Название раздела: «Странности любви» Тема урока № : Земное и возвышенное в писателе А.И Куприне и его произведениях |
Школа № |
|||||||||
Дата: |
ФИО учителя |
|||||||||
Класс: 9 |
Количество присутств.: отсутств: |
|||||||||
Цели обучения, которые необходимо достичь на данном уроке |
9.1.6.1 – давать развернутый аргументированный ответ на проблемный вопрос со ссылкой на источники. 9.2.2.1 – определять тему и идею произведения, выражая свое мнение о проблематике. 9.4.1.1 – участвовать в обсуждении произведения, отстаивая свою точку зрения, оценивая поведение, поступки героев, позицию автора. |
|||||||||
Цели урока |
Учащиеся могут: Работать с текстом, используя метод «Ромашка Блума»; осмыслить и раскрыть тему и идею прочитанного; анализировать, сопоставлять, объяснять свое мнение, работая с «Двухчастным дневником», презентуя рекламный постер, просматривая буктрейлер. Могут оценивать себя и одноклассников, заполняя в течение всего урока «Оценочные листы» и «Лист работы учащегося» |
|||||||||
Критерии оценивания |
- дают развернутый ответ на проблемный вопрос; - рассказывают, объясняют, сравнивают прочитанное; - участвуют в обсуждении изучаемого материала. |
|||||||||
Учебник |
«Русская литература», часть 1, Алматы, «Мектеп»,2019г |
|||||||||
Межпредметные связи |
История России, русский язык, ИКТ |
|||||||||
Ожидаемый результат |
Все учащиеся смогут: познакомиться с биографией и творчеством писателя; работать с текстом; сопоставлять, анализировать текст; цитировать, составлять краткий пересказ. Большинство учащихся будут уметь: рассказать важные сведения о писателе, анализировать его творчество; сопоставлять, сравнивать прочитанное, ссылаясь на источники информации. Некоторые учащиеся смогут: рассказать важные сведения о писателе, анализировать его творчество; сопоставлять, сравнивать прочитанное, ссылаясь на источники информации; отстаивать свою точку зрения, зная тексты произведений и позицию писателя.
|
|||||||||
Ход урока
|
||||||||||
Планируемые сроки |
Планируемые действия |
Ресурсы |
||||||||
0–1 мин |
Создание коллаборативной среды. Проведение активити «Если у тебя …» Если у вас есть старшие или младшие брат или сестра, хлопните в ладоши 1 раз. Если у вас есть верные друзья, хлопните в ладоши 2 раза. Если вы счастливый человек, поднимите вверх правую руку. Если вы веселый человек, поднимите вверх левую руку. Если вы любите читать книги, вытяните руки вперед. Если вы готовы к сегодняшнему уроку, повернитесь к соседу по парте и улыбнитесь.
Приятного вам учебного дня! Учитель приветствует учащихся. |
|
||||||||
Начало урока 2-4 мин |
Учитель беседует с учащимися по вопросам, концентрирует внимание учащихся на понятиях, связанных с темой урока. - Без каких понятий, абстрактных вещей, если говорить о нас, людях, мы не сумеем жить? - Почему так велико значение «доброты», «милосердия», «любви», «гуманизма»? Поясните. Слово учителя. Определение названия темы урока. Учитель и учащиеся озвучивают цели. |
|
||||||||
Середина урока 5-6мин.
7-19мин
20-29 мин
30-34мин
35-40мин |
1.Работа с эпиграфами к уроку: Он из тех писателей, на которых достаточно указать: читайте его, это подлинное искусство; оно всякому понятно без комментариев. Ф.Д.Батюшков Это — мудрость верной силы. 2. Работа с биографией писателя. А) Слово учителя о писателе Куприне. Б) Метод «Ромашка Блума». (Рассказывают, отвечая на вопросы, заранее подготовленные учащиеся) В)Работа остальных учащихся с учебной статьей, стр.126-127 (Чтение, поиск нерассказанной ранее биографической информации). Дескрипторы: - дают аргументированный ответ на вопрос; - рассказывают учебный материал. ФО: Похвала учителя». Заполнение оценочного листа – графы «отлично справился с домашним заданием» 3. Работа с текстами произведений «Чудесный доктор», «Изумруд», «Куст сирени». Метод «Презентация книги». Дескрипторы: - определяют тему и идею произведения; - объясняют позицию автора книги; - объясняют свое мнение о произведении. ФО: «Является вдумчивым читателем». Заполнение оценочного листа-графы «Самый вдумчивый читатель». 4. Работа в парах. Дифференцированное задание. Метод «Двухчастный дневник» А:ответят на вопрос «Каким был писатель и герои его книг». Б:объяснят выбор характеристики-прилагательного для писателя и героя его книги. С:прокомментируют, пояснят свою позицию.
