План урока по курсу истории России «Образование Древнерусского государства» (проф.-техническое образование)
Оценка 4.9

План урока по курсу истории России «Образование Древнерусского государства» (проф.-техническое образование)

Оценка 4.9
Работа в классе +1
doc
история
Взрослым
12.03.2018
План урока по курсу истории России «Образование Древнерусского государства»  (проф.-техническое образование)
К середине IX века поселки восточных славян, являвшиеся центрами племен, стали превращаться в города. Они располагались обычно на берегах рек, озер, на высоких холмах. Х обносили деревянными стенами для защиты от нападений врагов. Рядом с крепостью возникал посад, где стояли избы ремесленников и дворы купцов. Вокруг городов кипела жизнь. Они были центрами княжеской власти, а значит, и нарождавшейся русской государственности. Мы мало знаем о первых русских князьях. В летописях, составленных в XII веке, приводится рассказ о легендарных основателях Киева. Рассказ этот очень краток: «И были три брата: один по имени Кий, другой - Щек, и третий - Хорив, а сестра их была Лыбедь. Сидел Кий на гаре, где ныне подъем Боричев, а Щек сидел на горе, которая ныне зовется Щековица, а Хорив на третьей горе, которая прозывается по нему Хоревицей. И построили городок во имя старшего своего брата, и назвали его Киев». О Кие сохранились противоречивые сведения. По одной версии, он был перевозчиком на Днепре. По другой – отважным славянским князем, ходившим походом на византийскую столицу Константинополь (у славян – Царьград). Названия некоторых других городов и племен тоже произошли от имен князей. Летопись сохранила имена некоторых родоначальников. У вятичей это был Вятко, у радимичей – Радим. Конечно, все это сведения легендарного характера. Но они показывают, что уже в IX веке на территории некоторых восточнославянских племен существовали княжества. Постепенно эти княжества объединились в Древнерусское государство.
ДРЕВНЕРУССКИЕ ГОСУДАРСТВА.doc
Тема урока: «Образование Древнерусского государства» Цели:  познакомить   учащихся   с   различными   теориями   возникновения   государства   у   восточных славян; выяснить предпосылки и этапы образования Древнерусского государства. Задачи: образовательные задачи: ознакомиться с различными теориями о возникновении государства у восточных славян,     используя исторический документ; выяснить предпосылки и этапы образования Древнерусского государства; выяснить систему управления Древнерусским государством. развивающие задачи: развивать умение выделять главное, существенное в изучаемой теме, составляя опорную схему и таблицу; продолжить   формирование   умений   выполнять   познавательные   и   практические   задания   на использование   элементов   причинно­следственного   анализа;   на   перевод   информации   из   текста   в схему: развивать умение работать в группах. воспитательные задачи: воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины; воспитание коллективизма, товарищества. здоровьесберегающие:  профилактика умственного перенапряжения путём смены деятельности;  предупреждение близорукости и нарушений осанки учащихся с помощью физкультминутки; развитие наблюдательности, памяти;  создание доброжелательной обстановки для принесения детям чувства удовлетворения,  лёгкости, радости и желания прийти на занятие снова. Основные понятия: государство, предпосылки создания государства, конунг, князь. Оборудование: ПК, презентация, карта Используемые   технологии:  информационно­коммуникационная   технология,   технология деятельностного метода. Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, фронтальная. Ход урока 1.Оргмомент Здравствуйте, садитесь!   К 7­9 векам нашей эры наши предки славяне заселили значительную часть великой Русской равнины, доходя на севере почти до Финского залива, а на юге – до Черного моря. Сегодня   на   уроке   мы   должны   с   вами   выяснить,   сложились   ли   у   славян   условия   для   создания Древнерусского государства, или это государство создали иноземцы, придя в племена восточных славян. Для этого нам понадобятся с вами учебники, тетради, дневники и ручки. Проверьте, все ли у вас есть. Но прежде, чем мы начнем, давайте проверим, все ли сегодня присутствуют в классе?  2.Опрос домашнего задания Прежде чем, мы начнем, нам необходимо выяснить хорошо ли вы усвоили прошлую тему нашего урока, так как она необходима нам для дальнейшей работы.  Работа со всем классом: ­ Показать по карте расселение славян ­ Показать по карте расселение восточнославянских племен ­ рассказать о занятиях восточных славян ­  (Летопись  —   это   изложение   исторических   событий,   в   которой   сведения   о   них расположены по годам, князь ­ глава племени и войска, дружина ­  княжеское войско, дань ­ натуральный или денежный побор с покорённых племён и народов, язычество ­ религиозные верования, характеризующиеся обожествлением сил природы) ­ Рассказать о переходе родового строя к государству 3.