План урока по курсу истории России «Блокада Ленинграда» (проф.-техническое образование)

  • Работа в классе
  • Разработки уроков
  • docx
  • 09.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данный урок разработан по учебнику "ИСТОРИЯ» (авторы В.В. Артемов; Ю.Н. Лубченков.) для общего образования в пределах основных профессиональных образовательных программ НПО и СПО с учетом профиля профессионального образования. Цели урока: дать учащимся представление о стойкости и мужестве ленинградцев в дни блокады.
Иконка файла материала Блокада Ленинграда.docx
Тема урока: «Блокада Ленинграда» Цель урока:   дать учащимся представление о стойкости и мужестве  ленинградцев в дни блокады. Задачи: ­ объяснить понятие «блокада», разъяснить цели фашистов, познакомить с жизнью блокадного города, привести примеры мужества и стойкости ленинградцев: дать необходимые сведения  об организации обороны Ленинграда, о военных действиях Советской армии. ­ Объяснить, почему в обществе бережно охраняется традиция посещать кладбище,  мемориальные комплексы, сохранять могилы героев, павших за Отечество, воспитывать  гордость за свое отечество. Основные знания. Блокада Ленинграда длилась 900дней и ночей; Дорога жизни; 1944 г ­ полное снятие  блокады. Основные термины: Блокада, группировка, буржуйки. Оборудование и материалы: ­ ­ ­ карта «Великая Отечественная война 1941 ­1945г». карточки, иллюстрации презентация Тип урока:    комбинированный. Ход урока:  I. Оргмомент. II. Повторение пройденного материала. ­ какую тему изучали на предыдущем уроке? фронта! Вспомнить о чем говорили, вам помогут задания, которые получите (на парты материал для  самостоятельной работы ­ тесты.) (Тесты прилагаются. Время выполнения 5 минут) История нашей страны показывает, что в различные годы, на разных этапах развития от  того, кто стоит у власти, и особенно в минуты испытаний, зависит жизнь всех граждан  государства ­ кто возглавлял государственный комитет обороны и ставку Верховного главнокомандующего с июня 1941 года?      ­   портрет Сталина (слайд 2) Благодаря руководству военачальников, советским маршалам и генералам, героизму и  мужеству советских людей в ожесточенных боях советские воины отстояли Москву Гитлеровские войска одновременно с битвой под Москвой начали новое крупное  наступление на Ленинград. ­ ­ ­ тема урока «Блокада Ленинграда» (вывешиваю на доске) запись темы в тетрадь выполняется словарная работа 1Гитлер поставил перед своей армией цель: захватить и уничтожить город.  III. Изучение нового материала. ­ ­ В Ленинграде находились: ­ Крупнейшие военные предприятия ­ Крупнейший морской порт ­ Город несколько веков ­ столица Российского государства. При каком  царе был заложен город? В каком году? ­ Огромное количество архитектурных памятников (слайд 3) ­ В великолепных дворцах произведения искусства (слайд 4) ­ ­ Поэтому Гитлер его и хотел разрушить. ­ В сентябре 1941 года крупная немецкая группировка «Север» захватила  Гордость Советской страны. подступы к городу  Работали заводы (слайд 9) За город шли кровопролитные бои, т.к. немцы пытались прорваться в город. Город продолжает сопротивление, стоять насмерть ­ Советские войска отступили за р. Неву и Ладожское озеро. ­ Ленинград оказался в кольце окружения. ­ Началась блокада ­ Дороги захвачены фашистами ­ Связь с городом только по Ладожскому озеру ­ Оборонительные сооружения (слайд 5) ­ Самолеты бомбили город, артиллерия обстреливала (слайд 6) ­ Все было замаскировано: маскировочные сетки, пустые мешки, мешки с песком,  деревянные щиты (слайд 7) ­ Часть произведений искусства была спрятана в подвалах. ­ Часть эвакуировали ­ ­ ­ Народное