ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ № 277
ФСИН РОССИИ
(ФКП образовательное учреждение № 277)
Методическая разработка
урока производственной практики
по теме «Облицовка вертикальных поверхностей керамической плиткой»
Выполнила:
Мастер производственного обучения: Паздникова Елена Борисовна
Тема программы: «Облицовка вертикальных поверхностей керамической плиткой»
Тема урока: Облицовка кирпичных стен керамической плиткой 200х300 мм на глиняно-песчанном растворе способом «шов в шов».
Цели урока:
Образовательная: закрепить полученные навыки и умения по облицовке вертикальных поверхностей глазурованными плитками размером 200 х 300 мм методом «шов в шов» с приготовлением раствора, подготовкой плиток, нанесением раствора на поверхность, установкой плиток и заполнением швов.
Развивающая: развивать координацию движений, самостоятельно анализировать задание, правильность организации труда.
Воспитательная:
- сформировать условия для активного применения знаний, полученных на теоретических занятиях, производственной практике;
- воспитать у учащихся чувство ответственности за выполненную работу;
- воспитать у учащихся чувство требовательности к себе, т.к. от этого зависит качество выполненных работ.
Задачи:
- в ходе теоретической части урока способствовать развитию познавательной деятельности и активности обучающихся;
- в ходе практической части способствовать формированию бережного отношения к материалам и инструментам;
- способствовать развитию интереса к изучаемому практическому материалу;
- содействовать развитию обучающихся самостоятельности в работе и умению определять качества выполняемых работ.
Материально-техническое оснащение урока:
- справочная таблица «Оценки качества облицовки стен керамическими плитками» -12 шт;
- презентация «Технологический процесс облицовки стен способом «шов в шов»;
- технологическая карта - 15 шт;
- электрический плиткорез - 1 шт;
- ящики растворные - 15 шт;
- кельма - 15 шт;
- уровень - 15 шт;
- шуруповерт - 1 шт;
- саморезы - 36 шт;
- шнур-причалка - 15 шт;
- отвес строительный - 5 шт;
- резиновый шпатель - 5 шт;
- глиняно-песчанный раствор - 10 кг;
- плитка керамическая глазурованная -20 м2;
- затирка для швов.
Перечень учебно-производственных работ
· организация рабочего места;
· установка рейки опоры по уровню;
· приготовление глиняно-песчанного раствора;
· установка маячных плиток, на растворе по краям облицовки;
· натягивание шнура-причалки на уровне первого ряда;
· установка первого ряда плиток;
· установка последующих рядов;
· резка плинтусных плиток;
· установка плинтусных плиток;
· заделка швов между плитками;
· очистка облицованной поверхности.
Тип урока: комбинированный.
Методы урока: словесный (рассказ), наглядно-иллюстративный, практические (самостоятельная работа).
Место проведения: учебная мастерская.
Информационные источники:
1. А.А.Ивлиев, А.А.Кальгин, О.М.Скок «Отделочные строительные работы» учебник М, 2001.
2. Н.Н.Завражин «Технология облицовочных работ высокой сложности» изд.центр «Академия», 2009.
3. В.А.Барановский, Е.А.Банников «Облицовщик-плиточник», «Современная школа», 2009.
Ход урока
Организационная часть - 5 мин.
- выявление отсутствующих обучающихся (рапорт старосты группы);
- проверка внешнего рабочего вида обучающегося (соответствие одежды требованиям техники безопасности);
- организация внимания и готовности обучающихся к уроку.
Вводный инструктаж - 40 мин.
