понятий, их свойств, приёмов решения задач и прочее);
· умение пользоваться математической записью, применять знания к решению математических задач, не сводящихся к прямому применению алгоритма, а также применять математические знания в простейших практических ситуациях;
· проверка владения материалом на повышенном уровне, предполагающая свободное владение материалом курса и хороший уровень математической культуры.
Цель: способствовать формированию и развитию математической грамотности у обучающихся через применение практико-ориентированных задач.
Задачи:
· Выстроить систему формирования у учащихся ключевых компетенций.
· Обеспечить внедрение в практику своей деятельности инновационные способы, формы и технологии обучения, ориентированных на формирование и развитие у обучающихся математической грамотности.
· Создать условия для полноценного развития деятельности учащихся во время обучения математике, для их нравственного, интеллектуального, духовного развития.
· Провести диагностику полученных результатов, познавательных интересов, творческих мотивов обучающихся.
· Принимать активное участие в семинарах-практикумах, конференциях, конкурсах.
· Обобщить и распространить опыт.
Предполагаемый результат:
· Повышение качества преподавания предмета.
· Создание банка заданий электронных учебных материалов, способствующих формированию и развитию математической грамотности учащихся.
· Создание комплектов педагогических разработок с применением новых технологий, размещение материалов на школьном сайте.
· Разработка и проведение открытых уроков по новаторским технологиям.
· Проведение самоанализа своей профессиональной деятельности, транслирование результатов работы над темой на заседаниях МО и педагогических советах.
Примечание. В процессе реализации плана будут вноситься изменения и дополнения
Сроки реализации – 2021-2024 гг..
Виды деятельности в процессе самообразования
· чтение методической, педагогической и предметной литературы;
· чтение педагогических периодических изданий;
· обзор в Интернете информации по преподаваемому предмету, педагогике, психологии, педагогических технологий;
· изучение информационно-компьютерных технологий;
· решение тестов, кроссвордов и других заданий по своему предмету повышенной сложности или нестандартной формы;
· посещение семинаров, конференций, уроков коллег;
· совещания, обмен опытом с коллегами;
· изучение современных психологических методик;
· систематическое прохождение курсов повышения квалификации;
· организация внеклассной деятельности по предмету;
· посещение предметных выставок и тематических экскурсий по предмету;
· общение с коллегами в школе, районе, городе и в Интернете;
Этапы
Этапы |
Содержание работы |
Сроки |
Форма представления |
Диагностический |
Анализ затруднений Постановка проблемы Изучение литературы по проблеме, имеющегося опыта |
2021 |
Собеседования с коллегами, методистом школы |
Прогностический |
Определение цели и задач работы над темой Разработка системы мер, направленных на решение проблемы Прогнозирование результатов |
2021-2022 |
Выступление на МО |
Практический |
Внедрение системы мер, направленных на решение проблемы Формирование методического комплекса Отслеживание процесса, текущих и промежуточных результатов Корректировка работы |
2022-2023 |
Открытые уроки, выступления на МО |
Обобщающий |
Подведение итогов Оформление результатов работы по теме Представление материалов |
2023-2024 |
Выступление на МО, педсовете, семинаре |
Внедренческий |
Использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы Распространение опыта |
2024 |
Творческий отчет |
1. Работа по теме самообразования
Содержание деятельности |
Сроки |
Форма представления |
Где, когда, кем заслушивается |
1. Разработка практического материала по теме «Формирование математической грамотности на уроках математики и информатики через применение практико-ориентированных задач». 2. Разработать учебные занятия по творческой теме «Формирование математической грамотности на уроках математики и информатики через применение практико-ориентированных задач». 3.Опыт работы по теме представить на МО учителей математики и информатики, выступление на педагогическом совете 4.Закончить работу по данной теме в 2024 уч.г. |
2021-2022
2022-2023
2023-2024
2024 |
Разработка практического материала по теме
Разработка конспектов уроков, карточек, индивидуальных листов оценки
Доклад на педагогическом совете, на заседании МО |
Заседание МО |
2. Изучение литературы, связанной с темой самообразования
Литература, нормативные правовые документы |
Сроки |
Федеральный закон №273 «Об образовании в Российской Федерации» |
2021 |
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования |
В течение 2021-2022 уч. года |
Изучение психолого-педагогической, научной и методической литературы (изучение и анализ научно-методической литературы,), обзор информации в Интернете, совершенствование знаний по математике и информатике, педагогике, психологии. |
2021-2022 год |
Задачи или содержание деятельности |
Сроки |
Форма представления результатов |
Где и кем заслушивается отчёт о выполнении работы |
Корректировка и уточнение рабочих программ по учебным предметам. |
Август 2021-2022 уч.года, август 2022-2023 уч.года, август 2023-2024 уч.года |
Календарно-тематические планы в соответствии с содержанием рабочих программ по предметам. |
Приказ директора школы |
Составление (выбор) комплексных проверочных работ |
Август 2021-2022 уч.года, август 2022-2023 уч.года, август 2023-2024 уч.года |
Методические рекомендации по содержанию и проведению комплексных проверочных работ |
Заседание МО учителей математики, информатики |
Разработка сценариев уроков, карточек, раздаточного материала |
В течение учебного года |
Размещение на персональном сайте, открытые уроки, публикации |
3. Разработка методических материалов, обеспечивающих реализацию учебно-воспитательного процесса
4. Обобщение собственного опыта педагогической деятельности
Тема, задачи |
Сроки |
Форма представления опыта |
Где и кем заслушивается отчёт о выполнении работы |
Выступление на педагогическом совете, доклад на тему «Формирование математической грамотности на уроках математики и информатики через применение практико-ориентированных задач» |
2022-2023 |
Доклад с презентацией |
Педагогический совет |
Открытые уроки |
2021-2023 |
Открытый урок |
Город, общеобразовательное учреждение |
Выступление на заседании МО учителей математики, информатики |
2021-2024 |
Доклад |
МО математики, информатики |
Участие в профессиональных конкурсах (в т.ч. дистанционных) разного уровня |
В течение всего периода |
Участие |
|
Поддержание регулярно обновляемого сайта https://nsportal.ru/belova-ekaterina |
В течение всего периода |
5. Участие в системе школьной, районной методической работы
Школьное мероприятие |
Сроки |
Выполняемые виды работ |
Заседание МО учителей математики, информатики |
В течение учебного года |
Методическая взаимопомощь, представление опыта работы. (Выступление) |
Предметные недели |
Ежегодно |
Организационно-педагогические мероприятия в рамках плана предметной недели |
Подборка информационных ресурсов Интернета |
В течение учебного года |
Создание методической копилки учителя математики, информатики |
1. Участие в конкурсах различных уровней 2. Участие во Всероссийских олимпиадах по математики и информатики 3. Участие в различных конференциях |
В течение учебного года |
6. Обучение на курсах в системе повышения квалификации
Темы курсов |
Место прохождения курсов |
Сроки |
Документ |
Курсы повышения квалификации для учителей математики и информатики |
Онлайн с применением ИКТ |
2021-2024 |
Сертификат |
7. Участие в методической работе, деятельности творческих групп, постоянно действующих семинаров, экспериментальных площадок по разработке инновационных педагогических систем, технологий, методик. (Сотрудничество с научными учреждениями)
№ |
Вид, темы мероприятий |
Уровень |
Сроки |
1 |
Участие в творческой группе по созданию образовательной программы школы |
Образовательный |
2022-2023 |
2 |
Разработка проекта по инновационной деятельности |
Образовательный |
2024 |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.