План урока и презентация по русскому языку на тему "Деепричастие" ( 7 класс)
Оценка 4.7

План урока и презентация по русскому языку на тему "Деепричастие" ( 7 класс)

Оценка 4.7
Интерактивная доска +1
docx
русский язык
7 кл
22.01.2017
План урока и презентация по русскому языку на тему "Деепричастие" ( 7 класс)
план-конспект
Тема урока_ Деепричастие.docx
Урок русского языка в 7 классе Тема.   Деепричастие.   Систематизация   и   обобщение изученного. Цель: Повторение и систематизация изученного о  деепричастии. Образовательная : З а д а ч и Воспитательная:   обобщить теоретические знания, закрепить  практические навыки учащихся, полученные при  изучении темы «Деепричастие»  повторить знания учащихся по морфологии.  развивать познавательный интерес к урокам  : русского языка, умение анализировать,  Развивающая:  развивать познавательный интерес к урокам  классифицировать, обобщать . Тип урока:  Вид урока:   русского языка, умение анализировать,  классифицировать, обобщать.  Урок­повторение.  Традиционный. Методы работы:   объяснительно – иллюстративные, частично –  поисковые, словесные, наглядные, практические,  Формы работы:  Оборудование: Инновационные  технологии: контроль знаний.  групповая, дифференцированная,  самостоятельная.  мультимедийный компьютер, интерактивная  доска.   личностно – ориентированного обучения;  объяснительно – иллюстративного обучения. 1 Урок русского языка в 7 классе I. Организационный момент. Ход урока.  Здравствуйте,   ребята!   Сегодня   у   нас   на   уроке   присутствуют гости.   Поприветствуйте   их.   Они   хотят   посмотреть,   чему   вы научились на уроках русского языка, как вы умеете работать, как умеете общаться друг с другом. Удачи вам, новых знаний! II. Основная часть. 1) Синтаксическая пятиминутка.  Задание:  Составить   предложение,   выполнив   предварительно ряд действий. Из   предложения  Дымов   был   любителем   приключений  возьмите подлежащее. Добавьте обстоятельство времени, выраженное наречием, из предложения Фестиваль юных талантов проводится ежегодно. Возьмите глагол в начальной форме из предложения Он любил ездить по свету, употребив его в форме 3­го лица ед. ч. пр. вр; Из предложений:  Целый день я скитаюсь по пустым полям  – выпишите предлог; Различные и очень интересные насекомые копошились вокруг –  возьмите два прилагательных, употребив их в форме мн. ч. д.п. Добавьте дополнение, выраженное существительным в форме мн. ч. д.п. из предложения  Каким­то частям  его души не  хватало чего­то высокого, светлого. Из   предложения  Африка   –   одно   из   любопытнейших   мест   планеты возьмите подлежащее, употребив его в форме р.п. ед. ч. 2 Урок русского языка в 7 классе Выпишите обстоятельство образа действия, выраженное существительным с предлогом с из предложения Алексей с завидным терпением ухаживал за щенками. Из   предложения  Он   с   трудом   продвигался   вперед,   изучая   все   новые   и новые места, – возьмите деепричастие. Из   предложения  Ее   жизни   ничего   не   угрожало  выпишите   личное местоимение. Вопросы для беседы ?  Какое   предложение   у   вас   получилось?  (Дымов   ежегодно   ездил   по различным интересным частям Африки, с терпением изучая ее.) Заранее на доске! ? Чем осложнено это простое предложение? ? Какие знаки препинания вы поставите? Объясните их постановку. ? Устно произведите морфологический разбор деепричастия. ?  Теперь   из   первых   букв   каждого   слова   составьте   новое   слово. (Деепричастие.) 2) Слово учителя.  Итак,   вы   наверное,   поняли,   что   говорить   мы   сегодня   будем   о деепричастии. Запишите тему урока. Но это еще не всё, нам сегодня нужно   будет   определит:   деепричастие   –   самостоятельная   ли   часть речи, особая ли форма глагола или особая форма наречия. Так же мы поговорим   о   роли   деепричастия   в   речи.   Не   смотря   на   то,   что   мы рассматривали   с   вами   деепричастие   как     часть   речи,   однозначного ответа на этот вопрос до сих пор нет. Ученые склонялись к разным точкам   зрения   (Пример:   можно   показать   учебник   русского   языка   за 1999, где рассматривается как особая форма глагола, и 2004 – уже как самостоятельная часть речи).  Вашим домашним заданием было найти историю возникновения термина и рассмотреть разные точки зрения 3 Урок русского языка в 7 классе на   проблему   занимаемого   места   деепричастия   среди   других   частей речи. (Ответы учащихся).  Термин был введен в грамматику М. Смотрицким в начале 17 века. Образовано слово путем сращения частицы дъе (от «дъяти» ­ делать) и существительного «причастие». Объяснить его можно, как причастность к действию. До 17 века деепричастия не было, а была форма действительного причастия настоящего времени. Теперь формы нет,, вот её место и заняли деепричастия.  ­   Существует   несколько   основных   точек   зрения   на   проблему грамматического статуса деепричастия. Они сводятся к следующему: 1). Деепричастие включается в систему форм глагола на правах особой формы(Щерба). По его мнению, деепричастия сходны с личными формами глагола. То что эти формы не имеют ни личных, ни числовых примет, не может   иметь   никакого   значения,   т.к.   лицо,   число,   а   иногда   и   род обозначены всегда глаголом, к которому они примыкают… 2). Деепричастия – это смешанные, гибридные части речи (Пешковский, Виноградов).   По   их   мнению,   деепричастие   –   гибридная   наречно­ глагольная   категория.   На   схеме   частей   речи   Виноградов   указывает   их строго посередине между формирующими их классами слов. Эти формы не являются,   по   мнению   ученого,   самостоятельными   частями   речи,   а   есть обособленные категории. 3).  Деепричастие   –   отдельная   часть   речи.   (Овсянико­Куликовский, Богородицкий, Шахматов, Милославский). Они считают, что деепричастия –   полнозначные   слова,   но   с   меньшей   степенью   самостоятельности.   