План урока по курсу истории России «Московская битва» (проф.-техническое образование)
Оценка 4.6

План урока по курсу истории России «Московская битва» (проф.-техническое образование)

Оценка 4.6
Работа в классе +1
doc
история
Взрослым
10.03.2018
План урока по курсу истории России «Московская битва» (проф.-техническое образование)
Данный урок разработан по учебнику "ИСТОРИЯ» (авторы В.В. Артемов; Ю.Н. Лубченков.) для общего образования в пределах основных профессиональных образовательных программ НПО и СПО с учетом профиля профессионального образования. Цель урока: Сформировать у учащихся представление о Московской битве; охарактеризовать соотношение сил СССР и Германии накануне сражения, рассказать об основных этапах битвы под Москвой, показать итоги, значение и влияние событий Московского сражения на весь дальнейший ход Великой Отечественной войны. Способствовать воспитанию уважения к памяти погибшим защитникам героям-защитникам Москвы.
Битва за МОСКВУ.doc
Тема урока: «Московская битва».                                      Цель урока: Сформировать у учащихся представление о Московской битве; охарактеризовать  соотношение сил СССР и Германии накануне сражения, рассказать об основных этапах битвы под  Москвой, показать  итоги, значение  и влияние событий Московского сражения на весь дальнейший  ход Великой Отечественной войны. Способствовать воспитанию уважения к памяти погибшим  защитникам героям­защитникам Москвы. Задачи: 1.Обучающая:   ­   сформировать  знания о  ходе, событиях, всемирно­историческом значении разгрома  фашистских армий под Москвой. ­   продолжать формировать умения работы с картой, со статистическими данными, тестами. 2. Развивающая: ­   продолжать развивать коммуникативную культуру учащихся, умение работать в команде; ­ продолжать развивать умение структурировать учебный материал в логической  последовательности; ­ формировать способность учащихся к творческой деятельности. 3.Воспитательная:  ­   способствовать формированию нравственного отношения к героическому прошлому России; ­   Формировать  чувство гражданской ответственности за судьбу страны, готовности  защищать  Родину; ­   способствовать воспитанию чувства национальной гордости,  патриотизма и  уважения к   подвигам народа в Великой Отечественной войне.  Ход урока:     1. Оборудование:            ­ учебники,            ­ ноутбук,      ­ компьютерная презентация.      2.   Структура урока: 1. Организационный. 2. Этап проверки знаний. 3. Этап усвоения новых знаний. 4. Этап подведения итогов и закрепления знаний. Базовые понятия: «Тайфун», мобилизация, народное ополчение, партизанское движение,  контрнаступление. Тип урока:   комбинированный. План урока:     1. Враг на подступах к Москве.                                            2. Заслон «Тайфуну». Мероприятия по обороне Москвы.                                 Героизм советских людей.                              3. Контрнаступление советских войск под                              Москвой. Историческое значение победы и                               причины победы. Изучение новой темы.                          Записи на доске:       Проблемное задание: можно ли утверждать, что победа  Красной Армии под Москвой была  чудом, что главную роль сыграл «Генерал Мороз»? (выяснение причин победы)    2 этапа битвы за Москву.          1 этап:   30 сентября 1941­ 4 декабря 1941 – оборонительные сражения          2 этап:   5­6 декабря 1941­ 7 января 1942 – контрнаступление советских войск. 1. Враг на подступах к Москве. Фашисты решили стереть Москву с лица земли. На совещании в штабе группы армии «Центр» осенью 1941 года Гитлер заявил, что город должен быть окружён так, чтобы ни один русский 1 солдат, ни один житель, будь то мужчина или женщина, или ребёнок, ­ не мог покинуть его. Гитлер надеялся затопить Москву и её окрестности.       