План-конспект урока литературы в 7 классе «Родная природа в русской поэзии 20 века».
Оценка 4.6

План-конспект урока литературы в 7 классе «Родная природа в русской поэзии 20 века».

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русская литература
7 кл
03.06.2019
План-конспект урока литературы в  7 классе «Родная природа в русской поэзии 20 века».
Цели урока: 1), Обучающая: . Познакомить учащихся с творчеством поэтов XX века, закрепить знания некоторых литературоведческих терминов; выработать умение, восприятие поэтического слова через выражение; дать понятие «пейзаж»; пейзаж как средство поэтической выразительности. 2) Развивающая: развивать приёмы наблюдения, аналитического мышления; формирование умения выделять главное в тексте; развивать грамотную речь. 3) Воспитывающая: воспитание эстетических взглядов, чувства прекрасного; воспитание уважения и любви к поэтам России; воспитание гражданственности. Задачи: • Дать детям возможность почувствовать красоту родной природы через поэтическое слово; • Пробудить интерес и любовь к поэзии; • Способствовать развитию личностного восприятия образов, созданных поэтами. • Показать связь человека и природы.
урок литературы в 7 кл...docx
План­конспект урока литературы в  7 классе «Родная природа в русской поэзии 20 века».                                                                                                                 Эпиграфы  к уроку:  Учись у них – у дуба, у березы…                                                                 А. А. Фет. Многие из нас любуются природой, но не многие принимают её к сердцу, и даже тем,  кто её принимает, не часто удаётся так сойтись с природой, чтобы почувствовать в ней свою душу».                                                                                    М. М. Пришвин. Цели урока: 1), Обучающая:  . Познакомить учащихся с творчеством поэтов XX века, закрепить знания  некоторых литературоведческих терминов; выработать умение, восприятие  поэтического слова через выражение; дать понятие «пейзаж»; пейзаж как  средство поэтической выразительности. 2) Развивающая:  развивать приёмы наблюдения, аналитического мышления;  формирование умения выделять главное в тексте; развивать грамотную речь. 3) Воспитывающая:  воспитание эстетических взглядов, чувства прекрасного;  воспитание уважения и любви к поэтам России; воспитание гражданственности. Задачи: Дать детям возможность почувствовать красоту родной природы через  поэтическое слово; Пробудить интерес и любовь к поэзии; Способствовать развитию личностного восприятия образов, созданных  поэтами. Показать связь человека и природы.  Тип урока: развитие речи. Оборудование: Портреты поэтов; презентация биографии поэтов  XX века; репродукции известных художников, изображающих природу;  магнитофон, классическая музыка. На каждой парте лист бумаги и цветные карандаши.                             Ход урока:  Организационный момент. Учитель: ­ Здравствуйте, ребята! Сегодня мы проведем с вами урок литературы, и  тема сегодняшнего нашего урока называется « Родная природа в русской поэзии 20  века.  Человек – неотделимая частица природы, но  современная цивилизация, к сожалению,  распорядилась так, что человек каким­то образом отделился от природы. Но  наверстать упущенное нам с вами поможет пейзажная лирика поэтов 20 века. ­Ребята, обратите внимание на эпиграфы сегодняшнего урока.        оо Как вы понимаете эти слова? Фронтальный опрос: Учитель: ­ А что такое природа?  (Прир да ­  естественная среда обитания,  материальный мир Вселенной, всё, что не создано человеком. Этот мир подчиняется  своим и только своим законам, которые сформировались много­много лет назад. (Урок начинается с просмотра пейзажных зарисовок, проверки готовности к уроку  наличие тетрадей, дневников, письменных принадлежностей, рабочая поза,   определение отсутствующих.). Индивидуальный опрос: Учитель: ­ Вспомните  строчки из стихотворения Ф. И. Тютчева  «Люблю грозу в  начале мая…». Разве это не говорит о близости и неразделимости души и чувств поэта с природой? – Откройте тетради по литературе и запишите тему урока и эпиграф. Учитель: ­ Лирика – особенный пласт нашей культуры, в котором с предельной  искренностью отразились и