ополчение (слайд 8) ­ Все от мала до велика встали на защиту города ­ ­ На заводах работали вместо мужчин женщины и дети, В насквозь простреленных цехах,  при тусклом свете ламп, старые кадровики наспех обучали домохозяек, школьников и  школьниц приемам заводского труда ­ и все вместе перевыполняли напряженный план,  создавая оружия для фронта. Потому что все знали ­ Ленинград сдавать нельзя. ­ Кировский завод выпускал новые танки и ремонтировал, поступившие с поля боя ­ Когда фашистам в город ворваться не удавалось, решили взять измором ­ Для города начались поистине тяжелейшие дни. ­ В начале блокады городские склады с продовольствием разрушили ­ С продуктами питания очень тяжело ­ Жители получали по карточкам так мало хлеба, что люди начали умирать (слайд  10) ­ Наступила зима  (слайд 11) ­ Отопление, свет, воду отключили ­ Воду брали прямо их Невы под обстрелом ­ ­ ­ «буржуйки» топили книгами, мебелью, на них кипятили воду норму хлеба все уменьшали положение катастрофическое 2Государственный комитет обороны принял решение проложить дорогу по льду  ­ Ладожского озера (слайд 12) ­ Шли под постоянным обстрелом автомобили с продовольствием и медикаментами ­ Из города эвакуировали больных и раненых, женщин и детей ­ Всего было эвакуировано 632 тыс. человек (слайд 13) ­ А весной по озеру плыли корабли ­ ­ ­ ­ Этот путь « Дорога жизни»  Почему так назвали? 900 дней и ночей длилась блокада  не смотря ни на что город жил Дорогой жизни шел к нам хлеб Дорогой  дружбы многих к многим Еще не знают на  земле     Страшней и радостней дороги»                                           Из дневника Ольги Бергольц (слайд 14) Истощенные люди стояли у станков, выпускали военную продукцию . Ленинградцы в те дни приветствовали друг друга ­ ­ Держишься? Держусь! И в этом, было все. Держаться ­ значит жить. И старые рабочие, умирающие в своих  нетопленых жилищах, по первому зову поднимались и шли, упрямо шли по тропинкам среди  сугробов безлюдных улиц на родной завод, куда привезли с фронта подбитые танки и  орудия, и становились к станкам и возвращали технику в бой. Но увы, для многих эта дорога оказывалась последней в их жизни. Первой блокадной  веной (слайд 15) тысячи ели живых людей очистили и прибрали город и эпидемии не были  допущены в город. Летом разобрали деревянные дома на окраинах города и запасли на  вторую блокадную зиму дрова. Вскопали и засадили картошкой и овощами все бульвары,  сады, клумбы. Отремонтировали трамвайные пути и вагоны и по коротким маршрутам  побежали позвякивая трамваи. В театрах шли концерты, в кинотеатрах Ленинградцы  смотрели фильмы. Летом 1942 года на стадионе имени Кирова состоялся футбольный матч. Ход матча  транслировали не только для ленинградцев, но и для немецких солдат на их родном языке.  Это был удар сильнее бомбежки. Фашистская пропаганда вбивала в головы своих солдат,  сто Ленинград вымирает, что его гибель неизбежна, а тут футбол! Поэтесса Ольга Бергольц читала свою знаменитую поэму «Февральский дневник». На весь мир из блокадного Ленинграда прозвучала седьмая ( ленинградская) симфония Дмитрия  Шестаковича в исполнении большого симфонического оркестра. Услышав симфонию, один американский критик написал: «Какой дьявол может победить народ,  способный, в  блокаду, создавать музыку, подобную этой…»  (звучит  в записи слайд 16) Население всей страны всей страны было поражено мужеством и героизмом  жителей Ленинграда. Но лишь к 1943 году советские войска перешли в наступление и  прорвали блокаду. Разработку операции проводил маршал К.Е. Ворошилов и генерал Г.