Новый материал Ребята   посмотрите   на   доску   и   запишите   в   своих   тетрадях   тему   нашего   урока:   «Образование Древнерусского государства». Ребята, давайте для начал вспомним признаки государства?  Территория  Правитель;  Законы;   Армия;   Население;  Налоги  Торговля и ремесло Ребята, сегодня мы в течении урока должны с вами убедиться, что у древних славян уже к концу IX были все признаки государства и его формирование на Руси связано с историческим процессом. А не отдельной личностью. 1. Первые русские князья К середине IX века поселки восточных славян, являвшиеся центрами племен, стали превращаться в города. Они располагались обычно на берегах рек, озер, на высоких холмах. Х обносили деревянными стенами   для   защиты   от   нападений   врагов.   Рядом   с   крепостью   возникал   посад,   где   стояли   избы ремесленников и дворы купцов. Вокруг городов кипела жизнь. Они были центрами княжеской власти, а значит, и нарождавшейся русской государственности. Мы мало знаем о первых русских князьях.  В   летописях,   составленных   в   XII   веке,   приводится   рассказ   о   легендарных   основателях   Киева. Рассказ этот очень краток: «И были три брата: один по имени Кий, другой ­ Щек, и третий ­ Хорив, а сестра их была Лыбедь. Сидел Кий на гаре, где ныне подъем Боричев, а Щек сидел на горе, которая ныне   зовется   Щековица,   а   Хорив   на   третьей   горе,   которая   прозывается   по   нему   Хоревицей. И построили городок во имя старшего своего брата, и назвали его Киев». О Кие сохранились противоречивые сведения. По одной версии, он был перевозчиком на Днепре. По другой – отважным славянским князем, ходившим походом на византийскую столицу Константинополь (у славян – Царьград). Названия некоторых других городов и племен тоже произошли от имен князей. Летопись сохранила имена некоторых родоначальников. У вятичей это был Вятко, у радимичей – Радим.  Конечно,   все   это   сведения   легендарного   характера.   Но   они   показывают,   что   уже   в   IX   веке   на территории некоторых восточнославянских племен существовали княжества. Постепенно эти княжества объединились в Древнерусское государство. 2. Соседи Руси. Путь «из варяг в греки» Инструкция: ребята, посмотрите на доску, на ней вы видите карту «Восточные славяне и их соседи. VII­IX вв.» Внизу карты находится легенда карты. Напоминаю вам, что вверху карты находится север, внизу юг, слева восток, справа запад. Сейчас я буду рассказывать вам о соседях восточных славян, а вы должны будете внимательно следить за мной. Также вы можете сделать по карте в атласе. На юге соседом восточных славян была Византийская империя, на востоке – Волжская Булгария, южнее – Хазарский каганат, а на севере – в середине VIII века у славян появились новые соседи – варяги.  Ребята, вспомните, кого славяне называли варягами? (норманнов – викингов)  А что мы с вами о них знаем? Верно, ребята. Так вот именно через славянские земли норманны совершали свои путешествия в богатый Константинополь. Инструкция:  ребята, посмотрите на доску, на ней вы видите карту «Образование древнерусского государства». Внизу карты находится легенда карты. Напоминаю вам, что вверху карты находится север, внизу юг, слева восток, справа запад. Сейчас я буду рассказывать вам о торговом пути «из варяг в греки», а вы должны будете внимательно следить за мной. Также вы можете сделать по карте в атласе на с. 6. Путь «из варяг в греки»:  Балтийское  море – р. Нева – Ладожское  озеро – р. Волхов – озеро Ильмень – р. Лавоть – суда перетаскивали волоком р. Днепр – Черное море – Константинополь. Торговые пути прочно связывали славян с другими странами. Это были и военные пути. Культура других стран также проникала на территорию славян. 3. Призвание варяжских князей О создании государства у славян в «Повести временных лет» есть рассказ. Инструкция: посмотрите на парты, на них у вас лежат листы с отрывком из «ПВЛ», давайте с вами прочитаем их. «Повесть временных лет»    «В год 6370 (862). Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть. И не было среди них правды, и встал род на род, и была среди них усобица, и стали воевать сами с собой. И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву».  И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью подобно тому, как иные называются шведы, а иные норманны и англы, а ещё иные готландцы, − вот так и эти прозвались. Сказали чудь, славяне, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И вызвались трое братьев со своими родами, и взяли с собою всю русь, и пришли к славянам, и сел старший, Рюрик – в Новгороде, а другой, Синеус – на Белоозере, а третий, Трувор – в Изборске. И от тех варяг прозвалась Русская земля… Через два года умерли Синеус и брат его Трувор. И овладел всею властью Рюрик и стал раздавать мужам своим города – тому Полоцк, этому – Ростов, другому – Белоозеро… И было у него два мужа, не родичи его, но бояре, и отпросились они в Царьград со своим родом. И отправились по Днепру, и когда плыли мимо, то увидели на горе небольшой город. И спросили: «Чей это городок?» Тамошние же жители ответили: «Были три брата: Кий, Щек и Хорив, которые построили городок этот и сгинули, а мы тут сидим, их потомки, и платим дань хазарам». Аскольд же и Дир остались в этом городе, собрали много варяг и стали владеть землёю полян. Рюрик же тогда княжил в Новгороде».  