План тематической недели в подготовительной группе "Неделя игр и игрушек"
Оценка 4.9

План тематической недели в подготовительной группе "Неделя игр и игрушек"

Оценка 4.9
docx
03.05.2020
План тематической недели в подготовительной группе "Неделя игр и игрушек"
неделя игры.docx

План Тематической недели

« ИГРЫ И ИГРУШКИ» (подготовительная группа).

Выполнила: педагог МБОУ СШ №36

 дошкольные группы Овчинкина Ю.В.

Цель любой игры – способствование самовыражения человека, воспитания и развития личности. Игра тесно переплетается с трудом и учением. В игру вовлекаются все стороны личности: ребёнок двигается, говорит, воспринимает, думает; в процессе игры активно работают все его психические процессы: мышление, воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления.

Цель в рамках тематической недели: привлечение детей к разнообразию видов игровой деятельности,  развитие и воспитание интереса к играм, углубление знаний о некоторых играх и игрушках, воспитание бережного отношения к ним; создание условий для творческого самовыражения.

 

 

 

Тема дня

Формы работы

понедельник

День любимой игрушки. Девиз дня «Я  и моя игрушка».

-Выставка «Моя любимая игрушка» (дети приносят из дома игрушки, приглашают посмотреть на нее детей из соседней группы).

-Беседы «Моя любимая игрушка»(составление  описательного рассказа про игрушку, про то, как с ней играют).

- Игры самостоятельные с любимыми игрушками под косвенным руководством.

- рисование «Моя любимая игрушка».

- Творческая мастерская «Моя любимая игрушка» (аппликация).

- Обучение:  «Делаем бумажную куклу с одеждой своими руками» (мальчики- роботов- трансформеров).

- сюжетно- ролевая игра «Магазин игрушек».

- отгадывание загадок про игрушки и игрушечные персонажи.

- Конструирование «Построим жилище для игрушек».

- Дидактическая игра «Угадай игрушку» (по типу чудесного мешочка).

 

вторник

День сюжетных игр. Девиз «В нашем саду с утра ждет нас игра».

- Любимые , сюжетно- ролевые игры «Больница», «Библиотека», «Кафе», «Автостанция», «Салон красоты», «Аптека», «Семья», «Водители», «Школа».

- прямое руководство играми с телефонными разговорами.

- Знакомство с новой игрой «Путешествие на корабле».

- Внесение нового игрового персонажа для решения игровой проблемной ситуации (незнайка, например) (полечить больного, помочь добраться до…, научить…)

- Творческая мастерская: изготовление атрибутов к играм .

- Наглядная информация для родителей «Значение игры в жизни ребенка».

- Оформление фотовыставки «Играем дома\Любимая игрушка нашей семьи».

среда

День народной игрушки. ДЕВИЗ : «Давным давно, во все года, во что играли дети расскажем вам…»

- Игры с матрешками, с тряпичными куклами;

 - русские народные календарные игры «Ручеек, «»Пирог», «Капуста», «Бабка Ежка», «У дедушки Трифона», «Гуси- гуси», «Горелки», «Расколдуйте меня, вороного коня».

- Ознакомление с окружающим: знакомство с историей народной игрушки с показом Альбома Народной Игрушки.

- Беседа «Как с ними играли в старину».

- Лепка по мотивам игрушек народно прикладного цикла.

- Творческая мастерская «Изготовление куклы- самокрутки\либо из бросового материала\ конуснообразные (цилиндрические)        куклы своими руками».

- знакомство с игрушками разных народов (презентация).

- Мастер – класс для родителей по изготовлению тряпичных кукол – пеленашек.

четверг

День музыкальных и подвижных игр. Девиз «Мы резвимся и поем- славно в садике живем!»

- Проведение музыкально- дидактических игр.

- создание оркестра музыкальных инструментов.

- Подвижные игры с использованием шумовых инструментов.

 - Слушание музыкальных произведений про игрушки.

- показ презентации про шумовые инструменты.

- На прогулке цикл подвижных игр, знакомых детям и разучивание новой.

- Мастер- класс для родителей по изготовлению шумовых музыкальных инструментов из бросового материала.

- просмотр спектакля театра «Дорожные приключения Мишки и Тишки».

пятница

День театральных игрушек и драматизации. Девиз «Сказка, сказка, прибаутка, рассказать ее не шутка…»

- Самостоятельные игры в уголке драматизации под косвенным руководством.

- Драматизация «Дюймовочка».

- Пальчиковый театр «Три поросенка».

- Театр- пантомим «Репка».

- Изготовление атрибутов для драматизации.

- Рассказ про виды кукольных театров.

- Сюжетно- ролевая игра «Театр».

- Игра «Что мы делаем , не скажем, а из какой сказки- покажем…».

Заключительное мероприятие: развлечение «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ Феи игр!».

 

 

 

 

 

Сказкотерапия как инновационная технология, направленная на формирование эмоциональной сферы детей дошкольного возраста

Наталья Казакова 
Сказкотерапия как инновационная технология, направленная на формирование эмоциональной сферы детей дошкольного возраста

Аннотация

Данная методическая разработка основана на использовании сказкотерапии как инновационной технологиинаправленной на формирование эмоциональной сферы дошкольников.

