План внеурочной деятельности
Оценка 4.9

План внеурочной деятельности

Оценка 4.9
Работа в классе +1
doc
воспитательная работа +1
1 кл—4 кл
09.03.2018
План внеурочной деятельности
Организация внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в образовательном учреждении. Формы организации образовательного процесса, чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет образовательное учреждение. Под внеурочной деятельностью понимается образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Внеурочная деятельность школьников.doc
Внеурочная   деятельность  школьников   объединяет   все   виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Согласно   новому   Базисному   учебному   плану   общеобразовательных учреждений   Российской   Федерации   организация   занятий   по   направлениям внеурочной   деятельности   является   неотъемлемой   частью   образовательного процесса   в   школе.   Время,   отводимое   на   внеурочную   деятельность, используется   по   желанию   учащихся   и   в   формах,   отличных   от   урочной системы обучения. Виды   и  направления   внеурочной   деятельности.  Для   реализации   в школе доступны следующие виды внеурочной деятельности:  1) игровая деятельность; 2) познавательная деятельность; 3) проблемно­ценностное общение; 4) досугово­развлекательная деятельность (досуговое общение); 5) художественное творчество; 6) социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность); 7) трудовая (производственная) деятельность; 8) спортивно­оздоровительная деятельность; 9) туристско­краеведческая деятельность. В   Базисном   учебном   плане   общеобразовательных   учреждений Российской   Федерации   выделены   основные  направления  внеурочной деятельности:   художественно­эстетическое, научно­познавательное,   военно­патриотическое,   общественно   полезная     и   спортивно­оздоровительное, проектная деятельность. Виды   и   направления   внеурочной   деятельности   школьников   тесно связаны   между   собой.   Например,   ряд   направлений   совпадает   с     видами деятельности   (спортивно­оздоровительная,   познавательная   деятельность,   Военно­патриотическое   направление   и художественное   творчество). проектная   деятельность   могут   быть   реализованы   в   любом   из   видов внеурочной   деятельности.   Они   представляют   собой   содержательные приоритеты   при   организации   внеурочных   занятий.   Общественно­полезная деятельность   может   быть   опредмечена   в   таких   видах   внеурочной деятельности,   как   социальное   творчество   и   трудовая   (производственная) деятельность.   Следовательно, все направления внеурочной деятельности необходимо рассматривать   как  содержательный   ориентир  при   построении соответствующих   образовательных   программ,   а   разработку   и   реализацию конкретных форм внеурочной деятельности школьников основывать на видах деятельности.  Результаты и эффекты внеурочной деятельности учащихся.   При организации   внеурочной   деятельности   школьников   необходимо   понимать различие между результатами и эффектами этой деятельности. Результат  –   это   то,   что   стало   непосредственным   итогом   участия школьника   в   деятельности.   Например,   школьник,   пройдя   туристический маршрут, не только переместился в пространстве из одной географической точки в другую, преодолел сложности пути (фактический результат), но и приобрел некое знание о себе и окружающих, пережил и прочувствовал нечто как   ценность,   приобрел   опыт   самостоятельного   действия   (воспитательный результат).  Эффект  –   это   последствие   результата;   то,   к   чему   привело  Направления выделены явно нерядоположенно. К тому же, проведенные пилотные исследования   показывают,   что   существует   риск   восприятия   педагогами,   методистами, управленцами перечня направлений как перечня видов деятельности, которыми должна заниматься   школа.   В   результате   может   быть   ограничено   представление   о многопредметности  внеурочной деятельности, за бортом внимания школы могут оказаться игровая,   туристско­краеведческая   деятельности,   проблемно­ценностное   и   досуговое общение. Не допустить этого позволяет опора именно на виды внеурочной деятельности детей. достижение результата. Например, приобретенное знание, пережитые чувства и   отношения,   совершённые   действия   развили   человека   как   личность, способствовали формированию его компетентности, идентичности. В сфере школьного воспитания и социализации имеет место серьезная путаница   понятий   «результат»   и   «эффект».   