План урока по курсу истории России «Смутное время» (проф.-техническое образование)

  • Работа в классе
  • Разработки уроков
  • docx
  • 11.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данный урок разработан по учебнику "ИСТОРИЯ» (авторы В.В. Артемов; Ю.Н. Лубченков.) для общего образования в пределах основных профессиональных образовательных программ НПО и СПО с учетом профиля профессионального образования. Цель урока: подвести обучающихся к пониманию причин Смутного времени в России, а также сформировать представление о Смуте и значении данного периода для истории России. За всю историю человечества борьба за власть, стремление избавиться от политических оппонентов, являются неотъемлемой частью жизни общества. Но никогда ранее политическая борьба за власть в государстве не доходила до такого ожесточения. Никогда раньше на историческую сцену не выходило такое количество жестоких, беспринципных и корыстолюбивых людей. Никогда раньше на царский трон не посягали беглый расстрига из заурядной дворянской фамилии, бывший холоп, бедный учитель из Восточной Белоруссии. Никогда раньше не была столь реальной угроза утраты Россией государственной самостоятельности, расчленение на отдельные территории.
Иконка файла материала СМУТНОЕ ВРЕМЯ.docx
Тема урока: «Смутное время». Цель:  подвести   обучающихся   к   пониманию   причин   Смутного   времени   в   России,   а   также сформировать представление о Смуте и значении данного периода для истории России. Задачи: Образовательные:                                                                                                                                        ­ На основании материала школьного учебника, дополнительных материалов суметь определить  причины, сущность и итоги Смутного времени.                                                                                         ­ Суметь выделить основные периоды данного времени, отождествляя с конкретными  политическими деятелями того времени.                                                                                                   ­ Усвоить стандартный минимум фактических сведений о событиях Смутного времени. Развивающие:                                                                                                                                                ­ формировать общеучебные умения и навыки;                                                                                         ­ развитие творческого мышления;                                                                                                              ­ развивать коммуникативные навыки работы в группах. Воспитательные:                                                                                                                                         ­ воспитание патриотизма, чувства гордости за Россию, на примерах борьбы за ее независимость.    ­ работа                                                                                                                                                           Над понятиями:                                                                                                                                           Смута, династический кризис, гражданская война, Отечество, патриотизм, национальное  самосознание. Основные понятия:  Смутное время, гражданская война, интервенция, «Семибоярщина», Первое ополчение, Второе ополчение. Основные даты: октябрь 1604 г. – начало похода Лжедмитрия I на Москву 20 июня 1605 г. – вступление Лжедмитрия I в Москву 1605 – 1606 гг. – правление Лжедмитрия I 17 мая 1606 г. – восстание в Москве 1606 – 1607 гг. – восстание И.И. Болотникова весна 1608 г. – поход Лжедмитрия II на Москву 1609 г. – осада Смоленска войсками Речи Посполитой 1610 г. ­ Семибоярщина 1611 г. ­ создано Первое ополчение март 1612 г. ­ создано Второе ополчение лето­осень 1612 г.­ осада Москвы 1613 г. – Земский собор. Тип урока: комбинированный. Оборудование урока: таблицы, атлас, учебники, раздаточный материал. Ход урока.I. Орг.момент. II. Мотивационно – целевой этап. За   всю   историю   человечества   борьба   за   власть,   стремление   избавиться   от   политических оппонентов, являются  неотъемлемой частью жизни общества. Но никогда ранее политическая борьба   за   власть   в   государстве   не   доходила   до   такого   ожесточения.   Никогда   раньше   на историческую сцену не выходило такое количество жестоких, беспринципных и корыстолюбивых людей. Никогда раньше на царский трон не посягали беглый расстрига из заурядной дворянской фамилии, бывший холоп, бедный учитель из Восточной Белоруссии. Никогда раньше не была столь   реальной   угроза   утраты   Россией   государственной   самостоятельности,   расчленение   на отдельные территории. Тридцатилетие с конца XVI по начало XVII века в русской истории получило название Смута или Смутное время. Этот термин, предложенный еще в XVII в. Г. Котошихиным, был подхвачен исследователями,   поскольку   очень   точно   давал   представление   о   происходивших   в   то   время событиях:   смена   царей,   кровавые   междоусобицы,   острая   политическая   и   социальная   борьба, иностранная интервенция, народно­патриотические движения.  Тема нашего урока: «Смутное время». III. Изучение нового материала. Многие   знаменитые   историки   прошлого   и   настоящего   пытались   оценить   факты   истории Смутного времени. Первые русские историки В.Н. Татищев, М.М. Щербатов и Н.М. Карамзин видели   в   Смуте   «безумную   распрю   знатных   шляхецких   родов»,   «буйство   народное»,   «бунт безумный   и   беспощадный».   