Тема урока : Внутренняя политика Алексея Михайловича Романова.
Тип урока: урок формирования
знаний.
Форма урока: проблемный урок-поиск, включающий работу с
историческими источниками
Время урока: один
учебный час.
Методы: слово учителя, групповая работа, выступления учащихся,
обобщение и анализ исторических источников , работа с учебником, раздаточным
материалом работа с диаграммой, заполнение таблиц.
Оборудование: для технического и методического обеспечения урока
используются мультимедиа-проектор, интерактивные плакаты « История России в IX-XVII веках”, дидактические
материалы, учебные пособия по истории России 10 класс.
Оформление класса и классной доски: в классе оформлен стенд
с иллюстрациями – картинами художников по данному периоду (В.И. Суриков
“Боярыня Морозова”,
С.В. Иванов “Во времена раскола”, Э. Лисснер “Соляной бунт” и др.)
Учебные цели и задачи:
представить через работу с историческими источниками эпоху царя Алексея Михайловича;
ответить на проблемный вопрос: Выполнил ли Алексей Михайлович «Тишайший» стоявшие перед ним задачи?
Ход урока.
Организационный момент.
Учитель : Сегодняшний урок хотелось бы начать со слов французского писателя, мыслителя Ж.Ж. Русо «Вы -талантливые дети! Когда- нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо вы умеете, если будете работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению…»
Учитель: Я желаю вам на уроке убедиться в этих словах. Удачи! В добрый путь за новыми знаниями!
Сегодня работать вы будете в группах. На партах у вас лежат оценочные листы, в которых вы сами себя будете оценивать по ходу урока.
Чтобы проверить домашнее задание , я предлагаю вам решить кроссворды, которые перед вами. Решив правильно у вас получиться ключевое слово. Эти слова помогут вам сформулировать тему нашего сегодняшнего урока. Преступайте к работе. ( Ключевые слова Алексей Михайлович Романов ) Итак, с заданием все справились. А теперь давайте сами сформулируем тему нашего урока.
Слайд 1
Тема: Внутренняя политика
Алексея Михайловича Романова.
Учитель: Давайте определим цели урока.
Слайд 2
Цели урока
Ученик: Охарактеризовать внутреннюю и внешнюю политику следующего правителя из династии Романовых - Алексея Михайловича Романова.
Охарактеризовать государственное управление России, экономическое развитие , социальные отношения при Алексее Михайловиче.
Слайд 3 План урока
1.Укрепление царской власти
2. Закрепощение городского и сельского населения
3.Экономическое развитие России
4. Социальные отношения
5.Церковный раскол
6.Внешняя политика.
Слайд 4
Портрет, колокольный звон.
(1645-1676)
Эпиграф: Царь Алексей Михайлович был добрейший человек, славная русская душа… Но при нравственной чуткости царю Алексею не доставало нравственной энергии… Он был не прочь срывать цветки иноземной культуры , но не хотел марать рук в черной работе ее посева на русской почве. Этому – то царю пришлось стоять в потоке самых важных внутренних и внешних движений.
В.О. Ключевский
После смерти Михаила Федоровича престол занял его 16-летний сын от Евдокии Стрешневой Алексей. Алексей Михайлович «Тишайший» .Приятной наружности, пышущий здоровьем, добродушный, веселого нрава, даже склонный к озорству, новый царь вместе с тем был благочестив, ревностно соблюдал все религиозные предписания., слыл примерным семьянином, любил охоту.
Учитель: Назовите итоги правления Михаила Федоровича ?
Ученик: К 1645г. Страна поднялась из руин Смутного времени. Стабилизировалось хозяйство, была создана боеспособная армия. Царская власть укрепилась. Династия Романовых была признана за рубежом.
Учитель: Как вы считаете, какие главные задачи стояли перед новым правителем- Алексеем Михайловичем Романовым.
Ученики : Продолжить дело своего отца. Укрепление власти царя. Подъем экономики на что нужны были большие денежные средства. Возвращение потерянных земель.
В конце нашего урока давайте ответим на вопрос:
Слайд 5
Выполнил ли Алексей Михайлович «Тишайший» стоявшие перед ним задачи?
Юлия Шишкина , тебе творческое задание, постарайся в конце урока сочинить несколько строк о периоде правления Алексея Михайловича, выразив свое отношение к его правлению.
