План урока по курсу всеобщей истории «Крах системы колониализма» (проф.-техническое образование)

  • Работа в классе
  • Разработки уроков
  • docx
  • 10.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данный урок разработан по учебнику "ИСТОРИЯ» (авторы В.В. Артемов; Ю.Н. Лубченков.) для общего образования в пределах основных профессиональных образовательных программ НПО и СПО с учетом профиля профессионального образования. Цель урока: познакомить с особенностями развития стран Африки и Азии этапами борьбы за независимость.
Иконка файла материала Крах системы колониализма. Освобождение Африки..docx
Тема урока: «Крах системы колониализма». Цель урока:  познакомить с особенностями развития стран Африки и Азии этапами борьбы за  независимость. Основные понятия темы: деколонизация, режим опеки ООН, Год Африки, неоколониализм,  развивающиеся страны, социалистическая ориентация, колония, метрополия. ХОД УРОКА: 1.  Повторение пройденного материала. 2. Изучение нового материала  События 1946 – 1950 гг. – в Азии и Африке возникло 13 независимых государств. 1946 – 1954 гг. – война во Вьетнаме. Завершилась поражением Франции. 1951 г. – Ливия обрела независимость. 1954 – 1962 гг. – война в Алжире, в результате которой Алжир получил независимость. 1955 г. – Первая конференция африканских и азиатских государств, в которой приняло участие 28  стран. 1956 г. – независимость обрели Марокко и Тунис. 1960 г. – независимость получила Сомали. 1960 – Год Африки: около 45 государств обрели независимость. 1974 г. – независимость получили Ангола и Мозамбик. 1990 г. – Намибия стала независимым государством. 2001 г. – создан Африканский союз. Его цели: способствовать достижению экономической и полити­ ческой независимости африканских государств. К 2000 г. суммарный внешний долг составил 370 млрд долларов. Индия 1947 г. – Великобритания предоставляет независимость Индии. На территории бывшей британской  колонии возникает два независимых государства – Индия и Пакистан. 1950 г. – Индия провозглашена республикой. Первым премьер­министром становится Джавахарлал  Неру. Индонезия В начале XX века почти вся территория Индонезии была голландской колонией и носила название Ни­ дерландская (Голландская) Ост­Индия. В 1942 г. Индонезию захватила Япония. После поражения  Японии во Второй мировой войне в Индонезии активизировалась борьба за независимость. 1945 г. – провозглашена независимость Индонезии. 1950 г. – Голландия признала независимость Индонезии и вывела свои войска. 1959 г. – установление в Индонезии авторитарного режима Ахмеда Сукарно.1967 г. – Сукарно отстранен от руководства страной.  Участники  хандас Ганди – лидер национально­освободительного движения Индии. Получил в народе имя  Мо  Махатма («великая душа»). Джавахарлал Неру – премьер­министр Республики Индии с 1947 г.  Ахмед Су   Республики Индонезия (1945–1967).  кар   но – возглавил национально­освободительное движение в Индонезии. Первый президент  Начавшийся после Второй мировой войны процесс деколонизации привел к тому, что практически все  бывшие колонии обрели независимость. Получившие независимость страны должны были самостоя­ тельно определять свою политику, решать экономические проблемы. Актуальной задачей стала борьба с неоколониализмом. Азия. Одна из главных стран региона – Индия – жемчужина в колониальной короне Британ­ ской империи по окончанию Второй мировой войны стала стремиться к независимости. В феврале  1946 года вспыхнуло восстание в Бомбее, переросшее в массовые выступления по всей Индии. Ин­ дусы, работавшие в местных английских администрациях, доказали что сами могут управлять своим  государством. Английское правительство Эттли, пытаясь уладить конфликт, вознамерилось сделать  из Индии доминион с управлением его из Лондона, но все же, в августе 1947 года Индия провозгла­ сила свою независимость (Рис. 1). Премьер­министром Индии стал Джавахарлал Неру. В 1946 году, территория Ближнего Востока, которая находилась в колониальной системе Великобри­ тании, оказалась независимой. Лондон отказался от своих притязаний на эти земли, мотивируя это  тем, что не может найти приемлемое для арабов и евреев решение взаимного общежития. В 1947 году ООН приняла решение о разделении Палестины – камня преткновения – на араб­ скую и еврейскую части, что было принято евреями, но не было поддержано арабами. В том же 1947  году вспыхнула арабо­израильская война (1947­1949 гг.) за данную территорию (Рис. 2). Каждая из  сторон претендовала на земли Палестины и Иерусалим – город, священный как для христиан, так и  для мусульман и иудеев. С помощью СССР и при его всецелой поддержке, в 1948 году, в ходе продолжавшейся войны, было  провозглашено государство Израиль. В Москве надеялись, что Израиль выберет просоветскую по­ зицию, и всячески помогали ему. Премьер­министр Израиля Голда Меир была хорошим другом  СССР. Изначально, США поддерживали арабов, но как только правительство Израиля, получив под­ держку от СССР и немного окрепнув, повернулось к США лицом, Вашингтон стал поддерживать Из­ раиль. Таким образом, с конца 1940­х гг. оформилось некое противостояние великих держав в данном  регионе – СССР стал поддерживать арабские государства, а США – Израиль.Рис. 1. Независимая Индия (Источник) В течение 1950­х гг. в Израиль стали переселяться многие евреи из стран Европы и Азии, создавая  новое общество, на, как они считали, своей земле. В скором времени, при финансовой поддержке  США, Израиль стал одним из вернейших союзников Вашингтона и начал развивать свою экономику. Рис. 2. Арабо­израильский конфликт (Источник) Период крушения колониальной системы в Африке принято разделять на три основных этапа: Первый этап (1946­1947 гг.), когда почти все страны Африки стали формально независимыми, но ре­ альную свободу так и не обрели. Многие колониальные европейские страны всё чаще стали говорить  об отказе от колоний, так они стали тянуть их назад. Если раньше метрополии практически всё выка­ чивали из колоний, то теперь, наоборот, они тратили огромные деньги на поддержание колоний. Второй этап (1960­1965 гг.) связан с самыми главными событиями. В 1960 году сразу 17 стран конти­ нента получили реальную независимость. 1960 год – «год Африки» (Рис. 3). Для поддержания мира и спокойствия была создана Организация африканского единства (ОАЕ), целью которой было урегули­ рование территориальных споров между странами, т.к. границы бывших колоний стали границами  независимых государств, и поводов к спорам хватало. Третий этап (с 1975 года) характеризуется ликвидацией осколков колониальной системы, когда неза­ висимость получили такие страны, как Ангола, Гвинея­Бисау, Мозамбик.Рис. 3. «Год Африки» (Источник) Обретение национальной независимости сталкивалось с постоянной борьбой за власть и вооружённы­ ми переворотами. Если изначально вся власть досталась немногочисленным образованным  людям, стремившимся создать государство на принципах свободы и демократии, то с течением  времени власть забирали военные, устанавливавшие жесточайшую диктатуру. Ярким примером  такой борьбы за власть может служить следующее. Бывшая колония – Бельгийское Конго – в 1960  году получило независимость. Новую страну возглавил молодой демократический лидер Патрис Лу­ мумба, стремившийся к созданию единого государства, к преодолению разногласий между племена­ ми. Лумумба заручился поддержкой СССР, но вскоре был свергнут военачальником Жозефом Мобу­ ту и убит.

Посмотрите также