План-конспект классного часа "Наш первый университет"
Оценка 4.9
Работа в классе
docx
воспитательная работа +1
9 кл
05.02.2018
План-конспект классного часа "Наш первый университет" посвящен великому русскому ученому Михаилу Васильевичу Ломоносову. Целью данного мероприятия является формирование мировоззренческих идей материальности и познаваемости мира и его законов. Узнать как личность человека и ученого влияет на развитие науки и техники. Углубление понятия сохранения массы веществ до и после реакции; развитие познавательных интересов и способностей учащихся. Закрепление основных понятий о химии и ее законах.
план-конспект внеклассного мероприятия.docx
Планконспект классного часа
на тему «Наш первый университет»
Разработал: Сазонова Е.А.
ПЕРМЬ 2018
Тема Наш первый университет
Задачи:
Воспитательные:
содействие формированию мировоззренческих идей
материальности и познаваемости мира и его законов; роль личности в развитии науки;
воспитание патриотизма.
Образовательные: закрепление основных понятий о химии и ее законах, усвоений
научных фактов и историй.
Развивающие: углубление понятия сохранения массы веществ до и после реакции;
развитие познавательных интересов и способностей учащихся.
Оборудование: компьютер, проектор, плакаты, портрет М.В. Ломоносова.
Оформление: На доске слева – первоначальный текст «закона сохранения массы
веществ». В центре – портрет М.В. Ломоносова. Справа плакат «Химик требуется не
такой, который только из одного чтения книг понял сию науку, но который собственным
искусством в ней прилежно упражнялся» М.В. Ломоносов
Звучит 1й концерт П.И. Чайковского
Учитель. Ребята тема сегодняшнего классного часа «Наш первый университет». И
перед вами, стоит вопрос, на который вам предстоит ответить в конце классного часа:
«Почему М.В. Ломоносова мы называем нашим первым университетом?»
Таланты русские,
Вы – гордые таланты,
А гордые таланты,
Как тараны:
Они любые стены прошибут,
Они любые беды проживут.
Нам горько – веселим себя тальянками,
А пляшем так, что боже упаси,
От века дело делают талантливо,
Талантливо гуляют на Руси,
Какие б годы не прошли суровые,
Из вас, поля, из вас леса густые,
К нам будут приходить талантливые
И это вечно, как сама Россия
/звучит «Утро на Москвареке» Мусоргского/.
Ломоносов пришел в науку из далекого северного Приморья. Крестьянский,
рыбацкий сын, помормореплаватель, он хорошо знал труд и нужды своего народа, а отзвуки петровских реформ будили в нем мечты о расцвете великой державы Российской.
Природа северных морей с их бурями, сияниями, промыслами, ловлей китов была известна
Ломоносову с детства. Она закалила его характер, сделала его отважным и смелым
человеком, пробудила в нем поэтическое чувство, любознательность.
Показывается фрагмент из фильма «Ломоносов». Разговор отца и Михайло об учебе
в Москве.
И вот, не дождавшись решения отца, Михайло в возрасте 19 лет, тайком, в
декабрьскую стужу 1730 года навсегда покидает свою деревню Денисовку.
Москва! Как шапка, Кремль над нею
В морозном, ясном хрустале.
Шагай, Михайло, посмелее:
Ты дома, на родной земле!
Пошире плечи: ты хозяин,
Иди Москвою в полный рост!
Было очень трудно. С одной стороны, страшное безденежье: «Имея один алтын (3
копейки) в день жалованья, нельзя было на пропитание в день больше как на денежку хлеба
и на денежку кваса, прочие на обувь, бумагу и другие нужды». С другой стороны,
«школьники, малые ребята кричат, перстами указывают: смориде какой болван, лет в 20
пришел латыни учиться!». Но настолько сильной была тяга к знаниям у этого юноши, что
все он перенес и добился исполнения своей мечты.
Имя Ломоносова вызывает чувство особой гордости. Прежде всего можно
восхищаться его многогранным талантам и глубиной знаний нашего великого
соотечественника, который принадлежит к тем немногим ученым с мировым именем, чьи
труды связаны с развитием целого ряда наук. Гений его смело вторгался во все области
человеческого знания. Он был поэтом. Поэзия Ломоносова была проникнута высокой идеей
служению своему народу, стремление способствовать развитию русской культуры и
просвещения.