Слайд 6 ( портрет царя)
Царь и новое правительство стремилось стабилизировать положение в стране осуществить ее дальнейшее развитие за счет некоторых уступок различным слоям населения, но прежде всего за счет усиления царской власти, консолидации верхов общества.
Собравшийся в 1648 г. Земский собор принял решение разработать новый свод законов вместо устаревшего «Судебника» XVIв., а также противоречащих друг другу законов и указов периода Смуты и послесмутного времени.
Слайд 7 ( Соборное уложение)
Состоявшее из 25 глав Уложение было принято в январе 1649 г. Земским собором и действовало более 200 лет.
Учитель: У вас на столе есть карточка «Соборное уложение». Назовите наиболее важные из статей? ( о богохульных и церковных мятежниках, о государственной чести, о службе ратных людей, о суде, о поместных землях, о вотчине. Самые тяжелые наказания назначались за оскорбление церкви, царского имени и умысел против государя. )
Учитель: Посмотрите анимацию и скажите, какие две главные цели преследуют зафиксированные в уложении законы?
Интерактивная доска( Русское государство в 17 веке. Внутренняя политика . Становление самодержавия. Соборное уложение.)
( ответ: Укрепление самодержавия и закрепощение городского и сельского населения)
Учитель: Рассмотрим , как проходило становление самодержавия.
Интерактивная доска ( Русское государство в 17 веке. Внутренняя политика . Становление самодержавия.)
Учитель: Какой вывод можем сделать?
Ученик: Вывод: Во второй половине XVII века политический строй России эволюционирует от сословно-представительной монархии к абсолютной монархии.
Учитель: В тексте карточки «Соборное уложение» найдите слова подтверждающие полное закрепощение крестьян и посадских людей?
Учитель: А теперь давай повторим основные этапы закрепощения крестьян. Интерактивная доска ( Русское государство в 17 веке. Общественные отношения. Этапы становления крепостного права)
Учитель: Давайте сделаем вывод.
Ученик: Вывод: С принятием Соборного уложения в России окончательно оформилось крепостное право.
Учитель: После смутного времени необходимо было преодолеть экономическую отсталость. Следующий вопрос нашего урока - Экономическое развитие страны. Давайте посмотрим диаграмму экономического развития России в XVI-начале XVII века. Интерактивная доска ( Русское государство в 16 веке .Экономика.)
Интерактивная доска ( Русское государство в 17 веке .Экономика. Отрасли экономики)
Учитель: Заполнение таблицы « Характерные черты экономического развития России в 17 веке»
Учитель: Первая группа - Откройте учебники на стр. 298, прочитайте текст и назовите характерные черты развития сельского хозяйства России в XVII веке. Какие явления были новыми для России?
Вторая группа - Назовите характерные черты развития ремесла и промышленности России в XVII веке. Страница 299
Третья –Какие новые явления в торговле появились в 17 веке? Что говорит об успехах торговли? Что тормозило ее развитие? Страница 300
Заполнение таблицы
Учитель:О чем свидетельствует появление мануфактур в России ?
Давайте выделим особенности русских мануфактур в 17 веке.
Интерактивная доска ( Русское государство в 17 веке .Экономика. Особенности русских мануфактур)
Учитель: Важной чертой экономической политики русского правительства стал протекционизм. Давайте вспомним определение понятия протекционизм
Слайд 8( понятие протекционизм)
( меры по поддержке развития отечественной промышленности и торговли путем защиты ее от иностранной конкуренции)
Учитель: С какой целью в 1667 г. в России был введен Новоторговый устав?
Ученик: С целью ограничения доступа иностранных купцов на внутренний рынок страны.
Учитель: Давайте сделаем вывод.
Ученик : И все же внутренняя и внешняя торговля России по сравнению со странами Европы развивалась медленно. Развитие торговли замедлялось отсутствием дорог, кредитной системы, банков. Однако, в России во второй половине XVII века происходит формирование всероссийского рынка. Подъем экономического развития страны.
Учитель: Переходя к следующему вопросу, снова поработаем в группах.
Опираясь на текст учебника и раздаточный материал.
Первая группа охарактеризует социальные отношения в период правления Алексея Михайловича. XVII в. вошел в историю России как век « бунташный», отразивший все социальные протесты на перемены в стране .Страница 290, п. 30
Интерактивная доска ( Русское государство в 17 веке. Общественные отношения. Народные движения)
Вторая группа рассмотрит церковный раскол, который произошел в стране. Цели и результаты церковной реформы. Причины церковного раскола. Страница 280
Слайд 9 (раскол)
Третья группа охарактеризует основные направления внешней политики : задачи, направления, результаты. Страница 285
Интерактивная доска ( Русское государство в 17 веке .Внешняя политика. Основные направления внешней политики. Карты))
Решение проблемного вопрос.