Сказкотерапия является интегративным средством формирования у детей эмоциональной сферы, активности, самостоятельности, творчества, умения регулировать собственные эмоции. Через сказку ребёнок может примерить на себя различные роли, принимать соответствующие ей решения, затем этот положительный опыт перенести в реальную ситуацию.

Обоснование использования инновационной технологии сказкотерапии

Многие годы дошкольное воспитание в нашей стране было в основном ориентировано на обеспечение познавательного развития детей. Однако особенность дошкольного возраста заключается не только в овладении ребенком знаниями, умениями и навыками, но и в становлении базовых свойств личности, а именно эмоционально-волевой сферы дошкольника.

В дошкольном возрасте ребенок овладевает новыми и разнообразными видами деятельности, изменяется и усложняется общение его с другими людьми, он активно познает окружающий мир и самого себя. Все это окрашено яркими переживаниями ребенка. Он еще мал, чтобы воспринимать мир разумно, рационально осмысливать его. Многое усваивается дошкольником через эмоциональную сферу. Так, истоки нравственных форм поведения ребенка лежат в положительных переживаниях одобрения такого поведения взрослым. Переживание успеха в деятельности приводит к тому, что дошкольник стремится продолжить, усложнить эту деятельность, будь то игра, рисование, конструирование или дежурство по уголку природы. Иными словами, роль эмоций в развитии дошкольников трудно переоценить. Нельзя забывать и тот факт, что дошкольный возраст является сензитивным для формирования эмоциональной сферыЭмоции не развиваются сами по себе. Ведущее влияние на их становление оказывают условия жизни и воспитания ребенка.

Проблема эмоций в современной общей педагогике разработана существенно меньше, чем другие области педагогического знания. Нерешенных вопросов педагогики эмоций значительно больше, чем разработанных, решенных.

Актуальность исследования определяется и тем, что в нашем обществе происходит увеличение количества детей с различными эмоциональными нарушениями, которые могут вести за собой проявления тревожности, неврозов, агрессии. Впоследствии эти проявления могут создать определенные трудности в обучении и воспитании детей. Во избежание этого следует обратить особое внимание на своевременную диагностику и оказание помощи детям дошкольного возраста, имеющих отставания в развитии эмоциональной сферы.

Исходя из выше сказанного, следует отметить, что дети дошкольного возрастатребуют специальной развивающей работы, направленной на формирование эмоциональной сферы дошкольников, обогащение их чувственного опыта. Таким направлением развивающей работы может быть сказкотерапия.

+Многие педагоги применяют магическое воздействие сказки в своей работе в процессе воспитания. Однако еще не все возможности и достоинства сказокиспользуются специалистами в полной мере. В форме сказки, метафоры могут быть синтезированы современные многочисленные психологические технологии, так необходимые педагогам, воспитателям, дефектологам, и, конечно же, родителям. С ними дети проводят значительную часть времени. Именно они на современном этапе становятся основными потребителями психологических технологий. Однако педагогические подходы многочисленны, сложно сформулированы, и это делает их недостаточно доступными для потенциальных пользователей. Поэтому основной задачей сказкотерапии стало синтезирование наиболее эффективных педагогических и психологических технологий в рамках сказочной формы; объединение и адаптация множества терапевтических приёмов в единый сказочный контекст. В этом заключается актуальность и новизна комплексной сказкотерапии. Это метод, использующий сказочную форму, ореол волшебства для интеграции личности, развития творческих способностей, развития адаптивных навыков, совершенствования способов взаимодействия с окружающим миром, а также обучения, диагностики и коррекции.

Новизна данной работы заключается в том, что метод, уже имеющий глубокое теоретическое обоснование, применяется для работы с отдельной проблематикой. Сказки, терапевтические метафоры и истории - модная на сегодняшний день тема. Педагоги разных теоретических ориентаций все чаще используют сказкурассказ, притчу в своей работе.

Источниками концепции сказкотерапии стали работы Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина, исследования и опыт Б. Беттельхейма, терапия историями Р. Гарднера, работы Э. Фромма, Э. Берна, идеи К. -Г. Юнга и М. -Л. фон Франц, позитивная терапия притчами и историями Н. Пезешкяна, исследования детской субкультуры М. Осориной, работы В. Проппа, идеи Е. Романовой, психотерапевтические сказки и идеи А. Гнездилова, опыт А. Захарова.

В последнее время к методу сказкотерапии тяготеет все больше специалистов: психологов и педагогов. Появились сказкотерапевтические программы Г. Азовцевой, А. Лисиной, Т. Речицкой, Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой.

