План урока по курсу Всемирная история «» (проф.-техническое образование)
Оценка 4.8
Работа в классе +1
doc
история
Взрослым
13.03.2018
Данный урок разработан по учебнику "ИСТОРИЯ» (авторы В.В. Артемов; Ю.Н. Лубченков.) для общего образования в пределах основных профессиональных образовательных программ НПО и СПО с учетом профиля профессионального образования. Цели урока:
- получить знания от особенностях развития цивилизаций Востока в Средние века; усвоить понятия Средние века, аграрная экономика, кочевники;
– учить представлять результаты изученного материала в форме конспекта;
– обеспечить условия развивать умения составлять сложный план.
Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний
ВОСТОК В СРЕДНИЕ ВЕКА.doc
Тема урока: «Восток в Средние века».
Цель урока:
получить знания от особенностях развития цивилизаций Востока в Средние века; усвоить понятия
Средние века, аграрная экономика, кочевники;
– учить представлять результаты изученного материала в форме конспекта;
– обеспечить условия развивать умения составлять сложный план.
Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний
Используемые учебники и учебные пособия:
Артемов В.В., Лубченко Ю.Н. История: учебник. — М., 2015.
Тема урока: «Индия. Китай. Япония».
Сегодня мы поговорим об истории трех очень разных стран Востока, которые сыграли и продолжают
играть огромную роль в мировой истории; в них сосредоточено около 40% населения Земли.
Общие черты развития:
1. Постоянная борьба с внешней опасностью.
2. Сосуществование разных религий.
3. Особенности развития общества и государства, которые закрепляли сложившийся порядок,
делали его максимально стабильным.
Индия. В сказках и легендах она изображалась страной несметных богатств, в этом же
убеждались реальные купцы и путешественники, оказавшиеся на её шумных рынках. В чём причина
легендарного богатства Индии? (Уникальный климат, благоприятствующий ведению сельского
хозяйства.) Благодаря уникальному климату, индийцы получали чрезвычайно большие урожаи 2 раза в
год. Страна была богата полезными ископаемыми. Индия была так богата, что не прокладывала
торговые пути в соседние страны, а, наоборот, иноземные купцы спешили оказаться на её рынках.
Богатства Индии были защищены с Востока, Юга и Запада морем, а с Севера – горами.
В течение нескольких столетий страна оставалась раздробленной. Возникавшие государства
ожесточённо боролись друг с другом, иногда усиливались, но быстро распадались. Как назывались
индийские правители? (Раджи.)
Своеобразная черта индийского общества – склонность к самоорганизации. Колоссальную роль в
жизни индийца играли сельские общины. Они в свою очередь объединялись друг с другом и могли,
таким образом, координировать сельскохозяйственную деятельность целых областей.
Какова ещё своеобразная черта индийского общества? (Деление на варны и касты.) Какие варны
вы знаете? (Брахманы (жрецы), кшатрии (воины), вайшьи (земледельцы), щудры (слуги),
неприкасаемые.) Варны в свою очередь делились на касты. При этом представители одной касты жили
сравнительно обособленно, стремились не смешиваться с людьми другой касты, женились
исключительно на представителях своей касты. Кастовая система сглаживала конфликты в обществе,
утверждая «естественность» неравенства и взаимную необходимость каст друг для друга. Кастовая
система всячески препятствовала изменению существовавших порядков.
Какая религия в Индии? Помимо индуизма некоторые индийцы исповедовали буддизм. В Индии
воздвигались удивительные буддийские храмы (например, храмы пещеры Аджанты). Однако к VIIVIII
вв. буддизм был окончательно вытеснен индуизмом. В начале XIII в. на Севере Индии образовалось
исламское государство со столицей в Дели. Это стало началом Делийского султаната. Вскоре он
покорил большую часть Индостана. Укреплению власти султаната способствовала внешняя угроза. Как
вы думаете, какая? (Монголы.) Индийские раджи сплотились вокруг султана. А в начале XIV в. даже
удалось нанести поражение монголам. Но недолго после этого просуществовал в прежнем виде
Делийский султанат. Он не смог оправиться от удара, который ему нанёс завоеватель Тамерлан уже в
конце XIV в. В итоге Делийский султанат распался на ряд княжеств.