Слайд 10 (( проблемный вопрос)
Учитель: Итак , давайте ответим на вопрос , который ставили в начале урока.
Выполнил ли Алексей Михайлович «Тишайший» стоявшие перед ним задачи?
Учитель: Вывод : В целом деятельность первых Романовых была направлена на укрепление самодержавной власти и создание системы управления огромным государством, отвечавшей интересам своего времени.
Слайд 11( слова Соловьева)
Великий историк С.М. Соловьев сказал,
«Это был переход народа из одного возраста в другой, из древней истории в новую»
Слайд 12 ( слова Платонова )
К концу правления царя Алексея, по словам русского историка С.Ф. Платонова, Русское Государство “стало гораздо крепче как в отношении политического строя, так и в отношении благосостояния”.
Юля , написала ли ты несколько строк о правлении Алексея Михайловича?
Тест:
Рефлексия
Используется методика «Незаконченные предложения»:
«Сегодня на уроке мне удалось…»;
«Самым интересным для меня на уроке было…»;
Слайд 13
Домашнее задание: П. 29-32, написать ЭССЕ : «Присоединение Украины к России –акт доброй воли славянских народов или результат политики Российского государства по расширению государственных земель?»
Выставление оценок.
НОВЫЙ КОНСПЕКТ
Тема урока : Внутренняя политика Алексея Михайловича Романова.
Тип урока: урок формирования
знаний.
Форма урока: проблемный урок-поиск, включающий работу с
историческими источниками
Время урока: один учебный час.
Методы: слово учителя, групповая работа, выступления учащихся,
обобщение и анализ исторических источников , работа с учебником, раздаточным
материалом работа с диаграммой, заполнение таблиц.
Оборудование: для технического и методического обеспечения урока
используются мультимедиа-проектор, интерактивные плакаты « История России в IX-XVII веках”, дидактические
материалы, учебные пособия по истории России 10 класс.
Оформление класса и классной доски : в классе оформлен стенд
с иллюстрациями – картинами художников по данному периоду (В.И. Суриков
“Боярыня Морозова”,
С.В. Иванов “Во времена раскола”, Э. Лисснер “Соляной бунт” и др.)
Учебные цели и задачи:
представить через работу с историческими источниками эпоху царя Алексея Михайловича;
ответить на проблемный вопрос: Выполнил ли Алексей Михайлович «Тишайший» стоявшие перед ним задачи?
Ход урока.
Организационный момент.
Сегодняшний урок хотелось бы начать со слов французского писателя, мыслителя Ж.Ж. Русо «Вы - талантливые дети! Когда- нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо вы умеете, если будете работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению…»
Учитель: Я желаю вам на уроке убедиться в этих словах. Удачи! В добрый путь за новыми знаниями!
Сегодня работать вы будете в группах. На партах у вас лежат оценочные листы, в которых вы сами себя будете оценивать по ходу урока.
Чтобы проверить домашнее задание , я предлагаю вам решить кроссворды, которые перед вами. Решив правильно, у вас получится ключевое слово. Эти слова помогут вам сформулировать тему нашего сегодняшнего урока. Преступайте к работе. ( Ключевые слова Алексей Михайлович Романов ) Итак, с заданием все справились. А теперь давайте сами сформулируем тему нашего урока.
Слайд 1
Тема: Внутренняя политика
Алексея Михайловича Романова.
Учитель: Давайте определим цели урока.
Цели урока
Ученик: Охарактеризовать внутреннюю политику следующего правителя из династии Романовых - Алексея Михайловича Романова.
Охарактеризовать государственное управление России, экономическое развитие , социальные отношения при Алексее Михайловиче.
Учитель: Как вы считаете, какие главные задачи стояли перед новым правителем- Алексеем Михайловичем Романовым?
Ученики : В период правления Михаила Федоровича страна поднялась из руин Смуты. Стабилизировалось хозяйство, царская власть за эти годы укрепилась. Я считаю, что Алексей Михайлович должен продолжить дело своего отца. Главные задачи - укрепление власти царя, подъем экономического развития на что нужны были большие денежные средства.
