План-конспект урока
Оценка 5

План-конспект урока

Оценка 5
Разработки уроков
docx
труд
5 кл
05.09.2017
План-конспект урока
План-конспект урока по технологии у девочек в 5 классе в рамках программы Государственного образовательного стандарта.. Раздел Кулинария "Каша - мать наша". Цель данного урока: знакомство детей с народными традициями, связанными с приготовлением и употреблением каши, обучение приёмам приготовления каши, формирование ценностного отношения к каше как важнейшему блюду в рационе правильного, здорового питания.План-конспект урока технологии у девочек 5 кл. раздел Кулинария "Каша - мать наша"
План-конспект урока 5 класс.docx
Раздел: «Технология обработки пищевых продуктов.  Кулинария». Тема: «Каша – мать наша». Возраст: 5 класс. Цель   деятельности учителя 1. знакомство   детей   с   народными   традициями, связанными   с   приготовлением   и   употреблением каши; 2. обучение приёмам приготовления каши; 3. формирование ценностного отношения к каше как   важнейшему   блюду   в   рационе   правильного, здорового питания. Задачи   деятельности учителя Оборудование Тип урока Планируемые образовательные ресурсы ознакомить с правилами мытья посуды. Дидактические:  ознакомить с продуктами, из которых готовят каши   (крупа,   молоко,   масло),   с   посудой   для приготовления каши;  Развивающие:   познавательные интересы и логическое мышление. Воспитывающие:   развивать навыки по приготовлению каши,  развивать   наблюдательность   в   работе; воспитывать эстетический вкус, воспитание сотрудничества работы в группе. с познакомятся  автоматизированное   рабочее   место   учителя,   плакат «Виды   круп   и   способы   варки   каши»,   образцы столовой посуды и кухонной утвари. Постановка и решение учебных задач Предметные:    историей возникновения каши, с приемами приготовления каши и   безопасных   приемов   труда   при   приготовлении каши;   с   помощью   учителя   осуществлять   контроль качества   результатов   собственной   практической деятельности Метапредметные:  Познавательные:  добывают  новые   знания;   находят новые   ответы   на   вопросы,   используя   информацию, выложенную   в   кейсы,   свой   жизненный   опыт, используя   учебник   и   информацию,   полученную   на уроке; Регулятивные:  определяют  и  формируют  цель деятельности   на   уроке   с   помощью   учителя; проговаривают  последовательность   действий   на уроке; Коммуникативные: других; доносят свою позицию до одноклассников; Личностные:  анализируют  и  оценивают  процесс   и результаты своей деятельности. Частично поисковый, групповая, фронтальная  слушают  и  понимают  речь Видеоролик «Каша, мать наша» [Электронный  ресурс]. – Режим доступа: http://vk.com/video?q= %D0%BA%D0%B0%D1%88%D0%B0%20%D0%BC %D0%B0%D1%82%D1%8C§ion=search&z=video 2562615_159163570 Видеоматериал «Маша и Медведь. 16 серия. Маша +  каша» [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://www.masha­mult.ru/2012/12/masha­i­medved­ 16seria­online.html Продукты: крупа, соль, сахар, молоко, масло  Посуда: кастрюля, ложка, тарелка Плита Методы   и   формы обучения  Образовательные ресурсы Продукты, инструменты оборудование   и 2 1.2. Организационная структура урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Промежуто чный контроль 7 Устные  ответы Формы совзаимо действия 5 Фронталь ная Универсальные учебные действия 6 Личностные: понимают значение  знаний для человека и принимают  его, имеют желание учиться,  определяют свое отношение к  поступкам одноклассников с  позиции общечеловеческих  нравственных ценностей,  рассуждают и обсуждают их 4 Слушают и  обсуждают  тему, оценивают свою готовность и настрой на  урок Этапы урока 1 Мотиви I. рование к  учебной  деятельности Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения 2 Эмоциональная,  психологическая и мотивационная  подготовка  учащихся к  усвоению  изучаемого  материала Актуал II. изация  знаний Вступительное  слово учителя и  беседа по  вопросам 3 Проверяет  готовность  обучающихся к  уроку, озвучивает  тему и план урока, создает  эмоциональный  настрой на  изучение нового  материала На Руси каша  испокон веков  занимала  важнейшее место в рационе питания,  это здоровая и  полезная пища,  делающая любой  обед сытным,  дающая  человеческому  Слушают  учителя,  отвечают