План открытого урока по истории в 11 классе по теме: " Курсом реформ".
Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
история
11 кл
21.04.2017
Актуализация знаний - характеристика состояния экономики после распада СССР. Изучение новой темы - переход к рыночному хозяйству. При изучении темы ученики работают как коллективно, в парах так и индивидуально, привлекая текст учебника, дополнительные материалы и презентацию. закрепление изученной темы проводится по тестам индивидуально.
курсом реформ. 11 кл история.doc
РОССИЯ НА РУБЕЖЕ XXXXI вв.
КУРСОМ РЕФОРМ: СОЦИАЛЬНОЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
Основные понятия и термины: «шоковая терапия» в экономике, либерализация цен, приватизация,
приватизированные чеки, ваучеры, дефолт, эмиссия, «утечка капиталов», конвертируемость валюты,
макроэкономическая стабилизация.
Основные даты и события:
1991 г. провозглашение радикальной рыночной реформы.
Январь 1992 г. либерализация цен.
Октябрь 1992 г. начало чековой приватизации.
Август 1998 г. острый банковскофинансовый кризис.
Ход урока:
Повторение изученной темы по вопросам (актуализация знаний):
Какие явления в экономике СССР конца 1970х начала 1980х гг. можно назвать кризисными?
Объясните, почему экономические реформы периода перестройки не принесли ожидаемого результата?
Охарактеризуйте состояние экономики России после распада СССР.
Анализируя ответы, делают вывод: необходимо было решить три задачи:
разрушить бюрократическую систему;
разгосударствления собственности;
создания свободного структурированного рынка.
Пути решения данных задач:
1) Разгосударствление основной части предприятий с последующим созданием условий для рыночной
конкуренции.
2) Немедленное введение свободных рыночных отношений с целью создания условий для разгосударствления.
Разработка (то есть проведение реформ) поручена Е. Т. Гайдару
Изучение новой темы.
1. Задание: познакомиться с текстом § 43 (с. 408 413), документальным материалом.
Заполнить таблицу «Перевод экономики страны на рельсы рыночного хозяйства».
Отрицательные последствия
методы
итоги
Положительные последствия
методы
итоги
Принятые меры
Вопросы для обсуждения:
результаты и реальность нового социальноэкономического курса?
Объясните, почему ожидания общества не оправдались в ходе экономической реформы Е. Т. Гайдара?
как проявлялось в ходе приватизации мировоззрение советского человека?
В чем проявлялась неготовность общества к «шоковой терапии», несмотря на осознание необходимости реформ?
С какой целью предпринималась либерализация цен?
2. Попытки коррекции курса реформ.
Работа с текстом § 43 (с. 413—418), составление таблицы ( индивидуально)
Попытки коррекции курса реформ.
Главы правительств
Период деятельности
Провалы
Успехи
Внутренней политики
В. С. Черномырдин
С. В. Кириенко
Е. М. Примаков
Декабрь 1992 г. март 1998 г.
Апрельавгуст 1998 г.
Сентябрь 1998 г. май 1999 г.
Вопросы ( обсуждение в группах):
Назовите первые итоги экономических реформ 19921997 гг.:
Назовите основные причины трудностей и неудач реформ 1990х гг. в России.
Назовите социальные потери в ходе проведения реформ
Ответы Первые итоги экономических реформ 19921997 гг.:
• демонтаж плановой экономики;
• переход к преимущественно экономическим методам регулирования
• завершение нового этапа приватизации;
• формирование потребительского рынка; • перемещение деловой активности в негосударственный сектор;
• обеспечение внутренней конвертируемости рубля;
• пополнение золотого и валютного запасов;
• постепенная интеграция экономики России в мировое хозяйство.
Основные причины трудностей и неудач реформ 1990х гг. в России:
неблагоприятная социальноэкономическая ситуация;
половинчатость и непоследовательность реформ;
ошибки теоретиков и исполнителей реформ.
Социальные потери в ходе проведения реформ:
1. Обесценивание денежных накоплений населения.
2. Резкий рост цен на товары первой необходимости.
3. Увеличение уровня безработицы.
4. Высокий уровень инфляции в 19921995 гг.
5. Сокращение объемов промышленного и сельскохозяйственного производства.