Читают ученики О вы, которых ожидает
Отечество от недр своих
И видеть таковых желает,
Каких зовет от стран чужих
О, ваши дни благословенны!
Дерзайте ныне ободренны
Раченьем ваших показать,
Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов Российская земля рожать.
Горячая любовь Ломоносова к Отечеству воплощена в его фундаментальном труде
«Древняя Российская история от начала российского народа до кончины великого князя
Ярослава Первого или до 1054 года».
В геологии он первым дал правильное понятие о рудных жилах и их возрасте.
Много работ было посвящено Ломоносовым физике. Он занимался оптическими
исследованиями, изучением атмосферного электричества.
Ломоносову принадлежит крупное астрономическое открытие атмосферы Венеры.
Он резко выступал против церковных кругов, нападавших на учение Коперника.
Великий ученый приложил большие усилия для развития промышленности России.
Он придавал производству металлов большое государственное значение и много сил
приложил к развитию металлургии в России. Подробно изучил и развил стекольное
производство, разработал рецепты и технологию первого русского фарфора, разработал
рецепты для изготовления цветных непрозрачных стекол – смальты и все это дело рук
одного человека – М.В. Ломоносова.
Но самым главным открытием М.В. Ломоносова является – теоретическое и
экспериментальное обоснования «всеобщего естественного закона сохранения вещества и
движения».
Прежде чем говорить о законе, обратимся к истории. С начала 18 века вплоть до
работ Лавуазье в химии господствовала гипотеза «флагистона». По учению немецкого
ученогохимика Георга Шталя, флагистон – это материальное начало горючести. Он
содержится во всех горючих веществах, а также в металлах. При горении веществ
флагистон выделяется в виде пламени, остается же земля (зола). Итак, учил Шталь,
горючие вещества и металлы состоят из флагистона и земли. Теория Шталя объясняла
многие явления, но не могла дать ответа на один вопрос: «Почему зола металлов тяжелее
исходного металла? Ведь при обжиге он потерял часть своего флагистона.» Действительно,
все ученые, проводя реакцию горения, убеждались, что масса металлов всегда была меньше
продуктов реакции или веществ полученных в результате реакции.
Проводится опыт по сжиганию или прокаливанию металлов.
Вопрос: Почему мы определили, что произошла реакция в колбе с металлом?
Ответ: По изменению цвета вещества.
Итак, мы повторили такой же опыт, как и химики 18 века, а теперь вспомним, что
говорил Ломоносов в своем законе (чтение текста закона). Вопрос: Почему же, ребята, наши результаты противоречат данному закону? Что не
учитывали химики того времени.
Ответ: Не учитывали кислород, который вступал в реакцию с металлом.
Верно, они не учитывали, что в процессе горения участвует кислород. А как же надо
изменить опыт, чтобы наши результаты были верными и соответствовали закону? Что
предлагал Ломоносов для своего опыта?
Ответ: Проводить опыт в запаянной колбе.
Мне потребно десяток реторт,
Соли пуд, купоросу, угля
Все химических опытов для
И дубовых досок для полов.
Отпустили …пятнадцать рублев …
И вставал он ни свет ни заря –
Ни минуты потраченной зря,
Только опыт да точный расчет,
В канцелярию подан отчет.
Что потратил в отчете есть,
А что сделал – потомкам не счесть,
Было ложно ученье,
Был неправильный закон:
Что подвержено горению,
То содержит флагистон.
Флагистон – горючий, значит:
Он из печки в небо скачет.
Если дым со всех сторон,
Разгулялся флагистон
Чтение по ролям.
Смотрите и не спорьте,
Но всем известно: флагистон
В запаянной реторте, свинец я грею,
Отчего металла потемненье?
Забрался флагистон в него, С теплом проник он сквозь стекло –
Не в этом суть горения!
Реторту запаял я сам,
Я верю числам и весам.
Ничуть не изменился вес
Реторты раскаленной.