на  вопросы Фронталь ная  Устные  ответы Познавательные: извлекают  необходимую информацию  из  рассказа учителя, дополняют и  расширяют имеющиеся знания и  представления о новом изучаемом  предмете; ориентируются в своей  системе знаний и умений Коммуникативные: обмениваются  мнениями, слушают друг друга 3 III. Изучен ие нового  материала Работа с  технологическими  картами по  приготовлению  блюда, работа с  учебником, с  тетрадью организму много  энергии и  здоровья: ­ Почему каша  была в почете у  русского народа? ­ Какое место  занимала каша в  жизни русского  человека? Знакомит  учащихся с  технологией  приготовления  блюда. Нацеливает учащихся на  творческое  самостоятельное  действие,  организует беседу  по вопросам: ­ Какие продукты,  инструменты и  посуда  понадобятся для  приготовления  каши? ­ Что значит  первичная  обработка крупы? ­ В жидкость  какой  Отвечают на  вопросы,  наблюдают,  анализируют,  сравнивают,  делают выводы Фронталь ная,  группова я Устные  ответы Познавательные: отвечают на  вопросы, делают сравнения;  осуществляют поиск необходимой  информации; дополняют и  расширяют имеющиеся знания по  кулинарии, применяют на  практической работе. Регулятивные: прогнозируют  результаты уровня усвоения  изучаемого материала, работают  по совместно составленному  плану, используют необходимые  средства (технологические карты,  приспособления и инструменты);  осуществляют контроль точности  выполнения операции Коммуникативные: высказывают  собственное мнение в устной  форме при составлении ответов на  вопросы учителя, обмениваются  мнениями, слушают другу друга,  строят понятные речевые  4 Самостоятельная  работа  IV. Первич ное  осмысление  и  закрепление Дегустация блюд Обобщающая  беседа VI. Итоги  урока Рефлексия VII. Домаш нее задание температуры  закладывается  крупа? ­ В какой  последовательност и закладываются  продукты? Создает условия  для выражения  самостоятельного  действия  (приготовления  каши) Организует  дегустацию блюд Организует  беседу: ­ Чему вы  научились  сегодня?  ­ С какими  трудностями  столкнулись? ­ Что было  интересного? Конкретизирует  домашнее задание,  перечисляет  продукты и  инструменты,  Учатся варить  кашу  Группова я Фронталь ная Фронталь ная Дегустируют  блюда Отвечают на  вопросы.  Определяют  свое  эмоциональное  состояние на  уроке. Записывают  домашнее  задание и  перечень  материалов,  высказывания.  Личностные: осознают свои  возможности в учении; способны  адекватно судить о причинах  своего успеха или неуспеха в  учении, связывая успехи с  усилиями и трудолюбием  Познавательные: самостоятельно  выделяют и формулируют цели Регулятивные: осуществляют  пошаговый контроль своих  действий Личностные: понимают значение  знаний для человека и принимают  его. Регулятивные: оценивают свою  работу на уроке, анализируют  эмоциональное состояние,  полученное от успешной  (неуспешной) деятельности на  уроке. Творческая, практическа я работа Готовые  блюда Оценивание  работы  учащихся на уроке 5 необходимые для  выполнения  практикума на  следующем уроке необходимых  для следующего урока 6 1.3. Ход урока 1) Организационный   момент   урока   (3   мин).  Проверка   готовности учащихся к уроку. Объявление целей и задач.  2) Изучение нового материала (18 мин).  Наш сегодняшний урок мы начинаем с просмотра видеоролика «Каша ­ мать наша». (2 мин) 1. Ребята, нам с вами уже давно известно, что наше питание – это наше   здоровье,  не   так   ли?  В  нашей   школьной   столовой   ученикам   нередко предлагают на обед в качестве гарнира одно блюдо, которое часто остается на тарелках недоеденным. О каком блюде я говорю? – О каше. 2. Назовите прилагательные, которые могут охарактеризовать кашу? Как   она,   на   ваш   вкус?   Ответы:  сладкая,   молочная,   вкусная,   густая, жидкая, липкая, невкусная, противная. 3. Но если каша и в самом деле кушанье так себе, то почему ею кормят детей в школе, детском саду? Почему люди старательно выращивают злаки, чтобы получить из них крупу для каши? И, наконец, какое отношение к здоровому питанию имеет каша? Давайте поищем ответы на эти вопросы на сегодняшнем занятии и постараемся приготовить  её.      Дополнительная информация – приложение №1.  