Консультация логопеда
План усвоения орфограммы «Правописание безударных гласных
в корне слова»
I. Подготовительный этап.
o усвоение понятия «гласный звук» (теоретически и практически), умение быстро выделять в слове гласные звуки и буквы, их обозначающие;
o усвоение понятий «ударение», «ударный гласный», «безударный гласный»; умение выделять среди гласных звуков в слове ударный гласный; усвоение смыслоразличительной роли ударения;
o усвоение понятий «корень слова», «однокоренные слова»; умение подбирать однокоренные слова, находить корень слова;
o формирование понятия «орфограмма», усвоение понятия «сильная и слабая позиция гласного звука»; сопоставление гласного звука и буквы, его обозначающей;
o наблюдение места ударения по отношению к корню слова; усвоение понятия «проверочное слово»;
o наблюдение единообразного написания корня в однокоренных словах, его независимость от произношения;
o закрепление понятия «проверочное слово»; деление группы однокоренных слов на две части – с ударным и безударным гласным в корне.
II. Основной этап.
o знакомство с орфограммой;
o знакомство со способами проверки безударных гласных в корне слова;
o усвоение понятия «непроверяемые безударные гласные»;
o выполнение упражнений на правописание безударных гласных в корне слова (с одной и двумя безударными гласными);
o развитие орфографической зоркости (умения находить в слове место, где можно легко сделать ошибку в правописании безударной гласной).
Способы проверки безударной гласной в корне слова
1. Изменить число имени существительного (снега – снег, трава – травы).
2. Заменить имя прилагательное существительным (лесной – лес, грибной - гриб).
3. Заменить имя существительное прилагательным (синева – синий).
4. Заменить глагол именем существительным (спешить – спешка, вредить - вред).
5. Заменить имя существительное глаголом (падение – падать).
6. Заменить форму глагола (водить – водит).
7. Использовать приём «назови ласково» (трава – травка).
8. Использовать приём подбора к многосложному слову односложное (ледянки – лёд, кормушка – корм).
Литература
1. Елецкая О.В. Формирование орфографического навыка правописания безударной гласной в корне слова у школьников с нарушениями письменной речи / Логопед. 2004, № 6
2. Елецкая О.В. Формирование навыка правописания безударной гласной в корне слова у школьников с нарушениями письменной речи / Логопед. 2005, № 1
3. Ковалёв С.В. Основы нейролингвистического программирования. – Москва – Воронеж, 2001.
4. Кондратенко О.А. Состав слова: методическое пособие по развитию морфемного анализа и синтеза, навыков словообразования у младших школьников с недоразвитием речи / О.А. Кондратенко; Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования курганской области. – Курган, 2008.
5. Логинова Е.А., Елецкая О.В. Дизорфография и её проявления в письме учащихся / Школьный логопед. 2005. № 4
6. Прищепова И.В. Дизорфография у младших школьников. – СПб., 2006
7. Сиротюк А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. – М., 2003
8.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.