Нет, сквозь стекло он не пролез,
Ваш флагистон хваленный.
Молчат ученые мужи,
Ты им попробуй докажи!
А всеж свинец темнее стал!
Часть воздуха вошла в металл,
И оттого он черный!
Не знали слово «кислород»,
Но видел далеко вперед
Великий наш ученый.
Открытие Ломоносовым закона сохранения вещества и энергии лежит в основе всех
наук о природе. Своим законом Ломоносову удалось ответить на вопрос, волновавший умы
древних пытливых людей. «Может ли чтото возникнуть из ничего или исчезнуть
бесследно?»
Всю жизнь Михаил Васильевич боролся за признание русской науки. В то время
было мнение, что русский мужик не способен двигать науку вперед. Поэтому Российская
Академия сплошь состояла из иностранцев, которые приезжали в страну не для того, чтобы
продвигать Россию вперед, а чтобы набить свой кошелек. Ломоносов был первым истинно
русским академиком.
Флагман русской науки, самый именитый университет нашей страны, Московский,
носит имя великого Ломоносова. У главного входа его в честь человека великой научной
страсти, в честь основателя первого университета воздвигнут памятник.
Вопрос: А сейчас, ребята, попробуем ответить, почему М.В. Ломоносова мы
называем «первым университетом России»? Занимательные опыты
1. Воспламенения костра с помощью перманганата калия и глицерина.
2. Вулкан на столе (разложение дихромата аммония). Объяснение опытов 1 и 2 на
основе атомномолекулярного учения и закона сохранения массы веществ.
3. Окрашивание пламени в различные цвета. (ватные шары предварительно смоченные
растворами хлорида лития, хлорида кальция, нитрата натрия, и борной кислоты и
перед опытом – спиртом).
Оформление и оборудование.
1. Портрет М.В. Ломоносова
2. Плакаты с текстами
3. Газета «М.В. Ломоносов»
4. Исследовательские работы, посвященные М.В. Ломоносову
Тексты плакатов
Соединяя необыкновенную силу воли, с необыкновенной силой воли Ломоносов
обнял все отрасли просвещения. Каждая наука была сильнейшей страстью сей души …
Историк, Ритор, Механик, Химик, Минеролог, Художник и Стихотворец – он все
испытал и все проник.
А.С. Пушкин
Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие … куда ни посмотрим,
куда ни оглянемся, везде обращаются перед очами нашими успехи ее прилежания.
М.В. Ломоносов Химик без значения физики подобен человеку, который все должен искать ощупом.
И они две науки так соединены между собой, что одна без другой в совершенстве быть не
могут.
М.В. Ломоносов
Литература
1.Копелевич Ю.Х. Основание Петербургской Академии наук. – М.: Знание, 2001
2.Курмачева М.Д. Петербургская Академия наук и М.В. Ломоносов. М.:
Просвещение, 2000.
3.Лихоткин Г.А. Ломоносов в Петербурге. – М.: ИнфраМ, 2001.
4.Радовский М.И. М.В. Ломоносов и Петербургская Академия наук. М.: Знание, 1999.
5. Илшинский А.Ю., Павлова Г.Е. М.В. Ломоносов – великий русский ученый. М.:
Педагогика, 1986. 128 с.
6.
Морозов А.А. Михаил Васильевич Ломоносов. Серия ЖЗЛ. М.: Молодая гвардия,
1950. 960 с.
7. Ломоносов М.В., Полн. Собр. Соч., т. 7, Изд. Акад. наук СССР, 1950, стр. 391.
8. Сазонова Е.А., Олонцев В.Ф. Первая химическая лаборатория в России // М.В.
Ломоносов. Врата в науку: сб. науч. и метод. статей Междун. научпракт. конф. М.:
Планета, 2011. С. 2224.
План-конспект классного часа "Наш первый университет"
План-конспект классного часа "Наш первый университет"
План-конспект классного часа "Наш первый университет"
План-конспект классного часа "Наш первый университет"
План-конспект классного часа "Наш первый университет"
План-конспект классного часа "Наш первый университет"
План-конспект классного часа "Наш первый университет"
План-конспект классного часа "Наш первый университет"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.