Слова для справок: талантливый, чуткий, честный, милосердный… Дескрипторы: - анализируют биографию и творчество писателя; - сопоставляют прочитанное и услышанное; - объясняют свое мнение о произведении. ФО: «Похвала учителя», взаимооценивание. 5.Слово учителя о предстоящем знакомстве с повестью «Олеся». Просмотр буктрейлера. https://www.youtube.com/watch?v=crZtYqIjbnM&t=32s 6.Беседа об увиденном в буктрейлере. Метод «Вопрос-ответ». - На что вы обратили внимание в буктрейлере? -Какие цвета, музыка в нем и почему? С чем связано, как вам кажется? -Каким будет сюжет повести и о чем она? - этот буктрейлер можно назвать хорошей рекламой книги?Почему? |
Презентация к уроку
Приложение 1 (биография и «Ромашка Блума» с вопросами) Учебник, стр 126-127
Презентации по рассказам Куприна «Чудесный доктор», «Изумруд», «Куст сирени»
|
||||||||
40-41 |
Подведение итогов урока. Домашнее задание : чтение повести «Олеся» |
|
||||||||
Конец урока Рефлексия 42-43 мин |
Заполнение «Листа оценивания» |
Приложение 2(в том числе заполняется в течение всего урока) |
||||||||
Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися? |
Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися? |
Здоровье и соблюдение техники безопасности |
||||||||
На уроке используется учебная информация с учетом различных типов восприятия информации, а именно: через слушание, чтение и говорение. На всех этапах урока учащимся предлагаются различные подмостки: тезисные подсказки, статья учебника, наводящие вопросы учителя. Дифференциация реализуется через работу в парах через заполнение «Двухчастного дневника». Более способные учащиеся получили накануне урока опережающее задание(прочитать, проанализировать, подготовить презентацию, прокомментировать свою позицию) |
На всех этапах осмысления темы учащиеся проводят самооценивание и взаимооценивание, работая с «Листом работы и оценки учащегося».
|
1.Здоровьесберегающие технологии: - активные виды деятельности; - выполнение санитарных норм; - создание благоприятной эмоциональной обстановки в классе; - личностно-ориентированный подход к детям. 2. Соблюдение правил техники безопасности в кабинете. |
||||||||
Приложение 1
Александр Иванович Куприн родился 26 августа (7 сентября) 1870
года в захолустном городке Наровчате Пензенской губернии. Отца своего, умершего
от холеры, когда мальчику был всего год, Куприн не помнил. В 1874 году он
переезжает с матерью в Москву и поселяется в общей палате вдовьего дома
(Сиротский пансион)
Во вдовьем доме он, по крайней мере, не был оторван от матери. Вообще в
формировании личности Куприна громадную роль сыграла мать, которая в глазах
ребенка безраздельно заняла место "верховного существа". Любовь
Алексеевна Куприна, так звали его мать, урожденная княжна Куланчакова,
"обладала сильным, непреклонным характером и высоким благородством".
Натура энергичная, волевая и даже с оттенком деспотизма в характере, она
обладала к тому же, по словам Куприна, редким "инстинктивным вкусом"
и тонкой наблюдательностью.
Кто сыграл большую роль в формировании личности Куприна и почему именно этот человек?
И у шестидесятилетнего Куприна образ матери вызывает восторженные
признания. В 1876 году из-за тяжелого материального положения Любовь Алексеевна
была вынуждена отдать сына в сиротское училище. Семилетний мальчик надел первую
в своей жизни форму - парусиновые панталоны и парусиновую рубашку, обшитую
вокруг ворота и вокруг рукавов форменной кумачовой лентой". Казенная
обстановка причиняла мальчику жестокие страдания. Но это было только начало. В
1880 году он сдал вступительные экзамены во Вторую московскую военную гимназию,
которая два года спустя была преобразована в кадетский корпус. И снова форма:
"Чёрная суконная курточка, без пояса, с синими погонами, восемью медными
пуговицами в один ряд и красными петлицами на воротнике". Он не мог
мириться с жесткой дисциплиной и казарменной воспитательной системой.