К глагольным   формам   их   относить   нельзя,   т.к.   они   неизменяемые   части речи, к наречиям их нельзя относить, т.к. они обладают общей категорией – видом. Значит это самостоятельная часть речи. 4).  Деепричастия   входят   в   разряд   наречий.   Таково   мнение   Греча, Потебн,   Аксакова,   Ушакова.   Они   считали   деепричастия   наречиями, имеющими   общее   с   глаголом   основы.   При   этом   не   учитывались грамматические особенности деепричастий. 3). Слово учителя. 4 Урок русского языка в 7 классе  Сегодня   нам   нужно   будет   подробнее   разобрать   деепричастие, подтвердить или опровергнуть точки зрения ученых, придти к одному, на   наш   взгляд,   правильному   мнению.   Давайте   прослушаем   сказку «Отцы и дети» Все   дети   в   той   или   иной   мере   повторяют   своих   родителей. Деепричастие   не   исключение.   Самая   близкая   его   родня   –   Глагол   и Наречие. От Глагола Деепричастие унаследовало основу. Как и Глагол, Деепричастие управляет падежом существительного, имеет ряд общих с ним грамматических категорий (вид и возвратность), а также сходный с   глагольным    (что   делая?   что   сделав?). С   Наречием   Деепричастие   роднит   его   способность   оставаться вопрос неизменяемым, что бы ни происходило вокруг. Кроме того, Деепричастие откликается   на   вопросы   Наречия  (как?   каким   образом?),   а   в предложении  является, как и Наречие, обстоятельством  и обозначает цель,   причину,   место,   время,   образ   действия. Но   все   дети,   вырастая,   стремятся   к   самостоятельности.   Вот   и Деепричастие   туда   же. –   Я   вполне   самостоятельная   часть   речи!   Требую   соответствующего отношения   и   места   в   системе   знаменательных   частей   речи!   – громогласно   заявляет   Деепричастие,   шокируя   общественность. –   Что   ты,   что   ты!   Ты   всего   лишь   одна   из   моих   форм   наряду   с Причастием! – настаивает Глагол. – Наречие, ну скажи же хоть что­ нибудь! Но   Наречие   молчит.  Оно   не   вмешивается   в   дела   языковые,   оно   всегда неизменно   и   постоянно.   И   свою   неизменяемость   оно   ценит   превыше всего... Извечный   спор   отцов   и  детей.   Вечная   проблема   самостоятельности   и независимости...  На чьей стороне мы в этом споре?  3). Давайте выберем общие черты деепричастия. 5 Урок русского языка в 7 классе Деепричастие   –   самостоятельная   часть   речи   или   форма глагола? Сравним глагол и деепричастие: Глагол Деепричастие  • Что делать?  Что сделать? • Действие предмета • Спряжение. • Совершенный   несовершенный вид. •    Возвратность   невозвратность. • Наклонение. • Настоящее, и и прошедшее   и   будущее время. • Единственное   и • Что делая?  Что сделав? • Добавочное действие     ­­­­­­­­­­­­­­­­­  • • Совершенный   и несовершенный вид. • Возвратность   и невозвратность. __________ • • Настоящее, множественное число. • Лицо   время) время)  ===  (наст.,   род   •   буд. (прош. • • • прошедшее время. ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­  _._._._.   Ребята, давайте сделаем вывод. Как вам кажется, какая точка зрения ближе к истине и почему? III. Закрепление изученного. 4). Задание «Узнай меня». Из данных на доске слов ребята выписывают только  деепричастия. 1. Смеясь 2. Смех 3. Смеяться 4. Красиво 6 Урок русского языка в 7 классе 5. Красивый 6. Блестя 11.  Зеленея 12.  Воздух 7. Блестящий 13.  Воздушный 8. Блёстки 9. Зелёный 10.  Зеленеть 14.  Полёт 15.  Пролетать 16. Пролетая 7 17. 18. 5).   У   деепричастия   есть   свои   опознавательные   приметы   –   это опознавательные   морфемы.   Найдите   эти   морфемы   в   выписанных словах.  Дополните таблицу. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. Деепричастия образуются от глагола. ­а­, ­я­ ­в­, ­вши­, ­щи­  Итак,   мы   с   вами   определились   с   местом   деепричастия   среди   других частей речи. Давайте теперь ответим на второй вопрос, поставленный в начале урока. Нужны ли нам деепричастия? Мне кажется, убедительно, красиво   ответил   на   этот   вопрос   английский   поэт   Р.   Саути   своим необычным   стихотворением   «Лодорский   водопад».   Это   стихотворение любопытно не только обилием деепричастий, но и количеством слогов в строке, расположением слов в строке. 26. Кипя, Шипя, Журча, Ворча,  Струясь,  Крутясь, Сливаясь, Вздымаясь, Вздуваясь, Мелькая, шурша, Резвясь и спеша, Скользя, обнимаясь, Делясь и встречаясь, Лаская, бунтуя, летя, Играя, дробясь, шелестя, Блистая, взлетая, шатаясь, Сплетаясь, звеня, клокоча, Взвиваясь, вертясь, грохоча, Морщинясь, волнуясь, катаясь, Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя, Взметаясь и пенясь, смеясь и болтая, Катаясь, извиваясь, стремясь, вырастая, Вперёд и вперёд убегая в свободолюбивом задоре, ­ Так падают бурные воды в сверкающем, быстром Лодоре! 27. Учитель:   Перед   вами   стихотворение.   Как   поэт   передаёт дополнительные действия падающей воды?  28. 29. 30. 31. 32. Учащиеся: Обилием деепричастий.  Учитель: Благодаря чему мы слышим шум воды?  Учащиеся: Много свистящих, шипящих согласных.  Учитель: В чём необычность расположения слов в тексте, строк? Учащиеся: Внешний вид напоминает срывающийся с высоты и всё более нарастающий поток воды.  33. Учитель: Таким образом, для чего деепричастия нужны в речи? Правильно,   для   того,   чтобы   сделать   ее   более   красочно   и выразительной.  34. 35. 36. 6). Выпишите 5 деепричастий и определите их вид. 7). Компьютерное тестирование для закрепления. Если мы будем ошибаться, то компьютер обязательно нам укажет на ошибку.    (Ответы: 1­ а,б,е;  2 – б;  3­ а;  4 – в1,а2, б3;  5­1,2,3;  6­ в) 37. 38. (Если останется время, то дать работу по тексту) 39. 40. IV. Подведение итогов 41. ? Что мы сегодня изучали? ? Что нового узнали? 42. 43. Домашнее задание. V. 44.  Написать   сочинение­рассуждение   на   тему:   «Деепричастие   –   это самостоятельная часть речи или ….»