К. Жуков (слайд 17) Всего восемь дней понадобилось войскам, чтобы проврать вражескую оборону, которая  укреплялась фашистами 2 года. Окончательно город был освобожден в 1944 году (слайд  18) Проврать блокаду было делом нелегким. Только беспримерный героизм, мужество  советских воинов, оперативное мастерство командования 3позволили осуществить ее в столь короткие сроки. За организацию прорыва блокады Г.К. Жукову  присвоено звание Маршала Советского Союза. О победе советских войск под Ленинградом американская газета «Нью­Йорк таймс» писала: «  Их победа будет записана в историю как своего рода исторический миф. Ленинград воплощает  непобедимый дух народов России» (слайд 19) Первичное закрепление нового материала. работа с учебником ­ ­ О чем говорили на уроке? ­ Почему Гитлер захотел разрушить город?  Задание № 1. ­ Найти в тексте учебника и прочитать, что предприняли ленинградцы для сохранения  архитектуры своего города. ­ Какие трудности и лишения пережили ленинградцы? Тест № 1. Сколько дней длилась блокада? A) 800 Б)        900 B) 600 Тест № 2 Исключи лишнее! (на доске) Организацией и разработкой операции по прорыву блокады  Ленинграда руководили: A Тимошенко С.К. .Жуков Г.К. B C Ворошилов К.Е.  Д)    Буденный С.М. Тест №З. Из чего пекли ленинградский хлеб:                       А) Мука высшего сорта       Б) Мука с большими добавками жмыха Задание № 2. Найти в тексте учебника абзац, рассказывающий о военных действиях Красной армии. Тест № 4. Каким путем доставляли основную часть продовольствия в блокадный Ленинград: A железнодорожным транспортом  Б) авиацией B по льду и воде Ладожского озера на грузовиках и кораблях. VI. Подведение итогов, комментарии оценок за работу на уроке.  VII. Домашнее задание стр. 183­187    Многие защитники города и все умершие жители были похоронены на  Пискаревском кладбище в г. Ленинграде (слайды 20, 21)   Среди них и уроженцы станицы Новолеушковской: Давыдов Иван Петрович — погиб в 1943 г. похоронен в Ленинграде  4Рогозний Филипп Прокофьевич ­ погиб в 1942, похоронен в Ленинграде. Юрченко Иван Михайлович ­ погиб в 1943, похоронен в Ленинграде. Медалью за оборону Ленинграда были награждены: Анисар Владимир Пантелеевич Нижник Алексей Иванович Ряхин Николай Петрович    Сразу после войны на Пискаревском кладбище был установлен памятник мужественным  защитникам Ленинграда, отдавшим свою жизнь, но не сдавшим город.     Неодолим оказался дух Ленинграда, решимость и гнев Ленинграда, его боевые традиции, само его имя, священное для своего народа и поднимающее на праведный бой — бой до  конца, до последнего дыхания до победы! Бой за наше прекрасное будущее, за жизнь, в  которой мы с вами сегодня живем.   Сегодня город  Ленинград снова переименован в Санкт ­ Петербург. В  центре  города построили памятник героическим жителям блокадного   Ленинграда. Тысячи  граждан приходят сюда, чтобы почтить память погибших в эти страшные дни войны. Звучит «Реквием» Р. Рождественского (слайд 22) 5Приложение. Тесты. Повторение  темы: «Все для фронта! Все для победы!» Тест № 1 Эвакуацией крупных промышленных предприятий занимался: 1.Совет по чрезвычайным ситуациям 2.Совет по эвакуации 3.Совет по безопасности Тест № 2.Многие крупные предприятия перешли на выпуск: 0.Танков, орудий, снарядов винтовок 1.Тракторов, автомобилей Тест №3.В конструкторском бюро Сергея Владимировича Ильюшина разработаны новые  самолеты: 1.ТУ – 154 2.СУ – 12 3.Ил – 4 и Ил – 2 Тест № 4.Инженеры разработали новые виды танков: 1.КВ 2.Т 34, ИС Тест № 5.На заводах и фабриках , вместо ушедших на фронт мужчин, работали:   0.Женщины и дети 0.Старики Тест № 6.Фронт продовольствием обеспечивали: 1.Иностранные государства 2.Жители городов 63.Труженники села. 7

Посмотрите также