душевная щедрость, и щемящая тоска, и светлая грусть  русских поэтов. Давайте вспомним, какие виды лирики вы знаете. – Ребята, что такое пейзажная лирика? Стихотворения о чем? На этом уроке мы с вами и будем говорить о лирике стихотворениями русского поэта­ символиста Валерия Брюсова, лауреата Нобелевской премии в области литературы  Ивана Бунина, Федора Сологуба, Сергея Есенина, Николая Заболоцкого и Николая  Рубцова. ­ Посмотрите вокруг: какой прекрасный, удивительный мир нас окружает ­ леса, поля, реки, моря, океаны, горы, небо, солнце, животные, птицы. Это природа! Наша жизнь  неотделима от неё. Природа кормит, поит, одевает нас. Она щедра и бескорыстна. У писателя К. Паустовского есть такие слова: "И если мне хочется иногда жить до ста двадцати лет, то только потому, что мало одной жизни, чтобы испытать до конца все  очарование и всю исцеляющую силу нашей русской природы. Любовь к родной  природе ­ один из вернейших признаков любви к своей стране". Наша природа, полная поэзии и прелести, трогает и волнует каждого человека,  любящего свою Родину, оказывает благотворное влияние на его душу. Красота простой и безыскусственной русской природы ­ неиссякаемый источник  вдохновения для поэтов, художников и композиторов. ­Вы уже догадались, о чем мы будем сегодня говорить? (формулировка темы  учащимися, запись темы в тетради) ­Какие задачи мы ставим перед собой? ­Родная природа ­ тема лирики многих русских поэтов. Мы с вами сегодня  рассмотрим ее на примере творчества А.А. Блока и С.А Есенина. ­Домашнее задание на прошлом уроке было дано по группам. Для продуктивной  работы я предлагаю продолжить работу в группах. (Учащиеся заранее разделяются на  3 группы). Учитель: ­ А теперь   устроим проверку домашнего задания. ­ 1 группа. Выписать из лирического текста строчки о природе. ­ 2 группа. Выписать из прозаического текста описание природы. ­ 3 группа. Выписать загадки, пословицы, поговорки о природе. (выступление групп) Учитель: ­ Молодцы, все справились с домашним заданием. Обзор творчества А.А. Блока и С.А Есенина. Учитель: ­ ­ Мы продолжаем работу по теме изображения родной природы в русской  литературе. Попробуем увидеть, как это делает поэзия 20 века. Обратимся к  творчеству А.А. Блока. Александр Александрович Блок (1880­1921) ­ один из великих русских поэтов,  впитавший лучшие культурные традиции 19 века и повлиявший на всю русскую  литературу 20 века. К его творчеству мы будем обращаться ещё не раз. Выразительное чтение наизусть стихотворения «Летний вечер» подготовленным  учеником. Учитель: ­ Давайте проанализируем это стихотворение. Какую картину рисует Блок в  этом стихотворении? (Блок рисует деревянный пейзаж позднего лета: «сжатая рожь»,  «некошеная межа», «роща», «песня жницы» ­ крестьянки, «туман», «луговые дали»,  освещенные закатным солнцем). ­ По каким признакам мы можем судить о состоянии лирического героя? (В призывах  «Забудь заботы и печали, \ Умчись без цели на коне …» очевидны тревожные  настроения, душевный непокой, тоска по гармонии, неясность цели и будущего). ­ Какова особенность пейзажа, изображенного Блоком? (Пейзаж лишь повод для выражения чувств лирического героя. «Закат», «дремота»,  «туман», «дали», «ночь», «луна» ­ ключевые слова, определяющие его настроение. Вывод учителя: лирика А. Блока передает трагическое мироощущение человека XX  века. Его герой утратил душевный покой, ясность; тревоги и бури реальной жизни  только усиливают его тоску по гармонии. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. Учитель: ­ С творчеством Сергея Александровича Есенина (1895­1925) вы уже  знакомы. В старших классах мы продолжим изучение его творчества. Русский пейзаж ­ одна из постоянных тем есенинской лирики. Выразительное чтение наизусть стихотворения «Мелколесье. Степь и дали»  подготовленным учеником. Учитель: ­ Какую роль играет пейзаж в этом стихотворении? (Пейзаж будит воспоминания лирического героя о родине, о юности, пробуждает в  поэте чувства восхищения, умиления, трогательной нежности: «почти березке  каждой \ Ножку рад поцеловать», «Как же мне не прослезиться…» Традиционный  фольклорный образ березки выразителен благодаря олицетворению). ­ Каковы особенности образа лирического героя? (Это откровенно