План урока литературы в 9 классе по теме "Земное и возвышенное в писателе А.И.Куприне и его произведениях"
Оценка 4.7

План урока литературы в 9 классе по теме "Земное и возвышенное в писателе А.И.Куприне и его произведениях"

Оценка 4.7
docx
17.12.2020
План урока литературы в 9 классе по теме "Земное и возвышенное в писателе А.И.Куприне и его произведениях"
План урока литературы в 9 классе по теме "Земное и возвышенное в писателе А.И.Куприне и его произведениях" составлен согласно требованиям обновленного содержания образования в Республике Казахстан. В плане четко обозначены цели обучения, включено формативное оценивание, критерии оценивания, активные методы работы учащихся, учтена дифференциация, разработан и включен в план лист оценивания для каждого учащегося. Данный план разработан как первый из серии уроков, посвященных писателю А.И.Куприну по литературе для учащихся 9 классов (с русским языком обучения)
Земное и возвышенное в писателе А.Куприне и его произведениях (план урока).docx

Название раздела: «Странности любви»

Тема урока №  : Земное и возвышенное в писателе

А.И Куприне и его произведениях

Школа №

Дата:

ФИО учителя

Класс: 9

Количество присутств.:

отсутств:

Цели обучения, которые необходимо достичь на данном уроке

9.1.6.1 – давать развернутый аргументированный ответ на проблемный вопрос со ссылкой на источники.

9.2.2.1 – определять тему и идею произведения, выражая свое мнение о проблематике.

9.4.1.1 – участвовать в обсуждении произведения, отстаивая свою точку зрения, оценивая поведение, поступки героев, позицию автора.

Цели урока

Учащиеся могут:

Работать с текстом, используя метод «Ромашка Блума»; осмыслить и раскрыть тему и идею прочитанного; анализировать, сопоставлять, объяснять свое мнение, работая с «Двухчастным дневником», презентуя рекламный постер, просматривая буктрейлер. Могут оценивать себя и одноклассников, заполняя в течение всего урока «Оценочные листы» и «Лист работы учащегося»

Критерии оценивания

- дают развернутый ответ на проблемный вопрос;

- рассказывают, объясняют, сравнивают прочитанное;

- участвуют в обсуждении изучаемого материала.

Учебник

«Русская литература», часть 1, Алматы, «Мектеп»,2019г

Межпредметные связи

История России, русский язык, ИКТ

Ожидаемый результат

Все учащиеся смогут: познакомиться с биографией и творчеством писателя;  работать с текстом; сопоставлять, анализировать текст;  цитировать, составлять краткий пересказ.

Большинство учащихся будут уметь: рассказать важные сведения о писателе, анализировать его творчество; сопоставлять, сравнивать прочитанное, ссылаясь на источники информации.

Некоторые учащиеся смогут: рассказать важные сведения о писателе, анализировать его творчество; сопоставлять, сравнивать прочитанное, ссылаясь на источники информации; отстаивать свою точку зрения, зная тексты произведений и позицию писателя.

 

 

Ход урока

 

Планируемые сроки

Планируемые действия

Ресурсы

0–1 мин

Создание коллаборативной среды.

Проведение активити «Если у тебя …»

Если у вас есть старшие или младшие брат или сестра, хлопните в ладоши 1 раз.

Если у вас есть верные друзья, хлопните в ладоши 2 раза.

Если вы счастливый человек, поднимите вверх правую руку.

Если вы веселый человек, поднимите вверх левую руку.

Если вы любите читать книги, вытяните руки вперед.

Если вы готовы к сегодняшнему уроку, повернитесь к соседу по парте и улыбнитесь.

 

Приятного вам учебного дня!

Учитель приветствует учащихся.

 

 

Начало  урока

2-4 мин

Учитель беседует с учащимися по вопросам, концентрирует внимание учащихся на понятиях, связанных с темой урока.

- Без каких понятий, абстрактных вещей, если говорить о нас, людях, мы не сумеем жить?

