Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 275 г. Челябинска»
454052, г. Челябинск, ул. Черкасская, 10-а, тел.: (8-351) 721-52-02
Структурное подразделение: Калмыкова 27 а, тел.: (8-351) 721-52-11
ОКПО - 49119793; ОГРН 1027402819553; КПП - 746001001; ИНН 7450015874;
эл. почта ds275chel@mail.ru;
План самообразования
Выполнила: Лисянская С.Ю.
Воспитатель высшей
квалификационной категории
Челябинск 2019 г.
Актуальность работы заключается в следующем:
Проблемы и задачи развития речи детей дошкольного возраста были актуальны всегда. Во все времена развитию речи детей уделялось большое внимание. Значение речи в становлении личности ребёнка настолько велико, что задачи по её формированию занимают особое место в воспитании.
Слово вводит ребёнка в мир людей, помогает понять его и освоиться в нём, помогает осознать себя как индивидуальность и стать активным участником в жизни общества. Слово является основным средством коммуникации и формой самовыражения малыша. Оно служит средством регуляции его поведения. С помощью слова ребёнок познаёт природное и предметное окружение.
В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи, поэтому дошкольная педагогика рассматривает развитие словаря у детей как одну из важных задач развития речи.
Я определила цель своей работы: формирование словарного запаса детей среднего дошкольного возраста, посредством применения речевых игр и упражнений.
Для реализации данной цели предполагаю решение следующих задач:
1. Расширять и обогащать речевой опыт ребенка.
2. Развитие связной речи.
3. Воспитывать активность детей в игровой деятельности.
План самообразования
Месяц |
Мероприятия с детьми |
Мероприятия с педагогами
|
Мероприятия с родителями |
Литература |
Сентябрь
|
Мониторинг по образовательной области «Речевое развитие», выявление противоречий, нуждающихся в коррекции.
Артикуляционная гимнастика: - «Лошадка»; - «Качалочка»; - «Змея»; - «Киска сердится»; - «Часики»; - «Маляр». Пальчиковая гимнастика: - «Этот пальчик в лес пошел»; - «Все что только захотим» |
Планирование работы по теме самообразования |
Родительское собрание «Повышение родительской компетенции в воспитании и образовании детей 4–5 лет».
Рекомендации родителям по развитию речи детей через пальчиковые игры. «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» (ФГОС) от 17 октября 2013 г. №1155
|
• Изучение нормативных документов
• Выбор и определение темы самообразования.
|
Октябрь |
Уровень сформированности звуковой культуры речи: «Повтори правильно», «Скажи чистоговорку», Уровень сформированности грамматической стороны речи: «Закончи предложение», «Прятки», «Сервируем Артикуляционная гимнастика: - «Парус», - «Орешки», - «Киска сердится» |
Изучить и обобщить методическую литературу по речевому развитию среднего дошкольного возраста.
Создание картотеки пальчиковых игр, стихов, потешек и т. д.
|
Папка-передвижка «Познавательно-речевое развитие дошкольников»
|
Касаткина Е. И. Игра в жизни дошкольника. М.: Дрофа, 2011 г.
|
Ноябрь |
Игры для развития фонетико-фонематической стороны речи: «Послушай и скажи» «Угадай, кто тебя позвал» Игры для развития лексической стороны речи (формирования словаря): «Что бывает осенью?» «Один-много» «Назови ласково» Игры для грамматического строя речи: «Мой-моя-моё-мои» Игры для развития связной речи: «Дай определение словам» «Дай действия словам» Пальчиковая игра: «Осенние листочки», «Сидит белка на тележке» |
Подбор и разработка игр, способствующих речевому развитию Создание картотеки дидактических игр Разработка конспектов НОД с использованием дидактических игр
|
Папка-передвижка «Артикуляционная гимнастика для детей».