Привычны   утверждения,   что результатом   воспитательной   деятельности   педагога   является   развитие личности   школьника,   формирование   его   социальной   компетентности   и   т.д. При этом упускается из виду (вольно или невольно), что развитие личности ребенка   зависит   от   его   собственных   усилий   по   самостроительству,   от воспитательных   «вкладов»   в   него   семьи,   друзей,   ближайшего   окружения, других факторов. То есть развитие личности ребенка – это эффект, который стал возможен благодаря тому, что ряд субъектов воспитания и социализации (в   том   числе,   сам   ребенок)   достигли   своих   результатов.   Тогда   в   чем   же результат   воспитательной   деятельности   педагога?   Невнятность   понимания самими учителями   результатов своей деятельности не позволяет уверенно предъявлять   эти   результаты   обществу,   рождает   общественное   сомнение   и недоверие к педагогической деятельности.  Но,   может   быть,   гораздо   более   серьезное   последствие   неразличения педагогами результатов и эффектов в том, что утрачивается понимание цели и   смысла   педагогической   деятельности     (особенно   в   сфере   воспитания   и   логики   и   ценности   профессионального   роста   и социализации), самосовершенствования. К примеру, сегодня в школьном образовании резко обострилась борьба за так называемого «хорошего ученика», в том числе и потому, что такой ученик  гарантированно  показывает высокие результаты обученности   и   воспитанности.   Не   вполне   понимая   собственно   результаты своей   работы,   не   отличая   их   от   эффектов,   не   умея   внятно   предъявить результаты   и   эффекты   социуму   и   при   этом   испытывая   давление   с   его стороны,   учителя   таким   непедагогичным   образом   страхуются   от профессиональных неудач. Классификация результатов внеурочной деятельности учащихся. результаты   внеурочной   деятельности   школьников Воспитательные  распределяются по трем уровням. Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний   (об   общественных   нормах,   об   устройстве   общества,   о   социально одобряемых   и   неодобряемых   формах   поведения   в   обществе   и   т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.  Для   достижения   данного   уровня   результатов   особое   значение   имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании)   как   значимыми   для   него   носителями   положительного социального знания и повседневного опыта. Второй   уровень   результатов  –   получение   школьником   опыта переживания   и   позитивного   отношения   к   базовым   ценностям   общества (человек,   семья,   Отечество,   природа,   мир,   знания,   труд,   культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.  Для   достижения   данного   уровня   результатов   особое   значение   имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).  Третий   уровень   результатов  –   получение   школьником   опыта самостоятельного   общественного   действия.   Только   в   самостоятельном общественном   действии   юный   человек   действительно  становится  (а   не просто  узнаёт   о   том,   как   стать)   социальным   деятелем,   гражданином, свободным человеком. Для   достижения   данного   уровня   результатов   особое   значение   имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами  за пределами школы, в открытой общественной среде.  Достижение   трех   уровней   результатов   внеурочной   деятельности воспитания   и увеличивает   вероятность   появления социализации   детей.  У   учеников   могут   быть   сформированы коммуникативная,  этическая,  социальная,  гражданская  компетентности  и  эффектов  социокультурная  идентичность  в   ее   страновом,   этническом,   гендерном   и других аспектах. Например,   что   для   становления гражданской компетентности и идентичности школьника достаточно уроков   неоправданно   предполагать, граждановедения,   занятий   по   изучению   прав   человека   и   т.п.   Даже   самый лучший   урок   граждановедения   может   дать   школьнику   лишь   знание   и понимание общественной жизни, образцов гражданского поведения (конечно, это немало, но и не все). А вот если школьник приобретет опыт гражданских отношений и поведения в дружественной среде (например, в самоуправлении в  классе),   и   уж   тем   более   в  открытой   общественной   среде  (в  социальном проекте, в гражданской акции), то вероятность становления его гражданской компетентности и идентичности существенно возрастает. При   организации   внеурочной   деятельности  младших   школьников необходимо   учитывать,   что,   поступив   в   первый   класс,   дети   особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них   школьную   реальность.     