В конце нашего урока давайте ответим на вопрос:
Слайд 2
Выполнил ли Алексей Михайлович «Тишайший» стоявшие перед ним задачи?
Юлия Шишкина , тебе творческое задание, постарайся в конце урока сочинить несколько строк о периоде правления Алексея Михайловича, выразив свое отношение к его правлению.
Слайд3
Портрет, колокольный звон.
(1645-1676)
Эпиграф: Царь Алексей Михайлович был добрейший человек, славная русская душа… Но при нравственной чуткости царю Алексею не доставало нравственной энергии… Он был не прочь срывать цветки иноземной культуры , но не хотел марать рук в черной работе ее посева на русской почве. Этому – то царю пришлось стоять в потоке самых важных внутренних и внешних движений.
В.О. Ключевский
После смерти Михаила Федоровича престол занял его 16-летний сын от Евдокии Стрешневой Алексей.
ФИЛЬМ.
Царь и новое правительство стремились стабилизировать положение в стране за счет уступок некоторым слоям населения , но прежде всего за счет усиления царской власти , консолидации верхов общества.
Собравшийся в 1648 г. Земский собор принял решение разработать новый свод законов вместо устаревшего «Судебника» XVI в., а также противоречащих друг другу законов и указов периода Смуты и послесмутного времени.
Состоявшее из 25 глав Уложение было принято в январе 1649 г. Земским собором и действовало более 200 лет.
Учитель: У вас на столе есть карточка « Структура Соборного уложения».
Назовите наиболее важные статьи? (о богохульных и церковных мятежниках, о государственной чести, о службе ратных людей, о суде, о поместных землях, о вотчине. Самые тяжелые наказания назначались за оскорбление церкви, царского имени и умысел против государя. )
Учитель: Посмотрите анимацию и скажите, какие две главные цели преследуют зафиксированные в уложении законы?
Интерактивные плакаты ( Русское государство в 17 веке. Внутренняя политика . Становление самодержавия. Соборное уложение.)
( ответ: Укрепление самодержавия и закрепощение городского и сельского населения)
Учитель: Рассмотрим, как проходило становление самодержавия.
Интерактивные плакаты ( Русское государство в 17 веке. Внутренняя политика . Становление самодержавия.)
Учитель: Какой вывод можем сделать?
Ученик: Вывод: Во второй половине XVII века политический строй России эволюционирует от сословно-представительной монархии к абсолютной монархии.
Учитель: В тексте карточки «Соборное уложение» найдите слова подтверждающие полное закрепощение крестьян и посадских людей?
Учитель: А теперь давайте повторим основные этапы закрепощения крестьян. Интерактивные плакаты ( Русское государство в 17 веке. Общественные отношения. Этапы становления крепостного права)
Учитель: Давайте сделаем вывод.
Ученик: Вывод: С принятием Соборного уложения в России укрепилась царская власть, в интересах верхов общества окончательно оформилось крепостное право.
Учитель: После смутного времени необходимо было преодолеть экономическую отсталость. Следующий вопрос нашего урока - Экономическое развитие страны в период правления Алексея Михайловича. Давайте посмотрим диаграмму экономического развития России в XVI - начале XVII века.
Интерактивные плакаты ( Русское государство в 16 веке .Экономика.)
Учитель: Заполнение таблицы « Характерные черты экономического развития России в 17 веке»
Интерактивные плакаты ( Русское государство в 17 веке .Экономика. Отрасли экономики)
Учитель: Первая группа - Откройте учебники на с. 298, прочитайте текст и назовите характерные черты развития сельского хозяйства России в XVII веке. Какие явления были новыми для России?
Вторая группа - Назовите характерные черты развития ремесла и промышленности России в XVII веке. Учебник с.299
Третья группа – Какие новые явления появились в торговле в XVII веке? Что говорит об успехах торговли? Что тормозило ее развитие? Учебник с.300
Заполнение таблицы
Учитель: О чем свидетельствует появление мануфактур в России ?
Давайте выделим особенности русских мануфактур в 17 веке.
Интерактивные плакаты ( Русское государство в 17 веке . Экономика. Особенности русских мануфактур)
Учитель: Важной чертой экономической политики русского правительства стал протекционизм. Давайте вспомним определение понятия протекционизм
( меры по поддержке развития отечественной промышленности и торговли путем защиты ее от иностранной конкуренции)
Учитель: С какой целью в 1667 г. в России был введен Новоторговый устав?
Ученик: С целью ограничения доступа иностранных купцов на внутренний рынок страны.