- сообщение темы урока;
- ознакомление с целью урока;
- мотивация деятельности обучающихся(провести с обучающимися беседу, связать тему урока с предыдущим занятием, актуализация знаний, умений обучающихся);
- повторение материала спецпредметов (провести тестирование обучающихся);
- инструктирование (показ презентации, объяснение приемов, способов работы, показ технологического процесса на рабочем месте с применением инновационного оборудования (электрический плиткорез);
- объяснение приема самоконтроля и контроля мастера;
- инструктирование по технике безопасности;
- ответы на вопросы обучающихся;
- сообщение норм времени, критериев оценки;
- организация рабочего места;
Содержание вводного инструктажа
Сегодня у нас занятие по теме «Облицовка вертикальных кирпичных стен глазурованной плиткой способом «шов в шов». Прежде всего, вспомним, что перед тем как облицовывать поверхности кирпичных стен, их нужно выровнять при помощи оштукатуривания, что мы и сделали предварительно на предыдущем занятии. При этом отклонение штукатурки при прикладывании 2-х метрового правила не должны превышать 2 мм, т.к. толщина клея под плиткой не должна быть более 3 мм, которая достигается нанесением клея на поверхность зубчатым шпателем (гребенкой).
Облицовка способом «шов в шов» самый актуальный и самый распространенный вид в облицовочных работах, он применяется как в общественных зданиях, так и в жилых помещениях. Этот вид облицовки красив по внешнему виду, декоративен, если ее выполнять, используя одноцветные плитки и плитки с рисунком, а швы выполнять цветными в тон с рисунком.
Оцениваться обучающиеся будут по следующим критериям:
1. Знание теории;
2. Организация рабочего места;
3. Соблюдение требований техники безопасности;
4. Умение пользоваться технологической картой;
5. Умение пользоваться электрическим плиткорезом;
6. Соблюдение технологического процесса при выполнении практического задания;
7. Качество выполненных работ.
В конце урока мастер выставит оценки обучающимся. А сейчас повторим теоретический материал прошедших уроков.
Вопросы мастера и обучающихся звена качества |
Предполагаемые ответы обучающихся |
1. Какие виды облицовки вы знаете? |
«Вразбежку», «шов в шов», «по диагонали» |
2. Назовите назначение облицовки. |
Защитно-конструктивное, санитарно- гигиеническое, эстетическое (декоративное) |
3. В каких помещениях чаще всего облицовывают плитками? |
В помещениях в повышенным влажностным режимом (санузлы, душевые, бани, бассейны и т.д.) |
4. Назовите инструмент для плиточных работ и расскажите его назначение. |
Лопатка плиточника (для нанесения раствора на плитки), киянка (для простукивания облицовки), зубчатый шпатель (для нанесения клея на поверхность), резиновый шпатель (для затирки швов), |
5. Как подготавливают поверхности, имеющие отклонение свыше допустимых? |
Поверхности, имеющие отклонения свыше допустимых, выравнивают оштукатуриванием |
6. Как подготавливают плитку к облицовке? |
Сортируют по размеру, цвету, осуществляют резку плиток, сверление отверстий |
7. Назовите допустимые отклонения поверхности облицовки при проверке 2-х метровым правилом. |
1 -2 мм для плоскости облицовки 1-2 мм от прямолинейности и вертикальности не более 1 мм для лузгов и усенок |
8. Для чего устраивают швы между плитками? |
Для осуществления вентиляции и высыхания раствора |
9. Назовите допустимую толщину швов. |
2,5 - 3 мм |
10. Когда и какими материалами заполняются швы между плитками? |
Швы заполняются через 24 часа после облицовки цементным составом 1:2, 1:1 и затиркой для швов |
После того, как все вопросы заданы и на них получены правильные ответы, проводится тестирование мастер подводятся итоги теоретических знаний, выделяются лучшие обучающиеся.
Прежде чем начать практическую часть урока, вспомним требования по технике безопасности. Мастер сообщает правила техники безопасности:
- работа по облицовке поверхностей выполняется в специальной одежде. Одежда состоит из брюк, куртки, головного убора, закрытой обуви, резиновых перчаток.
- Сортировка плитки выполняется в плотных рукавицах; рубку, резку и подточку плиток выполняют в защитных очках с небьющимися стеклами.
- Рабочий инструмент должен быть исправен, ручки плотно насажены, деревянные поверхности не должны иметь зазубрин.