Мы же остановимся на формировании эмоциональной сферы детей дошкольного возраста средствами сказкотерапииСказка оказывает огромное влияние на эмоциональное развитие детей. По мере расширения сферы общения дети испытывают действие разнообразных социальных факторов, значительно активизирующих их эмоциональный мир. Перед ребенком встает необходимость сдерживать ситуативные эмоции, управлять выражением своих чувств. Научиться этому позволяет сказка. Для ребенка подбирается готовая или составляется новая коррекционная сказка, в которой метафорически зашифрована информация о его агрессивном поведении и способах его преодоления. На занятиях ребенок не только прослушивает эту сказку, но и проигрывает различные способы поведения, идентифицируясь с главным сказочным героям. Кроме того, ему можно предложить нарисовать иллюстрации к сказке, переписать сказку на свой лад, придумать новую с этим же героем.

Цель работы: выявить эффективность использования сказкотерапии как инновационной технологиинаправленной на формирование эмоциональной сферы дошкольников.

Объектом методической работы является формирование эмоциональной сферы дошкольников.

Предметом является использование сказкотерапии как инновационной технологиинаправленной на формирование эмоциональной сферы дошкольников.

В работе была выдвинута следующая гипотезаформирование эмоциональной сферы дошкольников будет эффективнымесли:

1. Будет реализовываться педагогическая программа, которая строится на основе одной сказки, через которую дети узнают о чувствах внутри нас.

2. На каждом занятии через сказочный сюжет знакомить детей со значением каждой эмоции.

3. На занятиях использовать игры и упражнения, направленное снятие эмоционального напряжения.

4. Осуществлять интеграцию сказкотерапии с продуктивной деятельностью, музыкой, коммуникацией, социализацией.

Практическая значимость определяется тем, что проведена экспериментальная работа по изучению эмоционального формирования дошкольников. Это дает возможность разработать научно обоснованную и достаточно эффективную психолого-педагогическую программу формирования эмоциональной сферы детей посредством сказкотерапии.

Теоретические основы изучения сказкотерапии

как инновационной технологии формирования эмоциональной сферы дошкольников

В последнее время появляются новые инновационные методы коррекции. Один из таких методов – сказкотерапия, появившаяся на рубеже 60 – 70-х гг. в., обоснованная М. Эриксоном и в дальнейшем развитая его учеником В. Росси. В России метод начал использоваться с начала 90-х гг. Техника была использована в разработке авторских терапевтических сказок, историй и метафор И. В. Вачковым, С. К. Нартовой-Бочавер, Д. Ю. Соколовым и другими.

Сказкотерапия, построенная на некоторых механизмах арттерапии, в целом, и библиотерапии как вида арттерапии в частности, направлена на решение эмоционально-личностных и поведенческих проблем ребёнка.

М. Эриксон обосновал использование метафоры (образа, символически моделирующего аспекты проблемной ситуации субъекта) в терапевтических целях тем, что именно непрямое, опосредованное художественными средствами обсуждение проблемы поможет обратить воздействие к сознанию и бессознательному ребенка.

Возникнув в последние годы, как самостоятельное направление практической психологии, сказкотерапия сразу же приобрела огромную популярность. Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева говорит о сказкотерапии как о процессе поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нём; образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни, подчёркивая, что это процесс переноса сказочных смыслов в реальность [7]. Автор рассматривает сказкотерапию и как процесс объективации проблемных ситуаций и активизации ресурсов, потенциала личности, улучшения внутренней природы и мира вокруг. «Сказкотерапия — это ещё и терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой могут проявиться потенциальные части личности, нечто нереализованное, может материализоваться мечта, а главное, в ней появляется чувство защищённости и аромат тайны.»

Исходя из вышесказанногосказкотерапия - это не просто направление в психотерапии, а «. синтез многих достижений психологии, педагогики, психотерапии и философии разных культур».

В последние годы термин «сказкотерапия» все чаще встречается в специальных и популярных изданиях. Правда, в педагогике еще встречается термин «сказкокоррекция», но вряд ли между ними существует большая разница. И то, и другое подразумевает, прежде всего, лечение сказками. С другой стороны, знание испокон веков передавалось через истории, сказки, легенды, мифы. Проблема лечения сказками раскрывается в работах A.B. Гнездилова, Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой, Дж. Родари, Д. В. Соколова, М. -Л. фон Франца [5,6].

Сказка дает сокровенноеглубинное знание не только о себе, но и об окружающем мире, о процессе его развития. Такое знание, не оставляя непонятным сам механизм развития мира, безусловно, лечит.

Крупнейший собиратель и исследователь сказки А. И. Никифоров, посвятивший этой проблеме несколько специальных работ, дает следующее определение сказки: «Сказки - это устные рассказы, бытующие в народе с целью развлечения, имеющие содержанием необычные в бытовом смысле события (фантастические, чудесные или житейские, и отличающиеся специальным композиционно-стилистическим построением». Это определение и легло в основу научного определения сказки, помогая отграничить его от других родственных ей образований. То, что сказкапринадлежит к развлекательным жанрам, ни сколько не противоречит ее глубокой идейности. Она имеет определенным образом выраженное воспитательное значение, поскольку сказка - «целый художественный мир, и отличается этим от обрядовой поэзии, которая имеет прикладное значение; от легенды, которая имеет морализующие цели, или от предания, задача которого - сообщить какие-то сведения».