Учитель: Давайте сделаем вывод.
Ученик : И все же внутренняя и внешняя торговля России по сравнению со странами Европы развивалась медленно. Развитие торговли замедлялось отсутствием дорог, кредитной системы, банков. Несмотря на это в России во второй половине XVII века происходит формирование всероссийского рынка. Подъем экономического развития страны.
Учитель: XVII век стал важным этапом в истории взаимоотношений государства и Церкви. В период правления Алексея Михайловича была проведена церковная реформа.
Работа в группах.
Опираясь на текст учебника с.280-283 и раздаточный материал.
Первая группа ответит на вопрос. Почему была проведена церковная реформа? Каковы были ее цели?
Вторая группа ответит на вопрос. Что такое церковный раскол? Каковы его причины?
Третья группа охарактеризует результаты реформы.
Сделаем вывод: Церковная реформа , отношения между царем и патриархом Никоном еще раз подтвердили , что в России в XVII веке происходит утверждение самодержавия.
Решение проблемного вопроса.
Слайд 4 (проблемный вопрос)
Выполнил ли Алексей Михайлович «Тишайший» стоявшие перед ним задачи? Учитель: Давайте ответим на вопрос , который ставили в начале урока. Ответы учеников.
Учитель: Вывод : В целом деятельность первых Романовых была направлена на укрепление самодержавной власти и создание системы управления огромным государством, отвечавшей интересам своего времени.
Великий историк С.М. Соловьев сказал,
«Это был переход народа из одного возраста в другой, из древней истории в новую»
К концу правления царя Алексея, по словам русского историка С.Ф. Платонова, Русское Государство “стало гораздо крепче как в отношении политического строя, так и в отношении благосостояния”.
Проверка творческого задания.
Проверочный тест.
Рефлексия
Используется методика «Незаконченные предложения»:
«Сегодня на уроке мне удалось…»;
«Самым интересным для меня на уроке было…»;
Учитель: Вывод по уроку.
Сегодня на уроке мы рассмотрели только страницу главы истории Российского государства времен правления Алексея Михайловича. В дальнейшем нам предстоит изучить много нового и интересного.
Слайд 5
Домашнее задание: П. 29 с.276-285,п. 31. Написать ЭССЕ : «Каким вы увидели царя в ходе Соляного бунта?»
Выставление оценок.
Список литературы
1.История России с древнейших времен до конца XVII века. Ч.1: учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений / А.Н. Сахаров.- 10-е изд. – М., ООО «Русское слово – учебник», 2012.
2. Отечественная история в схемах и таблицах / В.В. Кирилов. – М. : Эксмо,2012.
3.Интерактивные плакаты История России в IX- XVII века.
4. Презентация «Внутренняя политика Алексея Михайловича Романова»
Проверочный тест
1. Отметьте годы царствования Алексея Михайловича.
1) 1606-1610гг.
2) 1613-1645гг.
3) 1645-1676гг.
4) 1676-1682гг.
2.Какое событие произошло в 1649г.?
1) созыв первого Земского собора
2) принятие Соборного уложения
3) отмена медных денег
4) церковный раскол
3.Для системы управления в России в 17 веке характерно
1) дальнейшее усиление роли Земских соборов
2)расширение полномочий Боярской думы
3) расширение приказной системы
4) усиление зависимости царя от мнения сословий.
4. Что стало одним из результатов принятия Соборного уложения?
1) увеличение размера пожилого
2)восстановление крестьянского перехода в Юрьев день
3) введение «заповедных лет»
4) установление бессрочного сыска беглых крестьян.
5.Противниками реформ патриарха Никона были
1) стригольники
2)иосифляне
3)раскольники
4)нестяжатели.
6. Как называлось предприятие, основанное на разделении труда и ручной ремесленной технике?
1) цех
2)мануфактура
3) фабрика
4) картель.
7.» Приятной наружности, добродушный, новый царь был благочестив. Любил охоту, лето почти постоянно проводил в селе Коломенском, где без конца строил и перестраивал свой деревянный дворец» Эта характеристика относится к царю
1) Михаилу Федоровичу
2) Борису Годунову
3) Ивану Грозному
4) Алексею Михайловичу
8. Какие три понятия из перечисленных относятся к процессу закрепощения крестьян?
1) переселенческая политика
2) пожилое
3) «заповедные лета»
4) отрезки
5) « урочные лета»
6) отруб
|
|
|
9. Какие понятия характеризовали экономическое развитие России в 17 веке?