- Почему так велико значение «доброты», «милосердия», «любви», «гуманизма»? Поясните.

Слово учителя. Определение  названия темы урока.

Учитель и учащиеся озвучивают цели.

 

Середина урока

5-6мин.

 

 

 

 

 

 

 

7-19мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

20-29 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

30-34мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     35-40мин

1.Работа с эпиграфами к уроку:

Он из тех писателей, на которых достаточно указать: читайте его, это подлинное искусство; оно всякому понятно без комментариев. Ф.Д.Батюшков

Это — мудрость верной силы.
В самой буре — тишина.
Ты — родной и всем нам милый.
Все мы любим Куприна. К.Бальмонт

2. Работа с биографией писателя.

 А) Слово учителя о писателе Куприне.

Б) Метод «Ромашка Блума». (Рассказывают, отвечая на вопросы, заранее подготовленные учащиеся)

В)Работа остальных учащихся с учебной статьей, стр.126-127 (Чтение, поиск нерассказанной ранее биографической информации).

Дескрипторы:

- дают аргументированный ответ на вопрос;

- рассказывают учебный материал.

ФО: Похвала учителя». Заполнение оценочного листа – графы «отлично справился с домашним заданием»

3. Работа с текстами произведений «Чудесный доктор», «Изумруд», «Куст сирени». Метод «Презентация книги».

Дескрипторы:

- определяют тему и идею произведения;

- объясняют позицию автора книги;

- объясняют свое мнение о произведении.

ФО: «Является вдумчивым читателем». Заполнение оценочного листа-графы «Самый вдумчивый читатель».

4. Работа в парах. Дифференцированное задание. Метод «Двухчастный дневник»

А:ответят на вопрос «Каким был писатель и герои его книг».

Б:объяснят выбор характеристики-прилагательного для писателя и героя его книги.

С:прокомментируют, пояснят свою позицию.

Каков же

Писатель А.И.Куприн

Герой книг А.И.Куприна

1…….., потому что..

2. ……., потому что…

3. …….,потому что….

1……, потому что…

2…….,потому что…

3. ……,потому что…

Слова для справок: талантливый, чуткий, честный, милосердный…

Дескрипторы:

- анализируют биографию и творчество писателя;

- сопоставляют прочитанное и услышанное;

- объясняют свое мнение о произведении.

ФО: «Похвала учителя», взаимооценивание.

5.Слово учителя о предстоящем знакомстве с повестью «Олеся». Просмотр буктрейлера.

https://www.youtube.com/watch?v=crZtYqIjbnM&t=32s

6.Беседа об увиденном в буктрейлере. Метод «Вопрос-ответ».

- На что вы обратили внимание в буктрейлере?

-Какие цвета, музыка в нем и почему? С чем связано, как вам кажется?

-Каким будет сюжет повести и о чем она?

- этот буктрейлер можно назвать хорошей рекламой книги?Почему?

Презентация к уроку

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1 (биография и

«Ромашка Блума» с вопросами)

Учебник, стр 126-127

 

 

 

 

 

 

Презентации по рассказам Куприна «Чудесный доктор»,

«Изумруд», «Куст сирени»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

40-41

Подведение итогов урока.

Домашнее задание : чтение повести «Олеся»

 

 

Конец урока

Рефлексия

42-43 мин

Заполнение «Листа оценивания»

Приложение 2(в том числе заполняется в течение всего урока)

Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися?

Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися?

Здоровье и соблюдение техники безопасности

На уроке используется учебная информация с учетом различных типов восприятия информации, а именно: через слушание, чтение и говорение. На всех этапах урока  учащимся предлагаются различные подмостки: тезисные подсказки, статья учебника, наводящие вопросы учителя.

Дифференциация реализуется через работу  в парах через заполнение «Двухчастного дневника». Более способные учащиеся получили накануне урока опережающее задание(прочитать, проанализировать, подготовить презентацию, прокомментировать свою позицию)

 На всех этапах осмысления темы  учащиеся проводят самооценивание и взаимооценивание, работая с «Листом работы и оценки учащегося».