Именно сейчас, на данном этапе формирования педагогики и психологии, к сказкеинтуитивно тянутся люди: перечитывают и интерпретируют Библию, ищут скрытый смысл в сказках, легендах и мифах, возможно, и для того, чтобы заново открыть то, что в глубине души давно известно. Поэтому сказкотерапия - это лечение сказкой, совместное педагога с ребёнком открытие тех знаний, которые живут в душе и являются в данный момент педагогическими и психотерапевтическими.

Таким образом, сказкотерапия – это интегративная деятельность, в которой действия воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направленным на активность, самостоятельность, творчество, регулирование ребенком собственных эмоциональных состояний.

Сказка адресована живому творческому созидательному «детскому началу» в человеке, но это вовсе не значит, что метод имеет возрастные ограниченияСказка - древнее знание, зашифрованное в привлекательных образах и интригующих ситуациях. Изначально сказка была жанром, предназначенным для взрослых людей, она поучала, объясняла, давала ответы на самые сложные вопросы бытия. Каждый открывал в ней тот смысл, который был наиболее созвучен мироощущению, который мог дать ответ на внутренний вопрос. В этом секрет «вечной молодости» сказок [14].

Сказкотерапия - замечательный метод, красивый, мягкий, увлекательный. Самое главное он подходит для работы с клиентом любого возраста. Кроме того, он, способен синтезировать с психоанализом, гештальттерапией, звукотерапией и т. д.

-В занятия по комплексной сказкотерапии с детьми дошкольного возрастапомимо чтения и обсуждения сказок включают следующие группы упражнений, каждое из которых направлено на достижение определенных целей и задач, направленных на формирование личности детей:

1. Расслабление по контрасту с напряжением.

2. Расслабление с фиксацией внимания на дыхание.

3. Расслабление – медитация.

4. Упражнения на дыхание (физиологическое, речевое, в сочетании с голосом, движениями).

5. Речевые упражнения.

6. Упражнения на развитие голоса, интонации

7. Развитие слухового и зрительного внимания.

8. Развитие мелкой моторики пальцев рук.

9. Упражнения на отображение эмоциональных состояний с помощью мимики, жестов, прикосновений, движений.

10. Упражнения, включающие в себя ходьбу, бег, преодоление препятствий.

11. Упражнения с элементами танцев.

12. Упражнения в превращение в растения, животных, героев сказок, предметы [11].

Сказка оказывает огромное влияние на эмоциональное развитие детей. По мере расширения сферы общения дети испытывают действие разнообразных социальных факторов, значительно активизирующих их эмоциональный мир. Перед ребёнком встает необходимость сдерживать ситуативные эмоции, управлять выражением своих чувств. Научиться этому позволяет сказка. Для ребёнка подбирается готовая или составляется новая коррекционная сказка, в которой метафорически зашифрована информация о его агрессивном поведении и способах его преодоления. На занятиях ребёнок не только прослушивает эту сказку, но и проигрывает различные способы поведения, идентифицируясь с главным сказочным героям. Кроме того, ему можно предложить нарисовать иллюстрации к сказке, переписать сказку на свой лад, придумать новую с этим же героем [12].

Различается директивный и недирективный подходы в сказкотерапии. В директивной терапии педагог руководит терапевтическим процессом: задаёт темы, наблюдает за поведением ребёнка и интерпретирует его. В недирективной сказкотерапии роль педагога снижается: основная функция сводится к созданию атмосферы эмоционального принятия ребёнка и условий для спонтанного проявления его чувств.

Метод может проводиться в индивидуальной и групповой формах. При групповой форме сказка комплексно представляет проблемы всех детей (их должно быть от 3 до 6 человек, включенных в группу.

Таким образом, сказка активизирует воображение ребёнка, заставляет его сопереживать и внутренне содействовать персонажам, а в результате этого сопереживания у ребенка появляются не только новые знания и представления, но и, что самое главное, новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам и явлениям. Кроме того, сказка обладает такой притягательной силой, которая позволяет ребёнку свободно мечтать и фантазировать.

Анализ результативности использования сказкотерапии как инновационной технологиинаправленной на формирование эмоциональной сферы дошкольников

В ходе исследования была проведена диагностическая методика «Эмоциональная идентификация» для детей дошкольного возраста, которая разработана Е. И. Изотовой [3].

Целями данной диагностики являются:

1. Выявление особенностей идентификации эмоций различных модальностей у детей дошкольного возраста, индивидуальных особенностей эмоционального развития;

2. Выявление сформированности двух компонентов процесса опознания эмоций – восприятия и понимания эмоциональных состояний;

3. Определение уровня произвольного выражения эмоций различной модальности (радость, гнев, печаль, страх, отвращение, презрение, зависть).

4. Выявление объема эмоционального опыта и эмоциональных представлений;

5. Выявление фактора эмоциональной напряженности.

Общий вывод: По результатам диагностики формирования эмоциональной сферы детей дошкольного возраста можно сделать следующие выводы:

- Большинство детей группы имеют средний уровень формирования эмоциональной сферы. Эти дети эмоционально открыты, доверчивы. Они понимают и называют эмоции. Их мимика достаточно активна.

