План урока по курсу истории России «Движение декабристов» (проф.-техническое образование)
Оценка 5
Работа в классе +1
doc
история
Взрослым
09.03.2018
Данный урок разработан по учебнику "ИСТОРИЯ» (авторы В.В. Артемов; Ю.Н. Лубченков.) для общего образования в пределах основных профессиональных образовательных программ НПО и СПО с учетом профиля профессионального образования. Цели урока: Изучить этапы развития декабристского движения в России. Форма проведения урока: стандартный урок с элементами дискуссии.
УРОК декабристы.doc
Тема урока: «Движение декабристов».
Цель урока:
Изучить этапы развития декабристского движения в России
Задачи урока:
•
•
развивающая — развитие у учащихся навыков заполнения таблицы, умения выделять
главное, анализировать историческую информацию, выявлять причинноследственные
связи;
образовательная — выяснение причин возникновения движения декабристов, целей
участников тайных организаций, значения восстания на Сенатской площади;
воспитательная — формирование ценностных суждений, развитие навыков работы в
группе на основе товарищества, добрососедства, толерантности,
дисциплинированности
Оборудование:
• раздаточный материал (форма заполнения таблицы, документы)
• компьютер в кабинете;
Предварительная подготовка
За неделю до проведения урока группам учащихся было предложено опережающее задание:
подготовить выступление, сопровождающееся мультимедийной презентацией по темам
(«Причины зарождения движения декабристов», «Ранние декабристские организации»,
«Северное общество», «Южное общество», «Восстание декабристов», «Значение
восстания декабристов»);
выступление от имени декабристов.
•
•
ХОД УРОКА
I. Организационный этап
Приветствие.
Проверка готовности учащихся к уроку.
Организация внимания.
II. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового
материала
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, Отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
А.С. Пушкин
УЧИТЕЛЬ: Я предлагаю Вам, исходя из эпиграфа к уроку сформулировать тему нашего
урока.
УЧЕНИКИ: Движение декабристов.
УЧИТЕЛЬ: Что нам надо выяснить, чтобы изучить данную тему?
Учащиеся высказывают свое мнение.
Учитель обобщает ответы, на экране – план изучения темы:
1. Причины зарождения движения декабристов
2. Ранние декабристские организации
3. Создание Северного и Южного обществ.
4. Восстание декабристов.
5. Значение восстания декабристов
(слайд №)
В конце урока нам нужно будет ответить на вопрос: Декабристы – истинные и верные сыны
или группа заговорщиков – предателей своего класса? УЧИТЕЛЬ: в течение урока вы составляете конспект по плану урока, заполняете
предложенную таблицу (см. Приложение №1)
III. Этап усвоения новых знаний
(слайд № ).
1. Причины зарождения движения декабристов
Выступление 1 группы учся с опережающим д/з «Зарождение декабристского движения»
УЧИТЕЛЬ (задаёт уточняющие вопросы учащимся 1 группы): Как вы думаете, каковы были
причины зарождения движения декабристов? Что повлияло на формирование взглядов
будущих декабристов?
УЧЕНИКИ: Рассказывают о причинах зарождения движения декабристов.
1. Желание дворян помочь народу, победившему лучшую в мире французскую армию.
2. Заграничные походы русской армии 1813 – 1815 годов и знакомство будущих
декабристов с политическим устройством европейских государств
3. Желание предотвратить возможность повторения «пугачевщины».
4. Изменение политики Александра I.
5. Влияние идей европейского просвещения (теории народного суверенитета, демократии,
социальной справедливости) и особенно его революционного направления.
(слайд № )
УЧИТЕЛЬ: Как вы думаете, почему движение декабристов зародилось именно в дворянской
среде?
УЧЕНИКИ: Дворяне были наиболее образованным сословием России.
УЧИТЕЛЬ: Не забывайте, что в ходе урока вам необходимо составить в тетради его конспект
и заполнить таблицу.
2. Ранние декабристские организации
Выступление 2 группы учся с опережающим д/з «Первые организации декабристов».
УЧИТЕЛЬ (задаёт уточняющий вопрос учащимся 2 группы): Почему общества носили тайный
характер?
УЧЕНИКИ: Большинство обществ проповедовало заговорщическую тактику для достижения
своей цели – смены политического режима, поэтому носили тайный характер.