Педагог   должен   поддержать   эту   тенденцию, обеспечить   используемыми   формами   внеурочной   деятельности   достижение ребенком  первого   уровня   результатов.   Во   втором   и   третьем   классе,   как правило,   набирает   силу   процесс   развития   детского   коллектива,   резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом, что создает благоприятную ситуацию для достижения во внеурочной деятельности   школьников  второго   уровня   результатов.   Последовательное восхождение   от   результатов   первого   к   результатам   второго   уровня   на протяжении   трех   лет   обучения   в   школе   создает   у   младшего   школьника   к четвертому   классу   реальную   возможность   выхода   в   пространство общественного действия (то есть достижение третьего уровня результатов). Такой   выход   для   ученика   начальной   школы   должен   быть   обязательно оформлен   как   выход   в   дружественную   среду.   Свойственные   современной социальной   ситуации   конфликтность   и   неопределенность   должны   быть   в известной степени ограничены. Взаимосвязь   результатов   и   форм   внеурочной   деятельности. Каждому уровню результатов внеурочной деятельности соответствует своя образовательная форма (точнее – тип образовательной формы, то есть ряд содержательно и структурно близких форм).  Первый   уровень   результатов   может   быть   достигнут   относительно простыми   формами,   второй   уровень   –   более   сложными,   третий   уровень   – самыми сложными формами внеурочной деятельности.   Например,   в   такой   форме   проблемно­ценностного   общения   как этическая   беседа  вполне   можно   выйти   на   уровень   знания   и   понимания школьниками обсуждаемого жизненного сюжета (проблемы). Но поскольку в   «педагог   –   дети»,   а этической   беседе   основной   канал   общения   непосредственное общение детей друг с другом ограничено, то в этой форме довольно   трудно   выйти   на   ценностное   отношение   школьников   к рассматриваемой проблеме (именно в общении со сверстником, «таким же, как он сам» ребенок устанавливает и проверяет свои ценности).  Для запуска ценностного самоопределения нужны уже другие формы – дебаты,  тематический   диспут.  Участвуя   в  дебатах,  младшие   школьники получают возможность с разных сторон посмотреть на проблему, обсудить положительные   и   отрицательные   моменты,   сравнить   свое   отношение   к проблеме   с   отношением   других   участников.   Однако   дебаты,   будучи   во многом   игровой   формой   коммуникации,   не   ставят   ребенка   перед необходимостью лично отвечать за свои слова, перейти от слов к делу (то есть эта форма не нацелена на выход школьника в самостоятельное общественное действие, хотя это и может случиться с конкретным школьником в силу его личных особенностей).  Такая   необходимость   диктуется   другой   формой   –  проблемно­ ценностной   дискуссией   с   участием   внешних   экспертов,  где   участники высказываются   только   от   себя   лично,   а   любое   наигрывание   с   их   стороны чревато   разоблачением   и   критикой   со   стороны   внешних   экспертов, незаинтересованных в искусственной поддержке детских мнений. Проблемно­ ценностная дискуссия выводит участников на ту грань, когда за словами «Я считаю…» следует «и я готов это сделать». Итак,   практически   невозможно   достигнуть   результата   второго   и   тем более   третьего   уровня   формами,   соответствующими   первому   уровню результатов.   В   то   же   время,   в   формах,   нацеленных   на   результат   высшего уровня,  достижимы   и  результаты   предшествующего   уровня.  Однако   важно понимать:  форсирование результатов и форм не обеспечивает повышение качества и эффективности деятельности. Педагог, надёжно не владеющий формами деятельности для достижения результатов первого уровня, не может действенно   выйти   на   результаты   и   формы   второго   и,   тем   более,   третьего уровня. Он может это сделать только имитационно.  Понимание взаимосвязи результатов и форм внеурочной деятельности должно позволить педагогам: разрабатывать образовательные программы внеурочной деятельности с четким и внятным представлением о результате; подбирать   такие   формы   внеурочной   деятельности,   которые гарантируют достижение результата определенного уровня; выстраивать логику перехода от результатов одного уровня к другому; диагностировать   результативность   и   эффективность   внеурочной деятельности; оценивать   качество   программ   внеурочной   деятельности   (по   тому,   на достижение какого результата они претендуют, соответствует ли избранные формы предполагаемым результатам, происходит ли наращивание содержания и   т.