- При выполнении работы должна быть правильная организация труда. Инструменты и инвентарь должны находится в местах, отведенных для них, рабочее место должно быть чистым, незахламленным.
- По окончании работы, рабочее место должно быть убрано, инструмент очищен от клея и складирован в отведенное для него место.
Сейчас мы вспомним технологию выполнения облицовки стен способом «шов в шов» и посмотрим презентацию на интерактивной доске (показ презентации). По окончании презентации подходим к рабочим кабинам. Двое обучающихся покажут огрунтовку поверхности, установку профилей на расстоянии 52 мм от уровня пола, выравнивание их горизонтальности по уровню, установку маячных плиток в углах облицовки.
Выполняя работу, один из обучающихся комментирует свои действия, второй обучающийся помогает выполнять работу первому. После выполнения первого этапа работы, остальные обучающиеся дополняют и исправляют ошибки, если они допущены.
После показа приемов мастер называет объем практического задания и норму времени, напоминает, что на рабочем месте каждого обучающегося находится технологическая карта (приложение 2), которой следует пользоваться при выполнении практического задания.
Норма времени 1,6 чел/час.
Для обучающихся коэффициент равен 4.
Норма времени обучающихся 6,4 чел/час.
Продолжительность работы - 5 часов.
Норма выработки = продолжительность работы / норму времени
Нвыработки = 5 / 6,4 = 0,78 м-
Обучающийся должен уложить 20 плиток, то есть размер облицовки: Три ряда плиток по 5 плиток в ряду.
Толщина шва - 2 мм
Затем мастер говорит обучающимся: «Во время выполнения задания вы будете осуществлять самоконтроль. Для этого у вас на рабочих местах находятся уровень, правило».
Текущий инструктаж - 5 часов
Во время текущего инструктажа обучающиеся из звена качества вместе с мастером проверяют:
- организацию рабочих мест;
- соблюдение правил техники безопасности;
- соблюдение технологии облицовки;
- выполнение обучающимися самоконтроля.
Обучающиеся звена качества оценивают работу и заносят свои замечания в протокол.
Уборка рабочих мест
К концу занятия звено, контроля качества проставляет обучающемуся оценки по практическому заданию, где уже выставлены оценки за теоретические знания.
Обучающиеся убирают рабочие места, готовятся к проведению заключительного инструктажа.
Заключительный инструктаж - 15 мин
- Анализ работы за день. Отметить успехи каждого обучающегося и группы в целом, отметить работу звена качества, сообщить оценки.
- Сделать замечания по организации работы и рабочих мест.
- Дать оценку дисциплине и культуре поведения обучающихся.
- Сообщить тему следующего урока «Облицовка кирпичных стен глазурованными плитками способом «вразбежку»».
- Выдать домашнее задание: учебник А.А.Ивлиев, А.А.Кальгин, О.М.Скок «Отделочные строительные работы» & 7.3 стр. 310-312.
Приложение 1
Оценка качества облицовки стен керамическими плитками
ПОКАЗАТЕЛИ КАЧЕСТВА |
ОТЛИЧНО |
ХОРОШО |
УДОВЛЕТВ. |
Допустимая толщина швов, мм между плитками 200 х 300 и более |
1,5 |
2 |
3 |
Меньшего размера |
1 |
1,5 |
2 |
Отклонение поверхностей облицовки от плоскости при проверке Двухметровой рейкой (не более) мм |
1 |
1 |
2 |
Допустимые отклонения от прямолинейности и вертикальности Лузгов, усенков на 1 м (не более), мм |
1 |
1,5 |
2 |
Выщербины и зазубрены в кромках плиток, мм |
Не допускаются |
Не более 0,5 |
Не более 0,5 |
1. Толщина слоя клея под плитками должна быть не более 3 мм
2. Между плитками и облицовываемой поверхностью не должно быть пустот (проверяется простукиванием)
3. Швы между глазурованными плитками необходимо заполнять цементным раствором состава 1:1. 1:2, или специальными затирками для швов. Затем плитки очищают.