3. Создание Северного и Южного обществ.
Элемент ролевой игры – выступление ученика от имени Н. Муравьёва
Выступление 3 группы учся с опережающим д/з «Создание Северного общества».
Элемент ролевой игры – выступление ученика от имени Пестеля
Выступление 4 группы ребят с опережающим д/з «Создание Южного общества».
УЧИТЕЛЬ: Назовите главные отличия программ Северного и Южного обществ.
УЧЕНИКИ:
Северное общество предусматривало форму правления конституционную монархию,
Южное общество – республику;
территориальное устройство, согласно программе Северного общества федеративное
государство, Южного общества – унитарное государство; Северное общество считало, что частная собственность неприкосновенна, Южное общество
полагало, что земля должна быть разделена на частную и общественную, и предлагало
провести частичную конфискацию помещичьих земель.
УЧИТЕЛЬ: Подумайте, какую программу было легче реализовать в тех исторических
условиях?
УЧЕНИКИ: Российская империя в рассматриваемый исторический период была абсолютной
монархией. Программа Н. Муравьёва предполагала лишь ограничить власть государя
Конституцией, поэтому её реализовать было легче. Кроме этого «Северное общество»
выступало с менее радикальными предложениями по решению аграрного вопроса.
УЧИТЕЛЬ: в ходе рассказов ребят вы заполняли таблицу, сравните ваши результаты с
таблицей на доске, внесите необходимые корректировки зелёным цветом.
4. Восстание декабристов.
УЧИТЕЛЬ: Не забывайте, что вам необходимо составить в тетради конспект выступления
ребят.
Выступление 5 группы учся с опережающим д/з «О восстании декабристов» (слайды № )
УЧИТЕЛЬ (обращается к учащимся 5 группы): Как вы думаете, каково было значение
восстания декабристов?
УЧЕНИКИ:
(слайд № )
Совершена первая попытка изменения социальнополитической системы;
Декабристы положили начало освободительному движению в России, повлияли на
дальнейшее его развитие;
Идеи декабристов оказали влияние на творчество видных деятелей культуры.
IV. Этап закрепления новых знаний
УЧИТЕЛЬ: Вернемся к вопросу, поставленному в начале урока.
УЧЕНИКИ: зачитывают вслух проблемный вопрос: «Декабристы – истинные и верные сыны
или группа заговорщиков – предателей своего класса?»
Организация дебатов
Класс делится на две группы.
1 группа: те, кто согласны, что декабристы – истинные и верные сыны Отечества.
2 группа: те, кто считают, что декабристы группа заговорщиков – предателей своего класса.
В течение 5 минут группы готовят аргументы, по заданным утверждениям, после чего
проводятся дебаты, на основе предлагаемых аргументов каждой стороны.
УЧИТЕЛЬ: Перед вами 2 квадрата: красный означает, что декабристы – истинные и верные
сыны Отечества, зелёный декабристы – группа заговорщиков – предателей своего класса.
Передайте мне тот квадрат, который соответствует вашему убеждению.
Проводится подсчёт голосов.
УЧИТЕЛЬ: Исходя из результатов вашего голосования: декабристы – истинные и верные
сыны Отечества. Точно также считали многие люди искусства. Я предлагаю вам просмотреть
фрагмент фильма «Звезда пленительного счастья» (приложение на диске, фрагмент из
фильма с 1ч 10 минут до 1 часа 13 минут 30 секунд).
История – это наука, изучающая прошлое, настоящее и будущее. Есть ли связь между
изученной нами сегодня темой и современностью.
Заслушиваются ответы учеников.
V. Этап. Домашнее задание: учебник истории § 54.
VI. Рефлексия: 1. Какое значение для вас лично имеют знания и умения, полученные сегодня?
2. При изучении материала вы помогали другим или помогали вам?
3. С каким настроением вы изучали материал (было интересно; не очень; неинтересно)?
План урока по курсу истории России «Движение декабристов» (проф.-техническое образование)
План урока по курсу истории России «Движение декабристов» (проф.-техническое образование)
План урока по курсу истории России «Движение декабристов» (проф.-техническое образование)
План урока по курсу истории России «Движение декабристов» (проф.-техническое образование)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.