План- конспект информатика 8 класс "Измерение количества информации"
Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
информатика
8 кл
18.01.2017
Данный урок разработан на основе современных образовательных стандартов основного общего образования по информатики и информационным технологиям. Урок рассчитан на 40 минут учебного времени, класс – восьмой средней общеобразовательной школы.
Основная цель урока: познакомить учащихся с понятиями алфавит, мощность алфавита, информационная емкость знака, информационный объем сообщения.
план-конспект.doc
Пояснительная записка
В технике, где информацией считается любая хранящаяся, обрабатываемая или
передаваемая последовательность знаков, сигналов, часто используют простой способ
определения количества информации, который может быть назван объемным. Он основан на
подсчете числа символов в сообщении, то есть связан только с длиной сообщения и не учитывает
его содержания.
Тема методической разработки урока: «Измерение количества информации». Данный
урок разработан на основе современных образовательных стандартов основного общего
образования по информатики и информационным технологиям. Урок рассчитан на 40 минут
учебного времени, класс – восьмой средней общеобразовательной школы.
Основная цель урока: познакомить учащихся с понятиями алфавит, мощность алфавита,
информационная емкость знака, информационный объем сообщения.
Для реализации основной цели урока решаются следующие задачи:
1. Обучающие:
Сформировать у учащихся понимание вероятности, равновероятных событий;
Научить решать задачи на определение информационного объёма сообщения.
2. Развивающие:
Развитие познавательных интересов, самоконтроля, умения конспектировать;
Развитие умения конспектировать.
3. Воспитывающие:
Воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности,
дисциплинированности, усидчивости;
Воспитание аккуратности и умение вести записи в тетради, воспитание культуры
поведения на уроке, умение слушать.
В основе методики лежат игровые и личностноориентированные технологии.
В целях выявления уровня обученности учащихся и контроля качества учащихся
наиболее приемлемыми являются методы контроля следующие:
1. Фронтальный опрос;
2. Контрольная работа по теме.
Данная тема урока актуальная, так как через год тема повторяется в более усложненном
варианте (6 класс, 8 класс, 10 класс). Содержание методической работы
Тема урока: «Измерение количества информации»
Оборудование:
Доска, компьютер, мультимедийный проектор, УМК Семакин И.Г. «Информатика и ИКТ:
учебник для 8 класса/И.Г.Семакин, Л.А.Залогова, С.В.Русаков, Л.В.Шестакова», презентация.
Тип урока: комбинированный.
План урока:
Этапы урока
Время
(мин.)
Приемы и методы
1. Организационный момент
2. Актуализация и систематизация
знаний
3. Изучение нового материала
4. Закрепление нового материала
5. Домашнее задание
6. Рефлексия
6. Итог урока
2
5
12
15
2
2
2
Сообщение учителя
Фронтальный опрос
Сообщение учителя, записи на доске и
в тетрадях, лекция в сопровождении
презентации
Решение задач
Запись в дневниках или в тетрадях
Возникшие вопросы к учителю
Сообщение учителя
Ход урока
1. Организационный момент
2. Актуализация и систематизация знаний.
Задания выполняются устно (презентация слайды 28)
1. Опишите, кто или что будет являться источником и кто или что – приемником
информации, укажите канал передачи информации в следующих ситуациях (слайд 2):
Ситуация
Канал связи
Источник
информации
Приемник
информации
Андрей собирается переходить перекресток,
регулируемый светофором
Петя беседует с Колей по телефону
Аня слушает прогноз погоды по радио
Женя учит стихотворение А.С.Пушкина «Анчар»
Света еде в автобусе до остановки «Парк
культуры»№ в незнакомом городе
2. В какой форме человек воспринимает информацию (образной или знаковой), если он
(слайд 3):
Слушает оперу
Смотрит футбольный матч
Читает орфографический словарь
Выбирает в магазине
Ест мороженное
Разговаривает по телефону Гладит кошку
3. В каких единицах мы измеряем информацию? (ответ: бит, байт, килобайт, мегабайт,
гигабайт)
4. Как они связаны между собой? (слайд 4)
Ответ:
1 байт=8 бит
1 килобайт=210 байт=1024б
1 мегабайт=210 килобайт=1024 Кб
1 гигабайт(Гб)=210 мегабайт=1024 Мб
5. Логические задачи (слайд 6):
Найдите лишнее слово в каждом из данных списков. Ответы могут быть различны,
но должны быть доказательны с точки зрения классификации.
a) грабеж, кража, землетрясение, поджог, нападение; (ответ: землетрясение, это
стихийное бедствие)
b) пилотка, берет, каска, шарф, шапка; (ответ 1: шарф, это не головной убор;
ответ 2: каска, она сделана из твердого материала)
3. Изучение нового материала
Алфавитный подход к определению количества информации (слайд 9)
Алфавит – набор всех допустимых символов знаковой системы (слайд 10).
где N – мощность алфавита;
i – количество информации, которое несёт каждый символ алфавита;
I – Количество информации в сообщении при алфавитном подходе.
При алфавитном подходе рассматривается запись сообщения с помощью какойлибо
знаковой системы. Пусть алфавит знаковой системы состоит из N символов. Представим, что
передать нужно всего один символ (это может быть один из N символов). Опять возникает
неопределённость. Значит, количество информации, которое несёт сообщение, равное одному
знаку, определяется соотношением:
С помощью этой формулы можно определить количество информации, которое несёт
знак в двоичной знаковой системе:
Пример 1 (слайд 11):
Пусть передаётся простое арифметическое выражение. Алфавит арифметических
выражений состоит из 16 знаков:
0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, +, , *, /, (, ) . N=16, => 16=24 =>24 = 2i=> i = 4 бит.
Один знак арифметического выражения несёт 4 бита информации.