План   наступления   немцев   на   Москву   получил   название   «Тайфун»,   так   подчёркивалась сокрушительная сила удара. Против Западного, Резервного и Брянского фронтов, оборонявших московское направление, противник сосредоточил мощные силы. На слайде вы видите соотношение сил противника и советских войск к началу операции:  Силы фашистов  Силы СССР    Численный состав    Орудий и минометов    Танков     Самолетов    1,8 млн. человек    свыше 14 тыс.    1700    1390       1,25 млн.        7,6 тыс.        960        677    Таким образом, Советские войска в 1,5­2 раза уступали противнику, как в личном составе, так и в военной технике.      Немецкими войсками командовали опытные генералы: Бок, Клюге, Штраус, Гудериан, Гот и другие.      30 сентября враг начал наступление на Москву, Одна из крупнейших во Второй мировой войне, битва под Москвой проходила в полосе одной тысячи километров, продолжалась более 5 месяцев. Гитлеровским армиям удалось к 7 октября прорвать линию фронта, окружить четыре советские армии   западнее Вязьмы и две южнее Брянска. Около 660 тысяч советских солдат и офицеров попали в плен.         Немцы захватили Калинин, Малоярославец, Можайск, Волоколамск. Дорога на Москву, как полагало немецкое командование, была открыта. До Москвы оставалось 80 – 90 км. 2. Заслон «Тайфуну».       8 октября 1941 года Сталин принимает решение о составлении списка предприятий Москвы, которые должны быть заминированы, часть предприятий и правительственных учреждений начали эвакуировать. Правительство должно было переехать в Куйбышев. Таким образом, возник вопрос об оставлении Москвы, хотя об этом открыто не сообщалось. Спешка при поведении эвакуации породила   панику.   Это   вынудило   ГКО   ввести   в   Москве   с   20   октября   осадное   положение. Происходит смена командования Западным фронтом. Им вместо Конева становится Г. К. Жуков, отозванный с Ленинградского фронта.    Г. К. Жуков.      Будущий прославленный маршал, четырежды Герой Советского Союза Георгий Константинович Жуков   родился   19   ноября   в   деревне   Стрелковке   Калужской   губернии   в   бедной   крестьянской семье. Рано познал тяготы крестьянского труда. Любил учиться. Три класса церковно­приходской школы закончил с похвальным листом. В 11 лет его отдали на обучение в ремесленную мастерскую в   Москву.   Жизнь   его   была   нелёгкой,   но   одновременно,   он   сумел   закончить   вечернее общеобразовательное училище. В 15 лет он стал подмастерьем и стал самостоятельным человеком. В   первую   мировую   войну   он   прошёл   обучение   на   унтер­офицера,   за   героизм   получил   два Георгиевских   креста,   терпеть   не   мог   трусов..   После   революции   служил   в   Красной   Армии. Награждён   орденом   Красного   Знамени.   В   26   лет   он   уже   командовал   кавалерийским   полком. Закончил Высшую кавалерийскую школу в Ленинграде. В 36 лет Жуков уже командовал дивизией, в 40 лет – конным корпусом. В 1939 году за победу на  Халхин­Голе получил свою первую звезду Героя Советского Союза. В 44 года он командовал самым крупным Киевским военным округом. Когда   началась   Великая   Отечественная   война,   в   тяжёлые   дни   отступления,   войска   под   его командованием в ельнинской операции доказали, что Красная Армия может побеждать врага.   С именем   Жукова   связаны   все   крупнейшие   операции   Великой   Отечественной   войны:   оборона Ленинграда   и   Москвы,   разгром   немцев   под   Москвой   и   Сталинградом,   на   Курской   дуге   и 2 Белоруссии, победы на Украине и Польше, взятие Берлина. Но самым запоминающимся событием войны, по его словам, стала битва за Москву.       Он был очень требовательным к командирам, жёстким в принятии решений, но уважительно относился к простому русскому солдату.     В памяти народа Жуков остался маршалом Победы, спасшим Отечество от фашизма.      Гитлеровцы обрушили на Москву сильные удары с воздуха. Самоотверженно защищали  столицу наши   лётчики.   В   московском   небе   совершил   первый   в   истории   авиации   ночной   таран   Виктор Талалихин.   В. Талалихин.   Виктор Васильевич Талалихин родился в волжской деревне Тепловка 18 сентября 1918 года и был четвертым ребенком в семье. С детства мечтал летать.  