   

1.Здоровьесберегающие технологии:

- активные виды деятельности;

- выполнение санитарных норм;

- создание благоприятной эмоциональной обстановки в  классе;

- личностно-ориентированный подход к детям.

2. Соблюдение правил техники безопасности в кабинете.

 

 

Приложение 1

Александр Иванович Куприн родился 26 августа (7 сентября) 1870 года в захолустном городке Наровчате Пензенской губернии. Отца своего, умершего от холеры, когда мальчику был всего год, Куприн не помнил. В 1874 году он переезжает с матерью в Москву и поселяется в общей палате вдовьего дома (Сиротский пансион)
Во вдовьем доме он, по крайней мере, не был оторван от матери. Вообще в формировании личности Куприна громадную роль сыграла мать, которая в глазах ребенка безраздельно заняла место "верховного существа". Любовь Алексеевна Куприна, так звали его мать, урожденная княжна Куланчакова, "обладала сильным, непреклонным характером и высоким благородством". Натура энергичная, волевая и даже с оттенком деспотизма в характере, она обладала к тому же, по словам Куприна, редким "инстинктивным вкусом" и тонкой наблюдательностью.

Кто сыграл большую роль в формировании личности Куприна и почему именно этот человек?

И у шестидесятилетнего Куприна образ матери вызывает восторженные признания. В 1876 году из-за тяжелого материального положения Любовь Алексеевна была вынуждена отдать сына в сиротское училище. Семилетний мальчик надел первую в своей жизни форму - парусиновые панталоны и парусиновую рубашку, обшитую вокруг ворота и вокруг рукавов форменной кумачовой лентой". Казенная обстановка причиняла мальчику жестокие страдания. Но это было только начало. В 1880 году он сдал вступительные экзамены во Вторую московскую военную гимназию, которая два года спустя была преобразована в кадетский корпус. И снова форма: "Чёрная суконная курточка, без пояса, с синими погонами, восемью медными пуговицами в один ряд и красными петлицами на воротнике". Он не мог мириться с жесткой дисциплиной и казарменной воспитательной системой.
Осенью 1888 года Куприн поступил в Третье Александровское юнкерское училище в Москве. И оно приняло в свои стены уже не тщедушного, неуклюжего подростка, а крепкого юношу, ловкого гимназиста, юнкера, без меры дорожащего честью своего мундира, неутомимого танцора, пылко влюбляющегося в каждую хорошенькую партнёршу по вальсу. Уже в кадетском корпусе родилась настоящая, глубокая любовь будущего писателя.

 Еще в кадетском корпусе Куприн начинает пробовать свои силы в поэзии. Сохранилось его несколько очень несовершенных ученических опытов 1883 -1887 годов. Уже будучи в юнкерском училище, Куприн впервые выступит в печати. Познакомившись с поэтом Л. И. Пальминым, он опубликовал в журнале "Русский сатирический листок" рассказ "Последний дебют" (1889. Но этот рассказ не был слишком удачен.

Какую роль в жизни Куприна и его писательском деле сыграло юнкерское училище?