В 15 веке в Индии побывал русский купец Афанасий Никитин, его описание является ценным
источником по истории страны.
Китай. С глубокой древности на Великой Китайской равнине, раскинувшейся в нижнем течении
рек Хуанхэ и Янцзы, существовали государства, которые ещё в III веке до н. э. объединились в
империю. С древности и до начала XX века Китай неизменно оставался империей. Китай был огромной страной, в конце 12 века там проживало около 100 миллионов человек –
больше, чем в Европе того времени. В истории средневекового Китая обычно выделяют несколько
больших периодов, называемых по правившим тогда императорским династиям.
Какое грандиозное китайское сооружение вам известно? В VII веке был прорыт Великий канал,
связавший Хуанхэ и Янцзы. Его общая длина превысила 1 000 км, на работах было занято около
миллиона человек. Строительство канала позволило значительно расширить территорию орошаемых
земель и облегчить перевозки грузов.
Усиление единого Китая произошло при первых императорах династии Тан (618907). В это
время Китай был широко открыт внешним влияниям, особенно в сторону запада. Туда вёл Великий
шёлковый путь, соединявший Китай со странами Средиземноморья.
Буддизм широко распространился в Китае, привлекая многих своей проповедью милосердия,
всеобщего равенства перед лицом страданий, обещаниями благ за добрые дела и наказания за дурные.
Буддизм тесно взаимодействовал с традиционным для Китая конфуцианством и с другими религиями.
Северные области завоевали племена киданей (от их наименования происходит русское название
страны – Китай, воспринятое позже через монголов). Первым правителям новой династии Сун (960
1279) удалось вновь объединить почти всю страну.
В начале XIII века над Китаем нависла новая опасность: у его северных границ образовалось
государство монголов. Используя вражду между империей Сун и её соседями, монголы к 1234 году
завоевали север Китая, а к 1279 году под их властью оказалась вся страна. Монгольский великий хан
Хубилай перенёс свою ставку на территорию Китая (в Пекин), принял императорский титул и основал
новую династию Юань (12711368).
Правитель Китайского государства именовался Сыном Неба и императором. Его власть
передавалась по наследству и официально ничем не ограничивалась. Особа императора была
священной. Он считался не только повелителем всех людей, но и посредником между верховным
божеством – Небом и «поднебесным миром», то есть землёй.
В китайском обществе была строгая иерархия. В целом же в китайском обществе каждый занимал
отведённое ему место, которому всё в его жизни должно соответствовать: занятия и развлечения,
манеры и одежда.
Трудно назвать такую область науки, литературы или искусства, в которую Китай не внёс бы
значительный вклад.
Именно китайцы впервые изобрели книгопечатание. Правда, обилие иероглифов – в китайском
языке их десятки тысяч – ограничило его возможности. За пределами Китая книгопечатание осталось
неизвестным и было заново изобретено Гутенбергом. Китайцы изобрели порох и огнестрельное оружие,
бумажные деньги и морской компас. Китайские астрономы создали удивительно точный календарь.
Япония. Япония расположена к востоку от Китая на множестве островов. Япония отличается
уникальными по красоте ландшафтами, японцы очень тонко чувствуют и почитают красоту природы. В
чем это выражается? Японские сады. Икебана (создание композиций из цветов). Сакура.
Островное положение Японии защищало ее от кочевников. Монголы пытались покорить японцев,
но не смогли. Море кормило японцев, но и таило опасность: цунами не раз разрушали прибрежные
города. Бороться со стихией японцам помогали такие качества как трудолюбие и
дисциплинированность.
Большое влияние на Японию оказал Китай: чай, рис, достижения науки, медицины, иероглифы. Из
Китая был воспринят и буддизм, который мирно уживался с традиционными японскими верованиями.
Возглавлял Японию император, считалось, что он происходил от богини Солнца, поэтому его
власть носила церемониальный характер. Реальная власть находилась в руках влиятельных князей. Им
служили профессиональные воины – самураи, получавшие землю за свою службу (как рыцари).
Домашнее задание: учебник истории § 12.
План урока по курсу Всемирная история «» (проф.-техническое образование)
План урока по курсу Всемирная история «» (проф.-техническое образование)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.