Сначала учеба в аэроклубе, а затем летное училище. В декабре 1938 года младший лейтенант Талалихин начал службу в авиационном  полку. А в декабре 1939 года Виктор участвовал в воздушном бою с самолетами белофинов, где молодой летчик сбил свой первый вражеский самолет.                    Первые дни войны в московском небе были  тихими. Но уже через месяц с начала войны вражеские истребители стали прорываться к столице. В очередном налете на Москву в ночь с 6 на 7 августа участвовало до 80 бомбардировщиков. В отражении налета активно участвовали летчики 177   истребительного   авиационного   полка   и   среди   них   младший   лейтенант   Виктор Талалихин. Виктор  внимательно  наблюдал   за воздухом.  На высоте   4500 метров  он  заметил  двухмоторный бомбардировщик   «Хейнкель­III»,   шедший   к   Москве.   Очередь   из   пулемета   и   правый   мотор «Хейнкеля» загорелся. Но вражеский самолет прибавил скорость и стал уходить. Когда Виктор израсходовал все патроны, он направил свою машину в хвост бомбардировщика.  Фашист, объятый пламенем, рухнул на землю.  А сам он удачно приземлился на парашюте.  Это был первый в мире ночной   таран.   За   этот   подвиг     Виктору   Васильевичу   Талалихину   присвоили   звание   Героя Советского Союза.  Много боевых вылетов совершил мужественный лётчик, эащищая московское небо. Но пасмурное утро 27 октября 1941 года для него оказался последним. Три «Мессершмита» атаковали самолёт Талалихина, два из них были сбиты, но вражеская пуля пробила его голову. Виктор Талалихин погиб в бою, защищая свою Родину, которая была для него дороже жизни. Подвиг Подольских курсантов.  Пока немцы уничтожали  окружённые советские  части, за две недели   фронт   был   построен   заново.   Под   Москву   были   брошены   последние   силы.   Для   защиты Москвы   по   тревоге   были   подняты   и   курсанты   двух   военных   училищ:Подольского   и   имени Верховного Совета. Слабо вооружённые, необстрелянные, осознавшие, что первый  бой для них станет  последним,  они  полегли  под  Москвой,  но задержали  врага  на  несколько  дней.  Вот как вспоминает о подвиге курсантов генерал­лейтенант артиллерии запаса Стрельбицкий: «Они шли в атаку так, словно всю предыдущую жизнь ждали именно этого момента. Это был их праздник, их торжество.  Они мчались  стремительные  – не остановишь ничем! – без страха,  без оглядки, не хоронясь от пуль. Пусть их было немного, но это была буря, ураган, способный смести со своего пути всё. У каждого на устах было одно – за Москву!»      Несмотря на потери, немцы продолжали наступление. На защиту Москвы поднялась вся страна. С   Урала,   Сибири,   Средней   Азии   шли   эшелоны   с   войсками,   военной   техникой,   боеприпасами, зимним   обмундированием,   продовольствием.   В   течении   нескольких   дней   были   сформированы дивизий народного ополчения, сотни истребительных батальонов.         Помощь москвичей.  В дивизии народного ополчения вступали люди различных профессий – рабочие, учёные, писатели, врачи, учителя, инженеры. Плохо вооружённые и необученные почти все они погибли в первых же боях.   Но   для   всех   был   свойственен   высочайший   патриотизм,   непоколебимая   стойкость   и уверенность в победе. Только за первую половину октября Москва дополнительно дала фронту 50 тысяч воинов. А 450 тысяч москвичей, главным образом, женщин и   подростков участвовали в строительстве оборонительных рубежей. Только за октябрь­ноябрь они вырыли 27 тысяч погонных метров противотанковых рвов, 128 тысяч окопов и ходов сообщений, своими руками люди вынули 3 более   3   миллионов   кубометров   земли.   Сотни   тысяч   москвичей   круглосуточно   работали   на оставшихся в Москве предприятиях.     Военный парад на Красной площади.   Много   было   сделано   для   защиты   Москвы,   но   немцы   наступали.     Необходимо   было   вселить уверенность в возможность отстоять столицу. 