д.).   Это   закладывает   основу   для   построения   стимулирующей   системы оплаты   труда   педагогов   за   организацию   внеурочной   деятельности школьников.  Методический   конструктор   «Преимущественные   формы достижения воспитательных результатов во внеурочной деятельности» (табл.) основан на взаимосвязи результатов и форм внеурочной деятельности. Он   может   быть   использован   педагогами   для   разработки   образовательных программ внеурочной деятельности с учетом имеющихся в их распоряжении ресурсов, желаемых результатов, специфики образовательного учреждения. Таблица Методический конструктор «Преимущественные формы достижения воспитательных результатов во внеурочной деятельности» Уровни воспитательных  результатов Приобретение школьником  новых социальных знаний Развитие позитивных отношений школьника к базовым общественным ценностям Накопление школьником опыта самостоятельного социального действия Виды внеурочной деятельности 1. Познавательная ­ познавательные  занятия кружка,  факультатива и т.п.,  направленные на  освоение детьми  воспитывающей  информации (об  общественных нормах  и ценностях, об  устройстве общества и основных социальных  и нравственных  проблемах, о мировой  и отечественной  культуре, о ярких  личностях наших  предков и  современников, о  социально одобряемых и неодобряемых  формах поведения и  т.п.).  ­ познавательные  акции (олимпиады,  марафоны,  конференции,  викторины,  экскурсии…),  организуемые  педагогом для детей.  ­ детские  исследовательские  проекты.     познавательные ­ кружка, факультатива и т.п. духовно­нравственной или социальной направленности (диспут, дискуссия, ролевой диалог и т.п.). занятия         познавательные ­ совместно организуемые школьниками и педагогом в виде КТД.  акции,     ­   интеллектуальные   и   познавательные   клубы (например, клуб «Что? Где? Когда?», НОУ и т.п.).   детские   исследовательские   проекты ­ социальной направленности. ­   познавательные   акции,   совместно   организуемые   школьниками   и   сверстников, педагогом   для   малышей,   родителей, представителей окружающего школу социума.   учителей, ­   детские   исследовательские   проекты   с   элементами   социального проектирования. 2. Игровая развлекательные   организуемые ­   игры, педагогом;   интеллектуальные   организуемые ­ игры, педагогом;   ролевые   игры, ­ организуемые педагогом. ­ деловые игры, организуемые педагогом;   ­   развлекательные,   интеллектуальные,   ролевые, деловые   игры,   совместно   организуемые школьниками и педагогом в виде коллективных творческих дел – КТД  ­ социально моделирующие игры, организуемые педагогом; ­ развлекательные, интеллектуальные, ролевые, деловые, социально  моделирующие игры, совместно организуемые школьниками и педагогом  для малышей, сверстников, учителей, родителей; ­   развлекательные,   интеллектуальные,   ролевые,   деловые,   социально моделирующие игры, совместно организуемые школьниками и педагогом для представителей окружающего школу социума.  3. Трудовая  (производственная)  деятельность     кружковые, ­ студийные, факультативные, клубные и пр. занятия по отработке специальных умений в конструировании, техническом творчестве,   ремесле   и т.п. ­   трудовые   акции, организуемые педагогом;   трудовые   десанты, ­ трудовые акции, трудовые десанты, совместно организуемые школьниками и педагогом в виде коллективных творческих дел – КТД;  ­   сюжетно­ролевые   продуктивные   игры («Почта»,   «Город   мастеров»,   «Фабрика», «Детская железная дорога» и т.п.); ­   детская   производственная   бригада   под руководством взрослого. ­   трудовые   акции,   трудовые   десанты,   совместно   организуемые школьниками   и   педагогом   для   малышей,   сверстников,   учителей, родителей; ­   трудовые   акции,   трудовые   десанты,   совместно   организуемые школьниками и педагогом в окружающем школу социуме; ­ детско­взрослое образовательное производство. 4. Досугово­ развлекательная  деятельность  ­ культпоходы в кино, театры,   концертные залы, выставки и т.п.;   ­ досугово­ развлекательные акции («огоньки», праздники, капустники, дискотеки и   т.п.),   организуемые педагогом. ­   досугово­развлекательные   акции   («огоньки», праздники,   капустники,   дискотеки   и   т.п.), совместно   организуемые   школьниками   и педагогом в виде коллективных творческих дел – КТД. ­   досугово­развлекательные   акции   («огоньки»,   праздники,   капустники, дискотеки и т.