Данный урок разработан по учебнику "ИСТОРИЯ» (авторы В.В. Артемов; Ю.Н. Лубченков.) для общего образования в пределах основных профессиональных образовательных программ НПО и СПО с учетом профиля профессионального образования. Цели урока:
- изучить особенности перехода к индустриальному обществу в Индии в середине 19-го века;
- продолжить воспитывать уважительное отношение к истории и культуре других народов;
- отработать умения обобщать и систематизировать знания, устанавливать причинно-следственные связи, формулировать выводы, аргументировать свою точку зрения.
Тема урока: «Индия в 19 веке»
Цели урока:
изучить особенности перехода к индустриальному обществу в Индии в середине 19го века;
продолжить воспитывать уважительное отношение к истории и культуре других народов;
отработать умения обобщать и систематизировать знания, устанавливать причинноследственные
связи, формулировать выводы, аргументировать свою точку зрения.
Задачи урока:
активизировать познавательную деятельность учащихся, стимулировать и развивать мыслительные
процессы;
выявить степень усвоения пройденного учебного материала, а также пробелы в знаниях, умениях,
навыках;
способствовать созданию положительного настроя на уроке.
Оборудование урока: техническое обеспечение показа слайдов, ноутбук,
.
Оформление доски: тема урока «Индия: насильственное разрушение традиционного общества»,
термины: сипаи, свадеши.
План урока:
I. Организационный момент:
1. Представление учителя.
2. Знакомство с темой урока: его целями и задачами.
3. Инструкция по работе с опорным листом.
II. Актуализация знаний: самостоятельная работа с систематизирующей таблицей опорного листа
по Японии и Китаю.
III. Изучение нового материала:
1. Характеристика английской колонизационной политики в Индии в середине 19 –го века.
2. Положение индийских ткачей и состояние крестьянской общины в середине 19го века.
3. Проблема двойственного характера колониализма (теория цивилизующей роли колониализма)
самостоятельная работа в группах с текстом учебника по выделению отрицательных и
положительных последствий колониализма.
4. Особенность английского колониализма.
5. Причины, повод и последствия восстания 1857 года:
выделение причин и повода восстания;
сообщения о Лакшми Бай
создание ИНК, сообщение о Балгангадхаре Тилаке
6. Выводы.
IV. Закрепление изученного материала.
1. Заполнение систематизирующей таблицы опорного листа по Индии, самоконтроль заполнения,
подсчет баллов.
2. Сравнение исторических условий перехода от традиционного общества к индустриальному
Японии, Китая, Индии по таблице.
V. Объявление отметок за урок, домашнего задания.Ход урока:
I. Организационный момент:
Тема нашего урока, как вы догадались, связана с историей Индии и звучит: «Индия:
насильственное разрушение традиционного общества». Мы изучим особенности перехода к
индустриальному обществу в Индии в середине 19го века, сравним исторические условия перехода
от традиционного общества к индустриальному в Японии, Китая, Индии.
Каждому ученику приготовлен опорный лист, по которому мы будем работать в течении урока.
Давайте познакомимся с ним. На листе представлены тема урока «Индия: насильственное
разрушение традиционного общества», эпиграф урока – слова выдающегося общественного и
политического деятеля Индии Махатмы Ганди, систематизирующая таблица с расположенными
ниже вариантами ответов, словарь терминов и даты событий нашей темы. Заполнение словаря
терминов и запись дат станет результатом нашей совместной работы в течении урока, заполнение
таблицы по Индии проведем в конце урока.
II. Актуализация знаний.
В целях повторения вам предлагается заполнить таблицу по Японии и Китаю (до 2х минут)
III. Изучение нового материала.
1. Характеристика английской колонизационной политики в Индии в середине 19 –го века.
Что называют модернизацией? (Модернизация – длительный и сложный процесс, входе
которого на основе индустриализации изменяются все стороны жизни общества: экономика,
политика, духовная жизнь. Индустриализация – процесс вытеснения ручного труда
машинным, производство мамин при помощи станков, углубление разделения труда,
усложнение технологических процессов.)