- Воспитанники группы полностью отличают эмоции по эталону, выделяют положительные и отрицательные эмоциональные эталоны.

- Есть дошкольники, у которых достаточно низкий уровень формирования эмоциональной сферы. У таких детей проблемы с социализацией, овладением способом выражения эмоций, недостаток эмоциональности.

Система работы по формированию эмоциональной сферы дошкольников средствами сказкотерапии

На основе теоретического изучения данной проблемы и проведения эмпирического этапа диагностики уровня сформированности эмоциональной сферы дошкольников было принято внедрить в образовательную деятельность с дошкольниками систему работы по формированию эмоциональной сферы дошкольников средствами сказкотерапии «Путешествие в Волшебную страну внутри нас».

Заключение

Была внедрена система по формированию эмоциональной сферы дошкольников средствами сказкотерапии. Развивающая работа была представлена рядом занятий с использованием сказкотерапии, игровых упражнений, релаксационных приемов, специальных игр на развитие эмоциональной сферы.

Все занятия строились на основе одной сказки. Посредством такого сказочногопутешествия дети узнают, о том, какие бывают чувства и эмоции; что происходит, если страной завладеют отрицательные чувства, что такое «мера» и для чего она нужна. На каждом занятии дети учатся справляться со своими негативными качествами; учатся работать совместно друг с другом, в команде, а что самое развивают

В предложенных занятиях дети охотно и активно участвовали. Они с интересом слушали представленные их вниманию произведения, активно беседовали по прочитанным сказкам, с большим желанием участвовали в драматизации сказок.

Дети с нетерпением ждали следующего занятия, полученный на занятиях опыт дети переносили в повседневную жизнь: сюжетно-ролевую игру, режимные моменты, свободную деятельность, в общение со сверстниками и взрослыми.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обучение родителей приёмам регуляции поведения ребёнка

Марина Юрина 
Обучение родителей приёмам регуляции поведения ребёнка

1. ОБУЧЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ

ПРИЕМАМ РЕГУЛЯЦИИ ПОВЕДЕНИЯ.

Цель: обучить родителей некоторым приёмам эффективного взаимодействия с

ребёнком, основное требование заключается в том, что ребёнок должен в

игре являться ведущим, а родитель – ведомым, учитывая возможности

ребёнка.

Основные задачи:

- помочь родителям осознать глубинные причины проблемности ребёнка;

- изменить стереотип восприятия проблемного ребёнка как испорченного, и

плохого, неспособного человека;

- осмыслить оптимальные пути решения проблемного ребёнка;

- определить долю участия в этом процессе специалистов и родителей;

- организовать конструктивное взаимодействие взрослых в раскрытии человеческого т потенциала ребёнка и оказании необходимой помощи и поддержки.

Первое приобщение ребёнка к правилам поведения происходит в семье, среди ближайших родственников. В процессе передачи общепринятых правил и в силу стремления уберечь ребёнка от вредных воздействий окружающего мира родители часто ограничивают поведение ребёнка.

Проблема требований и запретов становится особенно актуальной именно при взаимодействии родителей с ребёнком – дошкольником, так как в этом возрасте дети приобретают возможность регулировать своё поведение и соотносить его с установленными правилами. Обострение детско-родительских конфликтов также вызвано переживанием ребёнка кризиса 3-х лет и его последствий, которые часто проявляются в негативных изменениях характера ребёнка и «плохом» поведении.

Ребёнок в отдельных случаях может понимать, что взрослый ошибается. Тем не менее, авторитет родителя так высок, что дошкольнику сложно осуждать правомерность его действий и поступков. Наиболее действенным способом взаимодействия на родителей является детская манипуляция. При этом способе общения взрослый зачастую не понимает, что ребёнку управляет его поведением.

В связи с тем, что родители обладают властью над ребёнком (они сильнее, больше знают, и в силу действия социальных норм и правил поведения, ребёнок не может открыто противостоять требованиям взрослых, и не всегда может открыто проявлять свою позицию и самостоятельность.

Далее хочу обратить ваше внимание на алгоритм формирование каждого конкретного навыка, необходимого для успешного взаимодействия родителей и ребёнка. Демонстрация приёмов будет происходить в той же последовательности, в которой мы их рассмотрим.

2. АЛГОРИТМ ПРИЁМОВ.

1. «НЕ КОМАНДУЙ».

В ходе работы Вы (родители) должны избегать давать ребёнку какие-либо команды. Одни команды могут быть прямыми (например: «Дай мне эту куклу?», другие – непрямые – они предполагают подчинение ребёнка воле родителя.

Примеры использования – КАК?

Результат – ЗАЧЕМ? ПОЧЕМУ?

Прямая команда Непрямая команда

- «Убери кубики в ящик!»;

- «Подойди к столу!»;

- Скажи «Красный!». - «Давай построим домик»;

- «Не мог бы ты подать мне эту игрушку»;

- «А не поставить ли нам эту деталь наверх?». Использование таких опосредованных команд предполагает предоставление ребёнку в ходе игры лидерских позиций, что даёт детям с отставанием в развитии возможность почувствовать уверенность в своих силах, что важно для развития. Любые прямые команды этому мешают. Кроме того, если родители используют прямые команды в ходе формирования моделей общения, что ребёнок их не выполнит и это создаст напряжение отношениях ребёнка и родителей.