6. Многократное сокращение расходов на науку, образование, культуру, здравоохранение.
7. «Четвертая волна» эмиграции из России, «утечка мозгов» и талантов из СССР.
8. Рост смертности населения.
9. Рост коррупции и злоупотреблений служебным положением.
10. Ухудшение криминогенной обстановки.
11. Увеличение налогов на мелкий бизнес и «среднего» россиянина.
3. Дефолт и его последствия.
понятие «дефолт» (работа с текстом и словарем)
Вопросы:
Прокомментируйте, раскройте смысл понятия «дефолт 17 августа».
Назовите причины «банкротства» России.
Определите, выделите последствия дефолта для населения России.
Установите, в чем, на ваш взгляд, оказались правильными меры правительства в сложившейся ситуации.
Заполнение таблицы «Социальноэкономическая ситуация в 1990х гг. в России». ( Работа в парах)
Экономическая
ситуация до 1998г.
Отрицательные
последствия дефолта
Положительные
последствия дефолта
Причины
финансового
кризиса
Предпосылки
дефолта
4. Закрепление изученного материала. (Индивидуально)
I.Тест.
1 Отметьте характерные черты социальноэкономического развития в 19941998 гг.:
а) выход России на одно из первых мест по уровню потребления;
б) рост преступности и криминализации экономики;
в) массовый уход от уплаты налогов, перевод капиталов за границу;
г) возврат к командноадминистративной системе руководства экономикой;
д) рост внутреннего и внешнего долга;
е) уменьшение внутренних и внешних долгов страны.
2. Ваучер это:
а) документ, удостоверяющий индивидуальный налоговый номер;
б)лицензия на право заниматься индивидуальной предпринимательской деятельностью;
в) приватизационный чек; г) страховой медицинский полис.
3. Главные экспортные товары России в 90е гг.:
а)компьютеры; б) станки и приборы; в)продукты сельского хозяйства; г) газ, нефть.
4. По какому принципу образован ряд?
В. С. Черномырдин, С. В. Кириенко, Е. М. Примаков, С. В. Степашин.
5. Понятие «шоковая терапия» характеризует политику правительства:
а) Н. И. Рыжкова; б) Е. Т. Гайдара; в) Е. М. Примакова; г) С. В. Кириенко.
6. К чему привела бесплатная выдача гражданам России ваучеров, начатая в 1990хг.г.
1. к формированию многочисленного среднего класса 2. к развитию промышленного производства
3. к усилению государственного регулирования
4. к появлению финансово – промышленных групп олигархов
7. Что относится к понятию «шоковая терапия», вошедшему в обиход в 1992 г.?
1) либерализация цен 2) национализация собственности
3) коллективизация сельского хозяйства 4) поддержка государственных предприятий
8. Что является главной причиной падения промышленного и сельскохозяйственного производства в 1990х гг.?
1) неконкурентоспособность российских предприятий на мировом рынке
2) развитие рыночных форм собственности 3) стабилизация финансовой системы
4) переход к централизованному управлению и планированию
9. В 1990е гг. в экономике страны увеличился удельный вес:
1) военнопромышленного комплекса 2) социальной сферы
3) сферы услуг 4) предприятий по производству роботов и ЭВМ
Ответы: 1 – б, в, д, 2 – в, 3 – б, г, 4 – премьер министры Р.Ф. в 1990ег.г.
5 – б, 6 – 4 7 – 1,
II. Записать основные понятия и термины:
«шоковая терапия» в экономике, либерализация цен, приватизация, приватизированные чеки, ваучеры,
дефолт, эмиссия, «утечка капиталов», конвертируемость валюты, макроэкономическая
стабилизация.
Домашнее задание: § 43. Знать новые понятия, термины, даты и события.
Подготовить развернутый план ответа на вопрос № 4 (§ 43): «В чем сущность и последствия дефолта 1998 г.?».
Охарактеризовать экономическую политику, проводимую в 19921998 гг.
План открытого урока по истории в 11 классе по теме: " Курсом реформ".
План открытого урока по истории в 11 классе по теме: " Курсом реформ".
План открытого урока по истории в 11 классе по теме: " Курсом реформ".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.