 10 августа 1890 года, окончил "по первому разряду" Александровское училище, подпоручик Куприн отправился в 46-й пехотный Днепровский полк, квартировавший в городишке Проскурове Подольской губернии, где прослужил 4 года. Сам он и не относился серьёзно к своему "писательству". В 1893 году молодой подпоручик заканчивает повесть "Впотьмах", рассказы "Лунной ночью" и "Дознание". Казарменные будни в Днепровском полку становятся для Куприна все более невыносимыми.
«Душа была уже навеки опустошена, мертва и опозорена» - произведения писателя об армии
Событием, несколько отсрочившим крепнущее стремление Куприна покинуть военную службу, было серьёзное увлечение девушкой. Заштатный подпоручик, с его сорока восемью рублями жалованья, не был подходящей партией. Отец девушки давал согласие на брак лишь в том случае, если Куприн поступит в Академию генерального штаба. И вот осенью 1893 года он выезжает в Петербург сдавать экзамены. В столице Куприн сидел без денег, на одном черном хлебе, скрывая свою свирепую нищету.
В разгар экзаменов по распоряжению командующего Киевским военным округом генерала Драгомирова Куприн был отозван в полк. Причиной послужило его столкновение на пути в Петербург с околоточным надзирателем (полицейским), грубая назойливость которого закончилась для него вынужденным купанием в Днепре. Вернувшись в полк, Куприн подает прошение об отставке, получает её и к осени 1894 года оказывается в Киеве. Он много печатается в местных и провинциальных газетах ("Киевском слове", "Киевлянине", "Волыни"), пишет рассказы, очерки, заметки. Итогом этого беспокойного полуписательского, полурепортерского прозябания были два сборника: очерки "Киевские типы" (1896) и рассказы "Миниатюры" (1897).
Репортерская работа в киевских газетах - судебная и полицейская хроника, писание фельетонов - была главной литературной школой Куприна. К репортерству он навсегда сохранил теплое отношение.

 

 

Тема армии, разоблачение муштры, побоев, когда «душа была уже навеки опустошена, мертва и опозорена», является одной из важнейших в творчестве писателя. Ей посвящены рассказы «Дознание», «Ночлег», «В казарме», «Ночная смена» и, безусловно, повесть «Поединок» .

В годы реакции, после поражения Революции 1905-07, пережил творческий спад. Осенью 1919 Куприн находился в Гатчине, отрезанной от Петрограда белогвардейскими войсками генерала Юденича, откуда с семьей эмигрировал за границу, где провёл 17 лет (главным образом в Париже), испытывая постоянные материальные лишения и острую тоску по России.

Что происходило с Куприным после революций 1905-1917 годов?

«...Эмигрантская жизнь,- писал он из Парижа сестре,- вконец изжевала меня и приплюснула дух мой к земле. Нет, не жить мне в Европах!..». «Меня всегда влекли люди, нравы, обычаи, ремесла, песни, словечки. И нигде еще, бывая за границей, я не чувствовал такого голода по Родине... Если уж говорить о том Париже, который тебе рисуется и представляется, то я его ненавижу».
Илье Ефимовичу Репину он в эти же годы писал:
«Чем дальше я отхожу во времени от Родины, тем болезненнее о ней скучаю и тем глубже люблю... Знаете ли, чего мне не хватает? Это двух-трех минут с половым из Любимовского уезда, с зарайским извозчиком, с тульским банщиком, с владимирским плотником, с мещерским каменщиком. Я изнемогаю без русского языка...»
«Я как-то встретил его (в Париже. - К. Ч.) на улице,- вспоминает Бунин,- и внутренне ахнул: и следа не осталось от прежнего Куприна! Он... плелся такой худенький, слабенький, что казалось, первый порыв ветра сдует его с ног, не сразу узнал меня, потом обнял с такой трогательной нежностью, с такой грустной кротостью, что у меня слезы навернулись на глаза»
Куприн очень скучал по Родине.
Писатель твердо решил вернуться в Россию. Предотъездные хлопоты держались семьей Куприна в глубокой тайне. Александр Иванович очень волновался. И уже 31 мая 1937 года Москва встретила писателя. Вся страна тотчас же узнала о его приезде. Однако это уже был совсем не тот Куприн, каким его помнили современники. Уехал он крепким и сильным, а вернулся совсем больным, беспомощным.

Что тебе известно о возвращении Куприна из эмиграции?

Тем не менее Куприн надеется написать о новой России. Он поселяется в голицынском Доме творчества писателей, где его навещают старые друзья, журналисты и просто почитатели его таланта. В конце декабря 1937 года писатель переезжает в Ленинград и живет там, окруженный заботой и вниманием. Тяжелая болезнь (рак) помешала Куприну возобновить творческую работу. 25 августа 1938 года Александр Иванович Куприн скончался.