(слайд 2) Эпиграфом нашего урока стали слова выдающегося общественного и политического
деятеля Индии Махатмы Ганди: «Я не желаю, чтобы мой дом был обнесен со всех сторон стеной и
чтобы мои окна были наглухо заколочены: я хочу чтобы культура всех стран свободно проникала в
мой дом. Но я не желаю, чтобы меня сбили с ног». Нарождающаяся индийская интеллигенция
понимала необходимость и неизбежность изменений, но она хотела экономической, политической,
культурной самостоятельности.
(работа с картой, слайд 3) Индию называли жемчужиной в короне Британской империи. Она
была разделена на две части: Британскую Индию, находившейся под управлением ОстИндской
компании и раздробленную более чем на 550 индусских и мусульманских княжеств, формально
независимых, но фактически зависимых от английских колониальных властей.
в 19ом веке понятие «колония» изменяется. Если ранее колония рассматривалась как источник
сырья, то теперь колония становится и рынком сбыта для товаров страныметрополии. Обратимся
к статистике (слайд 4). Вывоз хлопкасырца возрастает за 30 лет в 10 раз, ввоз готовых тканей за 20
лет возрастает в 50 раз. Каковы последствия для экономики Индии? (разорение местного
производства).
2. Положение индийских ткачей и состояние крестьянской общины в середине 19го века. (слайд 5) рассказ учителя о разорении индийских ткачей, позиции крестьянской общины;
3. Проблема двойственного характера колониализма (теория цивилизующей роли колониализма)
историкам с позиций современности видна интересная ситуация: страны, которые в 19ом веке
героически отстояли свою независимость в борьбе с колонизаторами (Эфиопия, Афганистан),
сейчас возглавляют списки беднейших стран мира. Индия, прошедшая через колониальную систему,
является современному миру стремительно развивающимся государством. Можно ли однозначно
делать вывод только об отрицательных последствиях колониализма? Для ответа на вопрос мы
прочтем пункт «Англия «вводит» индию в мировой рынок: это благо или трагедия?» на стр. 232
учебника. Разделимся на две группы: первая группа найдет отрицательные последствия
колониализма, вторая – положительные. Время на работу – 2 минуты.
4. Особенность английского колониализма: английские предприниматели препятствовали
развитию национальной промышленности, поощряли развитие сырьевого сектора.
5. Причины, повод и последствия восстания 1857 года
(слайды 6,7) рассказ учителя о причинах, поводе, ходе восстания 1857 года. По карте (слайд 8)
определяется район восстания. Запись в опорные листы термина «сипай», даты 10 мая 1857 год.
(слайд 9) рассказ ученика о Лакшми Бай.
(слайд 10) рассказ учителя о уступках английской колониальной системы, создании первой
национальной политической организации Индийского Национального Конгресс. Запись в опорные
листы даты 1885 год.
(слайд 11) рассказ ученика о Балгангадхаре Тилаке
6. (слайд 12) Выводы:
1.В 19 веке в Индии происходит насильственное разрушение традиционного общества.
2.Колонизаторы препятствуют процессу модернизации.
3.Усиливается национальноосвободительное движение,
организация Индийский Национальный Конгресс (ИНК).
IV. Закрепление изученного материала.
1.Заполнение систематизирующей таблицы опорного листа по Индии.
2. (слайд 13) проверка правильности заполнения таблицы. Самоконтроль в соответствии с
образцом таблицы. Максимальный балл по Японии—6 баллов, по Китаю—6 баллов, по Индии – 8
баллов, всего за таблицу – 20 баллов. 1920 баллов соответствуют отметке «5», 1718 баллов
соответствуют отметке «4».
3. (слайд 14) проверка правильности заполнения словаря терминов, записей дат событий.
4. Сопоставление сравниваемых позиций по Японии, Китаю, Индии, их сочетаний и влияние на
модель исторического развития.
V Домашнее задание: учебник истории § 51.
создаётся первая политическая