Осенью 1888 года Куприн поступил в Третье Александровское юнкерское училище в
Москве. И оно приняло в свои стены уже не тщедушного, неуклюжего подростка, а
крепкого юношу, ловкого гимназиста, юнкера, без меры дорожащего честью своего
мундира, неутомимого танцора, пылко влюбляющегося в каждую хорошенькую
партнёршу по вальсу. Уже в кадетском корпусе родилась настоящая, глубокая
любовь будущего писателя.
Еще в кадетском корпусе Куприн начинает пробовать свои силы в поэзии. Сохранилось его несколько очень несовершенных ученических опытов 1883 -1887 годов. Уже будучи в юнкерском училище, Куприн впервые выступит в печати. Познакомившись с поэтом Л. И. Пальминым, он опубликовал в журнале "Русский сатирический листок" рассказ "Последний дебют" (1889. Но этот рассказ не был слишком удачен.
Какую роль в жизни Куприна и его писательском деле сыграло юнкерское училище?
10 августа 1890 года, окончил "по первому разряду"
Александровское училище, подпоручик Куприн отправился в 46-й пехотный
Днепровский полк, квартировавший в городишке Проскурове Подольской губернии,
где прослужил 4 года. Сам он и не относился серьёзно к своему
"писательству". В 1893 году молодой подпоручик заканчивает повесть
"Впотьмах", рассказы "Лунной ночью" и "Дознание".
Казарменные будни в Днепровском полку становятся для Куприна все более
невыносимыми.
«Душа была уже навеки опустошена, мертва и опозорена» - произведения писателя
об армии
Событием, несколько отсрочившим крепнущее стремление Куприна покинуть военную
службу, было серьёзное увлечение девушкой. Заштатный подпоручик, с его сорока
восемью рублями жалованья, не был подходящей партией. Отец девушки давал
согласие на брак лишь в том случае, если Куприн поступит в Академию
генерального штаба. И вот осенью 1893 года он выезжает в Петербург сдавать
экзамены. В столице Куприн сидел без денег, на одном черном хлебе, скрывая свою
свирепую нищету.
В разгар экзаменов по распоряжению командующего Киевским военным округом
генерала Драгомирова Куприн был отозван в полк. Причиной послужило его
столкновение на пути в Петербург с околоточным надзирателем (полицейским),
грубая назойливость которого закончилась для него вынужденным купанием в
Днепре. Вернувшись в полк, Куприн подает прошение об отставке, получает её и к
осени 1894 года оказывается в Киеве. Он много печатается в местных и
провинциальных газетах ("Киевском слове", "Киевлянине",
"Волыни"), пишет рассказы, очерки, заметки. Итогом этого беспокойного
полуписательского, полурепортерского прозябания были два сборника: очерки
"Киевские типы" (1896) и рассказы "Миниатюры" (1897).
Репортерская работа в киевских газетах - судебная и полицейская хроника,
писание фельетонов - была главной литературной школой Куприна. К репортерству
он навсегда сохранил теплое отношение.
Тема армии, разоблачение муштры, побоев, когда «душа была уже навеки опустошена, мертва и опозорена», является одной из важнейших в творчестве писателя. Ей посвящены рассказы «Дознание», «Ночлег», «В казарме», «Ночная смена» и, безусловно, повесть «Поединок» .
В годы реакции, после поражения Революции 1905-07, пережил творческий спад. Осенью 1919 Куприн находился в Гатчине, отрезанной от Петрограда белогвардейскими войсками генерала Юденича, откуда с семьей эмигрировал за границу, где провёл 17 лет (главным образом в Париже), испытывая постоянные материальные лишения и острую тоску по России.
Что происходило с Куприным после революций 1905-1917 годов?
«...Эмигрантская жизнь,- писал он из Парижа сестре,- вконец
изжевала меня и приплюснула дух мой к земле. Нет, не жить мне в Европах!..».