862­879 гг. – княжения Рюрика  После смерти Рюрика в 879 году новым князем стал его родственник Олег, потому что сын Рюрика Игорь был еще совсем мал. Потомки Рюрика – Рюриковичи – правили нашей страной почти семь с половиной столетий.  Ребята,   а   как   вы   думаете,   все   ли   ученые   согласны   с   мнением,   что   государство   на   Руси появилось только благодаря варягам? Норманнская (Байер, Центристская Славянская (М.В. Ломносов) Шлецер) Древнерусское государство Иноземные князья Отрицается присутствие варягов на создано варягами с добровольного согласия славян. действительно были приглашены на Русь в качестве «третьей», примиряющей силы. Руси и их роль в образовании Древнерусского государства. Отрицается варяжское Древнерусское государство происхождение первых русских возникло как результат князей. Варяги образованнее и организованнее славян: признаются представителями более развитого мира Объяснение таблицы и дети вспоминают признаки государства и убеждаются, что государство длительного самостоятельного развития славянского общества. на Руси формировалось долго. Вывод:  древнерусское   государство   возникло   у   восточных   славян   в   IX   века,   как   результат длительного развития.  Двумя центрами, откуда началось государство, были Киев – на юге и Новгород – на севере. 4. Русское княжество в Киеве. Объединение земель Аскольд и Дир, княжившие в Киеве, в 860 году на двухстах кораблях двинулись к Константинополю. Осадив   город,   они   свирепствовали   на   берегу,   грабили   жителей   великой   империи.   Еще   немного,   и Константинополь пал бы под их мощным натиском. Византийский император в это время воевал с арабами далеко от столицы, но, узнав о нападении русов, ночью, переодевшись бедняком, поспешил вернуться в город. Всю ночь молились византийцы в главном храме города — Софийском соборе. Вдруг внезапно нале­ тел страшный ураган. Буря разметала корабли русов, и лишь немногим из них удалось спастись. Поход окончился неудачей, но русы ещё не раз подходили к стенам византийской столицы. В 882 году князь Олег вместе с малолетним Игорем двинулся из Новгорода на юг. По пути он захватывал   города,   облагал   данью   славянские   племена,   всюду   устанавливал   свою   власть.   Наконец добрался до Киева. Отряд князя был небольшим, и, чтобы захватить город, Олег пошёл на хитрость. Он спрятал воинов за   бортами   кораблей,   а   сам   назвался   купцом,   направляющимся   в   Византию.   Олег   пригласил   к   себе Аскольда и Дира, а когда они пришли, воины выскочили из ладей и по приказу Олега убили их. Аскольда и Дира похоронили в Киеве. Место, где была могила Аскольда, и в наше время сохраняется. Став князем в Киеве, Олег сказал: «Да будет это мать городам русским!» 882 – поход Олега на Киев. Объединение Северной и Южной Руси. Государство  русов  стало  называться  Русью. По названию  столицы  его также именуют  Киевской Русью.  5. Происхождение названия «Русь».  Что означает слово «Русь»? На этот счёт существуют десятки предположений, Одни историки ищут в этом слове славянские корни, другие — скандинавские, третьи — иранские. Где только не искали истоки этого слова: и на территории Скандинавии и в причерноморских степях! Слово «Русь» известно с первой половины IX века. Оно упоминается в 839 году в немецкой хронике, где рассказывается о русском посольстве, прибывшем ко двору императора франков. На   Западе   нашу  страну   называли   Рутенией,   Русцией.   Византийские   писатели   говорили   о  народе росов, арабские — о народе ар­рус. В IX­X веках слово «Русь» было хорошо известно во многих странах. 6. Закрепление материала Ребята, вы хорошо поработали сегодня на уроке. А теперь давайте вспомним все, что мы узнали сегодня на уроке:         7. Домашнее задание: учебник истории § 18. 8. Подведение итогов

План урока по курсу истории России «Образование Древнерусского государства» (проф.-техническое образование)

План урока по курсу истории России «Образование Древнерусского государства»  (проф.-техническое образование)

План урока по курсу истории России «Образование Древнерусского государства» (проф.-техническое образование)

План урока по курсу истории России «Образование Древнерусского государства»  (проф.-техническое образование)

План урока по курсу истории России «Образование Древнерусского государства» (проф.-техническое образование)

План урока по курсу истории России «Образование Древнерусского государства»  (проф.-техническое образование)

План урока по курсу истории России «Образование Древнерусского государства» (проф.-техническое образование)

План урока по курсу истории России «Образование Древнерусского государства»  (проф.-техническое образование)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.03.2018