План урока и презентация по русскому языку на тему "Деепричастие" ( 7 класс)

План урока и презентация по русскому языку на тему "Деепричастие" ( 7 класс)

План урока и презентация по русскому языку на тему "Деепричастие" ( 7 класс)

План урока и презентация по русскому языку на тему "Деепричастие" ( 7 класс)

План урока и презентация по русскому языку на тему "Деепричастие" ( 7 класс)

План урока и презентация по русскому языку на тему "Деепричастие" ( 7 класс)

План урока и презентация по русскому языку на тему "Деепричастие" ( 7 класс)

План урока и презентация по русскому языку на тему "Деепричастие" ( 7 класс)

План урока и презентация по русскому языку на тему "Деепричастие" ( 7 класс)

План урока и презентация по русскому языку на тему "Деепричастие" ( 7 класс)

План урока и презентация по русскому языку на тему "Деепричастие" ( 7 класс)

План урока и презентация по русскому языку на тему "Деепричастие" ( 7 класс)

План урока и презентация по русскому языку на тему "Деепричастие" ( 7 класс)

План урока и презентация по русскому языку на тему "Деепричастие" ( 7 класс)

План урока и презентация по русскому языку на тему "Деепричастие" ( 7 класс)

План урока и презентация по русскому языку на тему "Деепричастие" ( 7 класс)

План урока и презентация по русскому языку на тему "Деепричастие" ( 7 класс)

План урока и презентация по русскому языку на тему "Деепричастие" ( 7 класс)

План урока и презентация по русскому языку на тему "Деепричастие" ( 7 класс)

План урока и презентация по русскому языку на тему "Деепричастие" ( 7 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.01.2017