Приложение 2
УЧЕБНАЯ ИНСТРУКЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
по теме: Облицовка вертикальных поверхностей керамическими плитками способом «шов в шов»
инструменты, оборудование, материалы: лопатка плиточника, электрический плиткорез, ручной плиткорез, , зубчатый шпатель, кисть-ручник, киянка, металлический профиль, правило, контрольная рейка, уровень, отвес, металлические штыри, шаблон для швов, шнур, клей плиточный, облицовочная плитка, грунтовка, емкость для клея, емкость для грунтовки.
Наименование и последовательность выполнения трудовых действий и операций |
Трудовая деятельность обучающегося |
Технические требования |
Указания по самоконтролю |
1. Осмотр поверхности и организация рабочего места |
Осмотреть поверхность, сравнить с эталонной. Подобрать необходимый инструмент, оборудование, материалы |
Поверхность должна быть чистой, ровной, шероховатой |
Визуальный контроль, правило, контрольная рейка |
2. Подготовка основания стены |
Очисть поверхность от пыли, наплывов раствора, придать поверхности шероховатость, огрунтовать поверхность |
Поверхность должна бать чистой, шероховатой, огрунтованной |
Визуальный контроль |
3. Разметка поверхности под облицовку |
Установить шнуры-причалки, маячные плитки, разложить насухо первый ряд |
Шнуры должны быть строго горизонтальными |
Визуальный контроль, уровень |
4. Укладка первого ряда плиток |
Установить металлический профиль. По краям облицовки установить маячные плитки, нанести клей на поверхность, установить первый ряд плиток от середины к краям |
Профиль должен быть строго горизонтальным, швы между плитками должны быть одинаковыми. |
Визуальный контроль, уровень |
5. Укладка последующих рядов |
Установить в начале и в конце ряда маячные плитки. Закрепить причальный шнур по верху устанавливаемого ряда плиток. Нанести клей на стену. Установить рядовые плитки |
Ряды плиток должны быть строго горизонтальными. Швы между плитками равны 2 мм, и должны быть строго перпендикулярными |
Визуальный контроль, уровень
|
6. Укладка нижнего ряда плиток |
Обрезать плитку по заданному размеру, снять профиль, нанести плиточный клей на поверхность, установить нижний ряд плитки |
Высота нижнего ряда должна быть 50 мм, швы между плитками 2 мм |
Визуальный контроль, уровень |
Карточка№1.
1. Расскажите об организации рабочего места при облицовке вертикальных поверхностей глазурованными плитками.
2. Какова должна быть подвижность раствора при облицовке вертикальных поверхностей глазурованными плитками.
3. Расскажите о технике безопасности при облицовочных работах.
Карточка №2.
1. Расскажите о подготовке поверхностей(камневидных) под облицовку глазурованными плитками.
2. Какой инструмент применяется для облицовки поверхностей?
3. Какова должна быть толщина швов между плитками?
Карточка №3.
1. Каким инструментом проверяют вертикальность облицовки?
2. Расскажите о провешивании вертикальных поверхностей при облицовке способом «шов в шов»?
3. Перечислите виды облицовки.
Карточка №4.
1. Назовите контрольно-измерительный инструмент?
2. Расскажите последовательность облицовки 1-го ряда глазурованных плиток.
3. Каким раствором заполняют швы между плитками?
Карточка №5.
1. Какова должна быть толщина раствора между плиткой и вертикальной поверхностью?
2. Расскажите последовательность облицовки 2-го и последующих рядов.
Вопросы мастера.
1. Какие виды облицовки вы знаете?
2. Назовите назначение облицовки.
3. В каких зданиях чаще всего облицовывают плитками?
4. Назовите инструмент для плиточных работ и укажите его назначение.
5. Как подготавливают поверхности имеющие отклонения выше допустимых?
6. Как подготавливают плитку к облицовке?
7. Назовите допустимые отклонения поверхности облицовки при проверке 2-х метровой рейкой.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.