4. Задания:  А) «Собрать пословицы» У каждой группы лежат половинки пословиц, нужно соединить друг с другом (приложение №2). Учащиеся сообщают классу пословицы, которые у них сложились.  В) «Соревнование говорунов» А сейчас соревнование говорунов. Кто быстрее и точнее всех произнесет скороговорки   (приложение   №3).   Потренируйтесь   в   группах   и   выберете лучших говорунов, которые будут соревноваться друг с другом.  7 Сейчас я хочу показать вам мультфильм «Маша и медведь». Просмотр мультфильма (7 мин). 3) Самостоятельная работа учащихся  (15 мин).  Вначале каждая ученица   изучает   самостоятельно   задания   кейса   (приложение   №4).   Затем учащиеся   делятся   на   две   группы   по   рядам.   В   каждой   группе   выбирается спикер. Далее ведется обсуждение. После обсуждения   спикеры от каждой команды дают ответы на задания кейса. А оппоненты могут задавать свои вопросы. 4) 1. Практическая работа (35 мин) Предлагаю   приступить   к   изготовлению   этого   замечательного блюда!  Учитель   проводит   с   детьми   вводный   инструктаж:   предлагает   детям изучить карты техпроцесса изготовления каши (приложение №5), проводит показ трудовых приемов и безопасных приемов при изготовлении каши. Приступайте к самостоятельной работе. 2. Каждая бригада готовит одну из каш: гречневую, рисовую, манную и т.д. Учитель   проводит   текущий   инструктаж   и   осуществляет   целевые   обходы. Первый обход – проверка организации рабочих мест и соблюдения безопасных приемов труда.  Второй обход – проверка правильности трудовых приемов и технологической   последовательности.   Третий   обход   –   приемка   и   оценка работ. 3. Молодцы! А сейчас самое время устроить пир на весь мир!   Закрепление пройденного материала (5 мин). Все садятся за столы, угощаются кашей и делятся рецептами. 5) Вопросы для закрепления пройденного:    Какое место занимала каша в жизни русского человека? Какое отношение к здоровому питанию имеет каша? Какие   бывают   последствия   при   несоблюдении   технологического процесса приготовления каши? 8 Итог урока (5 мин).     Рефлексия. Получение домашнего задания на 6) следующий урок. 3.5. Методические рекомендации по ходу урока Данный кейс предназначен для занятий на уроках технологии в 5 классе. Освещает школьные вопросы по теме «Каша – мать наша» в занимательной игровой форме. Основная задача ­ помочь активно усвоить учебный материал, свободно ориентироваться в изучаемых вопросах. Преодоление трудностей, попытка   подумать,   поразмышлять   доставят   не   только   глубокое познавательное удовлетворение, но и большую радость. В   процессе   проведения   урока   с   использованием   информационно­ коммуникативных   технологий   ведется   многоуровневое   обучение:   уровень восприятия   учебного   материала,   уровень   воспроизводства   знаний,   уровень освоения знаний с измененными условиями, уровень получения новых знаний на базе ранее полученных.  При изучении нового материала необходимо сделать акцент на то, что технологический   процесс   и   рецептуру   приготовления   каши   не   следует изменять   и   нарушать.   Учащиеся   в   ходе   выполнения   кейс­задания   должны проанализировать   правильность   (или   неправильность)   поведения   героев мультфильма и сами  должны найти ответы. После   просмотра   мультфильма   «Маша   и   медведь»   девочки   приводят примеры   чаще   всего   увиденные   при   просмотре   мультфильмов   или   других телепередач, вспоминают рассказы и сказки, делятся собственным опытом о таком блюде, как каша. Поэтому выполнение кейс­задания не составит для них особого труда. 9 Заключение Практически   любой   преподаватель,   который   захочет   внедрять   кейс­ метод,   сможет   это   сделать   вполне   профессионально,   изучив   специальную литературу, пройдя тренинг и имея на руках учебные ситуации. Однако выбор в пользу применения интерактивных технологий обучения не должен стать самоцелью: ведь каждая из технологий ситуационного анализа должна быть внедрена с учётом учебных целей и задач, особенностей учебной группы, их интересов   и   потребностей,   уровня   компетентности,   регламента   и   многих других   факторов,   определяющих   возможности   внедрения   кейс­метод,   их подготовки и проведения. Использование кейс­метода на уроках технологии сможет стать отличной альтернативой скучному и неинтересному занятию для учащихся. Кроме того, кейс­ технологии помогут обучающимся раскрыть свой потенциал не только в рамках   одной   предметной   области,   но   и   смогут   расширить   их   знания   во многих сферах человеческой деятельности.  