автобиографический образ: «У меня отец ­ крестьянин, \ Ну, а я ­  крестьянский сын. \ Наплевать мне на известность \ И на то, что я поэт …» Образ  лирического героя дается и обобщенно: поэт любит свою неяркую родину, как и  «всякий русский человек».) Учитель: ­ Какие мотивы можно услышать в стихотворении? (Мотив грусти, возникающий благодаря олицетворениям: «зарыдали \ Разливные  бубенцы», ностальгическим настроениям: «Как же мне не прослезиться»? Мотив  удали, проявляющийся в восклицаниях: «Эх вы, сани! Что за сани?» Мотив дороги,  традиционный для русской литературы, очевидный в фольклорных образах:  «разливные бубенцы», «неприглядная дорога», «сани»). Учитель: ­ И какой же напрашивается вывод?  (1) Внутренняя близость стихотворений к устному народному творчеству; лиризм, напевность. 2) Особая любовь, взаимопонимание лирического героя с природой; чувство  всеобъемлющего родства с окружающим миром. 3) Мир природы необыкновенно красочен.). ­ Ребята, а как поэты передают красоту природы? Что они используют для этого?  (художественные средства выразительности языка или тропы). Учитель: ­ А теперь, ребята, мы с вами проведем анализ стихотворений. Предлагаю  практическое задание. Перед вами тексты уже знакомых стихотворений и карточки  для выполнения задания. Вам необходимо письменно ответить на вопросы, найти  художественные средства выразительности языка в стихотворениях Блока и Есенина и выписать их. Работа с текстом стихотворения «Летний вечер» А. А. Блока. Учитель:  1) О чём говорит автор в первой и второй строфах? (О природе). 2) К кому обращается автор в третьей строфе? (К человеку). 3) Что хотел передать автор неизвестному герою? Радости, веселья или тревоги,  печали? Учитель: – А теперь поработаем с тропами. Найдите в тексте изобразительно­ выразительные средства. (Метафора: «красный диск луны» (красный цвет тревоги) «лучи заката». Эпитеты: «последние лучи», «дремотой розовой», «вечерней тишины», «луговые  дали». Олицетворение: «лучи заката лежат», «трава объята дремотой»). ­Учитель: – Обратите внимание, как поэт удивительным образом передает красоту  природы посредством слова, наполняя наши сердца чувством восторга и радости. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. А теперь, дорогие мои, нам с вами предстоит работа с текстом стихотворения  «Мелколесье. Степь и дали» С.А. Есенина. ­ Какие традиционные фольклорные образы возникают в стихотворении? (Образ  березки, русской бойкой тройки с бубенцами, «неприглядной дороги».) ­ Чем дороги поэту родные места? ­ Почему, говоря о природе, поэт не ищет высоких, возвышенных слов, а говорит:  «неприглядная дорога», «чахленькая местность»? (Лирический герой возвращается на родину, где он не был много лет. И не важно, по  какой дороге ты едешь, главное, что это дорога к дому, где тебя любят и ждут). Учитель: ­ Найдите тропы в этом стихотворном тексте. (Эпитеты: «разливные  бубенцы», «неприглядная дорога», «чахленькая местность», «звоны мёрзлые осин».  Метафора: «юность русских деревень». Олицетворение: «бубенцы «зарыдали»; у  берёзки «ножка». Учитель: ­ Следующий фрагмент урока­ «Творческая мастерская». ­ Представим, как работал поэт над словом, попытаемся понять, как ему удавалось  так точно передать свои чувства и мысли. Ученики получают текст стихотворения Есенина «Звезды» (1911) с пропущенными  тропами. ­ Задание такое: самостоятельно ­ «вместо поэта» ­ подобрать наиболее  соответствующие тексту слова, найти синонимы. звезды Звездочки ________, звезды высокие! Что вы храните в себе, что скрываете? Звезды, таящие мысли глубокие, Силой какою вы душу ________? Частые звездочки, звездочки ________! Что в вас прекрасного, что в вас могучего? Чем увлекаете, звезды небесные, Силу великую знания ________? И почему так, когда вы сияете, Маните в небо, в объятья широкие? Смотрите нежно так, сердце ________, Звезды небесные, звезды ________? Вспомогательные задания: 1. Подберите синоним к слову «светлые». (Ясные.) 2. Выберите один из глаголов: согревать, смущать, пленять. 3. Подберите синоним к слову «частые». (Тесно расположенные, тесные.) 4. Выберите одно из прилагательных: горячий, кипучий, жгучий, необыкновенно  сильный. 5. Выберите один из глаголов: пленять, смущать, ласкать, страдать. 