2. «НЕ ЗАДАВАЙ ВОПРОСОВ».

В данной ситуации родители не должны задавать вопросов ребёнку. Вопросы могут помешать, ему почувствовать себя лидером. Если, например, родитель спросит ребёнка: «Не мог бы ты убрать игрушки за собой?», то, конечно же, воспринимает это как команду. Родитель будет восприниматься им как хозяин положения. Вопросы, касающиеся того, что ребёнок делает, могут быть восприняты как выражение родительского несогласия с действиями ребёнка.

Ребёнок (играя в конструктор): «Вот это самолёт!». Родитель: «Ты что, построил самолёт?» (ребёнок это может воспринимать свой адрес, как выражение самомнения или неодобрения). Ребёнок берёт карандаши. Родитель: «Ты что, собираешься рисовать?» (тем саамы родитель перехватывает у ребёнка инициативу).

Многие родители полагают, что задавая ребёнку множество вопросов, они вступают с ним в активный диалог. А на самом деле, данный процесс, блокирует спонтанную речь, особенно у ребёнка с отставанием в развитии. Большинство задаваемых вопросов блокируют коммуникативные возможности, в результате чего, ответы детей будут, становиться короче и, в конце концов, они вовсе перестанут отвечать.

3. «НЕ КРИТИКУЙ».

Критические замечания плохо отражаются на самооценке ребенка. Это особенно важно учитывать при работе с детьми, имеющими отставание в развитии, поскольку они тяжело переживают ограниченность своих возможностей, связанных с низким уровнем когнитивных и психомоторных навыков. Ребёнок (взяв красный кубик): «Зелёный». Родитель: «Нет, этот кубик не зелёный, а красный» 9критическое замечание). Родитель: «Ты взял красный кубик, а не зелёный» (поправляет ребёнка, избегая при этом критики).

Родители должны научиться избегать критических замечаний, обеспечить ребёнку достаточную обратную связь, помогающую корректировать действия. Если ребёнок в процессе взаимодействия высказывает неверные суждения, родители могут и должны его поправить, избегая критических высказываний.

4. ОПИСАНИЕ».

На данном этапе родителям предлагается описывать хорошее поведение ребёнка в момент совершения им каких-либо действий. Поскольку описание действия является мощным фактором, способствующим ее закреплению, следует избегать описания плохого поведения. Процесс заключается в том, что родитель следит за действиями ребёнка. Комментируя отдельные этапы выполнения ребёнком, тех или иных действий, родители приходят к описанию ребёнка в целом.

«Ты кладёшь игрушку на стол»;

«Это красный кубик»;

«Ты взял карандаш и рисуешь круг».

В последовательности ребёнок начинает осознавать, что должен довести действие до конца, это способствует развитию его умений. Описания воспринимаются ребёнком как поддержка, и способствует повышению самооценки, обогащению словарного запаса, формирование образа «Я», закрепления полученных навыков, развитие познавательных процессов, поскольку организует мышление, связанное с игровой деятельностью.

Данный приём применять в работе с детьми, имеющими задержку речевого развития, у детей с развитым вербальным аппаратом, работу проводить менее активно, учитывая приём «не задавай вопросов».

5. «ОТРАЖЕНИЕ».

Отражение представляет собой повторение того, что ребёнок только что произнёс. Однако при этом не обязательно использовать те же самые слова, что и он. Главное, чтобы новое высказывание выражало тот же смысл. Тем самым родитель показывает ребёнку, что он его понимает и внимательно относится к тому, что ребёнок пытается выразить.

Ребёнок: «Красная».

Родитель: «Да, у тебя красная машинка».

Ребёнок: «Упала».

Родитель: «Да, башня упала».

Ребёнок: «Полка».

Родитель: «Да, книги поставим на полку».

Отражения учат ребёнка понимать и принимать то, что он говорит, что ведёт к развитию речевой экспрессии. Учитывая, что большинство детей с отставанием в развитии отличаются неустойчивостью речевой функции, побуждая ребёнка говорить чаще и дольше, можно способствовать развитию его вербального аппарата.

6. «ИМИТАЦИЯ».

Родители должны научиться имитировать хорошее поведение ребёнка.

Ребёнок (вылепил из пластилина грибочек).

Родитель: «Ты лепишь из пластилина грибочки, я тоже хочу слепить».

Имитация, демонстрируя поддержку, принятие действий ребёнка, способствует повышению его самооценки. Она заставляет ребёнка имитировать действия родителя и тем самым повышает степень его активности в усвоении различных навыков в процессе взаимодействия и в других обстоятельствах. Имитируя действия ребёнка, родители должны избегать делать то, чего ребёнок не делал, поскольку это может привести к утрате инициативы.

7. «ПОХВАЛА».