п.), совместно организуемые школьниками и педагогом для малышей, сверстников, учителей, родителей; ­   досугово­развлекательные   акции   («огоньки»,   праздники,   капустники, дискотеки и т.п.), совместно организуемые школьниками и педагогом в окружающем школу социуме. 5. Спортивно­ оздоровительная  деятельность 6. Туристско­ краеведческая  деятельность ­ беседы о ЗОЖ; оздоровительные   ­ процедуры; ­   физкультурные   и спортивные занятия;     и ­ спортивные оздоровительные акции   (соревнования, турниры, показательные выступления,   мастер­ классы, дни здоровья и т.п.).   организуемые педагогом.   турниры, ­   спортивные   и   оздоровительные   акции (соревнования,   показательные выступления,   мастер­классы,   дни   здоровья   и т.п.), совместно организуемые школьниками и педагогом   в   виде   коллективных   творческих дел – КТД. ­   спортивные   и   оздоровительные   акции   (соревнования,   турниры, показательные   выступления,   мастер­классы,   дни   здоровья   и   т.п.), совместно   организуемые   школьниками   и   педагогом   для   малышей, сверстников, учителей, родителей; ­   спортивные   и   оздоровительные   акции   (соревнования,   турниры, показательные   выступления,   мастер­классы,   дни   здоровья   и   т.п.), совместно организуемые школьниками и педагогом в окружающем школу социуме.   кружковые, ­ факультативные, секционные, клубные и пр.  по отработке специальных умений; занятия     ­ экскурсии; краеведческие   ­ поездки. туристические ­ походы выходного дня; ­ туристские многодневные походы; ­ спортивные туристские походы. ­ туристско­краеведческие экспедиции; ­ поисково­краеведческие экспедиции; ­ природоохранные и природовосстановительные экспедиции. 7. Художественное  творчество   кружковые, ­ студийные, факультативные, клубные и пр. занятия по отработке специальных умений;      художественные ­ акции (концерты, спектакли,   фестивали, творческие вечера, выставки   и   т.п.), организуемые педагогом.   ­ художественные акции (концерты, спектакли, фестивали, творческие вечера, выставки и т.п.), совместно   организуемые   школьниками   и педагогом в виде коллективных творческих дел – КТД.   ­ художественные акции (концерты, спектакли, фестивали, творческие вечера,   выставки   и   т.п.),   совместно   организуемые   школьниками   и педагогом для малышей, сверстников, учителей, родителей; ­   художественные акции (концерты, спектакли, фестивали, творческие вечера,   выставки   и   т.п.),   совместно   организуемые   школьниками   и педагогом в окружающем школу социуме. 8. Социальное  творчество  (социально  преобразовательная  деятельность) ­   социальные   пробы (инициативное участие ребенка   в   отдельных социальных   акциях, организованных взрослыми). ­   социально­ориентированные   коллективные творческие дела – КТД.   ­ социальные проекты; ­   волонтерство   (постоянное   инициативное   участие   ребенка   в деятельности на благо отдельных людей и общества в целом). 9. Проблемно­ ценностное общение ­   индивидуальные   и групповые   беседы   об обществе,   культуре, нравственности, поведении,   морально­ этических,   правовых нормах и т.п.;  тренинги ­ формирования социальных навыков. ­ тренинги личностного роста; ­  дебаты   по   проблемам   социальной, экономической,   политической   и   духовной жизни людей; ­   свободные   дискуссии  по   проблемам социальной,   экономической,   политической   и духовной жизни людей (проблемно­ценностные дискуссии). ­ проблемно­ценностные дискуссии с участием внешних экспертов; ­ беседы, дебаты, дискуссии с представителями общества (в том числе и представителями других образовательных учреждений), организуемые за пределами образовательного учреждения.

План внеурочной деятельности

План внеурочной деятельности

План внеурочной деятельности

План внеурочной деятельности

План внеурочной деятельности

План внеурочной деятельности

План внеурочной деятельности

План внеурочной деятельности

План внеурочной деятельности

План внеурочной деятельности

План внеурочной деятельности

План внеурочной деятельности

План внеурочной деятельности

План внеурочной деятельности

План внеурочной деятельности

План внеурочной деятельности

План внеурочной деятельности

План внеурочной деятельности

План внеурочной деятельности

План внеурочной деятельности

План внеурочной деятельности

План внеурочной деятельности

План внеурочной деятельности

План внеурочной деятельности

План внеурочной деятельности

План внеурочной деятельности

План внеурочной деятельности

План внеурочной деятельности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.03.2018