|
ПетроваТ. И., Петрова Е. С. «Игры и занятия по развитию речи дошкольников» М: Школьная Пресса. 2013гПериодические издания
|
Декабрь |
Игры для развития фонетико-фонематической стороны речи: «Чей голос» «Придумай своё слово» «Найди ошибку» Игры для грамматического строя речи: «Наоборот» «Кто больше» «Какой предмет» Игры для развития связной речи: «Четвертый лишний» «Кто у кого?» Дыхательная гимнастика на развитие речевого дыхания без использования предметов - «надуем шарик»; - «запасливые хомячки»; - «Снежинки»; |
Подбор и разработка игр, способствующих речевому развитию Разработка конспектов НОД с использованием дидактических игр.
|
Консультация «Учимся играть правильно» (картотека игр для развития речи)
|
ПетроваТ. И., Петрова Е. С. «Игры и занятия по развитию речи дошкольников» М: Школьная Пресса. 2013гПериодические издания
|
Январь |
Упражнение на речевое дыхание «Ветерок» Игры для грамматического строя речи: «Узнай игрушку» «Давай познакомимся» Игры для развития связной речи: «Угадай звук» «Используй каждое мгновение» «Вкус и запах» «Измени предложение» «Кто это, что это?» Артикуляционная гимнастика: - «Лошадка»; - «Вкусное варенье»; - «Змея»; - «Заборчик»; - «Часики»; - «Маляр». |
Создание картотеки дидактических игр. |
Папка-передвижка «Развитие речевого дыхания».
|
Ушакова О. С., Е. М. Струнина «Развитие речи детей 4-5 лет»изд. Вентана-Граф-2012г.
|
Февраль |
Игры на развитие речевого дыхания и мелкой моторики рук: «Погреем пальчики», «Фонарики», «Эхо», «Моторчики», Игры для развития связной речи: «Когда это бывает?» Работа над развитием речи через театральную деятельность. Настольный театр «Маша и Медведь», «Колобок» Пальчиковая игра: «Мышка маленькая в норке», «Веселые пальчики» |
Подбор и разработка игр, способствующих речевому развитию Создание картотеки дидактических игр Разработка конспектов НОД с использованием дидактических игр.
|
Консультация для родителей «Развитие связной речи у детей 4-5 лет» |
Петрова Т. И., Петрова Е. С. «Игры и занятия по развитию речи дошкольников» М: Школьная Пресса. 2013гПериодические издания
|
Март |
Игры для развития фонетико-фонематической стороны речи: • «Чей голос» • «Кто как кричит» Игры для грамматического строя речи: «Назови одним словом» «Скажи наоборот» «Закончи фразу» Игры для развития связной речи: «Чего не стало, кого не стало?» -работа над интонацией, дикцией, выразительностью речи во время заучивания стихотворений.
|
Учить детей читать выразительно стихотворения перед слушателями. Оформить карточки схемы и картинки для разучивания стихотворений. |
Беседы с родителями: «Развитие речевого дыхания». |
ПетроваТ. И., Петрова Е. С. «Игры и занятия по развитию речи дошкольников» М: Школьная Пресса. 2013гПериодические издания
|
Апрель |
«Доскажи словечко» «Что за предмет?» «Скажи одним словом» Знакомство с пословицами и поговорками о весне: - Весной трех погожих дней подряд не бывает. - Весна красна цветами, а осень пирогами. - Весенний дождь лишним не бывает. Работа над развитием речи через театральную деятельность. Кукольный театр «Три поросенка». Пальчиковая игра: «Прогулка» «Птицы» |
Оформить карточки схемы и картинки для пересказывания рассказа.
|
Папка передвижка: «Связная речь |
Гербова В. Журнал «Дошкольное воспитание» №8 2013г.
|
Май
|
Итоговый мониторинг по образовательной области «Речевое развитие»
|
|
Оформление работы. Родительское собрание «Что изменилось в речевом развитии у ребенка?»
|
Губанова Н. Ф «Развитие игровой деятельности» изд. «Мозаика- Синтез» 2012г |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.