Родители учатся хвалить ребёнка за хорошее поведение. Похвала способствует закреплению навыков и побуждает ребёнка выполнять определённые действия. И дети, и родители испытывают при этом положительные эмоции; ребёнок чувствует поддержку родителей, а родители испытывают удовлетворение от того, что ребёнок ведёт себя хорошо. Похвала может быть связана или не связана с обозначением конкретных действий.

похвала без обозначения конкретных действий похвала с обозначением конкретных действий

«Хорошая работа!»

«Ты – хорошая девочка!»

«Здорово!» «Ты хороший мальчик, убрал сам за собой игрушки»

«Красивый получился домик, который ты построил»

8. «ИГНАРИРОВАНИЕ».

Родители должны научиться игнорировать проявление плохого поведения ребёнка в ходе общения с ним. Для того чтобы отвлечь внимание от ребёнка, если он начинает хныкать, родителю следует отвернуться и продолжать дальше игру, которую они совместно играли, при этом комментирует свои действия.

Ребёнок, безуспешно пытается вставить фрагменты логического куба, начинает плакать и прячется под стол.

Родитель (отворачивается от ребёнка): «Я попробую сама собрать твою пирамидку», при этом комментируя свои действия.

Ребёнок (хныча) возвращается к столу.

Родитель (сразу же поворачивается к ребёнку): «Хорошо, что ты вернулся. Помоги мне, у меня плохо получается без тебя. Мне нравится с тобой играть.

Игнорирование позволяет блокировать попытки ребёнка привлечь внимание плохим поведением.

Следует придерживаться 3-х основных правил:

Во-первых, надо игнорировать те действия ребёнка, которые направлены на привлечение внимания (ребёнок начинает хныкать, горит плохие слова). Если ребёнок поступает так по другой причине (например, бросает игрушку в стену, потому что ему нравиться звук, игнорирование его действий не поможет их пресечь.

Во-вторых, следует помнить, что прежде чем ребёнок перестанет совершать плохие действия, пытаясь привлечь внимание, он буде вести себя более разнузданно. Поэтому действия ребёнка, представляющие опасность для него и окружающих не должны игнорироваться. Родители должны решить, смогут ли они справиться с ситуацией, если ребёнок, предпринимая отчаянные попытки привлечь их внимание, станет вести себя вызывающе.

В-третьих, начав игнорировать действия ребёнка, родители и впредь должны продолжать и игнорировать. Если эти действия, наконец, выведут их из равновесия, и они перестанут их игнорировать, то тем самым убедят ребёнка в том, что выработанная стратегия возымела действие. Он и в дальнейшем будет стремиться ее использовать.

3. РЕКОМЕДАЦИИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА РОДИТЕЛЯМ.

Любой ответственный родитель в тайне мечтает, чтобы его ребёнок вырос успешным человеком, лидером. Мы радуемся маленькими победами наших детей, с гордостью рассказываем друзьям и знакомым, какой умный и талантливый ребёнок у вас растёт, и всё-всё ему удаётся. Недавно рисунок нарисовал – значит, будет замечательным художником. А на турнике что вытворяет – 100% спортсмен, на Олимпиаду поедет.

Каждый ребёнок талантлив, даже гениален. Но чтобы раскрыть его таланты, вырастить по-настоящему цельную Личность. Личность с большой буквой, и никак иначе, родителям необходимо приложить массу усилий.

Роль семьи в воспитании ребёнка – огромна, её нельзя приуменьшить. Если Вы будете с самого рождения принимать непосредственное участие в процессе воспитания, помогать малышу, развивать свои способности, поддерживать и направлять, тогда рядом с вами будет родное и близкое дитя, и вас не забудут, оценят все вами приложенные усилия. Удачи!

4. ЛИТЕРТУРА

1. Владимир Леви, «Нестандартный ребенок». Сугубо психологическая литература для родителей, располагает к рефлексии, увлекательна, хорошо написана. Как и любая психологическая вещь – на любителя. (литература, гуманистическая психология).

2, Гиппенрайтер Ю. «Как быть ребенком» - воспоминания известных людей о своем детстве. Очень содержательна и в плане психологии, и – обучения и развития. (биография, психология, развитие).

3. Юлия Гиппенрайтер «Общаться с ребенком. Как?» Психологические рекомендации, даны в контексте проблем, но на самом деле – здоровые принципы здоровых отношений в семье. Есть популярно переложенные концепции педагогики – например, зона ближайшего развития Выготского. (практическая психология, развитие).

4. Мария Монтессори, «Дом ребенка». Изложение педагогических принципов Монтессори, ее философия. Сложно читается, но бесценна по своему содержанию. (психология, гуманистическая педагогика, развитие и обучение).

5. Януш Корчак, «Право ребенка на уважение», «Как любить ребенка». «Библия» для родителей, книги, которые должен прочитать каждый родитель. (литература, психология, гуманистическая педагогика).

5. ПРИЛОЖЕНИЯ.

- Ребёнок отказывается, на завтрак есть кашу.

- Родитель: «Ешь кашу!»

- Ребёнок разбросал свои вещи по комнате.

- Родитель: «А не мог бы ты сложить свои вещи?»