6 ноября 1941 года в подземном вестибюле метро станции «Маяковская» состоялось торжественное заседание, посвящённое годовщине Октябрьской революции,   а   7   ноября   на   запорошенном   первым   снегом   Красной   площади   состоялся   военный парад. Вся страна с замиранием сердца слушала речь Сталина, который прежде всего обращался к патриотическим   идеям:   «Война,   которую   ведёт   советский   народ,   есть   война   освободительная, справедливая. Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков – Александра   Невского,   Дмитрия   Донского,   Кузьмы   Минина,   Дмитрия   Пожарского,   Александра Суворова, Михаила Кутузова».      Вот что вспоминает о параде один из руководителей партизанского движения: «Парад сорок первого…   Мы   всматривались   в   мужественные   лица   наших   воинов.   Полыхали   алые   знамёна войсковых   соединений.   Волнующим   моментом   парада   было   прохождение   пехоты   отрядов вооружённых   рабочих   Москвы.   Шли   автозаводцы,   динамовцы,   краснопролетарцы   –   лучшие представители   рабочего   класса,   шли   твёрдо,   уверенно.   И   невольно,   думалось   какая   же   это огромная силища ­ советский народ, который в минуту грозной опасности грудью встаёт на защиту своей   Отчизны!»   Парад   произвёл   огромное   впечатление   на   советских   граждан.   Это   был колоссальный удар по престижу гитлеровцев, кричавших о крахе Красной Армии, крахе Москвы и Советского Союза. Прямо с парада войска Красной Армии шли на фронт. Гитлер был в бешенстве, ведь   это   он   мечтал   о   военном   параде   на   Красной   площади.   Срочно   был   дан   приказ   бомбить Красную площадь. Но немецкие самолёты не сумели прорваться к Москве.       Второй этап наступления немцев на Москву   Враг   был   ещё   силён.   15   ноября   1941   года   немцы   начали   новое   наступление   на   Москву.   На протяжении всего фронта, от Калинина до Тулы, с новой силой развернулись ожесточённые бои.     Враг   в   некоторых   участках   фронта   продвинулся   на   25­30   км.   Лишь   упорное   сопротивление советских  воинов вновь спасало  столицу. Особо отличилась  316­я дивизия  под командованием генерала Панфилова.        16 ноября у разъезда Дубосеково на Волоколамском шоссе группа бойцов под командованием политрука Василия Клочкова  отражала несколько танковых атак противника, они уничтожили до 30 танков. Всю страну облетели слова политрука Клочкова: «Велика Россия, а отступать некуда: позади Москва.  Активными помощниками в уничтожении врага были партизаны и подпольщики.     Зоя Космодемьянская.        В   декабре   1941   года   в   селе   Петрищево   под   Москвой   немцы   казнили   за   поджог   молодую партизанку, которая назвалась Таней. Это была Зоя Космодемьянская. Она была дочерью «врага народа», поэтому её долго не брали на фронт. Наконец, в ноябре ей удалось добиться своего. Зоя вместе с другими доборовольцами была переправлена через линию фронта в один из партизанских отрядов.   Их  целью   было   уничтожать   огнём   дома,   где   были   фашисты.   Приказ   об  уничтожении населённых пунктов в тылу немцев на глубине 40 – 60 км. был подписан Сталиным 17 ноября 1941 года. Сёла сжигали зажигательными бомбами с самолётов и орудийным огнём. Вот такой жестокой была война, что о страданиях мирного населения не думали. Зоя подожгла три дома, но когда она пыталась это сделать через два дня, её схватили. Она призналась в поджогах, но на остальные вопросы молчала, стойко переносила пытки и побои. Её несколько раз выводили босую и раздетую на   мороз.   Но   она   никого   не   предала.   А   перед   казнью   немцы   повесили   на   её   шею   табличку   с надписью: «Поджигатель домов». У виселицы собралась большая толпа жителей. Зоя призывала их к борьбе: «Эй, товарищи! Что невесело смотрите? Будьте смелее, боритесь, бейте немцев, жгите, травите! Мне не страшно умирать. Это счастье ­ умереть за свой народ». С петлёй на шее, когда палач подтянул верёвку, она выкрикнула  последние  слова:  «Сколько нас ни вешайте,   всех не перевешаете! Нас 200 миллионов. Товарищи отомстят за меня». Она провисела на виду у всей 4 деревни полтора месяца, её тело освободили  наступавшие части Красной Армии. Она посмертно стала Героем Советского Союза. После войны её подвиг увековечил памятник.  