«Меня всегда влекли люди, нравы, обычаи, ремесла, песни, словечки. И нигде еще,
бывая за границей, я не чувствовал такого голода по Родине... Если уж говорить
о том Париже, который тебе рисуется и представляется, то я его ненавижу».
Илье Ефимовичу Репину он в эти же годы писал:
«Чем дальше я отхожу во времени от Родины, тем болезненнее о ней скучаю и тем
глубже люблю... Знаете ли, чего мне не хватает? Это двух-трех минут с половым
из Любимовского уезда, с зарайским извозчиком, с тульским банщиком, с
владимирским плотником, с мещерским каменщиком. Я изнемогаю без русского
языка...»
«Я как-то встретил его (в Париже. - К. Ч.) на улице,- вспоминает Бунин,- и
внутренне ахнул: и следа не осталось от прежнего Куприна! Он... плелся такой
худенький, слабенький, что казалось, первый порыв ветра сдует его с ног, не
сразу узнал меня, потом обнял с такой трогательной нежностью, с такой грустной
кротостью, что у меня слезы навернулись на глаза»
Куприн очень скучал по Родине.
Писатель твердо решил вернуться в Россию. Предотъездные хлопоты держались
семьей Куприна в глубокой тайне. Александр Иванович очень волновался. И уже 31
мая 1937 года Москва встретила писателя. Вся страна тотчас же узнала о его
приезде. Однако это уже был совсем не тот Куприн, каким его помнили
современники. Уехал он крепким и сильным, а вернулся совсем больным,
беспомощным.
Что тебе известно о возвращении Куприна из эмиграции?
Тем не менее Куприн надеется написать о новой России. Он поселяется в голицынском Доме творчества писателей, где его навещают старые друзья, журналисты и просто почитатели его таланта. В конце декабря 1937 года писатель переезжает в Ленинград и живет там, окруженный заботой и вниманием. Тяжелая болезнь (рак) помешала Куприну возобновить творческую работу. 25 августа 1938 года Александр Иванович Куприн скончался.
Вся жизнь его была стихией, в которую он очертя голову бросался, чтобы еще и еще раз испытать жизнь. Он прыгает со второго этажа и отказывается от обещанного за это поцелуя взбалмошной дамочки, верхом на лошади поднимается на второй этаж ресторана, чтобы выпить рюмку коньяка. Сегодня он со знаменитым Уточкиным летит на воздушном шаре, а завтра вместе с борцом Заикиным совершает полет на аэроплане, который разбивается, и оба смельчака чудом остаются живы. Все эти приключения ему были необходимы для творчества. Он рыбачил, чтобы писать о рыбаках, пропадал в цирке, чтобы писать о циркачах, даже бывал судьей на борцовских состязаниях.
Почему говорят, что вся жизнь Куприна была стихией и приключениями?
«Замечательный художник, мастер меткого и
емкого слова», по определению К.Чуковского, Куприн всю свою творческую жизнь
очень требовательно относился к каждому слову в своих произведениях. «Самая
трудная профессия, выпавшая на мою долю, заключалась в знакомстве с жизнью»,
заявил он в интервью А Гаррисону, переводившему его произведения на английский
язык. Он жадно впитывал жизнь, чтобы потом заразить этой жаждой нас, читателей.
С кем однажды Куприн поделился своим мнением о профессии писателя? Что это было за мнение и почему оно было такое?
После отставки 24-летний молодой человек уезжает в Киев, затем в Одессу, Севастополь и другие города Российской Империи. Проблема была в том, что у Александра отсутствовала какая-либо гражданская специальность. Только после знакомства с Иваном Буниным ему удается найти постоянную работу: Куприн отправляется в Санкт-Петербург и устраивается в «Журнал для всех». Позднее он обустроится в Гатчине, где во время Первой мировой войны за свой счет будет содержать военный госпиталь.
После прихода большевиков даже лично обращался к Владимиру Ленину с предложением издавать специальную газету для деревни «Земля». Но вскоре, увидев, что новая власть навязывает стране диктатуру, полностью разочаровался в ней.
В эмиграции Александр Куприн писал очень много, практически все его произведения пользовались популярностью у читателей. Во Франции он создал четыре крупных работы - «Купол святого Исаакия Далматского», «Колесо времени», «Юнкера» и «Жанета», а также большое количество коротких рассказов, в том числе философскую притчу о красоте «Синяя звезда».