Пример 2 (слайд 12):
Пусть сообщение записано русскими буквами. Алфавит русского языка состоит из 32
знаков(исключая ё) N=32, => 32=25 =>25 = 2i => i = 5 бит.
Один знак русского алфавита несёт 5 бит информации.
Пример 3 (слайд 13):
Алфавит двоичной знаковой системы состоит из двух знаков (0,1), поэтому N=2, =>
2=2i => 21=2i => i = 1 бит
Т.о. в двоичной знаковой системе знак несёт 1 бит информации.
Информационная ёмкость знака двоичной знаковой системы составляет один
бит. (слайд 14)
Алгоритм определения количества информации (алфавитный подход) (слайд 15):
1. Определить количество знаков в алфавите системы.
2. Определить по формуле количество информации, которое несет в себе каждый знак (I).
3. Подсчитать количество знаков в сообщении (К).
4. Умножить К на I.
4. Закрепление нового материала (слайды 1620)
Задание 1. Определить информационный объем текста (устно):
«Без труда не вытащишь и рыбки из пруда»
Задание 2. Определить информационный объем текста (устно): «Обед узнают по кушанью, а ум по слушанью»
Задание 3. Сравните количество информации:
а) 200 байт и 0,25 Кбайта;
б) 3 байта и 24 бита;
в) 1536 бит и 1,5 Кбайта;
г) 1000 бит и 1 Кбайт;
д) 8192 байта и 1 Кбайт.
Задание 4. Решите задачу:
Подсчитать в Кбайтах количество информации в тексте, если текст состоит из 800
символов, а мощность используемого алфавита – 128 символов.
Задание 5. Решите задачу:
Сколько символов в тексте, если мощность алфавита – 64 символа, а объем информации,
содержащийся в нем – 1,5 Кбайта?
Задание 6. Решите задачу:
Определите объем текста, если для его записи использованы буквы русского алфавита
строчные и заглавные, десять цифр и пробел. Причем каждый символ весит одинаковое целое
число бит и в тексте 1500 знаков.
5. Домашнее задание:
1. Параграф 4читать.
2. Вопросы 47 (письменно)
6. Рефлексия
Учитель обсуждает наиболее сложные моменты, вызвавшие затруднения у учащихся,
отвечая на вопросы учащихся.
7. Итог урока
Учитель подводит итог урока и выставляет оценки.
Список используемой литературы:
1. Информатика. 8 класс: поурочные планы по учебнику Н.Д. Угриновича/ авт.сост.
А.М. Горностаева. Волгоград: Учитель, 2008.
2. Крылов С.С. ЕГЭ. Информатика. Тематическая рабочая тетрадь ФИПИ/ С.С.
Крылов, Д.М.Ушаков. М.: Издательство «Экзамен», 2010.
3. Семакин И.Г. Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса / И.Г. Семакин, Л.А.
Залогова, С.В. Русаков, Л.В. Шестакова. М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
4. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса/ Н.Д. Угринович. 2е
изд., испр. М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.
5. Презентация «Алфавитный подход к определению количества информации» Приложение 1. Дидактический материал по повторению предыдущей темы
1. Опишите, кто или что будет являться источником и кто или что – приемником
информации, укажите канал передачи информации в следующих ситуациях:
Ситуация
Источник
информации
Приемник
информации
Канал связи
Андрей собирается переходить перекресток,
регулируемый светофором
Петя беседует с Колей по телефону
Аня слушает прогноз погоды по радио
Женя учит стихотворение А.С.Пушкина «Анчар»
Света еде в автобусе до остановки «Парк
культуры»№ в незнакомом городе
2. В какой форме человек воспринимает информацию (образной или знаковой), если он:
Слушает оперу
Смотрит футбольный матч
Читает орфографический словарь
Выбирает в магазине
Ест мороженное
Разговаривает по телефону
Гладит кошку
3. В каких единицах мы измеряем информацию?
4. Как они связаны между собой?
5. Логические задачи:
Найдите лишнее слово в каждом из данных списков. Ответы могут быть различны, но
должны быть доказательны с точки зрения классификации.
a) грабеж, кража, землетрясение, поджог, нападение;
b) пилотка, берет, каска, шарф, шапка. Приложение 2. Дидактический материал по закреплению новой темы
Задание 1. Определить информационный объем текста (устно):
«Без труда не вытащишь и рыбки из пруда»
Задание 2. Определить информационный объем текста (устно):
«Обед узнают по кушанью, а ум по слушанью»
Задание 3. Сравните количество информации:
а) 200 байт и 0,25 Кбайта;
б) 3 байта и 24 бита;
в) 1536 бит и 1,5 Кбайта;
г) 1000 бит и 1 Кбайт;
д) 8192 байта и 1 Кбайт.
Задание 4. Решите задачу:
Подсчитать в Кбайтах количество информации в тексте, если текст состоит из 800
символов, а мощность используемого алфавита – 128 символов.
Задание 5. Решите задачу:
Сколько символов в тексте, если мощность алфавита – 64 символа, а объем информации,
содержащийся в нем – 1,5 Кбайта?
Задание 6. Решите задачу:
Определите объем текста, если для его записи использованы буквы русского алфавита
строчные и заглавные, десять цифр и пробел. Причем каждый символ весит одинаковое целое
число бит и в тексте 1500 знаков.
План- конспект информатика 8 класс "Измерение количества информации"
План- конспект информатика 8 класс "Измерение количества информации"
План- конспект информатика 8 класс "Измерение количества информации"
План- конспект информатика 8 класс "Измерение количества информации"
План- конспект информатика 8 класс "Измерение количества информации"
План- конспект информатика 8 класс "Измерение количества информации"
План- конспект информатика 8 класс "Измерение количества информации"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.