3. Контрнаступление советских войск под Москвой. Историческое значение победы.     Много сил потратили фашисты для взятия Москвы. Фашистские генералы уже рассматривали  башни Кремля в бинокли. Тактика советских войск была направлена на изматывание противника.    Разбор документа.  Из письма немецкого солдата. Ноябрь 1941. «Нам говорят, чтобы мы не рассуждали. Но мне кажется, что происходящее под Москвой не так просто. Нам предстоит многое преодолеть и испытать… Жду не дождусь, когда нас переведут в резерв…»   Что изменилось в настроении немецкого солдата? Почему он хочет в резерв?     Позади Москвы  стояли три вновь сформированные советские армии. Их готовились бросить в бой в последний момент, когда противник будет измотан.        И в ночь с 5 на 6 декабря части Красной Армии начали мощное контрнаступление по всему фронту от Калинина до Ельца.    Работа с картой Это было полной неожиданностью для немцев. Немного найдётся примеров в истории, когда после пятимесячной обороны, не имея численного превосходства над противником, без отдыха, войска переходили в решительное мощное контрнаступление.        Значение победы под Москвой: (запись в тетрадях) 1)   развеян   миф   о   непобедимости   гитлеровских   войск,   первое   крупное   поражение,   боевой   дух немецко­фашистских войск падал; 2) укрепился международный авторитет СССР; 3) росла вера и уверенность советского народа в победу над врагом;  4) укреплялось мастерство советских военачальников.      Обсуждение проблемного задания о причинах   поражения немецких войск под Москвой: (запись в маршрутных листах) 1) героизм, самопожертвование советского народа, бойцов и командиров; 2)умелое использование советским руководством мобилизационных возможностей страны. 3) действия талантливых полководцев, в первую очередь Г.К.Жукова    Подвиг воинов, оборонявших город­герой Москву навсегда останется в памяти народа. Через 25 лет после московской битвы в декабре 1966 года под стенами  Кремля  был зажжен  вечный огонь на могиле неизвестного солдата, погибшего в 1941 году на полях Подмосковья.   «Имя твое неизвестно. Подвиг твой бессмертен. Павшим за Родину.» Такие слова начертаны на памятной доске.             Спи спокойно, наш воин! Ты прожил немного,             Шагал ты вперед по военным дорогам.             Но то, что ты сделал, защитник Отчизны,             Хватило б, наверно, на тысячу жизней!   Заключительное   слово   учителя  о   современных   проблемах   борьбы   за   мир,   о   разрешение конфликтов мирными средствами.      Последние   залпы  Великой   Отечественной  войны  отгремели  давно.  Но  вновь  матери  России оплакивают своих сыновей, вновь звучат выстрелы, гремят взрывы. Гибнут ни в чём неповинные мирные люди. Нужно помнить прошлое. Если забыть трагедии прошлого, они могут повториться снова. 5 6

План урока по курсу истории России «Московская битва» (проф.-техническое образование)

План урока по курсу истории России «Московская битва» (проф.-техническое образование)

План урока по курсу истории России «Московская битва» (проф.-техническое образование)

План урока по курсу истории России «Московская битва» (проф.-техническое образование)

План урока по курсу истории России «Московская битва» (проф.-техническое образование)

План урока по курсу истории России «Московская битва» (проф.-техническое образование)

План урока по курсу истории России «Московская битва» (проф.-техническое образование)

План урока по курсу истории России «Московская битва» (проф.-техническое образование)

План урока по курсу истории России «Московская битва» (проф.-техническое образование)

План урока по курсу истории России «Московская битва» (проф.-техническое образование)

План урока по курсу истории России «Московская битва» (проф.-техническое образование)

План урока по курсу истории России «Московская битва» (проф.-техническое образование)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.03.2018