Вся жизнь его была стихией, в которую он очертя голову бросался, чтобы еще и еще раз испытать жизнь. Он прыгает со второго этажа и отказывается от обещанного за это поцелуя взбалмошной дамочки, верхом на лошади поднимается на второй этаж ресторана, чтобы выпить рюмку коньяка. Сегодня он со знаменитым Уточкиным летит на воздушном шаре, а завтра вместе с борцом Заикиным совершает полет на аэроплане, который разбивается, и оба смельчака чудом остаются живы. Все эти приключения ему были необходимы для творчества. Он рыбачил, чтобы писать о рыбаках, пропадал в цирке, чтобы писать о циркачах, даже бывал судьей на борцовских состязаниях.

Почему говорят, что вся жизнь Куприна была стихией и приключениями?

«Замечательный художник, мастер меткого и
емкого слова», по определению К.Чуковского, Куприн всю свою творческую жизнь очень требовательно относился к каждому слову в своих произведениях. «Самая трудная профессия, выпавшая на мою долю, заключалась в знакомстве с жизнью», заявил он в интервью А Гаррисону, переводившему его произведения на английский язык. Он жадно впитывал жизнь, чтобы потом заразить этой жаждой нас, читателей.

С кем однажды Куприн поделился своим мнением о профессии писателя? Что это было за мнение и почему оно было такое?

После отставки 24-летний молодой человек уезжает в Киев, затем в Одессу, Севастополь и другие города Российской Империи. Проблема была в том, что у Александра отсутствовала какая-либо гражданская специальность. Только после знакомства с Иваном Буниным ему удается найти постоянную работу: Куприн отправляется в Санкт-Петербург и устраивается в «Журнал для всех». Позднее он обустроится в Гатчине, где во время Первой мировой войны за свой счет будет содержать военный госпиталь.

После прихода большевиков даже лично обращался к Владимиру Ленину с предложением издавать специальную газету для деревни «Земля». Но вскоре, увидев, что новая власть навязывает стране диктатуру, полностью разочаровался в ней.

В эмиграции Александр Куприн писал очень много, практически все его произведения пользовались популярностью у читателей. Во Франции он создал четыре крупных работы - «Купол святого Исаакия Далматского», «Колесо времени», «Юнкера» и «Жанета», а также большое количество коротких рассказов, в том числе философскую притчу о красоте «Синяя звезда».

С 1890 года был подпоручиком в пехотном полку. Во время службы были изданы многие очерки, рассказы, повести: «Дознание», «Лунной ночью», «Впотьмах».

Расцвет творчества

Спустя четыре года, Куприн вышел в отставку. После этого писатель много путешествует по России, пробует себя в разных профессиях. В это время Александ Иванович познакомился с Иваном БунинымАнтоном Чеховым и Максимом Горьким.




  Куприн имел татарские корни по матери, чем очень гордился. На пике своей славы он иногда любил наряжаться в татарский халат и тюбетейку, и ходить так в общественные места и к друзьям.

  Перед тем, как стать писателем, Александр Иванович Куприн успел освоить множество профессий. Среди них – работа в цирке и рекламном агентстве. Он также был актером, журналистом, учителем, землемером, рыбаком. Ему все было интересно, и каждый раз хотелось попробовать себя в новом деле. Всего же за свою жизнь Куприн сменил около 20 профессий.

Какие интересные факты из жизни писателя тебе известны?

  Первая жена Куприна, Мария Карловна, замечала за писателем отсутствие порядка и неорганизованность, с чем беспрерывно боролась: обнаружив Александра Ивановича спящим в рабочее время, лишила его завтрака; не пускала мужа домой без новых глав повести, над которой он работал.

  Самый первый памятник писателю был воздвигнут в Крымском поселке Балаклава в 2009 году. Куприн, будучи человеком добрым и неравнодушным к чужим судьбам, помог спрятаться матросам, участникам Очаковского восстания, от расстрелов в 1905 году. В связи с чем и был поставлен этот памятник.

Какие интересные факты из жизни писателя тебе известны?

 

  В 1918 году обращался к Ленину с предложением создания газету для деревни — «Земля».