1) экономический кризис
2)ярмарка
3) всероссийский рынок
4)мануфактура
5) приписные крестьяне
6)ассигнации
|
|
|
Оценочный лист
1 группа
Фамилия имя |
Кроссворд |
Укрепление самодержавия |
Закрепощение городского и сельского населения |
Экономическое развитие России в 17 веке. |
Социальные отношения |
Проблемный вопрос |
Тест |
Ведьмина Ю. |
|
|
|
|
|
|
|
Ермакова Е. |
|
|
|
|
|
|
|
Киселева А. |
|
|
|
|
|
|
|
Косолапова Я. |
|
|
|
|
|
|
|
Менжулин Н. |
|
|
|
|
|
|
|
Моргунова А. |
|
|
|
|
|
|
|
Перловская С. |
|
|
|
|
|
|
|
Попов Д. |
|
|
|
|
|
|
|
Якименко Е. |
|
|
|
|
|
|
|
Отрасль
|
Характеристика |
|
Сельское хозяйство |
Экстенсивный путь развития |
Развитие сельского хозяйства за счет освоения новых земель Поволжья и Приуралья. |
|
Развитие торговли |
Производство на продажу |
|
|
|
Ремесло |
Изготовление товаров для продажи |
Развитие торговли |
|
Зарождение мануфактур |
Начало развития промышленности |
|
Начало специализации районов |
Район Тулы, складывание металлургического производства. На северо-востоке- в Устюжне Железнопольской |
Торговля |
Формирование всероссийского рынка |
Между районами страны стали развиваться устойчивые торговые отношения. |
|
Возникновение специализированных рынков |
Рост торговых центров страны |
|
Развитие купечества |
Формирование нового сословия российского общества. |
Характерные черты экономического развития России в XVII веке.
Задание: Какие новые явления в торговле появились в 17 веке? Что говорит об успехах торговли? Что тормозило ее развитие?
Отрасль
|
Характеристика |
|
Торговля |
1
|
|
|
2
|
|
|
3 |
|
«На прошлом уроке мы начали изучение важного раздела отечественной истории Россия начала в XVII веке- правления новой российской династии- Романовых..
Россию терзали свои более, нежели чужие…. Поляки только смотрели и смеялись над безумным междоусобием…. И жгли все, что не могли взять с собой; они хотели видеть Россию пустынею необитаемой. Авраамий Палицын.
Вспомните, к какому выводу мы пришли?» Предполагаемые ответы:
Последствия Смуты
«Весь ход СМУТА…..развития России в 17 веке показал необходимость серьезных реформ во всех сферах жизни». «Правители страны видели необходимость преобразований, но были не способны провести их».
«Действительно так, и человеком, который смог осуществить те преобразования, о которых его предшественники могли только мечтать, стал Петр Первый. Сегодня мы с вами узнаем о важнейших событиях последних десятилетий 17 века, о первых самостоятельных шагах царя Петра – правителя России».задачи урка сами формулир
И в конце урока ответим на вопрос: «Какие проблемы придётся решать Петру в ходе правления»? Записывается на доске: «Какие проблемы придётся решать Петру в ходе правления»?Каковы результаты внутренней и внешней политики царствования АЛ МИХ.
Слова учителя сопровождаются презентацией. Слайды № 1, 2.
Ответ на п пз
Дом. ЗАд(Сахаров А.Н., Боханов А.Н. История России. XVII –XIX века.Ч.2: Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений., М.: “Русское слово”, 2006.), составить характеристику царя Алексея Михайловича Романова по плану.
«Для России Петр Первый…»
Приложения
Итоги Смуты
1. Слабость верховной власти.
2. Катастрофический упадок хозяйства.
3. Обнищание царской казны.
4. Военное присутствие интервентов.
Учитель: Назовите темы наших
последних уроков?
Ученик: Мы изучили тему Смутного времени, начали изучение нового раздела отечественной истории – правление новой династии- Романовых. Изучили правление Михаила Федоровича Романова.
Учитель: Давайте, вспомним итоги Смуты?
Ученик:
- Разрушение производительных сил;
-Потеря территорий ( побережье финского залива, область Карелии и выход в Балтику, потеря Смоленска, Чернигова);
-Ослабление всех государственных структур;
-Изменена природа царской власти ( царя выбрали);
-Повысился статус церкви
Презентация- итоги Смуты
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.