Урок на тему «Каша – мать наша» не был апробирован по  следующим  причинам: 1. Работа делалась в сжатые сроки, в осенние каникулы. 2. Модуль по кулинарии был проведен еще в первой четверти. В своей дальнейшей деятельности планируется проведение данного урока с   использованием   кейс­метода.   А   также,   внедрение   новых   технологий обучения и проведение уроков в будущей перспективе продолжится. 10 Библиографический список 1. И.П. Арефьев. Занимательные уроки технологии. 5 кл. М.: Школьная пресса. – 2005.­ 80 С. 2. Перова Е.Н. Уроки по курсу «Технология». – М.: «5 за знания», 2008 3. Технология.   Обслуживающий   труд   5   класс.   Под   редакцией   В.Д. Симоненко Вентана­Граф, 2005 4. Технология. 2 класс: технологические карты уроков по учебнику О.А. Куревиной, Е.А. Лутцевой, ­ Волгоград: Учитель, 2013. – 1­94 с. 5. Видеоролик   «Каша,   мать   наша»  [Электронный   ресурс].   –   Режим доступа: %D0%B0%D1%88%D0%B0%20%D0%BC   http://vk.com/video?q=%D0%BA %D0%B0%D1%82%D1%8C§ion=search&z=video2562615_15916357 0 6. Видеоматериал   «Маша   и   Медведь.   16   серия.   Маша   +   каша» [Электронный   ресурс].   –   Режим   доступа: mult.ru/2012/12/masha­i­medved­16seria­online.html   http://www.masha­ 7. Электронный ресурс: http://www.openclass.ru/node/227792 8. Электронный ресурс: http://www.proshkolu.ru/lib/id/3544/ 11 Приложение №1 Возраст   каши   –   более   тысячи   лет.   Она   была   найдена   археологами   в горшке под слоем золы при раскопках древнего города Любеча на Украине.  На Руси каша испокон веков занимала важнейшее место в повседневном рационе;   она   являлась   постоянной   крестьянской   пищей.   (Картофель   в   то время на Руси не знали и не выращивали). Крестьянский обед и обедом не считался, если каша на столе не стояла. А во время поста каша всегда была главной едой. Это здоровая и полезная пища, делающая любой обед сытным, дающая человеческому организму много энергии и здоровья. Поэтому   каша   стала   для   народа   символом   благоденствия.   Вряд   ли   о каком другом блюде русской кухни сложено столько пословиц и поговорок, легенд и сказок, как о каше! 12 Сегодня специалистами точно установлены питательные свойства каши. Так,   манная   каша   относится   к   легкоусвояемой   и   очень   калорийным продуктам.   Ее   рекомендуют   давать   детям   на   завтрак   перед   серьезными нагрузками:   контрольными   работами,   соревнованиями.   В   овсяной   каше содержатся   витамины   А   и   Е,   которые   способствуют   росту   детского организма.   А   вот   гречневую   кашу   в   народе   называли   «княгиней».   И неудивительно, ведь в гречневой крупе много растительных белков, жиров, углеводов, крахмала. Она содержит фосфор, кальций, калий, железо, магний, марганец, а также витамины группы В. Блюда из гречневой крупы издавна считаются гордостью русской кухни. Каша – исконно русское блюдо, которое было в почете  и у богатых, и у бедных людей. На Руси без каши не обходились рождественские праздники, родины, крестины, похороны и многие другие события. Каша была обязательным угощением на свадебном пиру. Свадебный пир так   и   назывался   –   «каша».   Варить   кашу   на   пиру   поручалось   наиболее уважаемым и почетным  гостям. Молодых осыпали зерном, а на самой свадьбе жених и невеста обязательно должны были при гостях съесть кашу.  При рождении ребенка готовилась «бабина каша» ­ крутая, пересоленная, которую должен был съесть молодой отец. А вскоре после рождения ребенка гости также приходили «на кашу» ­ поздравляли родителей и ели кашу за здоровье малыша. Вот   какая   история     произошла   с   кашею   Дмитрия   Донского.   Решив жениться на дочери нижегородского князя, он, по обычаю, должен был ехать «на кашу» к отцу невесты. Но Дмитрий, князь московский, счел ниже своего достоинства справлять свадьбу на земле будущего тестя и пригласил его к себе. Нижегородский князь тоже не согласился на столь «оскорбительное» предложение. Тогда выбрали золотую середину: кашу сварили не в Москве и не   в   Новгороде,   а   в   Коломне,   которая   находится   между   этими   двумя 13 городами.   