С 1890 года был подпоручиком в пехотном полку. Во время службы были изданы многие очерки, рассказы, повести: «Дознание», «Лунной ночью», «Впотьмах».
Расцвет творчества
Спустя четыре года, Куприн вышел в отставку. После этого писатель много путешествует по России, пробует себя в разных профессиях. В это время Александ Иванович познакомился с Иваном Буниным, Антоном Чеховым и Максимом Горьким.
Куприн имел татарские корни по матери, чем очень гордился. На пике своей славы он иногда любил наряжаться в татарский халат и тюбетейку, и ходить так в общественные места и к друзьям.
Перед тем, как стать писателем, Александр Иванович Куприн успел освоить множество профессий. Среди них – работа в цирке и рекламном агентстве. Он также был актером, журналистом, учителем, землемером, рыбаком. Ему все было интересно, и каждый раз хотелось попробовать себя в новом деле. Всего же за свою жизнь Куприн сменил около 20 профессий.
Какие интересные факты из жизни писателя тебе известны?
Первая жена Куприна, Мария Карловна, замечала за писателем отсутствие порядка и неорганизованность, с чем беспрерывно боролась: обнаружив Александра Ивановича спящим в рабочее время, лишила его завтрака; не пускала мужа домой без новых глав повести, над которой он работал.
Самый первый памятник писателю был воздвигнут в Крымском поселке Балаклава в 2009 году. Куприн, будучи человеком добрым и неравнодушным к чужим судьбам, помог спрятаться матросам, участникам Очаковского восстания, от расстрелов в 1905 году. В связи с чем и был поставлен этот памятник.
Какие интересные факты из жизни писателя тебе известны?
В 1918 году обращался к Ленину с
предложением создания газету для деревни — «Земля».
По словам свидетелей, А.И. Куприн часто плакал. Его всё трогало – и русские дети, и запах родины, и, в особенности, внимание к нему советских людей. Он опубликовал очерк «Москва родная», отрывки воспоминаний, где с большими умолчаниями рассказано о его отношениях с Горьким, которого в эмиграции А.И. Куприн сурово осуждал за пособничество режиму, принесшему «ужас и рабство». В конце декабря 1937 года писатель переезжает в Ленинград и живет там, окружённый заботой и вниманием.
В историю отечественной литературы А.И. Куприн вошёл как автор повестей и романов, а также как крупный мастер рассказа. Он принадлежал к плеяде писателей критического реализма. Большинство его произведений остро гражданственны и злободневны. В творчестве Куприна сказалось влияние Чехова, Горького и особенно Л.Н. Толстого. Художник правдивый и жизненно-конкретный, писавший только о том, что он сам видел, пережил и перечувствовал, Куприн обращался своим творчеством к широкой аудитории
Что тебе известно о Куприне-мастере рассказа и мастерство каких писателей оказало на него влияние?
В центре его произведений обычно «средний» русский интеллигент-труженик, человек сердечный, совестливый, ранимый жизненными противоречиями; важное место в произведениях Куприна занимают колоритные образы простых людей из народа. Писатель склонен к изображению психологии «групповой», «профессиональной», устоявшейся, часто встречающейся. Жизнелюбие, гуманизм, пластическая сила описаний, богатство языка делают Куприна одним из самых читаемых писателей и в наши дни. Многие его произведения инсценированы и экранизированы; они переведены на ряд иностранных языков.
ВОПРОСЫ ДЛЯ «РОМАШКИ БЛУМА»
1. Кто сыграл большую роль в формировании личности Куприна и почему именно этот человек?
2. Какую роль в жизни Куприна и его писательском деле сыграло юнкерское училище?
3. Что происходило с Куприным после революций 1905-1917 годов?
4. Что тебе известно о возвращении Куприна из эмиграции?
5. Почему говорят, что вся жизнь Куприна была стихией и приключениями?
6. С кем однажды Куприн поделился своим мнением о профессии писателя? Что это было за мнение и почему оно было такое?
7. Какие интересные факты из жизни писателя тебе известны?
8. Какие интересные факты из жизни писателя тебе известны?
9. Что тебе известно о Куприне-мастере рассказа, и мастерство каких писателей оказало на него влияние?
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.