6. Выберите одно из прилагательных: высокие, глубокие, далекие. Учитель: ­ Молодцы, ребята. Я в лишний раз убеждена, что вы небезразличны к  поэзии. Учитель: ­ Мы познакомились с пейзажной лирикой русских поэтов XX века: А. А.  Блока и С. А. Есенина. Что объединяет этих поэтов? (Любовь к родине, к русской природе). Учитель: ­ А теперь самостоятельно. Предлагаю вам творческое задание (мини­ сочинение) на тему: «Что для вас значит понятие «родина»?». Поэтому попробуйте в  течение пяти минут создать мини­сочинение на одну из предложенных тем: «Мой  любимый уголок природы», «Моя малая родина». (Показ видеоролика). Словарная работа. Плеяда –группа выдающихся деятелей эпохи, направления. Манифест – письменное обращение программного характера. Художник­пейзажист – художник, автор картин, изображающих природу. Маринист – художник, автор картин о море. Новая тема: Родная природа в стихотворениях русских поэтов. Слово учителя. Константин Георгиевич Паустовский говорил, что каждый любит природу по­своему и как может. Любовь к природе не бездеятельна и созерцательна. В любую минуту она  может перейти из состояния созерцательности  в гнев и сопротивление. Многие знают  тот леденящий сердце гнев, какой испытываешь при виде бессмысленного  опустошения природы Гул от падения  срубленных на корню вековых деревьев  причиняет почти физическую боль. Мы ведь знаем, что порой рубка леса вызывается  не жизненной необходимостью, а разгильдяйством, невежеством и, что хуже всего,  рваческим отношением к земле. Это ужасно, когда человек ведет себя преступно по  отношению к природе. Сила эстетического воздействия природы так велика на человечество, что, не будь ее,  не было бы у нас  такой плеяды  художников слова, как Пушкин, Лермонтов, Тютчев,  Фет.  И, наконец, не было бы плеяды замечательных художников­пейзажистов:  Жуковского, Саврасова, Левитана, Нестерова, Репина, Борисова­ Мусатова, Крымова, Ромадина и многих других. Поэтому своими моральными качествами, талантливостью и творческой силой наш  народ  обязан, среди других причин, и нашей природе. Поэтому и возникает невольный призыв: « Берегите природу!» Вопросы по закреплению новой темы:  Учитель: ­ Почему тема природы так часто звучит в русской поэзии? (Любовь к  родине, природе, передача чувств, настроений, неразделимая связь человека и  природы). ­ Допродолжите общую для темы урока мысль: «Человек и природа ­ единое целое».  ( Поэты очень любили родину и русскую природу, свою любовь они выражали в  стихотворениях. Мы тоже должны любить родную природу, беречь её).   Помните  слова Маленького Принца из сказки Антуана де Сента­Экзюпери: «Встал поутру, умылся, привёл Себя в порядок ­ и сразу же Приведи в порядок свою планету». Учитель подводит итог урока:­ Ребята, удалось ли  вам на сегодняшнем занятии почувствовать красоту родной природы через  поэтическое слово?  Домашнее задание: 1. 2. Памятка «Как беречь родную природу?» Синквейн «Родная природа». Учитель:  ­ Ребята, вы были очень активны сегодня. Оценки я скажу после того, как  проверю ваши работы. Спасибо Вам за сотрудничество, до свидания, удачного дня!

План-конспект урока литературы в 7 классе «Родная природа в русской поэзии 20 века».

План-конспект урока литературы в  7 классе «Родная природа в русской поэзии 20 века».

План-конспект урока литературы в 7 классе «Родная природа в русской поэзии 20 века».

План-конспект урока литературы в  7 классе «Родная природа в русской поэзии 20 века».

План-конспект урока литературы в 7 классе «Родная природа в русской поэзии 20 века».

План-конспект урока литературы в  7 классе «Родная природа в русской поэзии 20 века».

План-конспект урока литературы в 7 классе «Родная природа в русской поэзии 20 века».

План-конспект урока литературы в  7 классе «Родная природа в русской поэзии 20 века».

План-конспект урока литературы в 7 классе «Родная природа в русской поэзии 20 века».

План-конспект урока литературы в  7 классе «Родная природа в русской поэзии 20 века».

План-конспект урока литературы в 7 классе «Родная природа в русской поэзии 20 века».

План-конспект урока литературы в  7 классе «Родная природа в русской поэзии 20 века».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.06.2019