С   этой   историей,   говорят,   и   связано   появление   популярного русского присловья «заваривать кашу». Приложение №2 Гречневая каша – матушка наша. А хлеб ржаной – отец родной. Каша – кормилица наша. Кашу маслом не испортишь. Щи да каша – пища наша. Без каши обед не в обед. Густая каша семьи не разгонит. Заварил кашу, так и не жалей масла. 14 Нет щей, так кашицы больше лей. Приложение №3 Простокваши дали Клаше, недовольна Клаша: ­ Не хочу я простокваши, дайте просто каши! Поругала мама Клашу за несъеденную кашу: ­ Почему ты, дочка Клаша, не доела свою кашу? ­ Надоела твоя каша! – отвечала маме Клаша. 15 Приложение №4 Ке йс­задание по просмотру мультфильма «Маша и медведь». Мишкину   игру   в   шашки   прерывает   внезапно   появившаяся   Маша, которая   отбирает   у   него   шашку,   чтобы   поиграть   в   «классики».   Мише приходится обменять шашку на шайбу, но Маша устраивает игру в хоккей прямо в доме. Миша отправляет ее играть на улицу, но уже скоро Маша возвращается с зайцем: «Мы наигрались. Есть хотим!». Мишка оставляет им целую кастрюлю каши и убегает в лес. Кашу Маша есть не хочет, она решает кашеварить сама, но из этого вышла целая катастрофа. Каша начала выкипать из кастрюли. Пришлось заполнить все емкости в доме, накормить «до отвала» всех животных в лесу, но и это не помогло… Вопросы кейса: 16 1. Проанализируйте ситуацию в данном мультфильме и выявите главную  проблему сюжета. 2. А почему так произошло у Маши?  3. Нужно ли смешивать несколько видов круп и добавлять варенье при  приготовлении каши? 4. Соблюдала ли Маша технику безопасности при варке каши? 5. Составьте свой план приготовления каши. 6. Что означают последние слова Маши в мультфильме «Ох, и заварила я   кашу!»? Приложение №5 Технологическая карта по приготовлению молочной рисовой каши Ингредиенты для молочной рисовой каши: Круглый рис — 1 стакан молоко —2 стакана молока на 2 стакана воды сахар — 2 ст.л. соль — ½ ч.л. масло сливочное – по вкусу 1. Крупу перебрать от примесей 2. Промыть крупу в теплой воде несколько раз 3. Налить в кастрюлю 2 стакана воды, посолить и довести до кипения 17 4. Положить в кипящую воду 1 стакан риса 5. Варить крупу до полуготовности (5­7 минут), пока не выкипит вода 6. Добавить 2 стакана молока и варить кашу до готовности, постоянно  помешивая на медленном огне (общее время приготовления – 15­20  минут) 7. В конце варки добавить по вкусу, 2 ст. ложки сахара и сливочное масло 8. Дать постоять некоторое время под крышкой 9. Разложить кашу по порциям в тарелки и подать к столу Технологическая карта по приготовлению молочной пшенной каши нгредиенты для молочной пшенной каши: Пшено  — 1 стакан молоко —2 стакана молока на 2 стакана воды сахар — 2 ст.л. соль — ½ ч.л. масло сливочное – по вкусу 1. Крупу перебрать от примесей И 18 2. Промыть крупу в горячей воде тщательно 6­7 раз, пока вода не станет  прозрачной 3. Налить в кастрюлю 2 стакана воды, посолить и довести до кипения 4. Положить в кипящую воду 1 стакан пшена 5. Варить крупу до полуготовности (5­7 минут), пока не выкипит вода 6. Добавить 2 стакана молока и варить кашу до готовности, постоянно  помешивая на медленном огне (общее время приготовления – 15­20  минут) 7. В конце варки добавить по вкусу, 2 ст. ложки сахара и сливочное масло 8. Дать постоять некоторое время под крышкой 9. Разложить кашу по порциям в тарелки и подать к столу 19

План-конспект урока

План-конспект урока

План-конспект урока

План-конспект урока

План-конспект урока

План-конспект урока

План-конспект урока

План-конспект урока

План-конспект урока

План-конспект урока

План-конспект урока

План-конспект урока

План-конспект урока

План-конспект урока

План-конспект урока

План-конспект урока

План-конспект урока

План-конспект урока

План-конспект урока

План-конспект урока

План-конспект урока

План-конспект урока

План-конспект урока

План-конспект урока

План-конспект урока

План-конспект урока

План-конспект урока

План-конспект урока

План-конспект урока

План-конспект урока

План-конспект урока

План-конспект урока

План-конспект урока

План-конспект урока

План-конспект урока

План-конспект урока

План-конспект урока

План-конспект урока
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.09.2017