- Ребёнок, долго рисовал, подходит к маме и показывает рисунок.

- Родитель: «Ты сам нарисовал? А что это? Тебе никто не помогал?»

- Ребёнок, играя в машинки, убеждает маму, что самая большая машинка синего цвета.

- Родитель: «Нет! Эта машинка не синего, а красного цвета!».

- Ребёнок играет совместно с мамой в кубики.

- Родитель: «Сейчас ты взял кубики, ты начал строить башню из кубиков. Посмотри, какую большую башню ты построил».

- Ребёнок, строя башню уронил 1 кубик под стол: «Упал?»

- Родитель: «Да, у тебя упал кубик, хорошо я подниму, не переживай»

- Ребёнок, перед зеркалом репетирует движения танца, который будет танцевать в детском саду на утреннике.

- Родитель: «Ты так хорошо танцуешь, я тоже хочу научиться так, танцевать».

- Ребёнок навел порядок в своей комнате.

- Родитель: «Здорово, какой ты умничка!».

- Ребёнок, помыл за собой посуду, после обеда.

- Родитель: «Ты, такой молодец, помыл за собой посуду!».

- Ребёнок, на просьбу, убрать свои игрушки, захныкал, проигнорировал.

- Родитель: «Хорошо, я попробую сама убрать. Кубики уберу в шкаф, а машинки в домик».


 

План Тематической недели « ИГРЫ

План Тематической недели « ИГРЫ

День сюжетных игр. Девиз «В нашем саду с утра ждет нас игра»

День сюжетных игр. Девиз «В нашем саду с утра ждет нас игра»

День музыкальных и подвижных игр

День музыкальных и подвижных игр

Наталья Казакова Сказкотерапия как инновационная технология, направленная на формирование эмоциональной сферы детей дошкольного возраста

Наталья Казакова Сказкотерапия как инновационная технология, направленная на формирование эмоциональной сферы детей дошкольного возраста

Во избежание этого следует обратить особое внимание на своевременную диагностику и оказание помощи детям дошкольного возраста , имеющих отставания в развитии эмоциональной сферы

Во избежание этого следует обратить особое внимание на своевременную диагностику и оказание помощи детям дошкольного возраста , имеющих отставания в развитии эмоциональной сферы

Перед ребенком встает необходимость сдерживать ситуативные эмоции , управлять выражением своих чувств

Перед ребенком встает необходимость сдерживать ситуативные эмоции , управлять выражением своих чувств

М. Эриксон обосновал использование метафоры (образа, символически моделирующего аспекты проблемной ситуации субъекта) в терапевтических целях тем, что именно непрямое, опосредованное художественными средствами обсуждение проблемы поможет…

М. Эриксон обосновал использование метафоры (образа, символически моделирующего аспекты проблемной ситуации субъекта) в терапевтических целях тем, что именно непрямое, опосредованное художественными средствами обсуждение проблемы поможет…

Именно сейчас, на данном этапе формирования педагогики и психологии, к сказке интуитивно тянутся люди : перечитывают и интерпретируют

Именно сейчас, на данном этапе формирования педагогики и психологии, к сказке интуитивно тянутся люди : перечитывают и интерпретируют

Упражнения на отображение эмоциональных состояний с помощью мимики, жестов, прикосновений, движений

Упражнения на отображение эмоциональных состояний с помощью мимики, жестов, прикосновений, движений

Выявление сформированности двух компонентов процесса опознания эмоций – восприятия и понимания эмоциональных состояний ; 3

Выявление сформированности двух компонентов процесса опознания эмоций – восприятия и понимания эмоциональных состояний ; 3

Обучение родителей приёмам регуляции поведения ребёнка

Обучение родителей приёмам регуляции поведения ребёнка

Марина Юрина Обучение родителей приёмам регуляции поведения ребёнка 1

Марина Юрина Обучение родителей приёмам регуляции поведения ребёнка 1

В связи с тем, что родители обладают властью над ребёнком (они сильнее, больше знают, и в силу действия социальных норм и правил поведения, ребёнок не…

В связи с тем, что родители обладают властью над ребёнком (они сильнее, больше знают, и в силу действия социальных норм и правил поведения, ребёнок не…

Ребёнок (играя в конструктор): «Вот это самолёт!»

Ребёнок (играя в конструктор): «Вот это самолёт!»

Данный приём применять в работе с детьми, имеющими задержку речевого развития, у детей с развитым вербальным аппаратом, работу проводить менее активно, учитывая приём «не задавай…

Данный приём применять в работе с детьми, имеющими задержку речевого развития, у детей с развитым вербальным аппаратом, работу проводить менее активно, учитывая приём «не задавай…

Родители учатся хвалить ребёнка за хорошее поведение

Родители учатся хвалить ребёнка за хорошее поведение

Поэтому действия ребёнка, представляющие опасность для него и окружающих не должны игнорироваться

Поэтому действия ребёнка, представляющие опасность для него и окружающих не должны игнорироваться

Януш Корчак, «Право ребенка на уважение», «Как любить ребенка»

Януш Корчак, «Право ребенка на уважение», «Как любить ребенка»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.05.2020