По словам свидетелей, А.И. Куприн часто плакал. Его всё трогало – и русские дети, и запах родины, и, в особенности, внимание к нему советских людей. Он опубликовал очерк «Москва родная», отрывки воспоминаний, где с большими умолчаниями рассказано о его отношениях с Горьким, которого в эмиграции А.И. Куприн сурово осуждал за пособничество режиму, принесшему «ужас и рабство». В конце декабря 1937 года писатель переезжает в Ленинград и живет там, окружённый заботой и вниманием.

В историю отечественной литературы А.И. Куприн вошёл как автор повестей и романов, а также как крупный мастер рассказа. Он принадлежал к плеяде писателей критического реализма. Большинство его произведений остро гражданственны и злободневны. В творчестве Куприна сказалось влияние Чехова, Горького и особенно Л.Н. Толстого. Художник правдивый и жизненно-конкретный, писавший только о том, что он сам видел, пережил и перечувствовал, Куприн обращался своим творчеством к широкой аудитории

Что тебе известно о Куприне-мастере рассказа и мастерство каких писателей оказало на него влияние?

В центре его произведений обычно «средний» русский интеллигент-труженик, человек сердечный, совестливый, ранимый жизненными противоречиями; важное место в произведениях Куприна занимают колоритные образы простых людей из народа. Писатель склонен к изображению психологии «групповой», «профессиональной», устоявшейся, часто встречающейся. Жизнелюбие, гуманизм, пластическая сила описаний, богатство языка делают Куприна одним из самых читаемых писателей и в наши дни. Многие его произведения инсценированы и экранизированы; они переведены на ряд иностранных языков.

ВОПРОСЫ ДЛЯ «РОМАШКИ БЛУМА»

1.   Кто сыграл большую роль в формировании личности Куприна и почему именно этот человек?

2.   Какую роль в жизни Куприна и его писательском деле сыграло юнкерское училище?

3.   Что происходило с Куприным после революций 1905-1917 годов?

4.   Что тебе известно о возвращении Куприна из эмиграции?

5.   Почему говорят, что вся жизнь Куприна была стихией и приключениями?

6.   С кем однажды Куприн поделился своим мнением о профессии писателя? Что это было за мнение и почему оно было такое?

7.   Какие интересные факты из жизни писателя тебе известны?

8.   Какие интересные факты из жизни писателя тебе известны?

9.   Что тебе известно о Куприне-мастере рассказа, и мастерство каких писателей оказало на него влияние?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




 

Скачано с www.znanio.ru

Название раздела: «Странности любви»

Название раздела: «Странности любви»

Если вы любите читать книги, вытяните руки вперед

Если вы любите читать книги, вытяните руки вперед

Работа с эпиграфами к уроку:

Работа с эпиграфами к уроку:

На уроке используется учебная информация с учетом различных типов восприятия информации, а именно: через слушание, чтение и говорение

На уроке используется учебная информация с учетом различных типов восприятия информации, а именно: через слушание, чтение и говорение

Вторую московскую военную гимназию, которая два года спустя была преобразована в кадетский корпус

Вторую московскую военную гимназию, которая два года спустя была преобразована в кадетский корпус

Юденича, откуда с семьей эмигрировал за границу, где провёл 17 лет (главным образом в

Юденича, откуда с семьей эмигрировал за границу, где провёл 17 лет (главным образом в

Иваном Буниным ему удается найти постоянную работу:

Иваном Буниным ему удается найти постоянную работу:

В историю отечественной литературы

В историю отечественной литературы

План урока литературы в 9 классе по теме "Земное и возвышенное в писателе А.И.Куприне и его произведениях"

План урока литературы в 9 классе по теме "Земное и возвышенное в писателе А.И.Куприне и его произведениях"

План урока литературы в 9 классе по теме "Земное и возвышенное в писателе А.И.Куприне и его произведениях"

План урока литературы в 9 классе по теме "Земное и возвышенное в писателе А.И.Куприне и его произведениях"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.12.2020