Н.М.   Карамзин   называл   Смуту   «делом   ужасным   и   нелепым», результатом тиранства Ивана Грозного и властолюбием Бориса Годунова, повинного в убиении Дмитрия и пресечении законной династии. С.М. Соловьев полагал, что Смута была решительным столкновением   общественных   (земских)   и   «противообщественных»   (родовых)   начал   русского общества. В.Б. Кобрин определил Смутное время как «сложнейшее переплетение разнообразных противоречий   –   сословных   и   национальных,   внутриклассовых   и   межклассовых».   Зарубежные историки Д. Честертон и Г. Нольте отмечали, что главным в Смуте было «яростное вторжение широких народных масс в сферы высшей политики».  Нет   единства   и   в   вопросе   о   причинах   Смуты.   Современники   рассматривали   Смуту   так: «Смута   –   божья   кара   за   грешную   жизнь».   Н.М.   Карамзин   считал,   что   Смута   вызвана вмешательством   иноземных   врагов   России.   Н.И.   Костомаров   сводил   кризис   к   политическому вмешательству Польши, а самозванцам отводил роль проводников католического влияния. С.М. Соловьев связывал причины Смуты с внутренними факторами – «династическим кризисом», а также с «дурным состоянием нравственности в обществе», обращал внимание на эгоистичность устремлений   различных   социальных   групп   общества,   особенно   антигосударственную   роль вольного казачества. В.О. Ключевский выстроил концепцию «смутного времени» как порождения сложного   социального   кризиса.   Согласно   данной   концепции,   поводом   к   Смуте   послужило пресечение   правящей   династии   Рюриковичей,   представителей   которой   народное   сознание признавало в качестве «природных государей». Причины самой Смуты В.О. Ключевский видел в строе государственных повинностей, породившем социальную рознь. Нарушилась связь сословий: служилых и тягловых. Они отказались выполнять свои обязанности перед государством. Согласно схеме Ключевского начали Смуту бояре, затем настала очередь дворян, позже поднялись низы. С.Ф. Платонов видел истоки Смуты в правлении Ивана Грозного, который неразумной внутренней политикой привел к разделению русского общества на враждующие группировки.Ваша задача: на основании приведенных документов сформулировать и обосновать собственное мнение о причинах, сущности и последствиях Смутного времени”. Даются разъяснения по форме проведения урока, поясняются задания, способ оформления ответов, сообщаются критерии оценки. Документы: I. Из документов времен Смуты: «… А будет вы от того вора и от Марины, и от сына ее не отстаните, и с нами, и со всею землею будете не в соединеньи, и враги наши польские и литовские люди царствующий град Москву и все грады Московского государства до конца разорят, и всех вас и нас конечно погубят, и землю нашу пусту и безпамятну учинят, и того всего взыщет Бог на вас, что мы своим развратаньем с нами не в соединеньи, да окрестныя все государства назовут вас предатели своей вере и отечеству. Но и паче всего, каков вам о том дати ответ на втором пришествии пред праведным Судиею? Молим вас, господа, и просим со слезами единородную братью свою, православных христиан, пощадите себя и свои души, отступите от такого злапагубного начинания, и отстатьте от вора и от Марины и от сына ее, и будьте с нами и со всею землею в соединеньи…» Из грамоты II ополчения с призывом отстать от «воровства». 1612 год. «… Разделился народ надвое и бысть тогда велия беда во всех градех, и во святых обителях, и в селех, и на путех: везде убо друг друга стрежаху и брат брата, послушающе, кто речет, яко расстрига Гришка Отрепьев царь, а не Дмитрий царевич, и без розыску и без испытания те вси смерть примаху». Из повести «История о первом патриархе Иове». «Стоять за истину всем безизменно, к начальникам быть во всем послушными и покорливыми и не противиться  им ни в чем; на жалованье ратным людям деньги давать, а денег не достанет – отбирать не только имущество, а и дворы, и жен, и детей закладывать, продавать, а ратным людям давать, чтоб ратным людям скудости не было». Из приговора нижегородцев о создании II ополчения. Вопросы и задания к документам: 1.Сформулируйте   определение   Смуты   (Смутного   времени),   перечислите   её   причины. 2.Опишите   положение   в   стране,   которое   привело   к   возможности   появления   самозванцев. за   рубежом? 3.Кто   и   почему   поддержал   Лжедмитрия   в   стране   и   4.Можно   ли     5.Как вы оцениваете последствия Смуты? специфическим   российским   явлением? считать   Смуту   Учащиеся   работают   с   источниками,   сопоставляют,   анализируют   позиции   различных   авторов, выполняют задания, делают выводы на основе проделанной работы и оформляют их в тетрадях. III. Итоги. Благодаря патриотическому подъёму всего российского народа,  народ осознал, насколько важно, научиться жить единой нацией в собственном государстве. По этому поводу А.С. Пушкин в своём произведении « Борис Годунов» сказал:Но, знаешь ли, чем мы сильны, Басманов? Не войском, нет, не польскою помогой А мнением: да! Мнением народным. Тема народного единства, приобретает важное значение, потому что только единый народ может добиться процветания своего государства.  Спасение страны было главным итогом Смуты, но не единственным. • Рост национального самосознания.                            • Упадок хозяйства. • Новая династия.                                                             • Потеря территории. • Укрепление царской власти.           • Убыль населения • Сохранения единства страны. • Усиление роли Земских соборов. IV. Домашнее задание: §27.

Посмотрите также